Чем отличаются союзы от союзных слов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

Чем отличаются союзы от союзных слов

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Чем отличаются союзы от союзных слов

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Чем отличаются союзы от союзных слов Чем отличаются союзы от союзных слов Чем отличаются союзы от союзных слов

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет…
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Чем отличаются союзы от союзных слов

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся.

В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними.

В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома.

Купить

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова Простые Составные
что чтобы как когда ибо пока будто словноесли и др. потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем чтодля того чтобы и др. что кто как когда который какой где кудаоткуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Чем отличаются союзы от союзных слов

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

Чем отличаются союзы от союзных слов

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

Чем отличаются союзы от союзных слов

3) Союз можно заменить только другим союзом:

Чем отличаются союзы от союзных слов

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

  • Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).
  • Запишите, указывая, в каком падеже употреблено относительное местоимение (союзное слово) в придаточном предложении (упражнение 93 на с. 67).
  • Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения (упражнение 98 на с. 69).
  • Какие два значения может иметь предложение Ученик знал, что надо отвечать? Как в зависимости от смысла произносится это предложение и чем в нём в каждом случае является слово что (упражнение 99 на с. 70)?
  • Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).
  • Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

    Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

    #ADVERTISING_INSERT#

    Источник: https://rosuchebnik.ru/material/soyuzy-i-soyuznye-slova-uchimsya-razlichat/

    Отличие союза от союзного слова: что общего между союзом и союзным словом, в чём их отличие

    Выражая свои мысли в процессе общения, мы зачастую не можем обойтись парой слов. Поэтому используем сложные предложения. Для связи их частей употребляются союзы или союзные слова. Основная задача этих речевых единиц одинакова, но между ними есть и существенные различия.

    Союз

    В русском языке, помимо самостоятельных, существуют и служебные части речи. Одна из них, называемая союзом, может употребляться как в сложном предложении — для соединения его частей, так и в простом — для связки однородных членов. Эти речевые единицы могут быть:

    • сочинительными и подчинительными — разделение по синтаксическим признакам;
    • простыми (одно слово) и составными.

    Сочинительные служебные речевые единицы соединяют равноправные части сложного предложения и могут быть:

    1. Противительными. Например: да, но.
    2. Соединительными. К ним относятся — и, да, тоже, но и, также.
    3. Разделительными. В их число входят — или, либо, то… то, не то… не то.

    Подчинительные выступают связующим звеном, когда одна часть предложения — придаточная, находится в подчинении у другой — главной. По значению они могут быть изъяснительными (что, чтобы, как) и обстоятельственными.

    Последние могут указывать на характер связи и употребляться в значении времени — только, когда, едва; указывать на причину — оттого что, так как, потому что. Помимо этого, быть целевыми — чтобы, условными — если и сравнительными — словно, как будто.

    Примеры простых союзов — а, и, но, что, если.

    Сложные — не только, оттого что; но и; потому что; так как.Чем отличаются союзы от союзных слов

    Читайте также:  Чем отличается политика от геополитики?

    Являясь служебной речевой единицей, союз не может быть членом предложения — он только соединяет его части.

    Союзные слова

    В качестве связующего элемента в СПП — сложноподчинённом предложении могут выступать не только служебные, но и самостоятельные части речи. Это наречия и местоимения, называемые союзными словами.

    По решаемым задачам союзные слова сходны с подчинительными служебными речевыми единицами — т. е. связывают между собой придаточную и главную части. В определённых случаях «что, когда, как» могут являться союзами, в других — самостоятельными частями речи.

    Справка! Случаев, когда союзы «превращаются» в союзные слова всего три. Первый — если «что», можно заменить двоеточием. Второй — если «как» нельзя заменить другим союзом. Третий — если «когда» используется в любом другом значении кроме времени и условия.

    Примеры употребления союзных слов:

    1. Тот добьётся успеха, кто трудится.
    2. День стоял особенный, какой может быть только в эту весеннюю пору.
    3. Родители купили ребёнку конструктор, который он просил.
    4. Я был там, где никто из вас не был.
    5. Живёшь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно.
    6. Я хотел знать, почему редактор взял мой очерк.Чем отличаются союзы от союзных слов

    Что общего между союзом и союзным словом

    Объединяет эти речевые единицы то, что они решают одинаковую задачу — помогают связывать части сложных предложений. Для СПП их употребление является единственным способом соединения частей предложения — придаточной и главной по смыслу.

    В чём разница между союзом и союзным словом

    Отличие одной части речи от другой обусловлено несколькими критериями. Главным из них является то, что союзное слово может быть членом предложения — чтобы определить каким, к нему нужно задать вопрос, а союз нет.

    Узнать, что именно используется можно, мысленно удалив из предложения связующие речевые единицы. Если оно не потеряет смысла — значит, присутствует союз, в противном случае — союзное слово.

    При прочтении текста служебная речевая единица не выделяется интонацией — т. е. к ней нет нужды привлекать внимание. С ней нельзя употреблять частицы, а с союзным словом можно. Сходные по значению союзы взаимозаменяемы.

    Источник: https://otlichaet.com/nauka-i-obrazovanie/sojuz-i-sojuznoe-slovo-otlichija/

    Трудности русского языка: Отличия союзов от союзных слов

    • Сегодня мы…
    • ·                   Вспомним, при помощи его соединяются части в сложноподчинённых предложениях.
    • ·                   Выясним, как определить, союз перед нами или союзное слово.
    • ·                   Поразмышляем, зачем нам нужно отличать союзы от союзных слов.
    • На уроках русского языка мы довольно часто встречаемся со сложноподчинёнными предложениями.
    • Например:
    • Он торопился, потому что не хотел опоздать на урок.

    Это предложение состоит из двух частей. Первая часть главная. А за ней идёт придаточная часть. От главной части к придаточной ставится вопрос.

    Придаточные предложения, как мы помним, отвечают на вопросы членов предложения.

    И иногда у нас могут возникнуть проблемы со средствами связи в сложноподчинённых предложениях.

    В этих предложениях придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза или союзного слова.

    У нас уже есть один пример. Рассмотрим ещё одно предложение.

    Он расстроился, когда опоздал на урок.

    В первом предложении средство связи – союз. Во втором предложении – союзное слово.

    Но как мы это определили?

    Подробнее посмотрим на подчинительные союзы.

    В сложноподчинённых предложениях мы можем встретиться с союзами что, как, потому что, так что, чтобы, поскольку, если, пока и так далее. Это служебные части речи, и они используются в предложении только для связи между частями.

    А что можно сказать о союзных словах?

    Куда, где, когда, откуда, как – это наречия. Такие слова, как какой, который, что, — местоимения.

    И получается, что союзные слова – это уже самостоятельные части речи, которые используются для связи в предложении. Но при этом они выполняют и другие функции. Они не утрачивают своей самостоятельности и поэтому являются членами предложения.

    1. Проблема состоит в том, что союзы и союзные слова похожи.
    2. Вот предложение:
    3. Мальчик так и не понял, почему ему не дают конфет.

    И сходу бывает сложно сказать – местоимение перед нами? Или союз, который образовался от местоимения? Конечно, через некоторое время мы вспомним, что перед нами на самом деле – наречие. Значит, это союзное слово.

    Но иногда догадаться бывает сложно.

    И тут возникает ещё один вопрос – зачем нам вообще отличать союз от союзного слова?

    На уроках мы довольно часто сталкиваемся с таким заданием – подчеркнуть главные и второстепенные члены в сложноподчинённом предложении. Или, например, с необходимостью выполнить морфологический разбор слов в предложении. И невозможно выполнить эти задания правильно, если мы путаем союзы с союзными словами.

    Конечно, у нас есть ещё и синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Где эти знания тоже необходимы.

    Так как быстро отличить – что перед нами?

    Посмотрим на союзные слова. Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, какой, который, чей. Эти слова союзами быть не могут. Так что мы просто можем выучить их и действовать по принципу: если слово к этому списку не относится – перед нами скорее всего союз.

    • А ещё эти слова можно встретить в простых предложениях.
    • И после них так и хочется поставить вопросительный знак!
    • Именно вопрос может помочь нам запомнить союзные слова.
    • И игра в вопросы – это один из способов, который позволяет различить союзные слова с союзами.
    • Мы не поняли, откуда взялись звуки.

    Отсекаем придаточную часть. И пробуем сделать из неё вопрос: а откуда неслись звуки?

    Вопрос звучит нормально. Значит, перед нами союзное слово.

    1. Вот другой пример.
    2. Лектор остановился, чтобы передохнуть.
    3. Выделяем придаточную часть.
    4. Пробуем сделать из неё вопрос: а чтобы передохнуть?
    5. Вопрос звучит ущербно, неполно и несамостоятельно.
    6. Значит, перед нами союз.
    7. Но есть особые слова, с которыми и возникают обычно проблемы.
    8. Это слова что, как и когда.
    9. Они в некоторых предложениях могут быть союзами, а в некоторых – союзными словами.

    Чем отличаются союзы от союзных слов

    Ведь именно от самостоятельных союзных слов образовались омонимичные им союзы. И теперь нам предстоит отличать слова-омонимы.

    Мы можем попробовать сыграть в вопросы.

    Я знаю, что вы будете делать завтра. Выделяем придаточную часть, пробуем поставить вопрос. А что вы будете делать завтра? Вопрос нормальный, перед нами союзное слово.

    Вы рассказали, что собираетесь заняться йогой. Мы выделяем придаточную часть – и сразу же заметно, что вопрос тут поставить невозможно. Значит, перед нами союз.

    Они пойдут по тропинке, что огибает лес. Выделяем придаточное. А что огибает лес? Вопрос поставлен, но звучит он достаточно странно.

    Перед нам действительно союзное слово.

    Но вопросы можно поставить не всегда, у нас могут возникнуть сомнения.

    Так что нужно обращать внимание на другие приметы. Например, на логическое ударение. На союзное слово логическое ударение будет падать. Например:

    • Не представляю, как можно жить без телефона.
    • Вы не подскажете, когда отходит поезд со второй платформы?
    • Что ты собираешься дарить сестре, мне хотелось бы знать.
    • Во всех случаях мы можем просто прокричать союзное слово.
    • Вы не подскажете, КОГДА отходит поезд?
    • И так далее.

    А вот на союз логическое ударение не падает. Например.

    1. Я увидел, как чёрная машина скрылась за углом.
    2. Когда облетят последние листья, мы вернёмся в город.
    3. Нужно помнить, что даже безобидный хомяк может оказаться опасным.
    4. Во всех случаях союзы мы произносим быстро, не выделяя голосом.

    Иногда роль союза настолько незначительна, что его вообще можно выбросить из предложения. Посмотрим на предложения.

    Он вдруг почувствовал, как по спине бегут холодные мурашки. Мы можем просто поставить двоеточие и убрать союз.

    Когда я позвоню тебе, возьми трубку, пожалуйста. А здесь мы можем поставить тире между частями – и союз не понадобится.

    Учитель сказал, что завтра состоится родительское собрание. Это предложение, как и другие, мы легко можем переделать в бессоюзное предложение.

    А вот союзное слово из предложения не удаляется.

    Скажите мне, как вы собираетесь выходить из этой ситуации? Кажется, что мы можем здесь удалить наречие как. Но на самом деле это изменит значение всего предложения.

    Я не представляю, когда мы можем встретиться. Здесь невозможно удалить союзное слово.

    Взгляд её упал на картину, что висела на стене. И здесь невозможно удалить союзное слово.

    Мы можем также мысленно разобрать предложение на члены. Потому что союзные слова являются членами предложения.

    Никто так и не понял, как они нашли клад. Здесь союзное слово – обстоятельство.

    Кто знает, когда ещё выпадет такой шанс. Здесь наречие тоже будет обстоятельством.

    Что они рассказали, ты можешь передать? Здесь союзное слово – дополнение.  

    • А вот союзы членами предложения не являются. Посмотрим на примеры:
    • Не успел никто глазом моргнуть, как ребят уже и след простыл.
    • Старуха, когда мы вошли, торопливо подхватилась с места.
    • Команда была твёрдо уверена, что нужно тренироваться дальше.
    • Здесь выделенные слова – не члены предложения.
    • Этот способ не очень удобен, ведь у нас не всегда есть время, чтобы мысленно представить – является ли слово членом предложения.
    • Так что легче прибегнуть к следующему способу – вставка слов.
    • Мы можем подставить к союзным словам частицы же или именно.

    Сегодня мы выясним, как преступнику удалось сбежать. Можно подставить же или именно.

    Уточните, пожалуйста, когда мне следует с вами связаться. Когда именно мне следует связаться.

    Никто не может представить, что творится в душе у поэта. Что же творится в душе у поэта.

    А вот после союзов такие слова вставить нельзя.

    Читайте также:  Что лучше для похудения аквааэробика или фитнес?

    Например.

    Они не переставали верить, как верят во всё отчаявшиеся люди. Как же верят во всё люди? Нет.

    Когда Виктор наконец поверил в свои силы, задача вдруг поддалась ему. Когда именно Виктор поверил? Тоже нет.

    Я слышал, что у вас намечается праздник? И здесь после что нельзя вставить же или именно.

    Есть и ещё один способ – мы можем попробовать заменить союзное слово другим местоимением или наречием.

    День, когда мы встретились, будет лучшим днём в моей жизни. Здесь можно сказать – в который мы встретились.

    Этот способ можно использовать не всегда.

    Знаете ли вы, где обитали динозавры? Здесь можно сказать – там обитали динозавры.

    Самое полезное в этом способе – замена союзного слова что.

    Юноша не отводил взгляд от фигуры, что появилась в дверном проёме. Здесь что можно заменить на которая.

    Если что можно заменить на который – это сразу же союзное слово.

    Итак, как мы можем различать союзные слова и союзы в сложноподчинённых предложениях?

    Придаточное с союзным словом можно переделать в вопрос. А придаточное с союзом нельзя.

    На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы не падает.

    Союзные слова являются членами предложения. А союзы не являются.

    К союзным словам можно подставить частицы же, именно. А к союзам нельзя.

    Но союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы иногда можно.

    Источник: https://videouroki.net/video/56-trudnosti-russkogo-yazyka-otlichiya-soyuzov-ot-soyuznyh-slov.html

    Отличие союзов от союзных слов

    Составление схемы на доске и в тетрадях.

    СОЮЗНЫЕ СЛОВА СОЮЗЫ
    1. Имеют лексическое значение 1. Не имеют лексического значения
    2. Можно поставить вопрос 2. Нельзя задать вопрос
    3. Является членом предложения Всем, что имею в жизни, я обязан матери 3. Не является членом предложения Но только жаль, что вы так поздно дали мне этот чудесный урок.
    • Задание 2. Объяснительный диктант
    • Запишите предложения под диктовку учителя, определите, в каких предложениях используются союзы, а в каких — союзные слова.
    • Союзные слова подчеркните как члены предложения, а союзы выделите в овалы.

    Он говорит, что начальник штаба сейчас занят. (М. Шолохов). Утро тихое, без ветра, и странно, что ничем не пахнет. (Д. Голубков) Девочке снилось, что она бежит босиком по жёлтому берегу моря, а за нею, подпрыгивая и падая, гонится солнце. (Д. Голубков) И всегда любой из нас точно знал, который час. (С.

    Михалков) Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франс) Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. (Лорд Честерфилд) Скрывай добро, которое сделал ты, и провозглашай о том добре, которое сделали тебе. (Али) Если ты смотришь в нужную сторону, тебе надо только не останавливаться.

    (Буддистская пословица)

    Задание 3. Раздаётся текст с заданием. 1 вариант — выписать номера предложений с подчинительными союзами; 2 вариант — выписывает номера предложений с союзными словами.

    1. Мы богаты только тем, что даём, и бедны только тем, в чём отказываем. (Энн-Софи Суэтчин) 2. Нельзя соглашаться ползти, когда испытываешь желание парить. (Хелен Келлер) 3. действуйте, пока имеете средства и силы. (Симеон бен Элизар) 4. Там, где есть открытый ум и крепкая рука, всегда будёт передний край. (Ч. Кеттеринг) 5.

    Воля есть сильный слепец, который несёт на себе слабого зрячего. (А. Шопенгауэр) 6. Когда работа нравится, каждый день — это праздник. (Ф. Тайгер) 7. Чем больше любви мы дарим, тем больше любви у нас остаётся. (Д. Темплтон) 8. Будь полезен там, где живёшь. (Д. Герберт) 9.

    Найди себе такую великую цель, чтобы для её достижения тебе понадобилось напрягать все свои силы. (Дэвид О. Маккей) 10. Необходимо иметь долгосрочные цели, чтобы не впасть в уныние от краткосрочных неудач. (Джордж Г. Бендер) 11. Препятствия — это те ужасные вещи, которые видишь, когда отрываешь взгляд от цели. (Ханна Мор) 12.

    Важно не то, что мы могли бы сделать, а то, что реально сделали. (Лео Л. Спирс) 13. Никакая привычка не цепляется за вас, если вы за неё не цепляетесь. (Гарднер Хантинг) 14. Бог ничего не даёт тем, кто скрещивает руки. (Заподноафриканская поговорка) 15. Головы мудрее, когда они холодны, а сердца сильнее, когда бьются в такт благородным идеям.

    (Р. Банч) 16. К вам тянутся, если вы отражаете любовь, радость, терпение, миролюбие, доброту, верность, мягкость и самообладание. (Джон М. Темплтон) 17. Мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть. (Талмуд) 18. Если сразу нет успеха, пробуй снова и снова. (У. Хиксон) 19. Лучше зажечь одну свечу, чем проклинать темноту.

    (Девиз Кристоферов) 20. Какою мерою даёте, такой воздастся вам. (Золотое правило. Матфей 7:12, Лука 6:31)

    1. *— Выпишите одно наиболее понравившееся вам высказывание и объясните, как вы его понимаете.
    2. Тетради собрать на проверку.
    3. Выводы по уроку
    4. — На какие группы делятся подчинительные союзы?
    5. — Как отличить подчинительный союз от союзного слова?
    6. Домашнее задание

    Материал учебника на странице 155; выучить схему, записанную в тетради; упр. 339.

    • Урок 122
    • ТЕМА: Подчинительные союзы.
    • ЦЕЛИ УРОКА:
    • • познакомить учащихся с видами подчинительных союзов;
    • • научить отличать подчинительные союзы от союзных слов;
    • • продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыкам и;
    • • уметь конструировать предложения по предложенным схемам.
    • ХОД УРОКА
    • Организационный момент
    • 2. Проверка домашнего задания (по цепочке)
    • Слова светофор и семафор выписываются в словари.
    • Закрепление
    • Задание 1. Составьте предложения по схемам:

    Чем отличаются союзы от союзных слов

    Задание 2. На доске записаны союзы. Найдите соответствия.

    Что, чтобы…                                                    временные

    Потому что, так как, благодаря тому что…           изъяснительные

    Когда, едва, пока…                                                причинные

    Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы…                  условные

    Как будто, словно, точно…                                    целевые

    Если, если бы, как скоро…                                    сравнительные

    Задание 3. Чтение учителем стихотворения Д. Мэллока (текст перед глазами учащихся).

    Если ты (не)мож..шь быть сосной на вершин.. холма,

    Будь деревцем, но только будь

    Самым лучш..м деревц..м у родника;

    Будь кустиком, если (не)мож..шь быть деревом.

    Если ты (не)мож..шь быть кустиком, будь травой

    И (з, с)делай дорогу счастливее;

    Если ты (не)мож..шь быть щ..кой, будь просто окунем —

    Но будь самым красивым окунем в озере!

    Мы (не)мож..м все быть капитанами,

    Кто(то) должен быть и матросом;

    Для всех нас найдёт..ся (с, з)десь работа.

    Работа может быть большой и малой.

    Мы должны делать то, что (не)отложно.

    Если ты (не)мож..шь быть д..рогой, будь тр..пинкой,

    Если ты (не)мож..шь быть солнцем, будь звездой;

    Выигрываем мы или про..грываем — (не)важно,

    Проявляй лучш..е, что в тебе есть.

    1. — Какое настроение навевает данное стихотворение?
    2. — Какие средства художественной изобразительности использует поэт?
    3. — В чём смысл данного текста?
    4. — Устно укажите орфограммы, раскройте скобки.
    5. *— Укажите глаголы, стоящие в повелительном наклонении.
    6. *— Назовите слово, стоящие в степени сравнения.

    *— Какой частью речи является слово лучшее? Разберите данное слово по составу.

    — Перечислите союзы, встретившиеся вам в данном тексте, укажите, какие они?

    Задание 4. Ребята получают предложение с купюрами (вырезаны союзы и союзные слова). За условленное время учащиеся должны восстановить предложения, назвать грамматические основы, выделить союзы и союзные слова.

    В далёкое то время, к … относится моё повествование, никому из нас … в голову не приходило, … через несколько десятков лет всё тут изменится до неузнаваемости, … Баланда обозначит себя лишь угрюмыми чёрными омутами, в остальных местах затеряется вовсе, …

    будет через силу продираться сквозь вонючую тину, тростники, камыши … перепутанные корневища уродливых вётел, … такое множество на реке через всю плотину несёт водой, разнося её вдребезги, … люди поднимут её вновь, … дать ей более интересную, наполненную жизнь … себе …

    всему сущему окрест. (М. Алексеев).

    • Тестирование
    • 1. Укажи союз:
    • а) который;                                б) что же;
    • в) как будто;                              г) то же.
    • 2. Укажите подчинительный союз:
    • а) однако;                                  б) но;
    • в) и;                                           г) потому что.
    • 3. Отметьте сравнительный союз:
    • а) если;                                      б) что;
    • в) чтобы;                                    г) будто.
    • 4. Отметьте противительный союз:
    • а) или;                                       б) и;
    • в) либо;                                      г) зато.
    • 5. Отметьте временной союз:
    • а) благодаря тому что;              б) едва;
    • в) словно;                                  г) так что.
    • 6. Укажите целевой союз:
    • а) чтобы;                                   б) ибо;
    • в) как;                                        г) однако.
    • 7. Отметьте соединительный союз:
    • а) либо;                                     б) всё же;
    • в) однако;                                  г) тоже.
    • 8. Укажите ряд, в котором перечислены только союзы:
    • а) но, несмотря на, зато, вследствие того что;
    • б) потому что, так как, точно, словно;

    в) в течение, не то… не то…, с тем чтобы как, ввиду;

    1. г) как скоро, причём, кто, чтобы.
    2. Выводы по уроку
    3. — Какие трудности могут возникнуть при определении союзов и союзных слов.
    4. Домашнее задание
    5. Упр. 338
    6. Урок 123
    7. ТЕМА: Морфологический разбор союза.
    8. ЦЕЛИ УРОКА:
    9. • познакомить учащихся с порядком морфологического разбора союза;
    10. • вырабатывать навык морфологического разбора;
    11. • продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;

    • р/р. Уметь определять лексическое значение слова.

    • ХОД УРОКА
    • Организационный момент
    • 2. Проверка домашнего задания (по цепочке)
    • Повторение
    • Орфографическая работа.
    • — Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

    Луч..м солнца; задуматься над задач..й; посыпать перц..м; пение скворц..в; заведовать больниц..й; послать за багаж..м; посоветоваться с врач..м; черпать ковш..м; открыть ключ..м; укрыться плащ..м; мыться под душ..м; работать над чертеж..м.

    4. Работа со словарными словами: автор и классик.

    — Как вы понимаете данные слова? Являются ли эти слова синонимами?

    Читайте также:  Чем отличается пайка от сварки: описание и отличия

    — Как вы понимаете значение слова классический? Разберите данное слово по составу.

    1. — Составьте предложения со словами, записанными на доске.
    2. — Перепишите эти слова себе в словари.
    3. Новая тема

    Чтение упр. 342.

    • — В каком стиле написан этот текст?
    • — Почему книги должны быть всегда рядом с вами?
    • — Какие орфограммы встретились вам в тексте?

    — Объясните постановку двоеточия в последнем абзаце. Выпишите предложение с двоеточием себе в тетрадь. Назовите союз данном предложении.

    — Обратитесь к порядку морфологического разбора в учебнике на стр. 157. Прочитайте его.

    — Выполните морфологический разбор союза чтобы.

    Закрепление

    Задание 1. Запишите под диктовку учителя предложения и выполните морфологический разбор двух союзов. Объясните орфограммы и знаки препинания в предложениях.

    1. Счастье даётся глотками, чтобы не захлебнуться им.
    2. Нет более счастливого и несчастного существа, чем мыслящие.
    3. Со счастьем можно столкнуться множество раз, но испытывать его дано лишь однажды.
    4. Самое трудное — удержать счастье.
    5. Счастье делят пополам только в любви.
    6. Человек сам по себе несчастен, но счастлив тем, что живёт.
    7. (М. Арсанис)

    — Каково лексическое значение слова счастье? (Состояние радости, благополучия…)

    — Почему удержать счастье так трудно?

    — Подберите к слову счастье антоним.

    — Можно ли изменить слово счастье по числам? Какого рода данное слово?

    Задание 2. Запишите предложение под диктовку. Объясните знаки препинания и орфограммы, встретившиеся в предложении. Подчеркните грамматические основы. Сколько простых предложений у вас получилось? *Укажите причастные обороты. Подчеркните однородные члены предложения.

    Морфологические признаки причастий, встретившихся в тексте. *Разберите по составу слово по-иному. *Выпишите из предложения сначала сочинительные союзы, а затем — подчинительные. Выполните морфологические разборы одного сочинительного и одного подчинительного союзов.

    • *— Как вы понимаете основную мысль следующего утверждения?
    • В древней Элладе люди хорошо понимали, что доброта и красота, не используемые для себя, справедливый ум и поиски правды, попытки жить по-иному, чем, другие, подчиняющиеся угнетению или обманутые, ведут к мучительной жизни, а все эти качества, соединённые вместе, — к неизбежной и скорой гибели.
    • (И. Ефремов)
    • Выводы по уроку
    • — Каков порядок морфологического разбора союза?
    • — Какими союзы бывают по составу?
    • — Какими союзы бывают по значению?
    • Домашнее задание

    Упр. 341; выучить порядок морфологического разбора союзов.

    Урок 124

    ТЕМА: Р/р. Сочинение «Книга — наш друг и советчик.

    1. ЦЕЛИ УРОКА:
    2. • подготовить учеников к написанию сочинения;
    3. • вырабатывать умение писать сочинение-рассуждение;
    4. • уметь составлять план будущего сочинения, выбирать ключевые слова.
    5. ХОД УРОКА
    6. Организационный момент

    Источник: https://studopedia.net/13_46250_otlichie-soyuzov-ot-soyuznih-slov.html

    Как различить союзы и союзные слова?

    КАК РАЗЛИЧИТЬ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА?

    В сложноподчинённом предложении главная часть связывается с придаточной частью с помощью следующих средств связи:

    • подчинительных союзов,
    • союзных слов,
    • указательных слов.

    Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений. 

    Союзные слова — это местоименные слова, в которых совмещены свойства самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного типа:

    • местоимения-существительные (кто, что);
    • местоименные прилагательные (какой, который, каковой, каков, кой, чей);
    • местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем);
    • местоименное числительное (сколько).

    ^  находятся в главном предложении (бывают не всегда!). Это указательные местоимения и наречия тот, такой, столько, там, туда, тогдаи др., которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание: То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Некрасов); Там, где растут розы, растут и шипы (пословица). Основная проблема при анализе сложноподчинённого предложения — трудности в разграничении союзов и союзных слов. 

    ^

     

    Союзы Союзные слова
    1. Не являются членами предложения:^ чтосестра не вернётся к ужину (что — союз, не является членом предложения). 1. Являются членами придаточного предложения: Она не сводила глаз с дороги,чтоведёт через рощу(союзное слово что — подлежащее).
    2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: ^ чтосестра не вернётся к ужину. — Он сказал: сестра не вернётся к ужину. 2. Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: ^ что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу.
    3. На союз не может падать логическое ударение. 3. На союзное слово может падать логическое ударение: Я знаю,что он будет делать завтра.
    4. После союза нельзя поставить частицы же, именно. 4. После союзного слова можно поставить частицы же, именно, ср.: Я знаю,что жеон будет делать завтра; Я знаю,что именноон будет делать завтра.
    5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоименным наречием. 5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоименным наречием, ср.: Я знаю,что он будет делать завтра. — Я знаю:этоон будет делать завтра; Я знаю,гдеон был вчера. — Я знаю:тамон был вчера.

     Необходимо помнить, что не каждый из этих приемов в отдельности может помочь распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т.к. опирается лишь на внешнее выражение существенных внутренних различий. Используя названные критерии в совокупности или в различных сочетаниях, можно научиться определять, союзом или союзным словом присоединяется придаточная часть к главной. 

    ^

    1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Это омонимы, поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными. — в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год. Лесков); 

    — в придаточном условия (^  Гоголь).

    • Когда является союзным словом

    — в придаточном времени, если в главной части есть указательное слово тогда (Отец мой скончалсятогда, когда мне был шестнадцатый год);— в придаточном изъяснительном (Я знаю, когда он вернётся); 

    — в придаточном определительном (^ когда в определительном придаточном можно заменить основным для этого придаточного союзным словом который, ср.:Тот день, в который мы встретились впервые, я не забуду никогда).

     

    • Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, кроме придаточных образа действия и степени (ср.: ^  (Пушкин) — придаточное сравнительное (как — союз). Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) — придаточное условия, можно заменить: если душа черна(как — союз). Делай так, как тебя учили — придаточное образа действия и степени (как — союзное слово).
    • Особенно внимательно следует разбирать придаточные изъяснительные: в них как и что могут быть как союзами, так и союзными словами. Ср.: Он сказал, что вернётся к ужину (что — союз). — Я знаю, что он будет делать завтра (что — союзное слово); Я слышал, как за стеной плакал ребёнок (как — союз). — Я знаю, как она любит сына (как — союзное слово).
    • В придаточном изъяснительном союз как можно заменить союзом что, ср.: Я слышал, как за стеной плакал ребёнок. — Я слышал, что за стеной плакал ребёнок.

    2) Чем является союзом в двух случаях:

    • в составе двойного союза чем… тем:Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем грустнее на душе;
    • в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова иной, другой, иначеОн оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).

    ^  — союзные слова и не могут быть союзами.4) При разборе придаточного предложения очень часто допускается грубая ошибка: вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову. Это недопустимо, потому что один и тот же союз (союзное слово) может вводить разные виды придаточных.

    • Чтобы не ошибиться, надо поставить вопрос от главного предложения к придаточному: Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был — придаточные изъяснительные; Он вернулся в город (в какой город?), где провел юность; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда — придаточные определительные.
    • Кроме того, в определительном придаточном союзные словагде, куда, откуда, когда можно заменить союзным словомкоторый. Ср.: Он вернулся в город, где провёл юность. — Он вернулся в город, в котором провёл юность; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. — Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.

    ^ Ещё одна трудность — определить, каким членом предложения является союзное слово.При определении синтаксической роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосредственно от того слова (или словосочетания), к которому относится союзное слово:

    ^ (= в доме) мы жили раньше — союзное слово в котором(местоимение) в роли обстоятельства местажили (где?), а вид придаточной — придаточнаяопределительная.

     

    Вот дом, который (= дом) построили в прошлом году — союзное слово который в роли прямого дополнения: построили (кого?/что?), а вид придаточной — придаточнаяопределительная.

     

    Вот дом, внешний вид которого(= дома) мне очень нравится — союзное слово которого в ролинесогласованного определения: внешний вид (чей?), а вид придаточной — придаточнаяопределительная.

     

    Вот дом, который (= дом) был построен в XIX веке — союзное слово который в роли подлежащего: (кто?/что?) дом, а вид придаточной — придаточнаяопределительная.

    Источник: http://mir.zavantag.com/filosofiya/931028/index.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector