Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Наверняка каждый человек, если его спросить, сможет дать определение слову «обман». Это – информация, являющаяся противоположной правде, то есть ложь. Всё правильно. Но ещё обман – это интересный, подробно изучаемый психологический и психиатрический феномен. О котором сейчас и будет рассказано в подробностях.

Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Развёрнутое определение

Обман – это понятие, которое рассматривалось многими специалистами в области психологии в течение столетий. За время своей деятельности многие из них сформировали собственное определение для данного термина.

В качестве примера можно привести слова Ж. Мазипа.

Психолог считал, что обман – это намеренная попытка скрыть/сфабриковать фактическую информацию или реальные эмоции, осуществляемая посредством как устных, так и невербальных методов.

Цель – создать/поддержать в одном человеке или нескольких людях мнение, которое самим коммуникатором считается ложным. Обычно лжец преследует какую-то выгоду при этом. Но попытки могут быть как успешными, так и неудачными.

Известный психолог Олдерт Фрай придерживался такого же мнения. Только он подчёркивал, что обман совершается без предупреждения.

Структура лжи

Исходя из вышесказанного, можно понять, что обман – это феномен коммуникации. Поэтому его необходимо рассматривать в рамках структуры.

Любая ложь, являющаяся в принципе синонимом изучаемого термина, исходит от её автора-исполнителя, а направляется на жертву – того, кто должен поверить в сказанное/увиденное.

Кроме того, в структуре обмана есть ещё и объект. Это то, вокруг чего формируется ложь. Самый простой пример – отношения между состоятельным мужчиной и молодой девушкой, которая притворяется, что любит его, дабы пользоваться его ресурсами. В данном случае объектом и является любовь – наигранно демонстрируемые чувства, выдаваемые за искренние.

Таким образом, получается следующая простая структура: источник лжи → объект/повод → жертва.

Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Участники обмана

О них следует поговорить более подробно. Итак, обманывающий – это человек, производящий дезинформирующее действие. Естественно, на кого-либо. На того, кто называется обманываемым.

Но! Далеко не всегда потенциальная «жертва» оказывается обманута. Многие разоблачают ложь. И они намеренно продолжают выслушивать дезинформацию, заняв скептическую или выжидательную позицию.

В конце обычно лжец оказывается унижен, пристыжён и поставлен на место.

Настоящей же «жертвой» является обманутый человек – тот, кто поверил в подлинность услышанного/увиденного, и воспринял это как нечто справедливое/правильное/истинное.

Виды лжи

Их тоже стоит перечислить, рассказывая о том, что такое обман. Существует мнение, что ложь – это манипулирование информацией. Опираясь на данный факт, известный психолог Эрл МакКорнак составил небольшую классификацию. В неё включены следующие типы лжи:

  • Манипулирование количеством информации. Осознанное воздействие коммуникатором на кого-либо объёмом передаваемых данных объясняет укрывательство или обман.
  • Манипулирование качеством информации. Это другой случай. В данной ситуации воздействие на кого-либо качеством информации объясняет фальсификацию или ложь.
  • Искажение. Сообщение заведомо ложных данных. Фальсификация, фабрикация и максимизация.
  • Сообщение неуместной информации – то же самое, что и диверсионный ответ. Коммуникатор перенаправляет течение беседы, «уводя» своего собеседника от тем и вопросов, его интересующих.

Это краткая, но актуальная классификация – наверняка каждый из нас хоть раз сталкивался с одним из видов лжи, перечисленных выше.

Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Каким ещё бывает обман?

Определение слова «ложь» становится предельно понятным, если учесть всё вышеперечисленное. Но эта тема весьма интересна, поэтому сейчас хотелось бы затронуть вниманием более подробную классификацию.

Итак, имеет место быть такое коммуникационное явление, как мистификация. Это утверждение человека, который не уверен в его истинности. То есть оно основано либо на его догадках, либо и вовсе выдумано.

Фальсификация – процесс выдачи копии за нечто подлинное.

Симуляция – также притворство. Имитация человеком состояния, которое им не испытывается.

Самозванство – попытка выдать себя за другое лицо, которое может быть как вымышленным, так и реальным.

Плагиат – нарушение человеком чьих-либо авторских прав, попытка приписать себе то или иное открытие, изобретение, произведение литературы/искусства и т.д.

Подмена понятий – попытка выдать определённый объект за тот, которым он не является.

Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Когда ложь – уместное явление

Как уже можно было понять, у слова «обман» значение отрицательное. Верно, но иногда ложь уместна. Её называют «белой» или деликатной. Это – обман, который может принести человеку облегчение.

Такая ложь практикуется в ситуациях, когда не хочется кого-то обидеть.

Яркий пример – парень, говорящий своей девушке комплименты о её великолепии, несмотря на то что она надела неудачное платье и сама это понимает.

Ещё есть лесть. Её тоже отождествляют с понятием обмана. Определение этого термина граничит с белой ложью. Только лесть фанатична. Это приписывание кому-либо достоинств, которыми он на самом деле не обладает, или же преувеличение имеющихся. Соответственно, лесть в обществе не одобряется.

Кроме перечисленного, есть ещё такое понятие, как ложь во благо. Яркий пример – родители уехали в отпуск, оставив ребёнка-подростка дома одного, наказав не устраивать вечеринок. Тот, естественно, ежедневно с друзьями творил в квартире хаос, но к приезду мамы с папой всё убрал, и о происходившем умолчал.

Но это ещё не все определения. Обман – это ещё и то, что иногда может выручить. Называется такое ложью во спасение. Радикальный пример – человек, уклоняющийся от участия в преступление посредством выдумывания различных оправданий.

Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Ошибки лжецов

Что ж, было многое сказано про понятия «ложь», «обман» и «неправда». Их признаки – вот, чему ещё стоит уделить внимание. Никому ведь не хочется быть обманутым. И чтобы избежать навешанной «лапши» на уши, нужно знать, какие нюансы обычно выдают лжецов. Стоит их перечислить.

Неконтролируемые части тела. Обычно, если правша лжёт, то его левая рука беспорядочно болтается, неуместно и активно жестикулирует.

Выражение лица. Лжецы, сами того не понимания, прикрывают рот, трут нос, чешут шею (или держатся за неё), закрывают ухо, говорят сквозь зубы. Многократное повторение чего-то из перечисленного (или всего сразу) выдаёт обманщика.

Речь. Обманщик рассказывает скомкано, чего-то не договаривает, делает много пауз, колеблется, может резко оборвать историю. Даже опытные лжецы иногда могут на чём-то таком «проколоться».

Они обычно прибегают к технике повторения слов за оппонентом. Например: «Чем ты вчера занимался?», и ответ – «Значит, вчера я занимался тем, что…».

Повторение слов, сказанных собеседником, дают лжецу время подумать над ответом и его формулировкой.

Взгляд. Человеку нужно потратить немало времени, чтобы его «натренировать». Наши глаза моментально отражают реакцию на всё происходящее. Так вот, когда их владелец врёт, они «бегают». На собеседнике, как правило, взгляд не задерживается.

Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Социальные функции обмана

О них тоже стоит упомянуть. Многие специалисты, рассуждая о том, что такое обман, и как нужно врать, отмечают – ложь часто является средством защиты и реализации интересов определённых людей, классов, групп и иногда даже народов, государств.

Но это, если мыслить глобально. В нашей реальности обман чаще всего используется элементарно как способ сохранить секрет или тайну. А иногда – как то, благодаря чему можно закрыться от других.

Также нередко обман является средством повышения мотивации. Имеется в виду намеренная дезинформация, которая способна вызвать у человека прилив сил, увеличить его уверенность в себе, укрепить веру в собственных возможностях. Это называется мобилизующим эффектом.

Например, тренер устанавливает для своего воспитанника слишком большой, на его взгляд, вес для жима штанги лёжа. И говорит, что поможет ему, а тот пускай лишь попробует.

В итоге воспитанник выполняет полный подход, видя, что тренер действительно поддерживает штангу, а потом тот говорит – он вовсе не помогал, лишь делал вид.

Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Интересные факты

Напоследок хотелось бы рассказать о кое-каких занимательных нюансах, касающихся данной темы. Мало кто знает, но среди экстравертов намного больше обманщиков, чем среди интровертов.

Также чаще врут люди, являющиеся социально активными, вовлечёнными в общество. Женщины, в основном лгут по бытовым темам, а мужчины – обо всём, касающемся личной жизни.

Безусловно, речь идёт не обо всех, а лишь о принимаемом ко вниманию большинстве.

  • И наконец – несколько ярких афоризмов и цитат.
  • «Обман и сила – вот орудие злых» – данная острая фраза принадлежит Данте Алигьери, итальянскому поэту и мыслителю.
  • «Самый верный способ быть обманутым – считать себя умней других» – автором этого выражения является французский писатель Ларошфуко Франсуа.
  • «Обмани меня в цене, но не в товаре» – а данное высказывание принадлежит Томасу Фуллеру, английскому проповеднику и историку.

Конечно, существует намного больше цитат и афоризмов, посвящённых лжи. Во всех них заключён глубокий смысл, и каждое выражение по сей день актуально. Поскольку пусть времена и меняются, но человеческая сущность остаётся прежней. Обман существовал до нашей эры – он же будет жить и спустя тысячелетия. И всё сказанное не потеряет пресловутой актуальности.

Источник: https://www.syl.ru/article/330587/obman—eto-opredelenie-znachenie-vidyi-i-priznaki

Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Некоторые люди, заводя речь о таких понятиях, как обман и ошибка, довольно часто путают их, не до конца осознавая, в чем же заключается сущность этих слов. На самом же деле между обманом и ошибкой имеется ряд существенных отличий.

Обман

Каждый человек хотя бы раз в своей жизни кого-либо обманывал, выполняя это действие либо во благо ближнего (этого требовали обстоятельства), либо в свое личное благо. Обман, как бы это не стремились опровергать самые строгие ревнители нравственности, является неизбежным и неотъемлемым атрибутом любого человеческого общества, существовавшего когда-либо в истории.

Виды обмана

Обман бывает разным. Психологами выделены следующие виды обманов:

Невольный

Человек может обманывать другого, даже не подозревая, что делает это. К примеру, он может владеть информацией, которая давно устарела и потеряла свою актуальность. Человек может подсказать своему соседу время расписания электричек, не ведая о том, что график прибытия и отбытия уже давно изменен.

Читайте также:  Чем ядерная реакция отличается от термоядерной

Вынужденный

В данном случае субъект полностью осознает свои действия и поступки, которые он выполняет. Обман такого рода в свою очередь разделяется на 2 категории: обман во благо другого человека и обман ради личной выгоды.

Когда человек обманывает другого (последнему же во благо), то желает он это исключительно из гуманных альтруистических побуждений.

Так люди могут утаивать от смертельно больного родственника его настоящий диагноз, либо это делает врач, из благих побуждений, обманывая тяжело больного пациента.

Мать может скрывать от собственного сына измены его супруги, чтобы не причинить любимому чаду психологическую травму. В таком случае обманывающий человек в первую очередь думает о благе другого, даже если оно достигается не совсем честным путем.

Если же человек обманывает исключительно ради лишь собственной выгоды, то тогда следует говорить о том, что такой обман целесообразнее  называть эгоистическим.

Без особой на то нужды люди врать не любят и не испытывают в этом никакой потребности.

Большинство жителей планеты Земля старается всегда говорить окружающим их людям исключительно лишь правду, что в свою очередь продиктовано моральными принципами, личными убеждениями, хорошим воспитанием или же религиозными догмами.

Но нередко обстоятельства могут сложится таким образом, когда внутренний голос человеку намеренно диктует слова обмана. Муж задерживается после работы в баре с друзьями, ли проводит вечер со своей любовницей: однако жене он скажет, что на работе очень много дел, которые и стали причиной его задержки.

Сознательный

В таком случае человек будет заранее продумывать всю стратегию обмана тщательным образом. Таким образом, действуют мошеннические схемы, предлагающие заработок в интернете, работу в сфере сетевого маркетинга и так далее. На несчастье других таким способом люди стараются построить свое личное счастье.

Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Стоит ли обманывать

Обман является неотъемлемой частью жизни любого общества. Стоит ли обманывать других людей, каждый человек решает для себя сам. Для одних обман становится образом жизни, другие же пытаются построить свое счастье исключительно на правде и моральных нормах.

Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Ошибка

Ошибкой принято называть какое-либо несоответствие с эталоном (ошибка в математическом примере – недопонимание правил, ошибка в выборе друзей – неумение выбирать людей для общения).

Не существует на свете такого человека, который не совершал бы ошибок. Они в свою очередь могут быть большими или маленькими, могут влечь за собой последствия. Однако не каждый может самому себе признаться в том, что он мог где-то совершить просчет и допустить ошибку.

Не все могут осознать тот факт, что они могли допустить где-то промах и ошибиться. Человеку свойственно ругать окружающих за свои неудачи, но только лишь не самого себя.

Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Ошибка, по мнению многих психологов, является поводом взглянуть на свои свершенные дела под иным углом зрения. Не ошибаться может лишь тот, кто не стремится совершать никаких действий, а таких людей практически и не существует.

Слушать стороннюю критику способен не каждый, ведь неприятно, что кто-то чужой указывает человеку на свершенные им ошибки. Однако все же большинство старается, услышав в свой адрес критику, начать копаться в самих себе, искать, где именно они совершили ошибки, начинают их стремительно исправлять, чтобы избежать последующей нападки со стороны жестоких критиков.

Для того чтобы не совершать ошибки, нужно по нескольку раз проверять все совершаемые действия. Недаром говорят, что опыт – сын ошибок трудных. Именно жизненный опыт помогает человеку быть более предусмотрительным к свершению тех или иных действий. Он формируется на протяжении очень долгого времени из знаний, умений, навыков, проб и ошибок.

  • И обман, и ошибка свойственны людям.
  • Ошибка и обман схожи по своим последствиям, которые зачастую носят негативный характер.
  1. Ошибка получается у человека не по его воле — спонтанно, когда как обман является четко спланированным действием.
  2. Обман свершается одним человеком во благо другого, ошибка благом никогда не является.
  3. Ошибку всегда можно обнаружить, тогда, как обман раскрывается не всегда.

Источник: https://vchemraznica.ru/obman-i-oshibka-chem-otlichayutsya-eti-ponyatiya/

Чем отличаются друг от друга ложь, обман и неправда

  • Например, ко лжи прибегают, руководствуясь побуждениями благородного характера. От тяжелобольного человека могут скрывать смертельный диагноз. Ситуация спорная, но при любом раскладе она не будет трактоваться людьми, как аморальный поступок.

    Ложь, порождённая эгоизмом, направленная на устройство своего личного благополучия, обычно вызывает осуждение со стороны общества.

    Живя в современном обществе, человеку волей-неволей приходится пользоваться ложью в той или иной мере.

    Бывают ситуации, что быть честным и абсолютно искренним просто невозможно. Да и нужно ли? Бывает тысяча причин не говорить истинную правду, она может раздражать или шокировать окружающих людей. Ложь также может являться защитной реакцией на несправедливое обвинение.

    Полностью быть правдивым практически невозможно, а если человек таковым является, это может рассматриваться, как некоторая психическая патология.

    Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?Что понимается под обманом? Это намеренная полуправда, направленная на то, чтобы из достоверных фактов были сделаны неправильные выводы.

    Основной функцией обмана является умышленное утаивание каких-либо сведений или событий, важных для осмысления. Обманывать чаще всего приходится тогда, когда достигнуть нужного результата другим путём не получается. Часто такая ситуация возникает при сталкивании чьих-то интересов. Несоответствие истине является обманом.

    Это, конечно, так. Но мир и человек, живущий в нём, многогранен и сложен. Не всегда их можно заключить в рамки правил. У обмана, как и у лжи, очень много причин.

    Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?Неправду психологи рассматривают, как неполную информацию. Она отличается от обмана, так как сведения в этом случае не утаиваются в корыстных целях. Человек, передающий какой-либо материал, не преследует никакую другую цель, кроме сообщения, которое является неполным или частично искажённым. Причины для этого могут быть разными. Информатор может не располагать точными сведениями или заблуждаться на их счёт.

    Любая неправда может быть истолкована, как намеренная ложь. Например, религия любое высказывание или действие, не соответствующее истине, рассматривает, как грех. Но с жизненной точки зрения, ложь, обман и неправду исключить из жизни человека вряд ли получится. Это практически невозможно и является просто утопией.

    Абсолютной правды быть не может. Если говорить напрямую, что думает один человек относительно другого или его поступков, это может навсегда испортить отношения между людьми.

    Все в мире субъективно, и не всегда правда будет оптимальным выбором. Каждому человеку приходится принимать решение, говорить правду, что-то недоговаривать или скрыть.

    Конечно, речь не идёт о нарушении общепринятых норм морали, касающихся, например, преступлений. В остальном же выбор за конкретным человеком, и его готовность к несению ответственности за возможные последствия лжи или обмана.

    Яброва Ксения · 23 ноя, 2017

  • Источник: https://PsyMod.ru/teoriya-lzhi/430-chem-otlichayutsya-drug-ot-druga-lozh-obman-i-nepravda.html

    Определение обман

    Первый шаг, который мы собираемся сделать, чтобы узнать значение слова «обман», — это обнаружить его этимологическое происхождение. При этом мы обнаружим тот факт, что оно происходит от латинского, а точнее от глагола ingannare, что эквивалентно «запутывать кого-то или высмеивать его».

    Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

    Обман — это действие и следствие обмана (побуждающего кого-то наверняка иметь то, что не так, чтобы лживое видение истины создавало иллюзию). Например: «Марио не выдержал обмана своей жены и покинул город », «Эта финансовая операция была самым большим обманом для аргентинского народа », «Это не волшебство, это простой обман».

    Обман, следовательно, подразумевает отсутствие правды в том, что сказано, сделано или продумано. Можно связать это с ложью, уловками или уловками . Некоторые уловки пытаются защитить обманутых (чтобы избежать контакта с болезненной реальностью) или доставляют удовольствие (как шутка или фокус).

    В личных отношениях, а точнее в сентиментальных парах, наиболее распространенным обманом является то, что скрывает неверность. Таким образом, неверный поддерживает сексуальные контакты с третьим лицом, в то время как его официальный партнер не знает об этом обстоятельстве.

    Придумывание рабочих встреч или профессиональных поездок — вот некоторые из инструментов, которые используют те, кто обманывают своего мальчика или девочку с другим третьим лицом. Однако, как правило, в конце концов, как правило, обнаруживается все это, и чаще всего происходит сентиментальный разрыв.

    Взрослые часто обманывают детей, чтобы они развивали игры или поддерживали фантазию. Типичным обманом является распространение существования Санта-Клауса как ответственного за рождественские подарки. Родители часто обманывают своих детей и утверждают, что Дед Мороз входит в дом, чтобы оставить подарки.

    Когда обман направлен на получение экономической отдачи, мы говорим о мошенничестве .

    Это преступление против собственности или имущества: мошенник обманывает жертву и заставляет его доставить родовое имущество, заставляя его верить в существование чего-то несуществующего.

    Пример мошенничества возникает, когда человек запрашивает аванс наличными в качестве первого шага при покупке автомобиля. Мошенник говорит, что с этим первым платежом вы можете начать процесс и купить автомобиль. Однако, транспортное средство никогда не будет доставлено, и мошенник держит деньги.

    В дополнение ко всему вышесказанному мы должны подчеркнуть, что в мире корриды также используется термин обман, но в значении, которое не имеет ничего общего с теми, кто до сих пор подвергался. В частности, в этой области это слово используется для обозначения костыля, который использует тореадор, чтобы обмануть быка перед ним.

    Наконец, мы хотим подчеркнуть это буквально говоря о «Обмане Зевса». С этим выражением дается название одной из частей «Илиады» Гомера, которая отличается от остальных, в частности это раздел, который включен в книгу XIV.

    Источник: https://ru.tax-definition.org/20701-scam

    Методика “Сравнение понятий”

    Шкалы: характер развития операций сравнения, анализа и синтеза

    Методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.

    Читайте также:  Супракс и азитромицин: в чем разница и что лучше

    Инструкция к тесту

    Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.

    Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.

    Тестовый материал

    1. Утро – вечер.
    2. Яблоко – вишня.
    3. Корова – лошадь.
    4. Лев – собака.
    5. Летчик – танкист.
    6. Ворона – воробей.
    7. Лыжи- коньки.
    8. Молоко – вода.
    9. Трамвай – автобус.
    10. Золото – серебро.
    11. Река – озеро.

    12. Сани – телега.
    13. Велосипед – мотоцикл.
    14. Воробей – курица.
    15. Собака – кошка.
    16. Дуб – береза.
    17. Ворона – рыба.
    18. Сказка – песня.
    19. Лев – тигр.
    20. Картина – портрет.
    21. Поезд – самолет.
    22. Лошадь – всадник.

    23. Обман – ошибка.
    24. Кошка – яблоко.
    25. Ботинок – карандаш.
    26. Голод – жажда.

    Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий.

    Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

    Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

    При выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.

    Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

    За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению.

    Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», -слова, у которых трудно найти общее.

    У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

    Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

    Источники

    • Методика “Сравнение понятий” / Альманах психологических тестов – М., 1995. С.134-135

    Источник: https://vsetesti.ru/258/

    Сравнение понятий

    Цель: методика применяется при исследовании
    операций сравнения, анализа и синтеза
    в мышлении детей и подростков

    Описание:

    Испытуемый
    читает или слушает заданные пары слов
    и отвечает относительно каждой пары на
    вопрос: «Чем они похожи?», а затем на
    вопрос: «Чем они отличаются?». Все его
    ответы полностью записываются в протокол.

    • Исследователь
      на первых примерах может разъяснить
      испытуемому непонятные ему моменты, а
      также должен настаивать на соблюдении
      испытуемым последовательности выполнения
      задания: вначале описание сходства, а
      потом – различий.
    • Стимульный
      материал:
    • 1. Утро – вечер
    • 2. Корова – лошадь
    • 3. Летчик – танкист
    • 4. Лыжи- коньки
    • 5. Трамвай – автобус
    • 6. Река – озеро
    • 7. Велосипед – мотоцикл
    • 8. Собака – кошка
    • 9. Ворона – рыба
    • 10.
      Лев – тигр
    • 11.
      Поезд – самолет
    • 12.
      Обман – ошибка
    • 13.
      Ботинок – карандаш
    • 14.
      Яблоко – вишня
    • 15.
      Лев – собака
    • 16.
      Ворона – воробей
    • 17.
      Молоко – вода
    • 18.
      Золото – серебро
    • 19.
      Сани – телега
    • 20.
      Воробей – курица
    • 21.
      Дуб – береза
    • 22.
      Сказка – песня
    • 23.
      Картина – портрет
    • 24.
      Лошадь – всадник
    • 25.
      Кошка – яблоко
    • 26.
      Голод – жажда
    • Анализ
      результатов:

    Учитывается
    то, насколько испытуемый может выделять
    существенные признаки сходства и
    различия понятий. Неумение выделять
    эти признаки свидетельствуют о слабости
    обобщений и склонности к конкретному
    мышлению.

    Кроме
    того, исследователю надо обратить
    внимание на то, как испытуемый выполняет
    требования, касающиеся заданной
    последовательности при выполнении
    заданий, что ему дается легче – нахождение
    сходств или различий.

    Дошкольники
    и младшие школьники вместо выделения
    общего обычно указывают на различия
    объектов, поскольку за операцией
    различия стоит наглядно-действенное и
    наглядно-образное мышление.

    За указанием
    на общее кроется операция введения в
    отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о
    смене психологических операций, о
    переходе от наглядных форм мышления к
    словесно- логическому обобщению.

    Поэтому
    для школьников особенно трудными будут
    задачи таких категорий: например,
    «ворона – рыба», — слова, у которых
    трудно найти общее.

    У младших школьников
    возникает операция обобщения, которая
    принимает форму выделения общих
    признаков, но очень часто за ней кроется
    еще наглядное сравнение или введение
    предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова
    находятся в условиях конфликта, их очень
    трудно сравнивать.

    Оценивается
    также логичность хода высказываний
    испытуемого.

    Имея
    инертное, вязкое мышление, испытуемый
    соскальзывает при сравнении слов со
    сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им
    большое внимание, может терять нить
    рассуждений и т.д.

    Источник:
    Альманах психологических тестов. М.,
    1995.

    В
    списке имеются и «несравнимые понятия»
    (река — птица; стакан — петух; ботинок —
    карандаш; волк — луна; ветер — соль; очки
    — деньги; кошка — яблоко). Предъявляя
    такую пару, не надо спешить с разъяснениями.
    Если ребенок растерян, то ему можно
    подсказать, что здесь встречаются слова,
    которые не сравнимы. В дальнейшем такие
    пояснения не делаются.

    Дело в том, что
    эти пары слов подобраны так, что
    провоцируют конкретное «ситуативное»
    высказывание. Помимо конкретности
    мышления, можно увидеть еще и
    «соскальзывание», что свидетельствует
    о неустойчивости ума. Если ученик
    настаивает на сравнимости несравнимых
    понятий и придумывает неестественные
    объяснения — есть основание предполагать
    резонерство, склонность к демагогии.

    Норма 18-23 сравниваемых понятия.

    Анализ
    результатов.

    Проводится
    количественный и качественный анализ
    результатов. Количественная обработка
    заключается в подсчете количества
    выделенных испытуемым в каждой паре
    черт сходства и различия.

    Высокий уровень
    развития операции сравнения отмечается
    в том случае, когда школьник назвал
    более двадцати черт, средний —
    десять-пятнадцать черт, низкий — менее
    десяти черт.

    В процессе обработки ответов
    важно учесть, какие черты отметил
    учащийся в большем количестве — черты
    сходства или различия. часто ли он
    употреблял родовые понятия.

    Этот
    метод имеет значение для диагностики
    умственного недоразвития или отсталости.

    Умственно отсталый ребёнок не сможет
    выполнить задачу на отвлечение признака
    и введение объектов в иерархию одной
    категории и всегда будет замещать такой
    ответ либо указанием на различие, либо
    введением в какую-то наглядную ситуацию.

    Для человека, больного шизофренией,
    характерно обратное – полный отрыв от
    наглядной ситуации и обобщение по
    несуществующим признакам объектов.

    1. После
      проведения количественного и качественного
      анализа результатов, можем заключить:
      из 10 испытуемых высокий уровень развития
      операций сравнения имеет только один
      ребёнок, 1 – выше среднего, 2 – средний
      и 6 человек имеют низкий уровень развития
      операций сравнения.
    2. Бланк
      регистрации ответов по методике
      «Сравнение понятий»
    3. ФИО_____________________________
      Возраст______ Дата______________________
    Пара слов Чем они похожи? Чем отличаются?
    1. Утро-вечер
    2. Корова-лошадь
    3. Лётчик-танкист
    4. Лыжи-коньки
    5. Трамвай-автобус
    6. Река-озеро
    7. Велосипед-мотоцикл
    8. Собака-кошка
    9. Ворона-рыба
    10. Лев-тигр
    11. Поезд-самолет
    12. Обман-ошибка
    13. Ботинок-карандаш
    14. Яблоко-вишня
    15. Лев-собака
    16. Ворона-воробей
    17. Молоко-вода
    18. Золото-серебро
    19. Сани-телега
    20. Воробей-курица
    21. Дуб-береза
    22. Сказка-песня
    23. Картина-портрет
    24. Лошадь-всадник
    25. Кошка-яблоко
    26. Голод-жажда

    1См. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ Под ред. Д.Б.Эльконина. М., 1981 Особенности психического развития детей шести-семилетнего возраста/ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера, 1988.

    2Данные по массовому обследованию представлены в работах: А.Л.Венгер, Е.В.Филиппова, 1980, Диагностика учебной деятельностии…, 1981.

    Источник: https://studfile.net/preview/3800981/page:5/

    Исследование мышления

    1. Методика применяется для исследования мышления больных, процессов анализа и синтеза. Применяется очень давно, особенно широко использовалась в школе акад. В. М. Бехтерева.

    2. Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает 8-10 пар слов, подлежащих сравнению.

    В монографии Л. С. Павловской приводится 100 таких пар; достаточно применять лишь часть этого набора.

    Обращает на себя внимание, что уже в наборе Л. С. Павловской содержатся понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.

    1. Утро — вечер
    2. Корова — лошадь
    3. Летчик — танкист
    4. Лыжи — коньки
    5. Трамвай — автобус
    6. Озеро — река
    7. Река — птица
    8. Дождь — снег
    9. Поезд — самолет
    10. Ось — оса
    11. Обман — ошибка
    12. Стакан — петух
    13. Маленькая девочка — большая кукла
    14.

    Ботинок — карандаш
    15. Яблоко — вишня
    16. Ворона — воробей
    17. Волк — луна
    18. Молоко — вода
    19. Ветер — соль
    20. Золото — серебро
    21. Сани-телега
    22. Очки — деньги
    23. Воробей — курица
    24. Кошка — яблоко
    25. Вечер — утро
    26. Дуб — береза
    27. Голод ~» жажда
    28.

    Сказка — песня
    29. Корзина — сова

    30. Картина — портрет

    Методика апробирована, пригодна для исследования детей и взрослых разного образовательного уровня. Применима для исследования лежачих больных или больных малодоступных, отказывающихся выполнять экспериментальную работу.

    Кроме того, она очень удобна при необходимости повторных исследований больных для оценки изменчивости их состояния.

    Так, например, некоторые авторы пользовались этой методикой при оценке влияния какого-либо препарата на процесс мышления больных.

    3. Больного просят сказать, «чем похожи и чем отличаются» эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы больной обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие. Если больному не сразу понятна задача, можно совместно сравнить какую-либо легкую пару слов.

    Читайте также:  Монурал и фурадонин: чем отличаются средства и что лучше

    Предлагая первую несравнимую пару (в данном списке “река – птица”), экспериментатор внимательно наблюдает за мимикой и поведением больного.

    Если больной выражает удивление, растерянность или просто молчит, затрудняясь, ему тут же дают пояснение: «Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: «Их сравнивать нельзя».

    Если больной сразу начинает сравнивать эту пару — его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы «него по поводу каждой пары.

    4. При оценке ответов больных следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений больного, о склонности его к конкретному мышлению.

    В исследовании Т. К. Мелешко предметом анализа стала не логическая структура процесса сравнения, а состав признаков, которые использовались для сопоставления объектов. По данным Т. К. Мелешко, больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь очень разнообразными, необычными признаками, в то время как здоровые люди производят сравнения по банальным, «стандартным» признакам.

    Второе, на что следует обратить внимание, это то, выдерживает ли больной заданный ему план сравнения или мысль его «соскальзывает» куда-то в сторону и суждения его оказываются лишенными логической последовательности.

    Так, например, больной шизофренией в подостром состоянии дает следующее заумное и аграмматичное сравнение дождя и снега: «Снег — это называются все микроны и заочные точки, которые могут быть под заморозками, а дождь, состоящий из воды, и оно может находиться в тесном сотрудничестве».

    Другая больная сравнивает дождь и снег так: «Дождик — это капли водяные, — это заморозки, снег — это снег, а вода есть вода, какая может быть — это ведь совершенно разные вещи… Снег идет и вода идет, снег .падает, и дождь тоже падает…».

    В исследованиях В. И. Перепелкина и С. Т. Храмцовой приводятся образцы сравнений, характерные для больных шизофренией, эпилепсией, для олигофренов и др. Эту методику удобно комбинировать с фармакологическими пробами и записывать высказывания больных с помощью магнитофона.

    Литература

    • Павловская Л. С. Экспериментально-психологическое исследование умозаключений у душевнобольных. СПб., 1909.
    • Мелешко Т. К. Вариант методики исследования процесса сравнения у больных шизофренией. В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965.
    • Храмцова С. Т. Апробация методики «Сравнение понятий» в детской психоневрологической клинике. В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. Л. 1965.
    • Перепелкин В. И. Особенности процесса сравнения наглядных объектов у детей больных эпилепсией. В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965.

    Источники и литература

    • Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. 1999 г.

    Источник: http://wiki.1vc0.ru/enciklopediya/psixologiya/otrasli-psixologii/klinicheskaya-psixologiya/patopsixologiya/knigi-po-patopsixologii/glavy-knig-patopsixologii/issledovanie-myshleniya.html/18

    Ложь, обман, враньё, лукавство? В чём отличие этих понятий, такие ли это синонимы, как принято считать?

    Отвечаю как понимаю я:Вранье — очень большая неправда. Вспомните,что говорят депутаты,когда принимают не выгодный для народа закон.

    Чаще всего они врут,и чем наглее и слаще их ложь,тем больше аудитории — скорее из старшего поколения — им поверит. Ложь — неправда помельче. Начиная с маленькой лжи типа:- Маша, ты не ела конфеты?- Нет .

    В коробке же осталось 5-6 конфет из 10,а Маша после разговора бежит пить воды,что указывает на ее ложь.

    Заканчивая реальной ложью,скажем в криминале,когда преступник не сознается в грабеже или убийстве. Обман в принципе синоним лжи..

    С лукавством интереснее. Это что-то типа:Та же героиня,но лет на 15 старше:

    • Ярослав,тебе нравится мое новое платье?
    • Да, Маш,конечно,тебе очень идет

    Само платье не то что бы ужасно — оно просто не подходит девушке,но в данном случае,я так говорю,чтобы не обижать эту девушку (хотя по жизни я стараюсь не лгать).Как-то так.

    • В разных плоскостях.
    • Ложь это информация не соответствующая действительности, причем не важно как именно она была рассказана или получена, намеренно или нет.
    • Враньё от слова врать, врать это синоним слова лгать, лгать это синоним слова обманывать.
    • Обман это намеренное введение в заблуждение, причем не только словами, но и действиями, чем отличается от вранья.
    • Насчет лукавства я бы сказал так, есть 3 типа лжи:
    • 1) Прямая ложь, когда вы говорите неправду.
    • (а сам с другом прогуливал и рубился в сегу)
    • 2) Сокрытие, когда вы говорите правду, но опускаете некоторые факты.
    • Где был?
    • Гулял с друзьями.

    (пил, курил и трахался на вписке)

    3) Интерпретация или инсинуация.

    Самый сильный и опасный тип лжи. Это когда вы говорите правду и только правду.

    1. Но при этом подминаете понятия под себя так, что правда выглядит выгодно именно для вас.
    2. Скажем, можно сказать, что гомосексуальность это любовь между двумя людьми одного пола.
    3. А можно сказать, что это содомия, разрушение традиционных ценностей, вырождение нации и тому подобное.
    4. Суть в том, что по идее оба предложение несут в себе долю правды, просто каждое тянет лямку на себя.
    5. Самая большая опасность этой лжи в том, что у каждого человека есть синдром утенка, благодаря которому первая точка зрения о чем то считается истиной в последней инстанции, а любая последующая интерпретация — априори ложь и введение в заблуждение.

    Так вот, лукавством считается когда человеком пользуется 2-ым и, особенно, 3-им типом лжи. Другими словами, это человек — политик.

    P.s. Нет, я не гей, но гомофобия в России поддерживается именно благодаря 3-ему типу лжи.

    Все четыре слова:

    • принадлежат одному языку,
    • принадлежат одной и той же части речи (хотя для синонимов это не строгое требование),
    • различны по произношению,
    • различны по написанию,
    • имеют «похожее лексическое значение».То есть полностью соответствуют определению понятия «синонимы». А значит а академическом, чисто научном смысле являются синонимами.

    Единственное скользкое место (как и почти везде в гуманитарных науках) это неизмеримость синонимичности. Нельзя сказать, что эти слова являются синонимами на 95%, а те на 46%. Можно только оценочно определить, что эти два слова в их первом значении более синонимичны, чем те два в их первом значении — менее.

    «Похожее лексическое значение» не имеет величины в которой оно изменяется (неговоря уже о расплывчатости самого понятия «лексическое значение»), но в данном случае, у всех четырёх слов есть как минимум одно из значений, имеющее смысл: «не то, о чем сказано» или «умышленное искажение».

    И этот общий смысл делает эти слова синонимами.

    Безусловно, мы можем найти такие значения этих слов и такие коннотации, когда смысл этих слов окажется иным, а может быть даже и противоположным. Но это не делает эти слова «не синонимами» или, хуже того антонимами.

    Модификация смысла слова в зависимости от коннотации, от вербального контекста и невербального (например, эмоционального) контекста всего высказывания не поддаётся систематизации.

    Если слово «синоним» в Вашем вопросе это просто лингвистический термин, то, да, все эти четыре слова — синонимы.

    Чтобы искать различия надо прежде как-то ограничить область поиска. Проще поискать различия только по разным толковым словарям. И тогда эти слова скорее сходны чем различны. А если брать в рассчёт все возможные употребления этих слов, то как сказано выше, можно найти/придумать много удивительных чудес превращения смысла.

    Информация об этимологии слов легко гуглится.

    Ложь:

    Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. лъгати, лъжѫ (ψεύδεσθαι), укр. лга́ти, белор. iлга́ць, болг. лъ́жа, сербохорв. ла̀гати, ла̏же̑м, словенск. lǝgáti, lážem, чешск. lhát, lhu (lžu), словацк. lhаť, польск. łgać, łżę, в.-луж. łhać, łžu, н.-луж. łgaś, łdžu. Родственно др.

    -лит. ɫúginaité «предательский, изменнический», готск. liugan «лгать», др.-в.-нем. liogan; с другой ступенью чередования: готск. laugnjan «отрицать, отвергать», др.-в.-нем. lugî «ложь», ирл. род. п. ед. ч. logaissi «mendacii», fol-lugaim «скрываю, утаиваю». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Ложь не имеет отношения к ложу:

    Происходит от праслав. *lože, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. ложе (κλίνη, κοίτη), русск., укр. ло́же, болг. ло́же «постель, матка, послед», сербохорв. ложе «ложе», словенск. lо̣̑žе «логово зверя; послед», чешск. lóže, уменьш.

    lůžko «ложе, постель», польск. łoże, уменьш. łóżko, в.-луж., н.-луж. łožo. Вместе с ложесна́ связано с лежать; ср. греч. λόχος «засада», др.-исл. lаg ср. р. «местоположение», шв. lägе «состояние, место». Русск. ложе, возможно, из польск. Использованы данные словаря М. Фасмера.

    См. Список литературы.

    Вы снова либо вводите людей в заблуждение, либо демонстрируете собственную некомпететность. Вам должно быть стыдно, вам бывает стыдно, Вячеслав?

    Возведение врача к вранью спорно:

    Образовано от гл. врать, кот. происходит из неустановленной формы. По одной гипотезе, из праслав. *вьрати, *вьрѫ, сюда же врач; сторонники этой гипотезы предполагают родство с др.-греч.

    ῥήτωρ«оратор», ἐρῶ, «скажу», *ερι̯ων, откуда εἴρων «человек, который говорит не то, что думает», латышск. vervelet, -ẽju «бубнить, быстро тараторить» (из *verver-); далее, сюда же относят лит. var̃das «название», латышск. vàrds — то же, др.-прусск. wīrds «слово», лат. verbum, готск.

    waúrd «слово». По другой гипотезе, ввиду того, что слово врать только великорусск., предполагается новообразование от основы врѣти „кипеть“ > „говорить чепуху“; также производят врать из за-вере́ть, за-во́ра, ср.

    плести́, спле́тни; сторонники последних гипотез отрицают связь с врач». Использованы данные словаря М. Фасмера  с ми О. Н. Трубачёва. См. Список литературы.

    Источник: https://TheQuestion.ru/questions/443911/lozh-obman-vranyo-lukavstvo-v-chyom-otlichie-etikh-ponyatii-takie-li-eto-sinonimy-kak-prinyato-schitat

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector