Чем отличается стих от прозы?

Проза
(лат. prōsa
) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений).

Так что же это такое — проза

Казалось бы это такое простое понятие, которое известно всем. Но, как раз этом и заключается сложность его описания. Проще определить, что такое стихи, поэзия. Стихотворная речь подчиняется строгим законам и правилам.

  1. Это четкий ритм или метр. Как в марше: раз – два, раз – два, или как в танце: раз – два – три, раз – два – три.
  2. Хотя и необязательное условие: Рифма, т.е слова созвучные по своему произношению. Например любовь – морковь или проза – роза и т.д.
  3. Определенное количество строф. Две строфы это двустишье, четыре — четверостишье, есть восемь строф, а также различное их сочетание.

Вся остальная письменная или устная речь, которая не подчиняется этим законам – проза. В ней слова льются как полноводная река, плавно, свободно и независимо, подчиняясь только мысли и воображению автора. Проза – это описание простым доступным языком всего того что находится вокруг.

Есть такое понятие проза жизни. Это повседневные, обыденные события, которые происходят в жизни людей. Писатели, которые описывают эти события в своих произведениях. Называются писатели – прозаики. За примерами далеко ходить не надо.

Чем отличается стих от прозы?

Вся мировая классическая литература, да не только классическая. Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой. М.Горький, Н.В.Гоголь – это великие писатели прозаики. Откройте любую из их книг, и вы сразу поймете, что такое проза, если до сих пор этого еще не знали.

Но остались еще на широких, необъятных просторах нашей Родины люди, Которые всерьез считают, что писатели прозаики это такие люди которые пишут про ЗАЕК. Кто – то считает их неграмотными и необразованными, кто-то наоборот оригинальными и креативными. Выбирать вам.

Так что же такое проза? Посмотрите внимательно, перед вами пример простого прозаического произведения. Эта статья. А если кому – то все равно до сих пор не понятно, что такое проза, то прочитайте её еще раз.

Все мы изучали прозу в школе на уроках литературы, а кто может сейчас дать ответ на вопрос о том, что такое проза? Может быть, то, что прозой называют устную или письменную речь, вы помните, но наверняка забыли, что произведения в прозе не делятся на соизмеримые отрезки (проще говоря – стихи). В отличие от стихов, ритм прозаических произведений – это соотношение синтаксических конструкций (предложений, периодов).

Проза возникла во времена античной литературы. С XIX века проза стала лидировать в словестности.

Поясним, что относится к прозе. Прозой называют обычную речь, простую, не мерную, без размеров. Однако существует мерная проза, похожая по своему звучанию на старинные русские песни.

У прозы также есть формы. Так вот, первоначально развились публицистическая, деловая, научная, религиозно-проповедническая, мемуарно-исповедническая формы.

Рассказы, повести и романы относятся к художественной прозе и отличаются от лирики своей эмоциональной сдержанностью, интеллектуальностью, философскими началами.

Из опредления в начале статьи легко понять, что проза — это противоположность стихотворению. Но тогда что такое стихотворение в прозе? Это текст очень складный, но без рифмы, почти всегда романтического содержания. Много стихотворений в прозе написал И.С Тургенев.

Прозаические жанры

Традиционно в число литературных жанров, относящихся к прозе, входят:

  • Роман. Романом называют повествовательное произведение, большое по объёму и со сложным, развитым сюжетом.
  • Повесть. Это род эпический поэзии, похожий на роман, который рассказывает о каком-нибудь эпизоде из жизни. В повести в меньшей степени, чем в романе, рассказывается о быте и нраве героев, она короче и сдержаннее.
  • Новелла. Новеллой называют небольшой литературный повествовательный жанр. По объему она сопоставима с рассказом, но отличительной чертою является наличие генезиса, истории и структуры.
  • Эпопея. Эпическое произведение, монументальное по форме, затрагивающее общенародную проблематику.
  • Рассказ. Является малой формой художественной литературы. Объем текста маленький, так как в рассказе не охватывается большой промежуток времени и описывается какое-либо конкретное событие в конкретном временном промежутке.
  • Эссе. Это сочинение прозаической формы на любую тему. По объему небольшое, композиция строго не обозначена. В эссе автор выражает свое индивидуальное впечатление и мнение по конкретному вопросу.
  • Биография — всем нам известная форма изложения истории жизни и деятельности человека.

Проза — Prose ! Мир прозы. История возниковения и развития прозы. Жанры прозы.

  • Проза — Prose !
  • Проза!
  • Проза
    в широком своем значении окружает нас повсеместно.
  • Проза
    — это простая, обычная безразмерная речь, именно та, которой мы пользуемся ежедневно.
  • С помощью прозы мы можем признаться в любви, выразить любые свои чувства.
  • Чем больше мы читаем художественной прозы, тем тем богаче будет наш опыт и более красивой будет наша речь.

Источник: https://thestrip.ru/brovi/chem-otlichaetsya-stih-ot-prozy-chto-takoe-prozaicheskoe/

Поэзия и проза

Поэзия и проза. Слово «поэзия», как и слово «проза», имеет несколько значений.

В 1923 Тынянов писал: «Термин «поэзия», бытующий у нас в языке и в науке, потерял в настоящее время конкретные объем и содержание и имеет оценочную окраску». Термину «проза» в значении «способ организации художественной речи» большинство современных литературоведов противопоставляет не термин «поэзия», а термин «стихи».

Чем же стихи отличаются от прозы? Современная наука о литературе отвечает на этот вопрос так: текст, записанный в столбик, – стихи, в строчку – проза.

Само слово «стих» в переводе с греческого значит «ряд», а слово «проза» в переводе с латыни – «речь, которая ведется прямо вперед». В стихах как бы появляется новый знак препинания – пауза на конце стиха. Благодаря этим паузам стихи произносятся медленнее, чем проза.

Читатель вдумывается в смысл каждого стиха – новой «порции» смысла. Вот, например, басня Крылова Две бочки:

Две бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.Вот первая себе без шума и шажкомПлетется,Другая вскачь несется…

Короткие вторая и третья строки приобретают в сознании читателя такое же значение, как сообщение в длинной первой строке. Сразу становится ясно, что «героиней» басни станет вторая бочка.

Проза при осмысленном чтении тоже делится на отрезки, но это членение задается только синтаксисом. В то время, как в стихах стихотворная строка не обязательно совпадает с синтаксическим членением фразы. Например:

  • А плакала я уже бабьей
    Слезой – солонейшей солью.
  • (М.Цветаева)
  • Такое явление называется – синтаксический перенос, или enjambement.

Слово внутри стиха воспринимается иначе, чем слово в прозаическом тексте. Слова влияют друг на друга. Ю.Тынянов назвал это явление «единством и теснотой стихового ряда». В своей книге Проблема стихотворного языка он приводит пример из баллады Жуковского Алонзо:

Небеса кругом сияют
Безмятежны и прекрасны…
И надеждой обольщенный,Их блаженства пролетая…

Слово «блаженство» означает: блаженное состояние, счастье. Здесь же это слово получает значение чего-то пространственного. На значение слова «блаженство» влияет предыдущее слово «их» (небес) и последующее «пролетая».

Ощущение «единства и тесноты стихового ряда» усиливается еще и звуковой организацией стиха. Звучание стихов гораздо важнее, чем звучание прозы. Звуки в стихах как бы «окликают» друг друга. Часто повторяются одни и те же согласные – это называется аллитерация.

Строчка Маяковского Где, он, бронзы звон или гранита грань…как бы напоминает звон металла и твердость гранита. Сам поэт говорил: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Повторяются в стихах и гласные звуки – это явление называется ассонанс.

  1. У наших ушки на макушке,
    Чуть утро осветило пушки
    И леса синие верхушки –Французы тут как тут.
  2. – повтор звука «у» как бы передает гулкое затишье перед боем.
  3. Благодаря звучанию, перекличке звуков, интонации, «слово в стихе имеет тысячу неожиданных смысловых оттенков, стих дает новое измерение слову» (Тынянов).

Стихи обладают и другими важнейшими признаками, делающими их «складной» речью. В первую очередь, ритмом. Стихотворная речь происходит от песни, в которой слово неразрывно связано с мелодией. Долгое время стихотворная речь определялась, как речь ритмическая. При этом следует учитывать, что ритм – это конкретная мелодика текста, а метр стихотворения – схема его размера.

Ритм есть и в прозе. Мопассан писал о Флобере: «Фраза Флобера поет, кричит, звучит яростно и звонко, как труба, шепчет, как гобой, переливается, как виолончель, нежит, как скрипка, ласкает, как флейта», т.е. уподоблял ритм флоберовской прозы музыкальному ритму.

Каждый пишущий человек знает, что иногда необходимо вставить слово в фразу не для уточнения смысла, а для сохранения ритма. Однако чем же создается этот ритм, трудно определить. Законы ритма прозы менее выявлены, чем законы ритма стихотворного.

Даже так называемая ритмическая проза, где природа ритма поддается определению, (например, Симфонии Андрея Белого), благодаря записи в строчку воспринимается именно как проза. А записанный в столбик свободный стих, верлибр (Vers libre – фр.

) лишенный и размера и рифмы, – как стихи.

Ритм в стихах создается прежде всего определенной системой стихосложения, разной у разных народов и в различные эпохи. Стихотворные строки соизмеряются между собой определенными мерками. Основных систем стихосложения насчитывается обычно три.

Повторяемость отрезков с одинаковым числом ударений образует тонический стих. Тоническое стихосложение было свойственно русской народной поэзии, древнегерманскому стиху и др. Стихи в тонической системе могут быть не равновеликими. В этом случае разница между длинными и короткими строками ощущается как разница в числе ударений.

Повторяемость отрезков с одинаковымколичеством слоговобразуетсиллабический стих. Этот тип стихосложения господствует в романских языках, в польском, в классической японской поэзии. В России силлабическое стихосложение было распространено с 16 в. до первой трети 18 в.

Если мельчайшей единицей ритмавыступает стопа – два или три слога, из которых один сильный (в русском стихосложении – ударный) – это силлабо-тоническое стихосложение. Большинство русских классических стихов написаны силлабо-тоникой.

Если в двусложной стопе ударение падает на первый слог – это хорей, если на второй – ямб.

Трехсложная стопа с ударением на первом слоге – дактиль, на втором – амфибрахий, на третьем – анапест.

Сильные места могут выделяться не только ударностью, но и высотой (как в китайской классической поэзии) или долготой звука (античная поэзия, в которой, вероятно, существовало и музыкальное ударение). Но это возможно лишь в языках, где высота или долгота одного и того же звука образует разные фонемы.

В двухсложных размерах часто наблюдается пропуск ударения, который называется пиррихием, или сверхсхемные ударения. Академик В.Жирмунский и некоторые другие исследователи считали, что ритм стиха создается не избранным метром, а конкретным расположением ударений. Тынянов же полагал, что ритм складывается из множества факторов. Таких, как звуковая артикуляция, темп, рифма, аллитерации и др.

В любом случае при ограниченном количестве размеров ритмическое разнообразие стихов практически неограниченно.

С конца 19 в. по настоящее время в русскоязычной поэзии силлабо-тоническая система стихосложения перестает быть господствующей, постепенно двигаясь в сторону более свободной системы – тонической. Возникают такие размеры, как дольник, тактовик, акцентный стих.

Долгое время в литературоведении не существовало четкого разграничения этих понятий. Затем академик М.Гаспаров предложил следующие определения: дольник – тонический стих, где расстояние между ударениями один-два слога. Тактовик – стих с межударным расстоянием до трех слогов, акцентный стих – от нуля до бесконечности.

Этот стих при отсутствии рифмы отличается от прозы только графически – членением на строки.

Строки в стихах соотносимы между собой: в конце каждой строки вспоминаются концы предыдущих и возникают догадки о последующих. Особенно при наличии рифмы – звукового повтора, преимущественно в конце, двух или нескольких слогов.

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розыНа, вот возьми ее скорей!)

(А.Пушкин)

Рифма расширяет связи, в которые вступает каждое слово, и тем повышает смысловую емкость стиха. «Рифм сигнальные звоночки», – писала А.Ахматова.

рифма устанавливает связь между словами, звучащими подобно, и заставляет нас подозревать близость и родство предметов, обозначаемых этими словами. Таким образом переоткрывается мир, заново постигается суть явлений. Поэтому важно, что чем рифмовать.

Кроме того, конец строки, рифма – это смысловой акцент. Так, Маяковский ставил «нужное слово» в конец строки и искал к нему рифму «во что бы то ни стало».

Однако рифма не обязательный признак стихов. Не знали рифмы ни античная поэзия, ни русское народное поэтическое творчество, в частности былина.

Крайне редко употребляются рифмы в современном англоязычном стихосложении.

Наконец, в новоевропейском силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении существует так называемый «белый стих» (blank verse – англ.) – стих нерифмованный, но имеющий ритм.

В прозе, в абсолютном большинстве случаев, рифма – явление случайное. Тем не менее рифма не может считаться отличительным признаком стихов. Дело не только в том, что существуют стихи без рифм.

Как писал еще Тредиаковский, «Рифма… равным же образом не различает Стиха с Прозою: ибо Рифма не может и быть Рифмою, не вознося одного Стиха к другому, то есть не может быть Рифма без двух Стихов (но Стих каждый есть сам собою, и один долженствует состоять и быть Стихом)».

Есть ли повторы в прозе? Шкловский отвечает на этот вопрос положительно – «Повторяемость эпизодов сближает так называемый сюжет с так называемыми рифмами». Кроме того, у Джойса и некоторых символистов в прозе встречаются случаи и звуковой рифмы.

Читайте также:  «пикамилон» и «глицин»: сравнение средств и что лучше

Существует и проблема так называемой ритмической прозы. Так, роман Белого Петербург, так же, как и проза Джойса, насквозь поэтична: ритмизованна, организована аллитерациями, ассонансами и иными поэтическими приемами.

Мертвые души Гоголяявляются не просто прозаическим, а лироэпическим текстом, потому и названы поэмой.

Бытует мнение, что стихи отличаются от прозы большей эмоциональностью, лиричностью. Это не безосновательно, но тем не менее не может служить отличительным признаком стихов. В художественной прозе тоже довольно часто встречаются лирические фрагменты, кроме того, существует жанр так называемой лирической прозы.

(Например, Путешествие по Гарцу Гейне.).

Против разделения на стихи и прозу по этим признакам выступал Тредиаковский: «Высота стиля, смелость изображений, живость фигур, устремительное движение, отрывистое оставление порядка и прочее, не отличают Стиха от Прозы; ибо все сие употребляют иногда и Реторы и Историки».

Проза возникла значительно позже, чем стихи. Вплоть до эпохи Возрождения стихотворная форма в Европе была практически единственным инструментом превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты. «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид», – писал Аристотель. Правда, существовал античный роман, бывший массовым жанром.

В целом же проза до Нового времени развивалась на периферии искусства (исторические хроники, философские диалоги, мемуары, памфлеты и т.п.) или в «низких» жанрах (различные виды сатиры), а художественная проза появляется лишь в «зрелых» литературах.

Современная проза, у истоков которой – итальянская новелла Возрождения, выработала свои специфические художественные приемы и выступает как полноценная суверенная форма искусства слова. В одни эпохи развивается преимущественно поэзия, в другие – проза.

Так, в «золотой век» русской литературы (пушкинская эпоха) поэзия качественно и количественно опережала прозу. В широком смысле «поэзией» в России 18–19 вв. называли все литературно-художественное творчество, как в стихах, так и в прозе. В русской словесности поэзией часто именовалась «хорошая» художественная литература.

Именно так часто употреблял этот термин Белинский. Прозой же именовались нехудожественные тексты: исторические, философские, ораторские и т.д., а также плохо написанные художественные произведения. Молодой Пушкин писал брату: «Плетневу приличнее проза, нежели стихи, – он не имеет никакого чувства, никакой живости – слог его бледен, как мертвец».

Стало быть, «бледный слог» мешает писать стихи, но не мешает – прозу. Зрелый же Пушкин сказал: «Года к суровой прозе клонят…». «Суровая» здесь означает «серьезная», противостоящая «легкой» поэзии. (По пушкинскому же определению, «поэзия должна быть глуповата»).

Чем отличается стих от прозы?

Тем не менее «поэзия» как синоним словосочетания «хорошая литература» употреблялся и после Пушкина, а иногда и в наши дни. В начале 20 в. Белый сказал о прозе русских классиков – «полнозвучнейшая из поэзий». Венедикт Ерофеев назвал поэмой свою книгу Москва – Петушки, подчеркивая тем самым значимость описываемых в ней событий.

В чем же все-таки заключается основное отличие поэзии от прозы? По словам литературоведа С.Н.Зенкина, «общий принцип стихотворной речи – повышенная активизация всех уровней текста, которая покупается ценой искусственных ограничений и делает текст особенно информативно емким».

Так, если рифмы нет, то используется ритм, если же и он отсутствует (как в верлибре), используется членение на строки, которое может дополняться отсутствием пунктуации. Все это – для того, чтобы «активизировать нашу деятельность интерпретации текста», так как задача поэзии – заставить читателя заново постигать реальность, открывая бытийные смыслы через слово.

Тем она и отлична от прозы с ее изначальной описательностью и информативностью. В поэзии форма так же смыслонесуща, как содержание. В хорошей поэзии они дополняют, поддерживают друг друга.

Поэтому существуют формы графической акцентировки стиха (например, барочные «подобия», когда, скажем, стихотворение о вазе печаталось в форме вазы, встречающиеся в поэзии Полоцкого, Аполлинера, Жака Превера, или набор различных фрагментов текста разным по качеству и величине шрифтом в поэмеМалларме Бросок костей никогда не отменит случая и т.д.).

Проза определяется как художественная речь (в отличие от бытовой), так как в ней, по словам того же Зенкина, «в снятом виде присутствует поэтический ритм, проза воспринимается на фоне поэзии; проза – это то, что не захотело быть стихами, в отличие от «сырой» прозы бытовой речи, в принципе не ведающей о стихах».

Людмила Поликовская

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/POEZIYA_I_PROZA.html

Отличие стиха от прозы

Отличие стиха от прозы

https://www.youtube.com/watch?v=ybTGkra2NR8

Говоря о различении стиха и прозы, специалисты часто с иронией вспоминают пьесу Ж. Б. Мольера “Мещанин во дворянстве”, где учитель наивно объясняет господину Журдену, чем стихи отличаются от прозы: “Все, что не проза – то стихи, и все, что не стихи, то проза”.

Мольер, естественно, пародировал недалекость и малообразованность героев, но проблема в том, что и вполне квалифицированные профессионалы XXI века зачастую оказываются в сложном положении, когда нужно объяснить разницу между прозой и стихом.

Кажущаяся самоочевидность ответа (“Ахматова – стихи, а Толстой – проза”) доказывает лишь то, что эта разница есть, но никак не дает нам надежного критерия разграничения. Существует несколько вопросов, которые определяют проблемное поле современного стиховедения:

  • – во-первых, зачем человечеству стихи, насколько они соответствуют логике развития языка и, наконец, какая речь более “правильная” для человеческой культуры: прозаическая или стихотворная?
  • – во-вторых, каковы более или менее надежные критерии отличия стиха и прозы и существуют ли вообще такие универсальные критерии?
  • – в-третьих, благодаря каким резервам языка происходит “превращение” прозы в стих?
  • – в-четвертых, сложнейшей проблемой является то, касается ли различение стиха и прозы лишь формы организации речи или же перед нами две принципиально разные системы мышления?
  • Именно постановка и решение этих проблем делает стиховедение не формальной наукой, просто классифицирующей виды размеров, строф и рифм, а самостоятельной и сложной частью филологии.
  • Представляется логичным начать разговор о стиховедении с короткого обзора этой проблематики.

Итак, почему людям нужны стихи, если в обычной речи современный человек, как правило, говорит иначе? Со стиха или с прозы начался “праязык” человека?

Известный польский литературовед и писатель Ян Парандовский заметил в “Алхимии слова”: “Если не принимать в расчет несколько наивных концепций Гердера, нет ни одной мало-мальски серьезной гипотезы о том, будто бы вначале человечество разговаривало стихами, и тем не менее история каждой литературы начинается не с прозы, а с поэзии. Ибо то, что первым возвысилось над обиходной речью, было стихом, и часто он уже достигал совершенства задолго до того, как были сложены первые несмелые фразы художественной прозы” .

Парандовский, правда, не совсем точен в фактах. Концепция “стихового” начала первоязыка людей высказывалась и до И. Г. Гердера, еще в начале XVIII века, в частности, на этом строилась концепция происхождения языка Дж. Вико, и – главное – она вполне всерьез рассматривается крупнейшими современными эстетиками и стиховедами.

О ней в конце XX века размышлял знаменитый философ языка Г. Гадамер, а признанный специалист-стиховед М. Шапир замечал: “Нет ни малейшей возможности доказать генетическую, эволюционную или типологическую первичность нестихотворной речи” .

Но в одном Парандовский, несомненно, прав: любые развитые формы словесной художественной культуры сначала обнаруживают себя в стихе, а лишь затем – в прозе.

Причины возникновения стихотворной речи ученые пытались увидеть в самых разных сторонах жизни человека: во всеобщей ритмизованности мира и человеческого организма, в эротических ритмических проекциях бессознательного, в изначальной ритмизации детской речи и т. д., однако по-настоящему убедительного ответа еще не дано.

Положение осложняется еще и тем, что не совсем понятно, как нам отличить стих от прозы. Крупнейший российский стиховед М. Л. Гаспаров предложил определение, которое сегодня зацитировано: ” Стих – это текст, ощущаемый как речь повышенной важности, рассчитанная на запоминание и повторение.

Стихотворный текст достигает этой цели тем, что делит речь на определенные, легко охватываемые сознанием части. Кроме общеязыкового членения на предложения, части предложений, группы предложений и пр.

, здесь присутствует еще и другое деление – на соотносимые и соизмеримые отрезки, каждый из которых тоже называется “стихом””.

Это определение корректно, однако вопросы все равно остаются. Если подойти просто со стороны организованности и членения речи на отрезки, то останется вопрос о Содержательной значимости такого членения.

Само по себе указание на повышенную важность и запоминаемость проблемы не снимает. В этом смысле прав А. Г. Машевский, когда, комментируя гаспаровское определение, замечает: “Однако и проза бывает весьма важной.

И ее запоминают и повторяют, например, анекдот”.

Формальные признаки сами по себе тоже недостаточны. Тот же А. Г. Машевский остроумно замечает: “В принципе, формально в стихи можно превратить любой текст, например, газетную передовицу:

  1. Тревожные слухи ходили последнее время в поселке
  2. Некрасовское: на грани
  3. Банкротства оказалось старейшее
  4. Предприятие района – машиностроительный завод,
  5. Основной продукцией которого были
  6. Винные насосы, а рынки
  7. Их сбыта – в основном бывшие
  8. Южные республики бывшего Союза.

Получается смешно. Почему? Да потому, что связи “по вертикали” устанавливаются в этом тексте случайно, превращая информацию, которую выдает автор, в нечто пародийное.

Кроме того, оказывается, что мы как бы перестаем понимать, о чем, собственно, сообщает нам участок только что прочитанного текста. Конечно, можно сослаться на то, что разбивка на строки затрудняет восприятие информации. Но именно эта разбивка и сделала прозу стихами” .

Таким образом, важно понимать, что стих отличается от прозы не каким-то одним признаком (ритмическим или графическим), но представляет собой особую систему организации речи, где все элементы (слова, звуки, грамматика, синтаксис и др.) подчинены каким-то законам упорядоченности.

Слово в стихе функционирует совсем не так, как в прозе, оно теснее связано с другими словами и с логикой всей конструкции. Эту особенность стиха известный литературовед Ю. Н.

Тынянов еще в 20-е годы XX века назвал “законом единства и тесноты стихового ряда” . Именно нарушение этого тыняновского закона приводит к тому, что записанная в виде стиха проза становится плохой прозой, а не хорошим стихом.

Стих представляет собой сложную и исторически подвижную систему законов и взаимодействий элементов.

Если эти законы не осмыслены обществом, не приняты в своей системности, говорить об оппозиции стиха и прозы вообще едва ли возможно. М. Л. Гаспаров замечает по этому поводу: “Когда начинают делать обзор истории русского литературного стиха, его начинают делать с XVII в.

На первый взгляд это кажется странным: как будто до этого на Руси не существовало поэзии, не существовало стихотворных средств выражения, не существовало стиха.

Нужно присмотреться ближе, чтобы уточнить это впечатление: поэзия существовала, стихотворные средства выражения – ритм и рифма – существовали, но стиха действительно не существовало.

Все средства стихотворной речи во главе с ритмом и рифмой были доступны уже древнерусской литературе. Однако, существуя порознь и даже в совокупности, все эти средства не складывались в понятие “стих”. Противоположность “стих-проза”, которая ныне кажется столь очевидной, для древнерусского человека не существовала”.

Стоит, впрочем, заметить, что ее не существовало в современном смысле слова и в письменной литературе. Однако на уровне восприятия текста слушателями ситуация, судя по всему, столь однозначной не была. Совершенно прав Н. А.

Богомолов, когда замечает: “В культурном обиходе русского народа с древнейших времен существует одна из форм поэзии – устное народное поэтическое творчество. И именно это творчество дает нам первую систему русского стиха” .

Многие формы народного стиха разительно отличаются от прозаической речи, то же самое можно сказать о покаянных стихах, возникших в русской культуре не позднее середины XV века, о многих формах духовных стихов и т. д.

Здесь масса сложностей, связанных с тем, что эти тексты либо вообще не записывались, либо это была запись, далекая от тех стандартов, которыми мы пользуемся сегодня, их трудно анализировать, “исходя из теории классического стиха, которая стоит в явном противоречии с технологией форм народного стиха” (А. П.

Квятковский). Но то, что весь системный строй этих текстов имеет мало общего, например, с летописями или агиографической литературой (описанием деяний святых), бросается в глаза. Другое дело, что все это не приводило к той литературной оппозиции “проза – стихи”, с которой мы сталкиваемся сегодня.

Вообще в современной науке отчетливо видны две тенденции в решении вопроса о разграничении стиха и прозы. Одни специалисты считают, что важнейшим критерием является характер Звучания текста. Это Фонетический подход. Характер записи менее принципиален, запись лишь фиксирует и подчеркивает особенности звучания.

Классическое определение в рамках этой традиции дал В. М. Жирмунский: “Стихотворная речь отличается от прозаической закономерной упорядоченностью звуковой формы”. Этот подход хорошо описывает классические стихи, он дает инструментарий фонетического анализа, собственно, на нем построена вся классическая система размеров.

Но по отношению ко многим произведениям он оказывается беспомощным. Дело в том, что не всегда фонетика является решающим фактором для организации текста в стихотворную форму. Часто решающее значение имеет графика, то есть зрительный образ стиха, который нельзя описать в терминах фонетики. Посмотрим на стихотворение С.

Кирсанова “Ад”:

  • Иду
  • В аду.
  • Дороги –
  • В берлоги,
  • Топи, ущелья
  • Мзды, отмщенья.
  • Врыты в трясины
  • По шеи в терцинах,
  • Губы резинно раздвинув,
  • Одни умирают от жажды,
  • Кровью опившись однажды.
  • Ужасны порезы, раны, увечья,
  • В трещинах жижица человечья.
  • Кричат, окалечась, увечные тени:
  • Уймите, зажмите нам кровотеченье,
  • Мы тонем, вопим, в ущельях теснимся,
  • К вам, на земле, мы приходим и снимся.
  • Выше, спирально тела их, стеная, несутся,
  • Моля передышки, напрасно, нет, не спасутся.
  • Огненный ветер любовников кружит и вертит,
  • По двое слипшись, тщетно они просят о смерти.
  • За ними! Бросаюсь к их болью пронзенному кругу,
  • Надеясь свою среди них дорогую заметить подругу.
Читайте также:  Какой медикамент эффективнее панангин или милдронат и чем они отличаются

Мелькнула. Она ли? Одна ли? Ее ли полузакрытые веки?

И с кем она, мучась, сплелась и, любя, слепилась навеки?

Франческа? Она? Да Римини? Теперь я узнал: обманула!

  1. К другому, тоскуя, она поцелуем болящим прильнула.
  2. Я вспомнил: он был моим другом, надежным слугою,
  3. Он шлейф с кружевами, как паж, носил за тобою.
  4. Я вижу: мы двое в постели, а тайно он между.

Убить? Мы в аду. Оставьте у входа надежду!

  • О, пытки моей беспощадная ежедневность!
  • Слежу, осужденный на вечную ревность.
  • Ревную, лететь обреченный вплотную,
  • Вдыхать их духи, внимать поцелую.
  • Безжалостный к грешнику ветер
  • За ними волчком меня вертит
  • И тащит к их темному ложу,
  • И трет меня об их кожу,
  • Прикосновенья – ожоги!
  • Нет обратной дороги
  • В кружащемся рое.
  • Ревнуй! Эти двое
  • Наказаны тоже.
  • Больно, боже!
  • Мука, мука!
  • Где ход
  • Назад?
  • Вот
  • Ад.

Фонетически передать эту ромбообразную форму построения невозможно, как невозможно передать “зеркальную” композицию, подчеркнутую пробелом в центре. Но для организации этого текста графический фактор принципиально важен – и ритмически, и содержательно.

Графические “изыски” – вовсе не открытия поэзии новейшего времени. Ими активно пользовались уже поэты эпохи барокко (XVII век). Вот, например, стихотворение немецкого поэта Иоганна Гельвига “Песочные часы”.

Попробуйте, не видя текста, догадаться, почему оно так называется, а ведь именно мотив времени, песочных часов здесь принципиально важен:

Фонетическая теория в данном случае вынуждена сложить оружие.

Обилие подобных текстов, особенно в культуре XX века, вызвало к жизни Графическую теорию, когда важнейшим критерием стиха является не упорядоченность звучания, а упорядоченность написания. Сегодня она очень популярна, и ее опорный тезис стал расхожим афоризмом: “Текст, записанный в столбик, – стихи, в строчку – проза” .

Графическая теория гораздо адекватнее описывает подобные тексты и хорошо подходит для промежуточных форм между классическим стихом и прозой (например, им, в основном, и посвящены многие работы известного стиховеда Ю. Б. Орлицкого ). Однако абсолютизация графики – вещь коварная. Выше уже было показано, что “запись в столбик” не превращает газетную передовицу в стих, а просто мешает ее читать.

Системность стиха – явление куда более сложное, чем форма записи. Поэтому нам кажется логичнее принять за основу фонетический подход, дополняя его открытиями графической теории. Кроме всего прочего, мировая поэзия, основанная на звуковой упорядоченности, доминирует и в количественном, да и в качественном отношении.

Сколь бы ни были интересны фигурные стихи, авторитет стихотворной речи создали все-таки не они. Общая теория стиха этот фактор должна учитывать.

Словом, и сегодня представляются вполне актуальными слова Л. И. Тимофеева, сказанные уже более семидесяти лет назад: “Очевидно, что как бы ни определять специфику стихотворной речи, она представляет собой определенную систему повествования.

Строй этого повествования в художественной литературе не является чем-то внешним, внеположным остальным сторонам художественного произведения , и его жанру.

Это, естественно, приводит к пониманию стиха как определенного художественного комплекса, как единства, где специфичность стихотворной речи связана не только со звуковыми ее особенностями, а и с ее интонационно-синтаксическим и лексическим строем, с композиционными особенностями и т. д. и т. д.” Графика как способ визуального оформления стиха является важным, но едва ли решающим звеном этого комплекса.

Парандовский Я. Алхимия слова. Олимпийский диск. М., 1982. С. 27.

Шапир М. И. “VERSUS” VS “PROSA”: Пространство-время поэтического текста // Philologica, 1995, т. 2, № 3/4, С. 10.

С этим, правда, не согласился бы выдающийся филолог А. Н. Веселовский, считавший, что поэзия и проза должны были возникнуть одновременно, однако в зафиксированных художественных памятниках стихи архаичнее прозы. Если только вообще по отношению ко многим древним памятникам (например, к “Слову о полку Игореве”) такое деление возможно.

Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М., 2003. С. 7.

Машевский А. Г. Что такое стихи // Folio verso, http://www. hkey. ru/folioverso. ru /misly/6/1.htm

Там же.

Несколько в иной терминологии, но с теми же акцентами решает проблему разграничения стиха и прозы М. И. Шапир в блестящей, хотя и едва ли доступной начинающему филологу по сложности статье “Стих против прозы”. См.: Шапир М. И.

“VERSUS” VS “PROSA”: Пространство-время поэтического текста // Philologica, 1995, т. 2, № 3/4. Принцип системности так или иначе признается практически всеми стиховедами (В. М. Жирмунский, Б. М. Томашевский, Л. И. Тимофеев, М. Л.

Гаспаров и др.).

“Оба эти признака – единство и теснота стихового ряда – создают третий его отличительный признак – динамизацию речевого материала”. См.: Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965. С. 67.

Гаспаров М. Л. Оппозиция “стих – проза” и становление русского литературного стиха // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. М., 1985. С. 264

Богомолов Н. А. Краткое введение в стиховедение. М., 2009, С. 5.

Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975. С. 8.

См., напр.: Поликовская Л. Поэзия и проза // Онлайн Энциклопедия “Кругосвет”, http://www. krugosvet. ru/enc/kultura_i_obrazova nie/literatura /POEZIYA_I_PROZA. html; В целом тех же взглядов придерживается, например, известный стиховед Ю. Б. Орлицкий в своей объемной и чрезвычайно содержательной монографии. См.: Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002.

См., напр.: Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. Воронеж, 1991; Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002; Орлицкий Ю. Б. Гетероморфный (неупорядоченный) стих в русской поэзии // НЛО. 2005. № 73.

Тимофеев Л. И. Стиховедение // Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929-1939. Т. 11. М., 1939. Стб. 62-63.

Источник: https://goldsoch.info/otlichie-stixa-ot-prozy/

Легко ли стихи сочинять? (Чем отличаются стихи от прозы?) план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

  • Легко ли стихи сочинять?
  • Чем отличаются стихи от прозы?
  • Цель урока: пронаблюдать над поэтической интонацией, звукозаписью, проследить за яркостью поэтического слова, вызвать желание попробовать написать стихи.
  • Ход урока:
  1. Розыгрыш.

    Отрывок из сказки Носова «Приключения Незнайки» (Как Незнайка стихи сочинял?)

  1. Вы узнали героев?
  2. Из какой они сказки?
  3. В отрывке рассказывается как Незнайка стихи сочинял.

  4. Как считает Незнайка, это просто?
  5. А как Вы думаете?
  6. А чем отличаются стихи от прозаической речи?
  7. (Рифмой, ритмом)
  8. А если есть ритм, есть рифма, это уже стихи?
  9. Вспомните, какие стихи сочинил Незнайка.

  10. В них есть ритм, рифма?
  11. А почему же они возмутили товарищей Незнайки? (В них нет содержания)
  12. А нравятся ли Вам стихи самого Цветика?
  13. Вспомните, прочитайте и выскажите свое мнение о его стихах.
  14. (Пустозвонство, надуманность)

Итак, что должно быть в стихотворении? (Смысл!)

  • Например, в стихотворении Даниила Хармса «Очень очень вкусный пирог!»
  • Подскажи слово!
  • Я захотел устроить бал,
  • И я гостей к себе (позвал)
  • Купил муку, купил творог
  • Испек рассыпчатый (пирог)
  • Пирог, ножи и вилки тут
  • Но что-то гости (не идут)
  • Я ждал пока хватило сил,
  • Потом кусочек (проглотил)
  • Потом подвинул стул и сел
  • И весь пирог в минуту (съел)
  • Когда же гости подошли
  • То даже крошек (не нашли).
  • А чем отличается это  стихотворение от стихотворений Незнайки?
  • (смешное, веселое, интересное)
  • Вы тоже пробовали дома написать веселые стишки по данному началу.
  • Посмотрим, что из этого получилось.
  • Петухи распетушились
  • Но подраться не решились.
  • Читаем с продолжением!
  • Среди белых голубей
  • Скачет шустрый воробей.
  • Головастики спешат
  • Превратиться в лягушат.

Хорошо, ребята, молодцы! Оказывается, писать стихи не такое уж трудное дело?

  1. Посмотрим!
  2. Прослушайте стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик»
  3. (Читает наизусть заранее подготовленный ученик).

Вам понравилось стихотворение? Чем?

Иллюстрации. Чья лучше?

  • На кого похоэ этот кораблик? (на человека)
  • Какими качествами обладает этот человек?
  • -независим, умен, наблюдателен.
  • Как вы думаете, какого возраста этот человек? (ребенок)
  • А в каком слове в стихотворении подсказка?
  • Сам — так обычно кто говорит?
  • Младшие братья и сёстры.

Где видно, что кораблик ведёт себя по-ребячьи? (корчил рожи…)

  1. А какие строчки стихотворения показались вам необычными?
  2. На мачты мотал (фразеологизм: мотать на ус)
  3. И вулканы седыми бровями
  4. Поводили при виде его.
  5. -Почему нравятся эти строки?
  6. -А как рассказывается о его встрече с другими кораблями?

-Посудачат. Подберите синоним. -Какое слово удачнее?

Послушаем еще раз стихотворение. В нём есть и ритм и рифма.

  • Но главное, в нем есть чувство.
  • Настроение, глубина мысли.
  • А вот еще одно стихотворение, его написал поэт Роберт Рождественский.
  • -Как бы вы его назвали?
  • -А как вы поняли, что это стихотворение не об одуванчике?
  • -А названо ли это слово в стихотворении?
  • -Что же нам помогает понять, о каком цветке идет речь?
  • -А теперь попробуйте описать ландыш?
  • -На что похожи цветки ландыша?
  • Чтение стихотворения Самуила Маршак «Ландыш»?
  • Какие чувства вызывает у вас стихотворение?

Чудно! Красиво!

-Найдите слова , которыми автор рисует ландыш.

-Какой приём используется?  (метафора) Живой!

-Но ведь в стихах есть и полёт грусти. В каких строках?

  1. А почему грустно? (хрупкость цветка — жизни)
  2. -Значит, что еще должно быть в стихотворении? (чувство)
  3. Итак, подведем итоги.
  4. Что делает стихотворение стихотворением?
  5. -ритм, рифма, содержание,чувство,настроение,мысли,красота.
  6. И давайте в конце повеселимся.
  7. Придумаем вместе смешное стихотворение.
  8. Кот из дома — мыши в пляс
  9. (Так случилось и у нас).
  10. Кошка вышла погулять
  11. Мыши (стали танцевать.)
  12. Съели сыру полкило
  13. (Пять минут всё заняло.)
  14. НА столе стоял сервиз
  15. (Уронили чашки вниз.)
  16. А потом нашли будильник
  17. (Запихнули в холодильник.)
  18. Всё сломали в доме мышки,
  19. (А потом погрызли книжки.)
  20. В это время кот пришел
  21. (Колбасы он не нашёл.)
  22. Он за мышками гонялся
  23. Так, (что даже запыхался)
  24. Ни одну он не поймал,
  25. Но по дому разогнал.
  26. Дома: попробовать придумать стихотворение.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/01/30/legko-li-stihi-sochinyat-chem-otlichayutsya-stihi-ot-prozy

Чем отличаются стихи от прозы

Часто можно запутаться в том, что является стихами, а что прозой. Сначала кажется все просто: у одного есть рифма, а у другого нет. Но тут-то собака и зарылась. Существует так называемый «белый стих» или же японская «хокку» или «танка», где нет никакой рифмы и все же это стихи.

Так как отличить стихи от прозы в этом случае и почему это важно? Начнем с того, что в приличном обществе легко попасть впросак, если не к месту назвать одно другим.

С другой стороны, если такой казус может быть просто поводом к занесению вас в категорию безграмотных людей, то на экзаменах подобная ошибка будет стоить положительной оценки.

Определение стиха и прозы

Стих — это с одной стороны организованные равные отрезки в определенной ритмической тональности. А с другой — строка стихотворного текста по определенному образцу. Если рассмотреть школьные определения, то у обычного стиха должна быть рифма, но не обязательно, ведь есть упомянутые выше хокку и танка.

В японской традиции рифма как таковая встречается не так часто, и вместе с тем, это тоже стихи. Что приводит нас к более широкому определению: стихотворная форма – это краткая запись той или иной темы (мысли), в которой есть определенная глубина, раскрывающаяся в своей полноте перед чутким читателем.

Проза — под этим понятием скрывается не только письменная, но и устная речь. При этом здесь нет деления на равные отрезки, что сделало бы такую запись или выражение стихом.

Однако и в прозе имеется свой некоторый ритм, но в отличие от стиха, он является приблизительным и относится к синтаксическому построению текста. Если проще, то ритмическая составляющая прозы основана на периодах, предложениях, абзацах и колонках.

Если прибегнуть к первоисточникам, то в древнегреческой литературе любая художественная речь или письменность считалась поэзией. В более поздний период произошло деление на прозу и стихи по принципу выраженности стихотворной формы.

Сравнение стиха и прозы

Начать сравнение стиха с прозой можно с ритма. В стихотворной форме ритмическая составляющая выражена более полно. Она ощущается даже неподготовленным читателем, задает определенную тональность и настроение при чтении.

В прозе ритм выражен гораздо слабее, он не так навязчив и не столь сильно влияет на читателя.
В стихах обычно есть рифма, хотя и не всегда, но главное отличие прозы в том, что в ней никогда нет этой рифмованности.

Если стихи могут иметь выражения «палка-галка», то в прозе подобные включения моментально делают предложение стихотворным.

В стихах в сжатой форме дается основная мысль, которая часто завуалирована символизмом, метафорами, сравнениями. Используются олицетворения, персонификация, оксюмороны и другие литературные приемы. В прозе тоже может быть подобное, но обычно в более пространной форме, она более описательная и информативная.

TheDifference.ru определил, что разница между стихами и прозой заключается в следующем:

В стихах обязательно есть выраженный ритм, а в прозе он не явный, скрытый, не всегда чувствуется.
Рифма — отличительный признак стиха, не смотря на отдельные формы без нее, а в прозе рифма может использоваться только в качестве стихотворных вставок.
Стихи дают более сжатую завуалированную главную мысль посредством образов и метафор, а проза более описательна.

Равные отрезки. Сама форма записи стихов тяготеет к равным кратким отрезкам. Проза записывается последовательно, широко и не сосредоточена в кратких выражениях.

Posted in Культура и общество   

Источник: https://xn--c1ajbfpvv.xn--p1ai/chem-otlichayutsya-stixi-ot-prozy/

Чем поэзия отличается от прозы. Жанры прозы

Часто можно запутаться в том, что является стихами, а что прозой. Сначала кажется все просто: у одного есть рифма, а у другого нет. Но тут-то собака и зарылась. Существует так называемый «белый стих» или же японская «хокку» или «танка», где нет никакой рифмы и все же это стихи.

Так как отличить стихи от прозы в этом случае и почему это важно? Начнем с того, что в приличном обществе легко попасть впросак, если не к месту назвать одно другим.

С другой стороны, если такой казус может быть просто поводом к занесению вас в категорию безграмотных людей, то на экзаменах подобная ошибка будет стоить положительной оценки.

Определение

Стих
— это с одной стороны организованные равные отрезки в определенной ритмической тональности. А с другой — строка стихотворного текста по определенному образцу.

Если рассмотреть школьные определения, то у обычного стиха должна быть рифма, но не обязательно, ведь есть упомянутые выше хокку и танка. В японской традиции рифма как таковая встречается не так часто, и вместе с тем, это тоже стихи.

Что приводит нас к более широкому определению: стихотворная форма – это краткая запись той или иной темы (мысли), в которой есть определенная глубина, раскрывающаяся в своей полноте перед чутким читателем.

Проза
— под этим понятием скрывается не только письменная, но и устная речь. При этом здесь нет деления на равные отрезки, что сделало бы такую запись или выражение стихом. Однако и в прозе имеется свой некоторый ритм, но в отличие от стиха, он является приблизительным и относится к синтаксическому построению текста.

Если проще, то ритмическая составляющая прозы основана на периодах, предложениях, абзацах и колонках. Если прибегнуть к первоисточникам, то в древнегреческой литературе любая художественная речь или письменность считалась поэзией. В более поздний период произошло деление на прозу и стихи по принципу выраженности стихотворной формы.

Сравнение

Начать сравнение стиха с прозой можно с ритма. В стихотворной форме ритмическая составляющая выражена более полно. Она ощущается даже неподготовленным читателем, задает определенную тональность и настроение при чтении. В прозе ритм выражен гораздо слабее, он не так навязчив и не столь сильно влияет на читателя.

В стихах обычно есть рифма, хотя и не всегда, но главное отличие прозы в том, что в ней никогда нет этой рифмованности. Если стихи могут иметь выражения «палка-галка», то в прозе подобные включения моментально делают предложение стихотворным.

В стихах в сжатой форме дается основная мысль, которая часто завуалирована символизмом, метафорами, сравнениями. Используются олицетворения, персонификация, оксюмороны и другие литературные приемы. В прозе тоже может быть подобное, но обычно в более пространной форме, она более описательная и информативная.

Выводы сайт

  1. В стихах обязательно есть выраженный ритм, а в прозе он не явный, скрытый, не всегда чувствуется.
  2. Рифма — отличительный признак стиха, не смотря на отдельные формы без нее, а в прозе рифма может использоваться только в качестве стихотворных вставок.

  3. Стихи дают более сжатую завуалированную главную мысль посредством образов и метафор, а проза более описательна.
  4. Равные отрезки. Сама форма записи стихов тяготеет к равным кратким отрезкам.

    Проза записывается последовательно, широко и не сосредоточена в кратких выражениях.

Происхождение

Несмотря на кажущуюся очевидность, чёткого разграничения понятий проза и поэзия не существует. Существуют произведения, не имеющие ритма, однако разбитые на строчки и относящиеся к стихам, и наоборот, написанные в рифму и с ритмом, однако относящиеся к прозе (см. Ритмическая проза).

История

В число литературных жанров, традиционно относимых к прозе, входят:

См. также

  • Интеллектуальная проза
  • Поэтическая проза

Примечания

Wikimedia Foundation
. 2010
.

Синонимы
:

Смотреть что такое «Проза» в других словарях:

    Прозаик … Русское словесное ударение

    URL: http://proza.ru … Википедия

    См. Поэзия и проза. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    — (лат.). 1) простой способ выражения, простая речь, не мерная, в противоположность поэзии, стихам. 2) скучное, обыкновенное, будничное, каждодневное в отличие от идеального, высшего. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    — (жизненная, житейская, жизни); повседневность, беллетристика, обыденщина, будни, житейские мелочи Словарь русских синонимов. проза см. повседневность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский я … Словарь синонимов

    ПРОЗА, прозы, мн. нет, жен. (лат. prosa). 1. Нестихотворная литература; ант. поэзия. Писать прозой. «Над ними надписи и в прозе и в стихах.» Пушкин. Современная проза. Проза Пушкина. || Вся практическая, не художественная литература (устар.).… … Толковый словарь Ушакова

    Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Проза Иной роман слишком плох, чтобы стоило печатать его… Но бывает, что иной … Сводная энциклопедия афоризмов

    проза
    — ы, ж. prose f.

    Мы опять пришли к тому, с чего начали – с формального различия между стихом и прозой
    . В психологии есть такое понятие – эффект ожидания. Т.е. когда мы видим что-то неизвестное, похоже на уже известный нам предмет, мы ожидаем от него того же, что и от знакомого предмета. Применимо к стиху и прозе, можно это выразить так: если мы видим что-то, записанное короткими строчками в столбик, то перед нами, скорее всего, стихотворение, если все записано подряд – перед нами проза. Срабатывает эффект ожидания.
    Ни метр, ни ритм, ни рифма не являются определяющими признаками стихотворной речи, и вот почему. Существует метризованная проза
    («Петербург» А. Белого), рифмованная проза
    («Кола Брюньон» Р. Роллана), существует аллитеризованная проза
    . Выделяются особые жанры – «стихотворение в прозе
    », «верлибр
    ». Э.Я. Фесенко со ссылкой на Е.В. Невзглядову и Томашевского пишет:

    «…есть верлибр – свободный стих, в котором нет ни одного стихового признака, крое записи стиховыми строчками. Прав Томашевский, который говорил о наличии промежуточной пограничной полосы между стихами и прозой: «…стихи заходят на территорию прозы и наоборот, как наречие одной местности плавно перетекает в наречие соседней»».

    Немалую роль в различении стиха и прозы
    играет ритмичность стиха. В стихах ритмичность достигается за счет равномерного чередования речевых элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т. д. Конкретная ритмическая организация стиха во многом зависит от системы стихосложения, а та, в свою очередь – от особенностей национального языка. Итак, стих есть ритмически упорядоченная, ритмически организованная речь. Однако свой ритм, иногда более, иногда менее ощутимый, есть и в прозе, хотя там он не подчинен строгому ритмическому канону – метру. Достигается ритмичность в прозе прежде всего за счет приблизительной соразмерности колонов, что связано с интонационно-синтаксической структурой текста, а также различного рода ритмическими повторами. Следовательно, и ритм не является ведущим признаком различения стиха и прозы.
    Многое в различии понятий прозы и поэзи
    и сделали «практики искусства» – поэты и писатели. Интересна в этой связи точка зрения Н. Гумилева, приводившего в качестве разделения прозы и поэзии как формальные, так и содержательные признаки:

    «Поэзия всегда желала отмежеваться от прозы. …начиная каждую строчку с большой буквы, …ясно слышимым ритмом, рифмой, аллитерацией, и стилистически, создавая особый «поэтический» язык, и композиционно, достигая особой краткости, и эйдологически в выборе образов».

    Итак, мы можем утверждать, что проза и поэзия отличаются друг от друга рядом признаков (формальных и содержательных), и только совокупность нескольких признаков позволяет нам четко размежевать эти понятия. Наряду с прозой и поэзией существует несколько «пограничных» жанров (верлибр, стихотворения в прозе
    ), вобравших в себя признаки как стиха, так и прозы.
    Отдав на откуп ведение жанров на сайте самим авторам, думал, что творческие люди имеют хотя б малейшие представление о той области, в которой они творят.В голове людей настоящая каша. Каких только жанров не придумали, чтобы хоть как-то выделиться из общей массы. Среди жанров оказались и «ходили мы походами», и «ночнушки», и «о гуманизме», и «маньяки»…Данная статья составлена по материалам из википедии, литературных сайтов и энциклопедий.Начнем с определение прозы, данного в литературной энциклопедии (скопировано из википедии):
    Проза
    (лат.
    prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству.А вот другое определние (словарь Даля):
    Проза
    — обычная речь, простая, не мерная, без размера, противоположно стихи. Есть и мерная проза, в которой, однако, нет размера по слогам, а род тонического ударения, почти как в русских песнях, но гораздо разнообразнее. Прозаист, прозаик, прозаический писатель, пишущий прозой.
    В разных источниках жанры прозы (их количество) различны. Остановлюсь только на тех, относительно которых нет разночтений.РОМАН
    — большое по объему повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом.
    Произведение крупной формы, может иметь несколько сюжетных линий (Вспомните Л.Н.Толстого «Война и Мир»).ПОВЕСТЬ
    — род эпический поэзии, близкий к роману, изображает какой-нибудь эпизод из жизни; от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов.
    Данное определение жанра характерно исключительно для отечественной литературоведческой традиции.
    Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик. Важным источником таких «повестей» являются летописи («Повесть временных лет» и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях.
    В западном литературоведении для прозаических произведений такого рода используются определения «роман» или «короткий роман».РАССКАЗ
    — малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображенных явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста.НОВЕЛЛА
    (итал. novella — новость) — литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой.
    Это повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка.ЭССЕ
    (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
    В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом.БИОГРАФИЯ
    — сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица.ЭПОПЕЯ
    — монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой.
    Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий. (Та же «Война и мир», которая одновресменно является и романом и эпопеей)
    Корни эпопеи в мифологии и фольклоре.СКАЗКА
    (литературная) — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.БАСНЯ
    — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.
    В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.
    В Библии мы находим, например, басню о том, как деревья избрали себе царя (Суд. 9.8 и дал), или рассказ о терне и кедре (4 Цар. 14:9). Эти рассказы очень близко подходят к притчам.ПРИТЧА
    -притча – небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.
    Словарь В.Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере».
    Притча, как правило, существует и может быть правильно понята только в определенном контексте. Например, евангельская притча о сеятеле — это проповедь Христа, которую он произносит перед толпой народа. Тогда становится ясно, что «Сеятель» – Иисус Христос, «семя» – слово Божие, «земля», «почва» – сердце человеческое.МИФ
    (от греч. mytos – сказание) — в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.
    Это предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире.
    В числе особенностей мифа: произвольное (алогичное) соединение сюжетов и тождественность означающего и означаемого, персонификация явлений природы, зооморфизм, увеличение зооморфных элементов в архаических пластах культуры.

Источник: https://pikapost.ru/rody/chem-poeziya-otlichaetsya-ot-prozy-zhanry-prozy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector