Метафора и сравнение — чем отличаются эти понятия

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения — все это средства художественной выразительности, активно применяемые в русском литературном языке. Их существует огромное многообразие. Они необходимы для того, чтобы сделать язык ярким и выразительным, усилить художественные образы, привлечь внимание читателя к мысли, которую хочет донести автор.

Какими бывают средства художественной выразительности?

Метафора и сравнение — чем отличаются эти понятия

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения относятся к разным группам средств художественной выразительности.

Ученые-лингвисты выделяют звуковые или фонетические изобразительные средства. Лексические — это те, которые связаны с определенным словом, то есть лексемой. Если выразительное средство охватывает словосочетание или целое предложение, то оно является синтаксическим.

Отдельно также рассматривают фразеологические средства (в их основе лежат фразеологизмы), тропы (особые обороты речи, используемые в переносном значении).

Где используются средства художественной выразительности?

Стоит отметить, что средства художественной выразительности применяются не только в литературы, но и в различных сферах общения.

Наиболее часто эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения можно встретить, конечно, в художественной и публицистической речи. На также они присутствуют в разговорном и даже научном стилях.

Они играют огромную роль, так как помогают автору воплотить в жизнь свой художественный замысел, свой образ. Полезны они и для читателя.

С их помощью он может проникнуть в потайной мир создателя произведения, лучше понять и вникнуть в авторский замысел.

Эпитет

Метафора и сравнение — чем отличаются эти понятия

Эпитеты в стихах — один их самых распространенных литературных приемов. Удивительно, что эпитет может быть не только прилагательным, но и наречием, существительным и даже числительным (распространенный пример — вторая жизнь).

Большинство литературоведов рассматривают эпитет как один из основных приемов в поэтическом творчестве, украшающим стихотворную речь.

Если обратиться к истокам этого слова, то оно произошло от древнегреческого понятия, обозначающего в дословном переводе «приложенный». То есть являющееся дополнением к основному слову, главная функция которого сделать основную мысль понятнее и выразительнее. Чаще всего эпитет стоит перед основным словом или выражением.

Как и все средства художественной выразительности, эпитеты развивались от одной литературной эпохи к другой. Так, в фольклоре, то есть в народном творчестве, роль эпитетов в тексте весьма велика. Они описывают свойства предметов, либо явлений. Выделяют их ключевые особенности, при этом чрезвычайно редко обращаются к эмоциональной составляющей.

Позже роль эпитетов в литературе меняется. Она значительно расширяется. Этому средству художественной выразительности придают новые свойства и наполняют не присущими ему ранее функциями. Особенно это становится заметно у поэтов Серебряного века.

В наши дни, особенно в постмодернистских литературных произведениях, структура эпитета усложнилась еще сильнее. Усилилось и смысловое наполнение этого тропа, приводящее к удивительно выразительным приемам. Например: пеленки золотились.

Функция эпитетов

Определения эпитет, метафора, олицетворение, сравнение сводятся к одному — все это художественные средства, придающие выпуклость и выразительность нашей речи. Как литературной, так и разговорной. Особая функция эпитета — это еще и сильная эмоциональность.

Эти средства художественной выразительности, а особенно эпитеты, помогают читателям или слушателям воочию представить, о чем говорит или пишет автор, понять, как он относится к этому предмету.

Эпитеты служат для реалистичного воссоздания исторической эпохи, определенной социальной группы или народа. С их помощью мы можем представить, как говорили эти люди, какие слова окрашивали их речь.

Что такое метафора?

В переводе с древнегреческого языка метафора — это «перенос значения». Это как нельзя лучше характеризует это понятие.

Метафора может быть как отдельным словом, так и целым выражением, которое употребляется автором в переносном значении. В основе этого средства художественной выразительности лежит сравнение предмета, который пока не назван, с каким-то другим на основе их общего признака.

Метафора и сравнение — чем отличаются эти понятия

В отличие от большинства других литературных терминов, у метафоры есть конкретный автор. Это известный философ Древней Греции — Аристотель. Первоначальное рождение этого термина связано с представлениями Аристотеля об искусстве как о методе подражания жизни.

При этом те метафоры, которые использовал Аристотель, практически невозможно отличить от литературного преувеличения (гиперболы), обычного сравнения или олицетворения. Он понимал метафору намного шире, чем современные литературоведы.

Примеры употребления метафоры в литературной речи

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения активно применяются в художественных произведениях. Причем для многих авторов именно метафоры становится эстетической самоцелью, порой полностью вытесняя первоначальное значение слова.

Метафора и сравнение — чем отличаются эти понятия

В качестве примера литературные исследователи приводят в пример известного английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Для него нередко важен не житейский исходный смысл конкретного высказывания, а приобретаемое им метафорическое значение, новый неожиданный смысл.

Для тех читателей и исследователей, кто был воспитан на аристотелевском понимании принципов литературы, это было непривычно и даже непонятно. Так, на этом основании не признавал поэзию Шекспира Лев Толстой. Его точки зрения в России XIX века придерживались многие читатели английского драматурга.

При этом с развитием литературы метафора начинает не только отражать, но и сама творить окружающую нас жизнь. Яркий пример из классической русской литературы — повесть Николая Васильевича Гоголя «Нос».

Нос коллежского асессора Ковалева, отправившийся в собственное путешествие по Петербургу, это не только гипербола, олицетворение и сравнение, но и метафора, которая придает этому образу новый неожиданный смысл.

Показателен пример поэтов-футуристов, творивших в России в начале XX века. Их главной целью было максимально отдалить метафору от ее первоначального смысла. Такими приемами часто пользовался Владимир Маяковский. Пример, заглавие его поэмы «Облако в штанах».

При этом после Октябрьской революции употреблять метафору стали намного реже. Советские поэты и писатели стремились к ясности и прямолинейности, поэтому необходимость в употреблении слова и выражения в переносном смысле отпала.

Хотя совсем без метафоры представить себе художественное произведение, даже советских авторов, невозможно. Слова-метафоры встречаются практически у всех. У Аркадия Гайдара в «Судьбе барабанщика» можно встретить такую фразу — «Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто».

В советской поэзии 70-х годов Константин Кедров вводит в оборот понятие «метаметафора» или как ее еще называют «метафора в квадрате». У метафоры появляется новая отличительная черта — она постоянно участвует в развитии литературного языка. А также речи и самой культуры в целом.

Для этого метафоры постоянно употребляют, рассказывая о новейших источниках знаний и информации, используют ее для описания современных достижений человечества в науке и технике.

Олицетворение

Для того чтобы разобраться, что такое олицетворение в литературе, обратимся к происхождению этого понятия. Как и большинство литературоведческих терминов, оно уходит своими корнями в древнегреческий язык.

В дословном переводе означает «лицо» и «делаю». С помощью этого литературного приема природные силы и явления, неодушевленные объекты обретают свойства и приметы, присущие человеку. Как бы одушевляются автором.

Например, им могут придать свойства человеческой психики.

Метафора и сравнение — чем отличаются эти понятия

Такие приемы часто используют не только в современной художественной литературе, но и в мифологии, и религии, в магии и культах.

Олицетворение было ключевым средством художественной выразительности в сказаниях и притчах, в которых древнему человеку объяснялось, как устроен мир, что стоит за природными явлениями.

Они одушевлялись, наделялись человеческими качествами, ассоциировались с богами или сверхлюдьми. Так древнему человеку было проще принять и понять окружающую его действительность.

Примеры олицетворений

Понять, что такое олицетворение в литературе, нам помогут примеры конкретных текстов. Так, в русской народной песне автор утверждает, что «лыко горем подпоясалось».

Метафора и сравнение — чем отличаются эти понятия

С помощью олицетворения появляется особое миросозерцание. Для него характерно ненаучное представление о природных явлениях. Когда, например, гром ворчит как старик, или солнце воспринимается не как неодушевленный космический объект, а как конкретный бог по имени Гелиос.

Сравнение

Для того чтобы разобраться в основных современных средствах художественной выразительности, важно понять, что такое сравнение в литературе. Примеры в этом нам помогут. У Заболоцкого встречаем: «Раньше он был звонкий, точно птица» или Пушкина: «Он бежал быстрее лошади».

Очень часто сравнения используются в русском народном творчестве. Так мы наглядно видим, что это троп, в котором один предмет или явление уподобляются другому на основании какого-го общего для них признака. Цель сравнения — найти в описываемом объекте новые и важные свойства для субъекта художественного высказывания.

Подобной цели служит метафора, эпитеты, сравнения, олицетворения. Таблица, в которой представлены все эти понятия, помогает наглядно разобраться в том, чем они отличаются друг от друга.

Метафора и сравнение — чем отличаются эти понятия

Виды сравнений

  • Рассмотрим для детального понимания, что такое сравнение в литературе, примеры и разновидности этого тропа.
  • Он может использоваться в виде сравнительного оборота: мужик глуп, как свинья.
  • Бывают сравнения бессоюзные: мой дом — моя крепость.

Часто сравнения образуются за счет существительного в творительном падеже. Классический пример: он ходит гоголем.

Источник: https://www.syl.ru/article/295052/epitetyi-metaforyi-olitsetvoreniya-sravneniya-opredeleniya-primeryi

Метафора, аналогия, сравнение

Метафора и сравнение — чем отличаются эти понятия

Давно хотел разобраться с вопросом об отличиях между такими категориями, как метафора, аналогия, сравнение. Естественно, теоретические построения интересуют, в первую очередь, прицелом на их практическое применение. Литературный язык немыслим, с точки зрения образности, без метафор, сравнений и других всевозможных тропов, имеющихся в любом живом, в том числе, разговорном ответвлении языка.

Причем, возможно, читатели уже обращали внимание, что с человеком, не пользующимся средствами образности родного языка, общаться, как минимум, неинтересно.

Именно отсутствие образности, метафоричности, если хотите, так быстро отталкивает читателя научных текстов, хотя там не последнюю роль играет и обилие непонятных слов.

И, возможно, пытливые умы замечали, что научный текст, умело оперирующий аналогиями, гораздо лучше остается в голове, не говоря уже о том, что читать его намного интереснее, нежели сухую констатацию фактов вперемежку с зубодробительной, тяжеловесной научной терминологией.

Но чтобы действительно уметь применять тропы, необходимо хотя бы иметь представление о теоретической базе, лежащей в основе образности живого языка. И в данной статье попробуем в простой аналитической форме разобраться с непростой, кстати, теоретической основой пресловутой образности.

Метафора: что это

На тему метафоры будет обстоятельная статья на этом блоге.

Очевидная важность этой категории вполне обоснована, как с литературной точки зрения, так и в копирайтерском ремесле, которое, в силу специфики деятельности, соприкасается с литературным творчеством.

Поэтому будет основательный разбор метафоры, как языкового средства увеличения интереса конечного потребителя текста. А ведь именно такую цель, в конечном итоге, преследует как копирайтер, так и литератор.

Итак, метафора, перекочевав из греческого усилиями Аристотеля, на языке оригинала означала перенос, в частности, значения слова.

В контексте поисков различий между метафорой и остальными фигурами, означенными в заглавии статьи, нам будет достаточно дать самое простое определение метафоры.

Так вот, перенос означал лишь способность одного слова или сочетания нескольких, как определенного образа некоего объекта, выступать в качестве части, или целого, образа совершенно другого объекта. Объект тут подразумевается в самом широком смысле этого многозначительного словечка.

И дадим сразу пример метафоры, чтобы смазать шестеренки понимания сей категории. Если кто не заметил, то метафора, хоть и корявенькая, уже состоялась. Очевидно, в прямом смысле «смазывать шестеренки» понимания обычному человеку как-то не с руки.

А вот в тексте, граничащем с претензией на литературность, выглядит достаточно правомерно. Надеюсь, пример удовлетворил жаждущих познания глыб гранитной литературной теории. А теперь попробуйте посчитать, сколько метафор мелькнуло в предыдущем предложении.

Читайте также:  В чем разница между человеком и гражданином

Засим перебираемся к аналогии.

Аналогия: что это

Едем дальше. И снова незамутненный греческий, на сей раз в вольном переводе, аналогия означает равенство отношений. Опять, чувствуете, сухое определение не дает разбежаться быстрому уму метафорического мышления. Непонятно скажете, и будете совершенно правы.

А сейчас я добавлю само определение аналогии, и берегитесь, станет еще хуже. Главное, двигайтесь дальше, несколько примеров аналогии и пара метафор спокойно поднимут понимание аналогии на новый уровень. Итак, аналогия – это подобие предметов, явлений и т.д.

, можно опять добавить это всеобъемлющее слово «объектов», в каких-либо их свойствах, а кроме того, это познание посредством сравнения. Ну как, держим удар?

Долгожданный пример аналогии. Хотя нет, добавлю к определению, что аналогии, в отличие от метафор, имеют более конкретное применение: в познании, в науке и т.д.

Чтобы изучающий какую-либо достаточно серьезную дисциплину мог въехать, а я, кажется, об этом упоминал чуть выше, грамотный ученый просто обязан использовать аналогии с общедоступным материалом, дабы неофит имел возможность усвоить сложный научный текст. Ну и пример напоследок. Из истории.

Возможно, читатель уже знаком с одним из отцов-основателей кибернетики – Норбертом Винером. Так вот его аналогия широко известна в технических кругах. Он перенес в область саморегулирующихся технических систем аналогию из биологии.

Где, как известно, природой уже давным-давно спроектирована система обратной связи, когда организм перестраивается в соответствии с меняющимися внешними условиями.

Благополучно перенеся природную саморегуляцию в область технических систем, он заложил основы обратной связи в технику, что, вообще-то, является революцией в этой области. Вот так, господа!

Сравнение: что это

Добрались до последнего тропа, о котором речь в статье. Вот уж действительно, что похоже на метафору, так это сравнение.

Посудите, сравнение – это уподобление одного объекта, вспоминаем наиширочайшее его употребление, другому объекту по одному, или нескольким, общим для обоих признакам. По сути, как и для метафоры, для сравнения характерна игра образов.

Они перекликаются, добавляя обеим частям уравнения полноты смысла, что и требуется, согласно принципиальному определению тропа. А теперь, давайте покинем пустыню определений и рассмотрим примеры сравнения.

Упрям, как баран. Туп, как пробка. Тверд, как сталь. Стальная хватка… извиняюсь, а последнее – уже пример метафоры. Вот тут и начинается самое интересное. Анализ. Пытаемся отделить метафору от сравнения. Но уже в следующей части статьи.

Различия: метафора, аналогия, сравнение

Что касается первой пары – тут все достаточно прозрачно, и уже выявлена разница между метафорой и аналогией. Она огромна, хотя статью я начинал с тайной целью: выявить именно различие между метафорой и аналогией, именно эта разница была для меня не совсем очевидной.

Метафора – это троп, а вот аналогия – нет. Она, вообще, не является фигурой речи, хотя и используется в семантике. Но это уже совсем другой разговор.

Еще одно важное отличие касается употребления аналогий для упрощения процесса познания, в то время как, метафора процесс этот, скорее, усложняет.

Источник: https://mialex.ru/metafora-analogiya-sravnenie/

Чем метафора отличается от сравнения

Метафора и срав­не­ние, осно­ван­ные на сопо­став­ле­нии пред­ме­тов, име­ют ряд отли­чий как образ­ные сред­ства язы­ка — троп и сти­ли­сти­че­ская фигу­ра. Выясним, чем мета­фо­ра отли­ча­ет­ся от срав­не­ния.

В язы­ке про­из­ве­де­ний рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры очень рас­про­стра­не­ны мета­фо­ры и срав­не­ния, чем отли­ча­ет­ся худо­же­ствен­ный стиль от дру­гих сти­лей речи.

Оба сред­ства образ­но­сти речи, мета­фо­ра и срав­не­ние, име­ет неко­то­рое сход­ство, так как осно­ва­ны на сопо­став­ле­нии при­зна­ков пред­ме­тов или явле­ний.

Проанализировав, что вклю­ча­ют в себя эти линг­ви­сти­че­ские тер­ми­ны, опре­де­лим основ­ные отли­чия мета­фо­ры от срав­не­ния.

Метафора в художественной речи

Для уси­ле­ния образ­но­сти речи худож­ни­ки сло­ва широ­ко исполь­зу­ют такой образ­ный обо­рот речи, как мета­фо­ра.

Метафора — это троп, кото­рый осно­вы­ва­ет­ся на сопо­став­ле­нии при­зна­ков пред­ме­тов или явле­ний пр прин­ци­пу схо­же­сти в чем-то (раз­ме­ра, про­тя­жен­но­сти, фор­мы, рас­по­ло­же­ния в про­стран­стве, функ­ции и др.).

  • В резуль­та­те исполь­зо­ва­ния мета­фо­ры воз­ни­ка­ет пере­нос­ное зна­че­ние сло­ва. Можно утвер­ждать, что семан­ти­ка сло­ва за счет это­го рас­ши­ря­ет­ся, ведь к основ­но­му зна­че­нию лек­се­мы добав­ля­ет­ся пере­нос­ное, мета­фо­ри­че­ское зна­че­ние, напри­мер:
  • золо­той харак­тер — харак­тер, как золо­то.
  • Сквозь язы­ко­вую приз­му пере­осмыс­ле­ния зна­че­ния сло­ва воз­ни­ка­ет этот троп, кото­рый осно­вы­ва­ет­ся на срав­не­нии, сопо­став­ле­нии ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­нии общих их при­зна­ков:
  • желез­ный гвоздь — желез­ная воля;
  • брон­зо­вый под­свеч­ник — брон­зо­вый загар;
  • бога­тыр­ское тело­сло­же­ние — бога­тыр­ское здо­ро­вье.

Метафора — это все­гда срав­не­ние, но не явное, а скры­тое, кото­рое мож­но раз­вер­нуть и пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот:

  • бога­тыр­ское здо­ро­вье — у него отлич­ное здо­ро­вье, как у насто­я­ще­го бога­ты­ря;
  • зер­ка­ло озе­ра — гладь озе­ра засты­ла, как насто­я­щее зер­ка­ло.

Сравнение — стилистическая фигура речи

Сравнение отно­сят к фигу­рам речи — сти­ли­сти­че­ским или рито­ри­че­ским обо­ро­там, высту­па­ю­щим в каче­стве образно-выразительных и уси­ли­тель­ных средств язы­ка. Одной из самых рас­про­стра­нен­ных фигур речи явля­ет­ся срав­не­ние.

Сравнение — это сти­ли­сти­че­ский при­ем, осно­ван­ный на образ­ном сопо­став­ле­нии двух пред­ме­тов, явле­ний или состо­я­ний души чело­ве­ка, при­ро­ды и пр.

При срав­не­нии опре­де­лен­ный пред­мет или явле­ние непо­сред­ствен­но срав­ни­ва­ет­ся с дру­гой реа­ли­ей дей­стви­тель­но­сти. При этом часто упо­треб­ля­ют­ся срав­ни­тель­ные сою­зы «как», «слов­но», «буд­то», «точ­но», что» и пр. В таком слу­чае срав­не­ние син­так­си­че­ски оформ­ля­ет­ся в виде срав­ни­тель­но­го обо­ро­та.

На небе ярко сверк­ну­ла, как живой глаз, пер­вая звез­доч­ка, и в окнах домов замель­ка­ли огонь­ки (И. Гончаров).

Отличие метафоры от сравнения

Выяснив зна­че­ние линг­ви­сти­че­ских тер­ми­нов «срав­не­ние» и «мета­фо­ра», мож­но сде­лать неко­то­рые выво­ды об их отли­чии.

1. Это раз­ные язы­ко­вые сред­ства выра­зи­тель­но­сти:

  • мета­фо­ра — это троп;
  • срав­не­ние — сти­ли­сти­че­ская фигу­ра.

2. Оба образ­ных сред­ства выра­зи­тель­но­сти речи осно­вы­ва­ют­ся на сопо­став­ле­нии черт, при­зна­ков, свойств  или состо­я­ний пред­ме­тов, но

  • срав­не­ние выра­жа­ет­ся явно, пря­мо ука­зы­вая на сход­ство в чем-то ана­ли­зи­ру­е­мых пред­ме­тов;
  • мета­фо­ра — это скры­тое, зашиф­ро­ван­ное, опо­сред­ство­ван­ное срав­не­ние.

3. Метафора созда­ет­ся на осно­ве пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва и рас­ши­ря­ет его лек­си­че­ское зна­че­ние. Сравнение сопо­став­ля­ет реаль­ные пред­ме­ты в их пря­мом зна­че­нии.

4. Метафора — это более широ­кое, глу­бо­кое и объ­ём­ное срав­не­ние в отли­чие от пря­мо­го срав­не­ния как фигу­ры речи, в кото­рой вопло­ща­ют­ся отдель­ные, ино­гда слу­чай­ные при­зна­ки двух пред­ме­тов. Сравнение может быть состав­ля­ю­щим эле­мен­том раз­вер­ну­той мета­фо­ры.

5. Различается язы­ко­вое оформ­ле­ние мета­фор и срав­не­ний. Сравнение часто тре­бу­ет ввод­ных слов в виде сою­зов, слов «напо­ми­на­ет», «похо­жий», «подо­бен» и пр. или оформ­ля­ет­ся фор­мой  тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го:

Её пыш­ные воло­сы лег­ли на пле­чи, точ­но китай­ский шёлк.

Это дерев­це похо­же на куд­ря­вую шеве­лю­ру.

В этой ком­па­нии она чув­ству­ет себя бед­ной Золушкой.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/leksika/metafora-otlichaetsia-sravneniia.html

Метафора, эпитет, олицетворение, фразеологизм, сравнение
Что это такое?
+ пожалуйста с — Школьные Знания.com

  • Метафора-это вид художественной выразительности,приём переноса значения одного предмета,на другой за счёт сходства ,уподобление одного явления другому,путём скрытого сравнения.
  •  Различные виды метафор :
  •  -по сходству признаков предметов,явлений:-золотое яблоко (солнце) и глазное яблоко,крылья мельницы и крылья  птиц (схожа форма предмета),
  • -по цвету,перенося прямое значение в переносное:-розовые лепестки и розовые мечты,чёрная зависть и чёрная краска,
  • -по сходству функций,перенос действия на предмет:дворник и дворники в автомобиле,сторож и  молочный сторож(железная пластинка,не дающая молоку «убегать»),полилась вода и полилась мелодия,
  • -по сходству расположения предметов:нос на лице и нос лодки,лисий хвост и хвост поезда.
  • Метафоры добавляют тестам образность,добавляют новый,ёмкий смысл слов,помогают разгадать скрытый смысл произведений.Примеры из классики русской литературы:
  • -В саду горит костер рябины красной (С.Есенин)-костёр рябины метафора,

-«пока свободою горим, пока сердца для чести живы…»(А.Пушкин)-«свободою горим» и «сердца живы»-метафоры,

-«Она поет — и звуки тают,»(М.Лермонтов)-«звуки тают-метафора,

-«Дул север. Плакала трава» (А.Фет)-«плакала трава-метафора.

«И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А А. Блок)-“очи. цветут… на берегу”-метафора.

  1. Эпитет-художественный приём в литературе,характеризует предмет или явление,добавляя образное и более красочное определение.
  2. Эпитеты могут выражаться разными частями речи,но в основном прилагательными :
  3. Улыбнулись сонные берёзки,
  4. Растрепали шелковые косы. (Есенин)
  5. Сонные берёзки,шелковые косы-эпитеты,выражены прилагательными.
  6. «И горько жалуюсь, и горько слезы лью» (Пушкин).
  7. Горько жалуюсь и лью-эпитеты,выражены наречием.
  8. «Ой, каб Волга-матушка да вспять побежала!» (Толстой)
  9. Волга-матушка-эпитет,выражен существительным.
  10. Олицетворение-это перенос живых качеств на предметы,природу,
  11. одушевление ,воплощение явлений природы в живом образе.
  12. Вид художественного тропа,когда применяется одушевление предметов,передача живых качеств явлениям природы или предметам.
  13. «Дремлет чуткий камыш,»-«Потянул ветерок, воду морщит, рябит.»

-«И стоит себе лес, улыбается»(И.Никитин).

  • «Лазурь небесная смеётся,
  • Ночной омытая грозой,
  • И между гор росисто вьется
  • Долина светлой полосой.»

(Ф.Тютчев.)

Сравнение-это вид художественного тропа,основанный на  сходстве  предметов,действий,явлений с чем или кем-либо.Сравнения служат для выразительности и образности описания характеров,портретов,явлений.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя… (А.С.Пушкин)

«Глаза ,как небо,голубые»(А.Твардовский)

«Как хищный зверь, в смиренную обитель Врывается штыками победитель… «(М. Ю. Лермонтов)

  1. Фразеологизм-это устойчивый оборот речи,»крылатое выражение».
  2. Устойчивое сочетание слов,которое имеет определённое значение, может выражаться отдельным словом.
  3. «Душа нараспашку»-откровенный,готов всё отдать;»душа в душу»-вместе.

Исторические фразеологизмы:»Царица полей»-это крылатое выражение,фразеологизм.Пехота-это царица полей,многие писатели использовали это выражение.»Бог войны»-это артиллерия,считается ,что в бой ,в атаку,первая идёт царица полей,а артиллерия,»бог войны», помогает ей ,прикрывая тылы и расчищая дорогу.

«Тьма египетская»- кромешная тьма,непроглядный мрак.

Значение фразеологизма происходит из Библии,тьма,поглотившая Египет на три дня,ниспосланное Богом в наказание фараону ,который не желал отпустить рабов на свободу.

Источник: https://znanija.com/task/12680234

Метафора, сравнение

Форма и содержание — существенные внешние и внутренние стороны, присущие всем явлениям действительности. В литературоведческих понятиях формы и содержания обобщены представления о внешней и внутренней сторонах литературного произведения.

Данные литературоведческие понятия опираются на общефилософские категории формы и содержания, которые в литературе проявляются особенным образом. Специфичность соотношений формы и содержания в литературе и искусстве состоит в органическом соответствии, гармонии содержания и формы, хотя ведущим в данной паре понятий является содержание.

Произведение, не обладающее такой гармонией, в той или иной мере теряет в своей художественности. Таким образом учение о единстве формы и содержания является основополагающим как для построения теории литературы, определяющей принципы изучения последней, в частности — принципы анализа ее художественной формы, так и для истории литературы и критики.

Вместе с тем это учение входит в качестве одного из существеннейших моментов в определение критерия художественности литературы. Единство Ф. и С.

является необходимым условием художественности произведения, хотя и недостаточным, так как и при наличии его остается еще основной вопрос — оценка самого содержания с точки зрения полноты, значимости его жизненной правды. В зависимости от ответа на этот вопрос мы и даем оценку художественности уже во всем объеме произведения.

Вопрос об обусловленности художественной формы, специфика которой связана и с природой отражаемых явлений, и с качеством мировоззрения и художественного метода писателя, и со своеобразием языка, очень сложен. Форма это переход содержания в форму, а содержание — это осознанная писателем действительность, а объективность художественной формы относительна.

819 Единство и противоположность формы и содержания, «борьба содержания с формой и обратно» могут быть обнаружены в процессе литературного развития, в процессе развития стиля, жанра, творческого роста писателя.

Без учета таких факторов, как традиция, влияние, литературная учеба, вне связи с историей языка не может быть до конца раскрыта диалектика формы и содержания в истории литературы и в отдельных ее произведениях. Таким образом, проработав весь материал я могу полностью согласиться с тем, что «Содержание -это переход в форм, а форма – это переход в содержание», – Гегель.

Читайте также:  Цефтриаксон или цефотаксим: сравнение средств и что лучше

А также сказать что, форма и содержание – это два неразрывно связанных явления. Содержание — это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип ).

Форма — это способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие. Одно и тоже содержание может быть в разных формах. Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или замедлить его или соответствовать ему. Содержание — изменчиво, форма – устойчива

Мы постоянно сталкиваемся с параллельными понятиями. Слово «текст» чаще всего используется в лингвистике. Пост-модернисты создают тексты, а не произведения. «Textus» в переводе с латыни значит сплетение, структура, строение, ткань, связь, связное изложение. Текст – система знаков, связанных между собой.

Текст существует неизменным, на определенном материальном носителе. Существует наука «текстология», которая изучает первоначальные тексты, оригиналы. Тексты различных веков различны. Но текст все равно подвижен. Текст многомерен, то есть может быть по-разному прочитан разными людьми.

Распахнутость текста во внешний мир превращает текст в художественное произведение, а не простую систему знаков.

«Произведение и есть тот малый мир, в котором художественная вселенная писателя просматривается в ракурсе конкретного духовного состояния, владеющего художником в этот момент, в этой стадии его судьбы, в этой фазе его движения кистями…… Литературное произведение в его классическом варианте – живой «организм», в котором бьется как бы духовное «сердце» — формируемая и одновременно формирующая мысль художника, вобравшая в себя все силы его души». (Грехнев В.А. «Словесный образ и литературное произведение»).

Текст существует сам по себе, он замкнут. В произведении все наоборот – важно, на что откликается автор, что его волнует. Писатель меняется на протяжении жизни. Пример: Василий Аксенов в передаче «Времена». «Гаврилиада» Пушкина. Произведения моментны, так, например, Боккаччо открещивался от «Декамерона».

Диалектическое развитие мысли отражено в тексте произведения. Мысль формирует текст. Пример: Толстой с основной идеей. Он обращается к истории. Героини: княжна Марья и Наташа Ротсова, совершенно разные, проходят испытание Анатолем Курагиным. Семьи оказываются тесными для обеих героинь, которые, казалось бы, и не думают о свободе.

Но грань ими не переходится. Это формируется как мысль – отсталость патриархального общества. Произведение не только изменяется, но и по-разному воспринимается читателем. Очень важно перечитывание – открываются разные стороны произведения. «Гомер каждому: и юноше, и мужу, и старцу столько дает, сколько кто может взять».

Текст и произведение принципиально различны.

Форма и содержание – основополагающие понятия, которые содержат обобщенные представления о внутренних и внешних сторонах произведения. Это научная абстракция.

Содержание – это то, что сказано. Это высказывание писателя о мире, его эмоционально-мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Это система приемов и средств, в которых это восприятие находит свое выражение.

Форма – это стиль, это жанр (роман, драма и т.д.), композиция, художественная речь, ритм.

Содержание – тема, фабула, конфликт, характеры и обстоятельства, художественные идеи, тенденция (пафос).

Сюжет относится и к форме, и к содержанию. Сюжет объединяет эти два понятия. Абсолютное единство. Прием ради приема никогда не используется. Но это единство неодинаково. В конце 19 века – кризис содержания, ищут новые формы.

Пост-модернисты создают текст, похожий на лабиринт. Текст меняет свою линейную структуру. А до этого времени искали новое содержание. Но новое содержание повлекло за собой новую форму.

Вся неисчерпаемость жизни и подсознания отображена в произведении.

Единство формы и содержания. Есть литература второго плана. Она – почва. Пример: детство Пушкина. Беллетристика тиражирует мысли гениев для масс. Пример: Бестужев-Марлинский. Очень часто открытия совершаются литературой второго плана. Массовая литература – не литература, а слово на коммерческой службе.

2. МЕТАФОРА (гр. metaphorá — перенос) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.

Однако лингвисты определяют метафору как семантическое явление; вызванное наложением на прямое значение слова добавочного смысла, который у этого слова становится главным в контексте художественного произведения. При этом прямое значение слова служит только основой для ассоциаций автора.

Среди других тропов метафора занимает главное место, она позволяет создать емкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях. Например: Горит восток зарею новой — слово горит, выступая как метафора, рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца.

Пример: «Горит восток…» Должно быть подобие. «Пчела из кельи восковой, летит за данью полевой» — нигде нет обозначаемых слов. Вид метафоры – олицетворение (антропоморфизм) – перенос свойств живого организма на неживое. Есть застывшие олицетворения.

Иногда абстрактное понятие выражает конкретная фраза. Такие олицетворения легко становятся символами – стук топора у Чехова. Метафора может быть выражена двумя существительными, глаголом, прилагательным (тогда это метафорический эпитет).

СРАВНЕНИЕМ называется сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого

Сравнение — одно из самых распространенных средств изобразительности в металогической речи. Сравнения широко используют поэты

Сравнения, которые указывают на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми. В развернутое сравнение включаются два параллельных образа, в которых автор находит много общего. Художественный образ, используемый для развернутого сравнения, придает описанию особую выразительность

Этообразное словосочетание или развернутая структура, предполагающая сопоставление двух явлений, понятий или состояний, обладающих общим признаком.

Всегда двухчленно, есть словесные указатели: как, будто, словно, точно, специальные конструкции, сравнение через отрицание («Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи…» Некрасов), творительный падеж. Сравнение может быть простым и развернутым.

Простое: «похож на вечер ясный» — зафиксировано переходное состояние, духовное перепутье. Поэма «Демон». Само сравнение наметило судьбу. Развернутое сравнение – стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

Сначала сравнения со зданиями, домами, а затем нарушение логики – от материального к духовному. Истинная красота – чистый дух, устремленность к миру. Заболоцкий: красота в многообразии. Сравнение помогает понять ход мысли писателя.

№4

Литература и СМИ. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_297770_metafora-sravnenie.html

Метафора и сравнение

У каждого слова есть свое значение, нередко мы употребляем слова не в их собственном, а в переносном смысле. Это происходит и в повседневной жизни, и в литературных произведениях. Слова, употребленные в переносном значении принято называть тропами.

Тропы — это создание новых слов за счет обогащения значения слов уже существующих.

(Слово «рвение» в 17-нач18 века означает «зависть, ссора», в 18 веке — «спор, несогласие» , с 19- «усердие, старание»)

Учение о тропах сложилось еще в античной поэтике и риторике. Аристотель разделял слова на общеупотребительные и редкие, в том числе «переносные». Последние он называл метафорами.

Позже в науке каждый вид тропов (метафора у Аристотеля) получит свое название. Среди теоретиков литературы нет единого мнения о том, что относится к тропам.

Все признают в качестве тропов метафору и метонимию, другие виды тропов ставят под сомнение.

Почему слова приобретают дополнительное значение? Существует точка зрения, что язык стремится к экономии средств.

А. А. Потебня: когда слово рождается, в нем выделяется три элемента:

  • 1. внешняя форма слова (план выражения (графическая запись, фонетическое звучание)
  • 2. внутрення форма слова (признак, который лег в основу номинации, ближайшее этимологическое значение слова)
  • 3. значение слова (найдем в толковом словаре)

Часто предмет называют по одному из его качеств (удав, стол от стлать)

Существует сужение значения, когда из всех признаков предмета выбирается один, и его расширение: язык постепенно образует переносные значения слов. Полисемия — многозначность слова. (чай, теплый, молния и проч.)

В тропах разрушается основное значение слова, обыкновенно за счет разрушения прямого значения в восприятие вступают его вторичные признаки. Тропы имеют свойство пробуждать эмоциональное отношение к теме.

Тропами на протяжении тысячи лет занимается риторика.

1. сравнение — сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку.

Всегда состоит из трех вещей:

  • 1. предмет
  • 2. образ
  • 3. признак общий для них
  • Рука(1) холодная(3) как лед(2)
  • Может существовать сокращение сравнения, когда общий признак опускается.
  • Рука как лед
  • Иногда угадать общий признак непросто.
  • Древние риторики советовали не соотносить далекие предметы.
  • Сравнение может быть образовано:

1. союзами: как, словно, будто, точно, подобно и т.п.

  1. А сама-то величава,
  2. Выступает, будто пава;
  3. А как речь-то говорит,
  4. Словно реченька журчит.
  5. «Природа тешится шутя, как беззаботное дитя» (Лермонтов, Демон)
  6. 2. существительным в творительном падеже:
  7. Под голубыми небесами
  8. Великолепными коврами,
  9. Блестя на солнце, снег лежит
  10. сравнительной степенью прилагательного или наречия
  11. … и легче тени
  12. Татьяна прыг в другие сени…
  13. Фразеологизмом похожи как две капли воды

Особый случай представляют собой распространенные сравнения- сравнения, указывающие на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах. Образ получает самостоятельное значение, начинается сопоставление двух явлений по одному признаку, потом задействуются остальные. Таковы пресловутые гомеровские сравнения.

  • Все поднялись, покорились Атриду, владыке народов,
  • Все скиптроносцы ахеян; народы же реяли к сонму.
  • Словно как пчелы, из горных пещер вылетая роями,
  • Мчатся густые, всечасно за купою новая купа;
  • В образе гроздий они над цветами весенними вьются
  • Но как пчелы они иль как пестрые, верткие осы,
  • Гнезда свои положив при утесистой пыльной дороге,

Поэт развертывает их, как бы забывая и не заботясь о тех предметах, которые они должны изображать. Сравнение дает лишь повод, толчок для отвлечения в сторону от главного течения рассказа.

Источник: https://studwood.ru/1340347/literatura/metafora_sravnenie

Понятие о сравнении и метафоре

Урок №5

Класс 5

УМК « В мире литературы» А.Г. Кутузов и др.

Тема урока: Понятие о сравнении и метафоре.

Оборудование: распечатанные тексты стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь»,стихотворения С.Есенина “Поет зима – аукает”.

ХОД УРОКА:

1. Реализация домашнего задания. ( Ученики выполняли практические задания по подбору эпитетов к предложенным отрывкам из художественных текстов )

В зависимости от выбранного задания ученики образуют группы и выступают.

2. Сбор жизненных впечатлений о сравнении.

С помощью каких слов можно передать журчание ручейка? (словно шепчется, как будто разговаривает)

— Журчание ручья сравниваем с речью человека. Дайте определение сравнению.

(Выслушивание мнений, создание опорного конспекта)

Сравнение помогает нам понять качества одного предмета через другой, более знакомый. Сравнение напрямую соотносит два явления и устанавливает между ними связь.

3. Выполнение практического задания.

Найдите сравнения в стихотворении Н.Заболоцкого “Сентябрь”.

  • Сыплет дождик большие горошины,
  • Рвется ветер, и даль нечиста.
  • Закрывается тополь взъерошенный
  • Серебристой изнанкой листа.
  • Но взгляни: сквозь отверстие облака,
  • Как сквозь арку из каменных плит,
  • В это царство тумана и морока
  • Первый луч, пробиваясь, летит.
  • Значит, даль не навек занавешена
  • Облаками, и значит, не зря,
  • Словно девушка, вспыхнув, орешина
  • Засияла в конце сентября.
  • Вот теперь, живописец, выхватывай
  • Кисть за кистью, и на полотне
  • Золотой, как огонь, и гранатовой
  • Нарисуй эту девушку мне.
  • Нарисуй, словно деревце, зыбкую,
  • Молодую царевну в венце
  • С беспокойно скользящей улыбкою
  • На заплаканном юном лице.
  • 4. Слово учителя с элементами аналитической беседы
Читайте также:  В чем разница между витаминами д и д3

Проследите, как меняется настроение. Какие чувства охватывают поэта в начале и в конце стихотворения?

— “Сыплет дождик большие горошины”. Какие ассоциации возникают?

— Слова употреблены не в прямом, а в переносном значении. Слово “перенос” по-гречески метафора.

— В чем разница между сравнением и метафорой?

Сравнение – есть слова “как”, “будто”, “словно”, сказано, что и с чем сравнивается: орешина “словно девушка”.

В метафоре служебное слово и один из элементов сравнения не названы, мы о нем только догадываемся. Поэтому метафору часто называют скрытым сравнением. Метафора короче сравнения. С её помощью поэт может в нескольких строчках о многом рассказать нам и даже дать представление о целой человеческой жизни.

  1. — Назовите метафоры.
  2. — В чем выразительная сила метафоры?
  3. 5. Запись и осмысление опорного конспекта:
  4. метафора:
  • подчеркивает самый существенный признак;
  • создает индивидуальный образ;
  • производит эмоциональный эффект;
  • требует духовного усилия, воображения, работы ума.

6. Коллективная работа с текстом стихотворения С.Есенина “Поет зима – аукает”

  • Назовите метафоры и заполните пропуски в стихотворении:
  • Поет зима — аукает.
  • Мохнатый лес баюкает
  • Стозвоном сосняка.
  • Кругом с тоской глубокою

………..в страну далекую

  1. Седые облака.
  2. А по двору метелица
  3. Ковром шелковым стелется,
  4. Но больно холодна.
  5. Воробышки игривые,
  6. Как детки сиротливые,

………….у окна.

  • Озябли пташки малые,
  • Голодные, усталые,
  • И жмутся поплотней.
  • А вьюга с ревом бешеным
  • Стучит по ставням свешенным

И……….все сильней.

  1. И дремлют пташки нежные
  2. Под эти вихри снежные
  3. У мерзлого окна.
  4. И снится им прекрасная

В…….солнца, ясная

  • Красавица весна.
  • Проверьте, угадали ли вы слова, которые были у Есенина. Почему поэт выбрал именно эти слова:
  • плывут, прижались, злится, улыбках?

7. Итог урока.

— Какую метафору можно считать удачной?

— Что означает термин “изобразительно-выразительные средства языка”? (Изображают, рисуют словами картины жизни; передают отношение, чувства автора; создают настроение).

8. Домашнее задание.

Подумайте, что в природе вы любите больше всего: лес, поле, деревья, облака или что-то другое? Попытайтесь рассказать об этом, употребляя метафоры и сравнения.

Подумайте, достаточно ли употребить сравнение, метафору, чтобы написанное стало поэзией.

Данный конспект урока УМК « В мире литературы» А.Г. Кутузов и др.

Класс 5

Тема урока: Понятие о сравнении и метафоре.

Тип урока: закрепление изученного материала, потому что здесь представлены такие этапы, как организационный момент, актуализация закрепление изученного, итог урока, домашнее задание. Этот урок относится к раздел теория литературы, т.к. ….

Цель: совершенствовать знания по средствам художественной выразительности.

Задачи: 1)образовательная: закрепить знания о метафоре и сравнении; учить находить их в тексте; повторить понятие эпитета.

.2)развивающая: развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать устную и письменную речь, произвольное внимание.

3)воспитательная: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

На наш взгляд на этом уроке представлены интересные задания, развивающие мышление ребенка.

Во-первых, в структуре урока есть неточности. Структурные элементы выделены арабскими цифрами, хотя этапы выделяются римскими цифрами, а виды работ – арабскими.

1этап Организационный момент. Необходимо расписать организационный момент, обязательно должен состоять из проверки готовности к уроку и настроя на урок.

2этап Актуализация ранее изученного.

2)Затем идет проверка домашнего задания, в котором учащиеся выполняли творческое задание по подбору эпитетов, но я считаю что прежде нужно провести фронтальную беседу: задать вопросы, такие как – что такое художественные средства выражения?, какие виды художественных средств выражения вы знаете?, что такое эпитет? Подвести микроитог – прокомментировать ответы учащихся

3этап Закрепление изученного материала. Как этап урока не отмечен.

  1. 1)Во-первых нужно начать урок с сообщения темы и цели урока.
  2. 2) Сбор жизненных впечатлений о сравнении, беседа с дальнейшим выводом понятия «Сравнения».
  3. -С помощью каких слов можно передать журчание ручейка? (словно шепчется, как будто разговаривает)
  4. — Журчание ручья сравниваем с речью человека.
  5. Вывод понятия о сравнении.
  6. 3) Работа в тетради, учащиеся записывают понятие

4) Практическая работа. Найдите сравнения в стихотворении Н.Заболоцкого “Сентябрь”. Для начала можно было бы прослушать выразительное чтение стихотворения в аудиозаписи или учителем. Затем предложить самостоятельно выбрать сравнения из текста.

5)Слово учителя с элементами аналитической беседы. Учащиеся сравнивают понятия сравнения и метафоры, записывают понятие метафоры в тетрадь.

6) Работа в группах над стихотворения С.Есенина “Поет зима – аукает”.

Назовите метафоры и заполните пропуски в стихотворении.

7)Микроитог. Почему поэт выбрал именно эти слова?

3 этап. Итог урока. Имеются вопросы обобщающего характера, но отсутствует саморефлексия, оценка деятельности учащихся, выставление отметок с комментированием.

4этап Домашнее задание дано с комментированием.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=174690

Метафора и сравнение -Литературоведение и теория литературы

Метафора и сравнение

Метафора (от др.-греч. μεταφορ — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля, в сущности, почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления.

Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.

Так, старость можно назвать вечером или осенью жизни, так как все эти трипонятия ассоциируются по общему их признаку приближения к концу: жизни, суток, года. Как и другие тропы(метонимия, синекдоха), метафора есть не только явление поэтического стиля, но и общеязыковое.

Множество слов в языке образованы метафорически или применяются метафорически, причем переносныйсмысл слова рано или поздно вытесняет смысл, слово понимается только в своем переносном значении,которое тем самым уже не сознается как переносное, так как первоначальный прямой его смысл ужепотускнел или даже совсем утратился.

Такого рода метафорическое происхождение вскрывается вотдельных, самостоятельных словах (коньки, окно, привязанность, пленительный, грозный, осоветь), но ещечаще в словосочетаниях (крылья мельницы, горный хребет, розовые мечты, висеть на волоске).

Напротив, ометафоре, как явлении стиля, следует говорить в тех случаях, когда в слове или в сочетании слов сознаетсяили ощущается и прямое, и переносное значение.

  1. Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
  2. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.

В метафоре можно выделить 4 «элемента»:

  1. Категория или контекст,
  2. Объект внутри конкретной категории,
  3. Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,
  4. Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.

Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение — новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма.

Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя — это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла.

Например, «облако в штанах». Исследователи отмечают сравнительно редкое употребление метафоры в советской художественной литературе, хотя об ее «изгнании» говорить не приходится (см., например: «Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто» (А. Гайдар, «Судьба барабанщика»).

В 1970-е годы появилась группа поэтов, начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «метаметафора» (термин Константина Кедрова). Отличительной чертой метафоры является её постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом.

Это связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.

Виды метафор  

В современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору (привычную, стертую метафору).

  • Резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие друг от друга понятия. Модель: начинка высказывания.
  • Стёртая метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается. Модель: ножка стула.
  • Метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в не фигуральную конструкцию. Модель: червь сомнения.
  • Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав.
  • Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим. Модель: Я вышел из себя и вошёл в автобус.

Теории

Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.

Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на

  1. номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии;
  2. образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;
  3. когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию;
  4. генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.

Сравнение

Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания, свойства.

Сравнение всегда двучленно: в нем называется оба сопоставляемых предмета. 

В сравнении выделяют: сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, сравнительный признак, лат.

 tertium comparationis). Одной из отличительных черт сравнения, является упоминание об обоих сравниваемых предметах, при этом общий признак упоминается далеко не всегда.

Сравнение следует отличать от метафоры.

Имеет формальный показатель: союзы (как, будто, словно, точно), предлоги (подобно,  вроде, наподобие), лексические средства (подобный, похожий, напоминать, смахивать, походить).

В сравнении употребляется творительный падеж имени существительного, так называемый творительный сравнения: Раненым медведем мороз дерет (Н. Асеев).

 Различают сравнения общеязыковые (белый, как снег) и индивидуально-авторские: Чай в стаканах жидкий, как декабрьская заря (А. Мариенгоф).

  • Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления имеют один общий признак, используются развернутые сравнения, в которых основанием для сравнения служат несколько признаков.
  • Сравнения характерны для фольклора.
  • Виды сравнения:
  • Известны разные виды сравнений:
  • Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт».
  • Бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость».
  • Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем».
  • Отрицающие сравнения: «Попытка не пытка».

Источник: https://myfilology.ru/137/323/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector