Природа и общество: понятия и чем они отличаются

Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Отличия общества от природы:

  • творит культуру
  • развивается под влиянием деятельности людей

Отличия природы от общества:

  • способна развиваться независимо от человека
  • обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Сходство общества и природы – являются динамическими системами.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

  • природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
  • охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
  • обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Природа и общество: понятия и чем они отличаютсяВзаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

  •   1. воздействие (влияние) природы на общество:
  • способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
  • способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
  • способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
  • разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)
                        • 2. воздействие общества на природу:
  • истощение недр
  •  загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
  • уничтожение растительного и животного мира
  • вырубка лесов
  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Взаимосвязь природы и общества.

Эту взаимосвязь нужно исследовать с двух сторон:

  • 1) Первая сторона определяется как историческая. В данном случае ставятся вопросы: — обстоятельства возникновения данной связи; — об основных этапах развития данной связи; — каковы перспективы развития связи между природой и обществом.
  • 2) Вторая сторона онтологическая. В данном случае вопрос ставится о сущности и основах этой связи и о ее структуре. На сегодняшний день природа и общество являются двумя составными или основными элементами системы. Эта система определяется как социоприродная. Взаимосвязь природы и общества усиливается и расширяется и с каждым разом становится все более актуальной. В тоже время эта связь и единство все более четко структурируется.

В настоящее время обозначена более менее четко структура системы природа – общество. Какова структура данной системы: основными полярными элементами этой структуры являются природа общества. Связующими элементами этой структуры и ее единства выступают следующие элементы.

  • 1) Сам человек как биосоциальное существо;
  • 2) Это экологическая природа;
  • 3) ноосфера;
  • 4) этосфера как особая часть природы представляющая из себя научную, эстетическую и этическую ценность.

Проблема взаимодействия природы и общества относится к числу вечных проблем. Она постоянно актуальна, пока существует общество, по-новому встает и по-новому решается в каждую историческую эпоху.

С новой небывалой остротой она возникла и в наше время.

Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать дальше.

Всю историю можно в общих чертах разделить на несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества.

  • 1. Древнейший этап — характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища).
  • 2. Допромышленный этап — экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство (мануфактуры).
  • 3. Промышленный этап — век пара, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми огромные количества минеральных, органических и иных ресурсов. Получили бурное развитие города, средства связи, наука.
  • 4. Этап начала техногенной цивилизации. Природные ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества становится сравнимой с мощностью природных планетных стихий (ветра, воды, природного теплового баланса). В XX столетии понятие о сфере взаимодействия природы и общества стало в науке особенно актуальным.

Природа и общество: понятия и чем они отличаютсяВесь мир состоит из вихрей энергий и природные законы описывают то, как циркулируют эти вихри. Можно сказать, что законы созданы Вечным и Единым Богом Вселенной. А вот их формулировка словами человеческого языка — дело сложное и многоуровневое, так как язык очень относителен и истину всегда передает в искаженном виде. За нарушения природных законов наказывает Природа и люди болеют или страдают иным образом — материально, физически, психологически.

Законы общества — это принципы, придуманные разными обществами, культурами, цивилизациями. В одной стране за кражу сажают в тюрьму на три года, а в другой, за такую же кражу — на пять лет.

Если в автобусе проехать без билета, то никто не заболеет, но если встретится контролер, будет взят штраф. За нарушения законов общества наказывает социум по правилам, принятым в данном обществе в данную эпоху.

Основные законы природы и общества

Законы общества и природы

Источник: https://www.sites.google.com/site/philosophytips/home/20

2. Человек, общество, природа

Природа и общество: понятия и чем они отличаются § 2. Человек, общество, природа

Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание.

Исчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, сокращающиеся по мере их использования. Большинство видов природных ресурсов относится к исчерпаемым природным ресурсам, которые подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

Вопрос 2. Каковы основные значения понятия «природа»?

Природа — это естественная среда обитания человека. Конечно, можно предположить и такую фантастическую ситуацию, когда люди будут вынуждены создать некий искусственный подземный или инопланетный мир, где с помощью сложнейшей техники будут созданы необходимые условия человеческого существования: нужная температура, давление, циркуляция воздуха и т. д., и жить в нём.

И даже если представить себе, что люди смогут приспособиться к этим условиям и их род не оборвётся, то, очевидно, нечто существенное будет утрачено. О неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти всё время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день».

В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал.

«Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац… Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное — опять и опять, хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть… И вдруг… редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».

Природа — это огромная (до недавнего времени казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Действующие водопады, судоходные реки, лес, руда, металлы, уголь — всё это активно используется людьми. Откажется сейчас человек от использования, например, нефти, угля, и цивилизация рухнет.

Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества.

Поэтому, пытаясь разобраться в социальной сущности человека и его многообразных связях с обществом, мы не можем обойти вопросы о роли природы в становлении и развитии людей, об их месте среди других живых существ, населяющих нашу планету, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

Вопрос 3. В чём выражается природное единство мира?

Научное знание говорит о единстве мира. Всё живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием.

Принцип природного единства мира исходит из признания общности всех явлений мира (природных и социальных) , отражаемых в человеческой психике и сознании.

Вопрос 4. Какова роль природы в жизни человека и общества?

Роль природы в жизни человека и общества играет значительную роль. Вся жизнь человечества в целом зависит от неё, и только человек губит её и истощает её ресурсы.

Природа: источник пищи; сырьё для промышленности и сельского хозяйства; источник различных видов энергии.

Сырьё для энергетической промышленности; Земельные ресурсы; Почвенные ресурсы; Водные ресурсы; Лесные ресурсы; Объект исследования; Объект эстетический; Объект охраны и защиты; Объекты спортивной и любительской охоты, рыбалки; Среда обитания; Источник природных катаклизмов, стихийных бедствий; Рекреационный ресурс.

Вопрос 5. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?

Великий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин — ноосфера (от лат. разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.

Означает ли это, что в эпоху ноосферы человек станет безраздельно господствовать над природой, полностью подчинив её развитию цивилизации? Нет. Вступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества. Время покажет, возможно ли это.

Вопрос 6. Какие возможности открыл перед человечеством разум?

  1. Человек наделён разумом. Это позволило ему сделать гигантский скачок в освоении мира. На уроках истории вы уже узнали, как много умел даже первобытный человек по сравнению с другими живыми существами на Земле: коллективно охотился, пользовался огнём, создавал искусственные орудия из дерева, кремня, кости.

  2. Умение накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её открыло человеку возможность создавать нечто не существующее в природе. Эта созданная знаниями и трудом людей «вторая природа», по мысли М. Горького, есть «культура в точном и подлинном смысле слова».

  3. Возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали. Это был огромный шаг в развитии человечества.

Вопрос 7. Присущ ли прогресс развитию природы?

Есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

  1. Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом.
  2. Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы.
  3. В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева — млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам.
  4. В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.

Вопрос 8. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?

Человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.

Вопрос 9. Проанализируй, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чём автор показал себя – как реалист

Фантастика – путешествие во времени для охоты.

Реализм – показана связь между прошлым и будущим и то, как одно незначительное на первый взгляд событие может повлечь за собой глобальные перемены в дальнейшем.

Вопрос 10. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование.

Читайте также:  Что лучше левомеколь или банеоцин и чем они отличаются

Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу.

Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.

Выживаемость зависит от: скорости размножения; численности потомства в каждом поколении; приспособляемости.

Человек за счет своего интеллекта создает условия для своего существования, тем самым не закрепляет генетически приспособительные признаки.

Вопрос 11. В чём разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознание» и «География»?

Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком. Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы. Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях:

  • 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа;
  • 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было.

По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами. Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая.

Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности.

В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира .Итак, человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека.

Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой — экологическому кризису.

В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования.

Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете.

Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей.

Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными. Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки — биосферы.

Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами.

Природа тоже всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия — все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться и своим характером, и образом жизни.

Источник: https://regobraz.ru/chelovek-obshhestvo-priroda

44) 1. Общее понятие природы и общества, их отношений

В ХХ столетии в
связи с резкой интенсификацией воздействия
человека на природу, бурным развитием
науки и техники, возросшей необходимостью
в полезных ископаемых, особенно
энергоресурсов, с ростом населения,
появлением новых видов оружия, в том
числе ядерного, стала актуальной проблема
отношений общества и природы.

Понятие «природа»
имеет два основных значения. В широком
смысле – это весь окружающий мир (в том
числе и человек, общество), то есть
Вселенная. В узком смысле – та среда, в
которой проходит жизнь человека и
общества (то есть поверхность Земли с
ее всевозможными качественными
характеристиками, климат, полезные
ископаемые и т.д.).

Общество –
совокупность форм организации жизни и
деятельности людей, целостная система
совместной жизни индивидов (взаимоотношения,
взаимодействие, порядок, традиции,
культура).

Взаимоотношения
общества с природой понимаются как
отношения между обществом – целостной
системой человеческого общежития – и
природой в узком смысле этого слова, то
есть средой обитания человеческой
цивилизации.

Природа
гораздо старше общества. Если история
насчитывает несколько миллиардов лет,
то история человечества исчисляется
только миллионами лет, а организованное
человеческое общество существует лишь
последние несколько тысячелетий.

Природа
– неотъемлемое условие жизни человека
и общества, так как сама жизнь может
развиваться только в особой среде,
причем уникальной (необходимо наличие
воздуха, воды, оптимальной температуры,
питания).

Такие уникальные
условия (совокупность условий) встретились
только на планете Земля. В настоящее
время исследовано большое количество
планет в различных звездных системах,
и ни на одной из них нет всех условий
для возникновения жизни.

Исходя из
предположения о бесконечности Вселенной,
можно теоретически допустить, что
где-либо находятся планеты, как и Земля,
имеющие все возможности для жизни,
однако современное развитие науки не
позволяет их обнаружить.

(Существует и
иная теория, согласно которой жизнь на
Земле – уникальное явление.)

3. Главные составные части природы

  • Составными
    частями Земли (природы) являются:
  • литосфера;
  • атмосфера;
  • гидросфера;
  • биосфера.

4. Главные составные части общества

Свои
составные части имеет не только природа,
но и общество. В качестве главных
составных частей общества современные
ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и
др.) выделяют:

  1. антропосферу;
    социосферу; биотехносферу.
  2. Антропосфера –
    сфера жизни людей как биологических
    организмов.
  3. Социосфера –
    область сложных общественных отношений
    между людьми.
  4. Биотехносфера
    (техносфера) – область распространения
    технического влияния человека и
    человечества.

5. Антропогенное влияние на природу. Проблема экологии

С появлением
человека и общества природа вступила
в новый этап своего существования –
стала испытывать на себе антропогенное
влияние (то есть влияние человека и его
деятельности).

Первоначально
отношения человека и природы представляли
собой взаимное воздействие друг на
друга – человек самостоятельно (без
применения сложных технических средств)
извлекал для себя пользу из природы
(пища, полезные ископаемые), а природа
воздействовала на человека, причем
человек был не защищен от природы
(например, различных стихий, климата и
т.д.), сильно зависел от нее.

По мере становления
общества, государства, роста технической
оснащенности человека (сложные орудия
труда, машины) возможность природы
влиять на человека уменьшилась, а влияние
человека на природу (антропогенное
влияние) усилилось.

Начиная с XVI
– XIX
вв., когда было сделано большое число
полезных для человека научных открытий,
изобретений, значительно усложнились
производственные отношения, влияния
человека на природу стало систематическим
и повсеместным. Природа стала
рассматриваться человеком уже не как
самостоятельная реальность, а как
сырьевой источник для удовлетворения
потребностей человека.

В ХХ столетии,
когда планомерный научно-технический
прогресс ускорился в несколько раз и
перерос в научно-техническую революцию,
антропогенное влияние приблизилось к
катастрофическому уровню.

В настоящее время
мир техники (техносфера) практически
превратился в самостоятельную реальность
(суперсовременные технические открытия,
сделавшие возможности человека влиять
на природу безграничным, всеобщая
компьютеризация и т.д.), а природа почти
полностью подчинена человеку.

Главная проблема
(и опасность) современного антропогенного
влияния заключается в несоответствии
безграничных потребностей человечества
и почти безграничных научно-технических
возможностей влияния на природу и
ограниченных возможностей самой природы.

В связи с этим
возникает экологическая проблема –
проблема охраны окружающей среды от
пагубного влияния человека.

Современный человек
(который биологически почти не изменился
на протяжении последних тысячелетий)
подвергается уже не влиянию природы, а
массированному влиянию общества и
техники: современный человек живет в
перенасыщенном информацией обществе,
под беспощадным воздействием средств
массовой информации (газеты, телевидение),
а также становиться все более зависимым
от кибернетики (компьютеры, компьютерные
сети, цифры, виртуальная реальность и
т.д.);

  • растет урбанизация
    – большинство людей в настоящее время
    проживает в городах-мегаполисах, зачастую
    в очень больших, насчитывающих от 10 до
    25 миллионов населения и насыщенных
    высокими технологиями (Мехико, Токио,
    Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью
    подчиняется ритму, давлению ме7ггаполиса,
    теряет свою индивидуальность (так
    называемая проблема «человека-песчинки»);
  • человек испытывает
    сильное влияние развитого общества и
    государства – мораль, традиции, законы,
    налоговая система, правоохранительная
    система, политические институты.
  • Таким образом,
    человек находится «в тисках» современного
    высокоорганизованного и техногенного
    общества, рискует потерять себя и
    превратиться в «песчинку», «винтик».

Источник: https://studfile.net/preview/6431881/page:30/

Понятие природы. Природа и общество

Понятие «природа» охватывает бесконечное многообразие явлений и предметов, начиная с элементарных частиц, представляющих микромир, и кончая поражающими своими пространственными масштабами космическими объектами.

А если обратиться от пространственного к временному, генетическому измерению, то природа включает как свой фундамент, свою вечную первооснову — неживую, неорганическую составляющую, так и живую природу, являющуюся своеобразной надстройкой над природой неживой, продуктом развития последней.

При этом распространенность жизни в известной в настоящее время части Вселенной по меньшей мере пока ограничивается планетой Земля с тонким и притом чрезвычайно ранимым слоем живого — биосферой.

Таким образом, понятие»природа» охватывает все существующее, всю Вселенную и в этом своем значении практически совпадает с понятием материи во всем многообразии ее форм.

Однако при подобной трактовке природы природное поглощает и перекрывает и социальное, стирается грань между тем и другим, а тем самым теряет смысл ключевая философская проблема — проблема отношения природы и человека, природы и общества.

Поэтому в философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества. При таком подходе понятие природы характеризует ее место и роль в системе исторически изменяющихся отношений к ней человека и общества.

Исторически конкретный характер отношения человека, общества и природы не отменяет некоторых его общих моментов.

Неизменным в нем остается прежде всего то, что человек, а вместе с ним и общество вышли из природы и поэтому генетически, по происхождению связаны с ней нерасторжимыми узами.

Живая природа — тот базис, без которого не было бы ни человека, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих предков.

Но это лишь одна сторона дела. Другая, не менее важная, состоит в том, что человек, общество живут природой.

И не только в том смысле, что многие природные компоненты, так сказать, в естественном виде выступают необходимыми условиями жизни и жизнедеятельности человека и человечества (воздух, вода, определенный температурный режим и т. д.

), но и в том, что сама возможность жизни человека, само существование общества были бы немыслимы без постоянного обмена веществ с природой в процессе материального производства.

Наконец, сохранение целого ряда параметров, характеризующих природу нашей планеты, в строго определенных границах выступает в качестве необходимого условия существования и живой природы, и человека.

Читайте также:  В чем разница между двигателями 405 и 406?

Набор этих характеристик сравнительно широк, а пределы их подвижности очерчены достаточно жестко мерой адаптивности как живых организмов, так и человека, мерой их способности адаптироваться к тем или иным переменам в среде их обитания.

Исчезновение всех новых видов животных и растений, причем этот процесс приобретает все более тревожные масштабы, свидетельствует о том, что выход ряда характеристик среды обитания за допустимые пределы ведет к обеднению многообразия жизни.

И между тем комплекс благоприятных условий для возникновения жизни складывается во Вселенной, как мы теперь знаем, исключительно редко, и жизнь на Земле — явление скорее уникальное, а значит, тем выше ее ценность.

Все это свидетельствует о неразрывной, органической связи общества и природы.

Общество есть продолжение природы, ибо оно строится человеком, который в конечном счете сам есть продукт природы и ее часть, а главное — общество строится из материала природы и в соответствии с ее законами.

И в этом смысле К. Маркс говорил об обществе как о «второй природе», природе, искусственно созданной разумом и трудом человека.

Но общество как часть природы есть часть особенная, специфическая. Эта специфика общества проявляется через соотнесение понятий натура (природа) и культура. Природа (натура) — эта та часть объективной реальности, которая не затронута человеком, его деятельностью и существует по своим собственным основаниям и законам.

Напротив, культура — это то, что преобразовано, возделано человеком, включено в орбиту его преобразующей и познавательной деятельности, обработано им, приобрело социальное качество.

В этом смысле общество, культура одновременно и включены в природу, и противостоят ей, вступают с природой в определенные, исторически изменяющиеся отношения.

Взаимосвязь и взаимовлияние общества и природы реализуются непосредственно через естественную окружающую среду, которая охватывает гео-и биосферу, т. е. те материальные системы планеты Земля, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут стать со временем либо уже становятся объектами его деятельности.

При этом такая возможность носит конкретно-исторический, внутренне противоречивый характер и опосредуется в конечном счете уровнем развития производительных сил, спецификой системы экономических отношений, а наряду с этим и культурно-духовной атмосферой каждой исторической эпохи.

Противоречивость отношений в системе общество-природа проссматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Мера овладения этими силами природы и ее богатствами реализуется в развитии производительных сил.

С другой стороны, освобождаясь в условиях утверждения цивилизации от былого бессилия перед стихийными силами природы и почти полной власти этих сил над ним, человечество одновременно вступает во все более многообразные связи с природой.

В итоге расширяется диапазон зависимостей общества от природы, что прежде всего обусловлено непрерывным возрастанием общественных потребностей.

Поэтому ни о каком ослаблении зависимости общества от природы по мере его развития не может быть и речи.

Действительно, набор богатств и сил природы, в которых нуждался первобытный человек, был предельно ограничен. Этот набор можно было сосчитать по пальцам.

Сегодня этот набор настолько широк, что его простое перечисление не уложить и в несколько толстенных томов.

Достаточно сказать, что для удовлетворения потребностей всего лишь одного современного человека только из недр земных ежегодно изымается до 2О тонн полезных ископаемых.

А разве не видна возросшая зависимость современного человека от природы в том, что достаточно даже на короткий период отсечь какой-либо город от снабжения электроэнергией, газом или горючим, чтобы это немедленно привело к буквально трагическим последствиям.

Таким образом, современная цивилизация отличается от эпохи дикости и варварства не тем, что она будто бы достигла чуть ли не абсолютной независимости от природы (напротив, эта зависимость стала несравненно большей), а тем, что общество обрело независимость и свободу в выборе средств и способов воздействия на природу, ее освоения и преобразования.

Все это свидетельствует о безосновательности утверждений о том, что якобы по мере роста зрелости производительных сил и достижений НТП ослабляется зависимость общества от природы, и об ошибочности недооценки влияния природы не только на темп, но и на характер общественного развития.

Подобная недооценка не только ошибочна, но и небезопасна, поскольку она порождает иллюзию независимости общества от природы и ее законов и влечет за собой нерациональные формы природопользования, а значит, и углубление противоречий между обществом и природой.

Деградировавшая, истощенная природа оказывается неспособной удовлетворять потребности общества. А это, в свою очередь, особенно выпукло обнаруживает всю глубину зависимости современного общества от природы.

Ведь не случайно именно углубляющийся экологический кризис с особенной отчетливостью обнаружил это.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_105878_ponyatie-prirodi-priroda-i-obshchestvo.html

Понятие природы и общества, их единство и отличие. Основные этапы и типы взаимодействия природы и общества

МК 2 ПО ФИЛОСОФИИ

Понятие природы и общества, их единство и отличие. Основные этапы и типы взаимодействия природы и общества.

  • Природа — часть объективной реальности (природа Земли), являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества.
  • Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен.
  • Общество включает единство многообразного:
  • — потребности и интересы людей;
  • — их идеалы, нормы и поступки;
  • — единство различных социальных групп и личностей;

— единство политики и экономики, морали и права, прошлого и настоящего и т.д.

Основные этапы взаимодействия природы и общества.

Появление общества кардинальным образом меняет природу – она начинает наращиваться за счет общества, уступая некоторое пространство и приобретая логику развития, принципы хаоса потихоньку сходят на нет.

«Ноосфера» – такое состояние природа, когда воздействие человека становится определяющим. Человек отделаяется от природы и регулирует ее, но человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи.

С одной стороны, обществоне может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как: оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него; оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа — это условие и средство общественного развития, и вне этих природных условий его существование невозможно; темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; а также природа выступает основой всех знаний человека о мире.

С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как: оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии; в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития.

Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов. Ф.Энгельс, например, разделил историю человечества на три периода — дикость, варварство и цивилизация. Получила распространение точка зрения известного русского ученого Г.В.

Платонова, который предлагает дополнить эту периодизацию с учетом тех изменений, которые произошли в системе «природа-общество». Так, первый период он назвал биогенным или адаптационным (Ф.Энгельс назвал его дикостью). Второй период — техногенным, он охватывает два этапа — аграрный и индустриальный.

Третий период — ноогенный(настоящее время). Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер.

Культура

Базис влияет на надстройку. Надстройка обладает относительной самостоятельностью в развитии и свою очередь оказывает влияние на базис.

  1. Существует 5 типов ОЭФ:
  2. 1)Первобытно-общинный способ производства;
  3. 2)Рабовладельческий;
  4. 3)Феодальный;
  5. 4)Капиталистический;
  6. 5)Социалистический.

Теоретический смысл идеи формационного подхода к анализу истории заключается в том, что он выражает сущностное единство конкретных историй отдельных стран и регионов.

Теория формаций, исходя из материалистического понимания истории, вскрывает логику исторического развития человеческого общества, закономерности перехода от одной формационной ступени развития к другой, более высокой и с этой точки зрения более совершенной.

Формация есть одновременно и ступень исторического развития, и принципиально отличный от других тип организации всего социального организма в целом.

  • Специфика формационного подхода к анализу исторического процесса:
  • 1)История стала рассматриваться не как хаотичный процесс, а как последовательная схема качественно отличных один от другого исторических этапов.
  • 2)История – это совокупность революционных и эволюционных отношений.
  • 3)История предстала как процесс прогрессивного развития общества.
  • 4)Формационный подход позволяет увидеть преимущественность в историческом развитии.
  • 5)Этот подход базируется на принципах историзма и конкретности.

6)Однако формационный подход схематизирует исторический процесс, трактует его как линейно-поступательный. Он недооценивает роль субъективного фактора в истории.

МК 2 ПО ФИЛОСОФИИ

Понятие природы и общества, их единство и отличие. Основные этапы и типы взаимодействия природы и общества.

  1. Природа — часть объективной реальности (природа Земли), являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества.
  2. Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен.
  3. Общество включает единство многообразного:
  4. — потребности и интересы людей;
  5. — их идеалы, нормы и поступки;
  6. — единство различных социальных групп и личностей;

— единство политики и экономики, морали и права, прошлого и настоящего и т.д.

Основные этапы взаимодействия природы и общества.

Появление общества кардинальным образом меняет природу – она начинает наращиваться за счет общества, уступая некоторое пространство и приобретая логику развития, принципы хаоса потихоньку сходят на нет.

«Ноосфера» – такое состояние природа, когда воздействие человека становится определяющим. Человек отделаяется от природы и регулирует ее, но человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи.

С одной стороны, обществоне может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как: оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него; оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа — это условие и средство общественного развития, и вне этих природных условий его существование невозможно; темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; а также природа выступает основой всех знаний человека о мире.

С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как: оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии; в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития.

Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов. Ф.Энгельс, например, разделил историю человечества на три периода — дикость, варварство и цивилизация. Получила распространение точка зрения известного русского ученого Г.В.

Платонова, который предлагает дополнить эту периодизацию с учетом тех изменений, которые произошли в системе «природа-общество». Так, первый период он назвал биогенным или адаптационным (Ф.Энгельс назвал его дикостью). Второй период — техногенным, он охватывает два этапа — аграрный и индустриальный.

Третий период — ноогенный(настоящее время). Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер.

Источник: https://cyberpedia.su/13x18fa5.html

Определить понятие природы и общества и показать их единство и различие

  • В современной философской литературе понятие «природа» рассматривается в
  • трех аспектах:
  • 1) природа как происхождение вещи, ее первоначальная сущность;
  • 2) природа как совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культуры и цивилизации;
  • 3) природа как объект естествознания.

В широком контексте понятие «природа» тождественно категории «материя» и обозначает объективную реальность, весь материальный мир Вселенной. В свою очередь этот мир подразделяется на: мир неживой (неорганической) природы; мир живой (органической) природы; общество или социальный мир.

В узком смысле под природой понимается совокупность естественных условий существования человека и общества, его естественная среда обитания, включающая литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу.

Таким образом, природаесть часть объективной реальности (природа Земли), являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества.

Читайте также:  Какое средство для похудения лучше редуксин или турбослим?

Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен. Человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи.

С одной стороны, общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как: оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него; оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа — это условие и средство общественного развития, и вне этих природных условий его существование невозможно; темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; а также природа выступает основой всех знаний человека о мире. С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как: оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии; в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития.

  1. Охарактеризовать основные исторические этапы и типы взаимодействия общества и природы.
  2. Человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как:
  3.  — оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном процессе становления человека);
  4. — оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа — это условие и средство общественного развития
  5. — темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; природа влияет на размещение производительных сил и общественного разделения труда;
  • — кроме того, природа, в силу своей цикличности, заставляет людей подчиняться этой цикличности;
  • — природа выступает основой всех знаний человека о мире.
  • С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как:
  • — оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем, строить дома, шить одежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизнедеятельности общества);
  • — в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительными, так и благотворительными).
  • Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов:

Первый период он назвал биогенным или адаптационным (Ф.Энгельс назвал его дикостью).

Второй период – техногенным, он охватывает два этапа – аграрный и индустриальный.

Третий период – ноогенный (настоящее время).

Для биогенного периода характерны охота, ловля рыбы, собирание и присвоение готовых продуктов природы с использованием примитивных орудий труда.

Роль природной среды в жизнедеятельности человека была определяющей. Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер.

Человек непосредственно общался с миром природы, будучи сам частицей природы, постоянно приспосабливаясь к меняющимся условиям.

Переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству вызвал подлинную революцию в производительных силах общества – от готовых продуктов природы человек перешел к их производству. Производство орудий труда становится особой социальной потребностью, а труд — главным условием жизни. Общество вступает в техногенный период своего взаимоотношения с природой.

В рамках этого периода выделяют два этапа – аграрный и индустриальный. Аграрный этап характеризуется возросшим масштабом влияния общества на природу: возникают первые рабовладельческие цивилизации на Древнем Востоке (Вавилон, Египет, Индия, Китай).

Здесь зарождаются новые отрасли знания — астрономия, геометрия, арифметика, обслуживающие главным образом ирригационное земледелие и скотоводство.

Однако дальнейший рост промышленного производства качественно меняет ситуацию – совершается переход ко второму этапу техногенного периода – индустриальному, связанному с возникновением машинного производства и его широкого внедрения в производство, в силу чего давление человека на природу возрастает. Ускорение научно-технического прогресса вело к тотальной и хищнической эксплуатации природы, истощению ее природных ресурсов – с такими «достижениями» вступал человек в ХХI век.

Третий период в истории взаимодействия природы и общества получил название ноогенного.

«Ноосфера, — писал Вернадский, – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней… Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете.

В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой.

Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше

В ХХ веке произошел взрыв научной мысли, человечество вступило в высшую фазу своего развития, сопряженную с информационно-компьютерной революцией, которая подвела итог существования материальной цивилизации, отдав приоритет знанию, информации, интеллекту, самосознанию и образованности личности. Информационные ресурсы, таким образом, приобретают статус стратегического ресурса и самого мощного источника богатства.

Источник: https://studopedia.net/7_41160_opredelit-ponyatie-prirodi-i-obshchestva-i-pokazat-ih-edinstvo-i-razlichie.html

Что такое общество. Взаимосвязь общества и природы



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

Понятию «общество» мы можем дать несколько определений.

Общество в широком значении слова включает в себя все способы взаимодействия людей в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, духовной. С этой точки зрения обществом можно считать человечество в целом, население Земли во всем его культурном многообразии.

Общество в узком смысле слова — совокупность людей, устойчиво связанных между собой теми или иными видами взаимодействия. Это может быть определенная группа людей, объединенных общими целями, интересами, мировоззрением, происхождением (дворянское общество, общество охотников и рыболовов и т. п.).

2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?

Взаимосвязь общества и природы очень значительная. Во-первых, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда.

Во-вторых, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях.

Так, в своё время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями.

Специфика общественных явлений заключается в том, что в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и ещё одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

3. В чём заключается особенность человеческой деятельности?

Человек не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует её. В основе деятельности человека не биологическая программа поведения, а сознательно поставленная цель. Деятельность людей обеспечивается их взаимодействием, в процессе которого рождаются различные формы их объединения.

Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нём организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие — сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.).

Общество представляется как коллектив коллективов.

4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?

Формы объединения образуются за счёт совместной деятельности людей. В любом обществе люди взаимодействуют, по крайней мере, должны это делать, чтобы обеспечивать для себя определённые условия. В результате таких взаимодействий настраивается связь, которая перетекает в формы объединения. Так между ними образуется прочная связь. Одно обеспечивает дорогу другому.

5. Какие отношения можно считать общественными?

К общественным отношениям относятся многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

6. Раскройте разные смыслы понятия «культура».

Культура — это достижение человеческой мысли во всех сферах деятельности.

Она подразделяется на материальную и духовную.

Духовная культура — это достижения в живописи, литературе, поэзии. музыки и т. д.

Материальная культура — это достижения во всех сферах материального производства начиная от земледелия и кузнечного дела, заканчивая высокими технологиями.

Само понятие культура в наиболее широком смысле означает всё созданное человеком: это сотворённая человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной. Всё это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе.

Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы.

7. Что исследователи относят к культурным универсалиям?

Исследователи относят к культурным универсалиям ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.

8. Какие науки изучают общество?

К наукам, изучающим общество относятся: философия, психология, обществоведение, история, биология, социология, культурология, экономика, правоведение, антропология и др.

ЗАДАНИЯ

1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом — общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем — человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Я считаю, что человек и общество зародилось одновременно, ещё с древних пор нашим предкам свойственно было жить совместно, общинами. Человеку необходимо было выживать в тяжёлых условиях, где одному просто не под силу было справиться.

2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».

Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте его с определением общества, приведённым в учебнике.

Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от данного античным философом, то в чём заключаются отличия?

На сегодняшний день понятие общества таково: общество — это совокупность людей.

Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скреплённая многочисленными связями и отношениями.

Но в современном обществе, где пропагандируется индивидуализм эти связи и отношения носят формальный характер, а ранее, действительно, каждый человек был связан с другим более сильными связями. В этом и заключается отличие.

3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей — это самоубийство». Какая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

Человек становится человеком только в обществе. А если человек уходит от людей, то как человек он «умирает».

4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) к явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.

Да, отрицательные ценности также относятся к явлениям культуры, т.к. это признаки нашей сегодняшней культуры, то что создаётся в обществе нынешнем, в общественном сознании людей.

5. В 2011 г. на вопрос социологов «Как вы считаете, современное российское общество устроено в целом справедливо или несправедливо?» дали ответ «справедливо» 12% опрошенных, а «несправедливо» — 61%. Ещё 27% затруднились с ответом (опрос ФОМ, 24.11.2011 г.). А как считаете вы? Объясните своё мнение.

Чаще всего справедливое общество описывается россиянами как общество, где реализован принцип равенства всех людей перед законом, а также нет экономического неравенства.

Но на сегодняшний день по данным параметрам наблюдается несоответствие, т.к. не все граждане равны перед законом и материальное неравенство очень заметно.

Из вышесказанного следует сделать вывод, что российское общество на сегодняшний день «несправедливо».

Источник: https://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/10-klass/bogolubov/1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector