Чем отличается менеджмент от управления?

Чем отличается менеджмент от управления?

В зарубежной практике существуют различные понятия: «Governance» и «Management». В российской практики их переводят, как правило, «Руководство» и «Управление». Иногда «Governance» также переводят как «Корпоративное управление». Данная статья более подробно раскрывает эти понятия и разницу между ними в контексте проектного управления. – Прим. пер.

Акционеры всё чаще и настойчивее требуют от организации «качественного руководства» («good governance»). Активность акционеров и заинтересованных сторон всё сильнее влияет на работу организации, в том числе и в части проектного управления.

Но когда речь заходит о «руководстве», его очень часто путают с «управлением» («management»). Это распространённая ошибка.

В самом общем виде, различия между этими понятиями можно описать так: «руководство» фокусируется на создании организационной среды, в которой «управление» сможет эффективно функционировать, а также в поддержании этой среды на необходимом уровне.

Глобальные организации часто сталкиваются с неприятием акционерами низкого уровня «руководства», которое приводит к некачественному «управлению».

А это значит, что те неудачи, которые раньше были допустимы, в будущем вряд ли будут спокойно переноситься акционерами.

Это относится и к проектной деятельности: акционеры ожидают от компаний эффективного и проактивного подхода к управлению инвестициями в проекты и программы.

Такое положение дел приводит к тому, что проектное управление должно фокусироваться на двух составляющих. Во-первых, на полной цепочке добавленной стоимости от начального инвестиционного решения до получения выгод. Во-вторых – на традиционных областях знаний в управлении проектами, программами и портфелями.

В связи с этим профессионалам в области проектного управления предоставляется возможность расширить зоны своего влияния. Вероятно, проектное управление, в будущем, будет связано как со старшим менеджментом, так и с высшим руководством. PMI уже двигается в этом направлении.

  • Функции руководства и управления
  • Понимание различий между управлением и руководством необходимо для эффективной работы проектного менеджера и отстаивания интересов проекта.
  • Руководство, в первую очередь, фокусируется на балансировке интересов заинтересованных сторон организации. Среди основных функций руководства можно выделить следующие:
  • G1 – Определение целей организации
  • G2 – Определение ценностей организации
  • G3 – Определение культуры организации
  • G4 – Создание и внедрение модели руководства в организации
  • G5 – Обеспечение ответственности менеджмента
  • G6 – Обеспечение согласованности работы организации

Управление и его функции направлены на достижение целей организации в рамках установленной руководством модели и методологии. Анри Файоль в свой книге «Общее и промышленное управление» 1916 года выделил 5 функций управления:

  • M1 — Прогнозирование и планирование
  • M2 – Организация работы
  • М3 – Командование и лидерство
  • M4 – Координация работы
  • М5 – Контроль работы (при помощи обратной связи)

Рисунок 1 иллюстрирует взаимоотношения между функциями руководства и управления. Функции управления имеют иерархическую структуру (М2 следует за М1), имеют входы от независимых функций руководства (G1-G5 влияют на М1 и М2) и имеют выходы в независимые функции руководства (М5 влияет на G5 и G6).

Рисунок 1: Взаимосвязь между функциями руководства и управления

 Чем отличается менеджмент от управления?

Задача многих крупных организаций – сформировать эффективную модель руководства для того, чтобы она формировала и обеспечивала эффективную работу функций управления и избежать проблем на нижнем уровне (проектов и программ) из-за неэффективности высокоуровневых функций руководства.

Но для этого, в первую очередь, нужно понять, что проблема именно в некачественной реализации функций руководства. Диагностировать проблему на таком высоком уровне не просто, ведь результаты деятельности, на первый взгляд, не напрямую зависят от руководства.

Причины неудач часто ищут в управлении, а не руководстве.

После осознания приведённой выше информации встаёт вопрос: как могут руководители проектов и программ повлиять на функции «руководства» для обеспечения эффективной реализации проектов и их успешного завершения?

Источник: https://www.pmservices.ru/project-management-news/raznica-mezhdu-rukovodstvom-i-upravleniem-governance-vs-management/

Управление и менеджмент: сходства и различия

Определение 1

Сходства и различия управления и менеджмента – это общие и специфические черты наук и видов практической деятельности, определяющие их особенности.

Сравнение понятий «менеджмент» и «управление» можно производить по разным направлениям, в частности:

  • логический анализ,
  • методология науки,
  • реальность и потребности практики.

Прежде, чем проводить логический анализ, уместно дать определение обоим понятиям:

  • Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом.
  • Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях.

Чем отличается менеджмент от управления?

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Связь между ними схематически может быть представлена следующим образом: не всякое управление может быть признано менеджментом.

Так, например, управление техническим устройством, химической реакцией или армейской операцией нельзя называть менеджментом. Однако менеджмент – это всегда управление.

Таким образом, понятие менеджмента уже, чем понятие управления, представляя собой специфический тип управления.

Специфика менеджмента выражается в следующих категориях:

  • объект менеджмента,
  • приоритеты, состоящие в экономических интересах и человеческом факторе,
  • действие рыночных механизмов (условия экономического риска, конкуренции),
  • технологии менеджмента (разработка решений, участие персонала),
  • профессионализм,
  • лидерство,
  • корпоративность,
  • стиль.

Замечание 1

Таким образом, с позиций логического анализа можно заключить, что управление – процесс общий, а менеджмент – частный.

Профессиональные управленцы и организаторы используют инструменты, оптимальные в конкретных ситуациях. При этом менеджмент в первую очередь опирается на теоретические исследования, а управление – на практику.

Сходства и различия менеджмента и управления как научных дисциплин

Наиболее ярко специфика любой науки проявляется в наборе изучаемых проблем. Если рассматривать менеджмент как науку, то ведущее место в проблематике занимают:

  • личностный фактор,
  • неформальное управление,
  • взаимодействие организационно-технических и социально-экономических аспектов,
  • диверсификация менеджмента,
  • другие вопросы, возникшие в практике менеджмента и отражающие ее потребности в научной сфере.

Анализируя с научных позиций все проблемы управления, можно построить типологическую матрицу, отражающую особенное и общее в менеджменте и управлении.

Типология является самым продуктивным методом исследования и анализа.

Так, к примеру, периодическая таблица элементом Менделеева – это иллюстрация одного из универсальных и весьма эффективных методологических подходов, применимых к исследованиям в любой сфере человеческих знаний.

Типологический анализ вопросов управления также убедительно демонстрирует специфику менеджмента.

Сходства и различия менеджмента и управления как практической деятельности

В практическом менеджменте ключевую роль играют приоритеты. Практика менеджмента стала источником идеи человеческого капитала как ключевого приоритета менеджмента. Также из практики происходят и такие понятия менеджмента, как полномочия, корпоративность, стиль и т.д. Именно эти запросы к науке менеджмента со стороны практики определяют структуру знаний менеджеров.

Понятия «менеджмент» и «управление» можно разделить по их концептуальным принципам.

Принципы управления (общего):

  • выделение управляющей и управляемой систем,
  • управляемость как реакция на сигнал или воздействие,
  • мера необходимой централизации для достижения эффективного функционирования системы управления и объекта управления в целом,
  • наличие обратной связи,
  • гомеостат – способность системы поддерживать стабильными определенные величины,
  • функциональная стабильность,
  • эмерджентность — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями.

Принципы, присущие менеджменту:

  • главное – это человеческий фактор,
  • менеджмент знаний, определяемый через интеллектуальный потенциал,
  • качество и эффективность менеджмента как специфической деятельности,
  • экономика менеджмента, выражающаяся через ресурсы и затраты,
  • корпоративность и сотрудничество,
  • партнерство и власть,
  • целеполагание,
  • конкурентоспособность,
  • развитие – основной способ существования системы.

При этом принципы управления и принципы менеджмента не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют. Причем это взаимодействие тем эффективнее, чем глубже осознаются особенности менеджмента в рамках общего управления, а также в рамках осознания менеджмента как социально-экономической дисциплины.

В целом можно заключить, что для определенного класса проблем понятия «управление» и «менеджмент» вполне взаимозаменяемы и даже условно могут считаться тождественными.

Во всех остальных случаях нужно понимать, что, несмотря на наличие общих черт, эти понятия имеют различия. Специфика менеджмента включает в себя общие черты управления, не отрицает их, но дополняет и углубляет для конкретного перечня проблем.

Сегодня концепция менеджмента развивается путем освоения все новых и новых областей знаний:

  • контролинга,
  • аксиологии менеджмента,
  • социокультурных проблем менеджмента,
  • экологического менеджмента,
  • антикризисного менеджмента,
  • креативного менеджмента и т.д.

Концепция менеджмента определяет, какие знания – фундаментальные, специальные и конкретно-практические – должен иметь специалист в сфере менеджмента, как они должны сочетаться и взаимодействовать на практике.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/upravlenie_i_menedzhment_shodstva_i_razlichiya/

Чем отличаются менеджмент и управление?

Спор о том использовать иностранные термины или применять в науке только слова родного языка не утихнет, наверное, никогда. Сторонники чистоты национальной речи требуют использовать в науке и практике слова родного языка, считая, что иностранные заимствования пагубно сказываются на национальной идее. 

Читайте также:  В чем разница между смелостью и рискованностью

С другой стороны сторонники заимствований резонно замечают, что без переноса иностранных терминов сущность понятия сложно определить и понять. Кроме того, бытует мнение, что русский язык «перемелет» любой термин и преврати его в исконно русское слово! (конечно, это просто мнение, но все может быть)

Одним из примеров такого спора классическая управленческая пара менеджмент и управление. Принято в нашей стране использовать два этих понятия как синонимы, но разница все же в них есть, и существенная.

Что такое управление?

  • Начнем с русского слова управление (хотя это спорный вопрос русское ли оно, считается, что термин восходит к древнерусскому слову правление, которое в свою очередь имеет уже греческие корни)!
  • Управление — это процесс какого-либо действия.
  • Чем мы можем управлять? Вариантов масса:
  • — управление государством;
  • — управление организацией;
  • — управление человеком;
  • — управление автомобилем;
  • — а есть еще понятие управление в живой и неживой природе.

Получается что слово управление, как это часто бывает, в русском языке используется в разных ситуациях в разных значениях. Это особенность этого термина.

Что такое менеджмент?

Менеджмент это термин чисто американский. Ряд теоретиков считают, что американское слово менеджмент сложно перевести даже на английский язык, что уж говорить о русском! Получается что термин менеджмент, очень специфичен!

  1. Менеджмент по-американски – это управление коммерческой организацией, а само понятие тесно связано с личностью менеджера.
  2. Часто под этим термином подразумевают именно человека управляющего организацией, добивающегося ее целей.
  3. Кроме того некоторые лингвисты считают, что термин менеджмент восходит к французскому manege (управление лошадью, бег по кругу)!
  4. Таким образом, менеджмент это:
  5. — процесс достижения цели коммерческой организации (получение прибыли):
  6. — деятельность менеджера по организации эффективных процессов организации.

Подведем итог! Главное отличие управления от менеджмента в широте понятия. Управление шире и применимо к разным процессам, менеджмент уже и характерен только для коммерческих организаций.

Так для понятия управление государством в английском языке используется термин администрирование (public administration), управление автомобилем – driving.

Подробнее посмотреть о том, что собой представляет менеджмент можно в этой статье, а познакомиться с его историей здесь.

Источник: https://ya-prepod.ru/chem-otlichayutsya-menedzhment-i-upravlenie.html

Отличие управления от менеджмента

Отличие
управления от менеджмента

Понятия
«менеджмент» и «управление» очень
близки. Иногда они даже отождествляются.
С технической точки зрения это не
вызывает никаких возражений, ибо в
дословном переводе на русский язык
менеджмент обозначает управление.

Как
культурные явления менеджмент и
управление, несомненно, различаются.
Менеджмент — это прежде всего инструмент
коммерческого управления в рыночном
обществе. Первые школы менеджмента и
бизнеса возникли в США еще в 80-е гг. XX в.
Сегодня в американских школах бизнеса
преподают социологию, право, экономику,
психологию, философию.

Таким образом,
пять поколений американских менеджеров
имеют профессиональную подготовку в
области человеко- и обществознания,
финансов и менеджмента. Количество
теорий и эмпирических исследований,
проведенных американцами в сфере
управления персоналом, мотивации и
стилей руководства, исчисляется если
не миллионами, то сотнями тысяч.

При
этом речь идет не только о прикладных,
но и о фундаментальных исследованиях.

Понятие
управления — в узком и широком смыслах
этого слова — применимо к любому
человеческому обществу независимо От
исторической эпохи, типа культуры и
экономического уклада. Управление явля-
ется предметом изучения многих наук.

Социология изображает его в виде пирамиды
социальных отношений.

С социологической
точки зрения управление представляет
собой иерархическую систему отношений
людей, основанную на различиях в
должностном положении, статусе, доходах,
диапазоне властных полномочий.

Как
универсальное явление управление
находит свое воплощение в том или ином
типе организационной структуры —
линейном, линейно-штабном, матричном,
на который накладываются социальная и
культурная специфики общества. Самый
древний тип структуры управления
называют линейным. В XX в.

линейную
структуру сменили сначала линейно-штабная,
включающая наряду с соподчиненными по
иерархии руководителями штаб
специалистов-консультантов, а затем
матричная, состоящая из временных
рабочих групп, создаваемых для решения
конкретной задачи, организационные
структуры управления.

Менеджмент —
чрезвычайно емкое понятие, содержание
которого можно рассматривать как: 1)
науку и практику управления; 2) организацию
управления; 3) процесс принятия
управленческих решений; 4) определенную
категорию получивших образование в
сфере управления и практически
занимающихся руководством.

Наконец,
менеджмент можно трактовать как
социальный институт и специфическу ю
субкультуру, обладающую собственными
ценностями, нормами, духовными и
мировоззренческими ориентирами.

Менеджмент
как наука и практика управления

Под
научными основами управления понимается
система научных знаний, составляющих
теоретическую базу управленческой
практики. В зарубежной науке управления
сложились четыре важнейшие концепции,
внесшие существенный вклад в развитие
современной теории и практики управления:
концепция научного управления (Ф.
Тейлор), административного управления
(А.

Файоль), управления с позиций психологии
и человеческих отношений (впервые
опреде- лившая менеджмент как «обеспечение
выполнения работы с помощью других
лиц», А.Маслоу), управления с позиций
науки о поведении. Последняя представляет
собой современную теорию, получившую
развитие в 1960-е гг.

, основным кредо
которой является повышение эффективности
организации посредством повышения
эффективности ее человеческих ресурсов.
Отсюда — исследование различных аспектов
социального взаимодействия, мотивации,
характера власти и авторитета,
организационной структуры, коммуникации
в организациях, лидерства, изменения
содержания работы и качества трудовой
жизни.

Основной целью этой концепции
является стремление помочь работнику
в развитии собственных возможностей
на базе использования открытий, сделанных
в рамках поведенческих наук.

  • Кроме
    вышеперечисленных концепций, существует
    три научных подхода к управлению,
    получивших развитие в современных
    условиях:
  • • подход
    к управлению как к процессу (определяет
    управление как процесс, в котором
    деятельность, направленная на достижение
    целей организации, рассматривается не
    как единовременное действие, а как серия
    непрерывных, взаимосвязанных действий
    — функций управления. Разные авторы
    предлагают различные перечни функций;
    оптимальный набор включает, однако,
    следующие: планирование, организация,
    распорядительство (командование),
    мотивация, руководство, координация,
    контроль, коммуникация, исследование,
    оценка, принятие решений, подбор
    персонала, представительство и ведение
    переговоров или заключение сделок);
  • • системный
    подход (предполагает, что руководители
    должны рассматривать организацию как
    совокупность взаимозависимых элементов
    (люди, структура, задачи, технология),
    ориентированных на достижение различных
    целей в условиях меняющейся внешней
    среды);


ситуационный подход (предполагает, что
пригодность различных методов управления
определяется текущей ситуацией (т. е.
конкретным набором обстоятельств,
оказывающих воздействие на функционирование
организации в данное время).

Поскольку
как в самой организации, так и в окружающей
ее среде действует огромное множество
факторов, говорить об универсальном
способе управления организацией не
приходится.

Самым эффективным в конкретной
ситуации методом управления является
тот, что в наибольшей степени соответствует
ее специфике).

Менеджмент
как процесс управления организациями.

В данном
случае содержание менеджмента
рассматривается с точки зрения достижения
— в процессе деятельности — организацией
определенных результатов. В рамках
данной трактовки можно говорить о
менеджменте как об органе управления
(т. е.

некой структуре, в рамках которой
проводятся сознательно координируемые
мероприятия, направленные на достижение
общих целей); различных уровнях аппарата
управления; организации работы коллектива
во имя достижения намеченной цели
наиболее рациональным способом; системе
управления, в которой фирма или ее
подразделение выступают в качестве
управляемых объектов.

Менеджмент
как процесс принятия управленческих
решений.

Любая
ситуация, возникающая в процессе
управления, требует от руководителя-менеджера
принятия соответствующих решений,
касающихся, в том числе, изменения целей
и программы будущих действий.

Управляемый
объект имеет внешнюю среду — рыночные
отношения — к состоянию которой он
должен приспосабливаться, опираясь на
обратную связь. Отсюда всякое управленческое
решение является результатом реагирования
на информацию, полученную посредством
обратной связи с рынком и другими
элементами внешней среды.

Принятие
решений — прерогатива менеджеров всех
уровней, имеющих соответствующие
полномочия. Менеджер рассматривает
принимаемое решение с точки зрения лиц,
отвечающих за доведение решений до
исполнителей, и лиц, обеспечивающих
контроль исполнения.

Это заставляет
менеджера не только выбирать меры воз-
действия и средства контроля, но и
рассматривать варианты решений в
отношении их практической осуществимости
в данной конкретной обстановке.

Источник: https://studfile.net/preview/4072023/

Менеджмент — понятие, цели, задачи

Понятие «менеджмент» относится к числу терминов, в определении которых можно встретить различные толкования. Однако каждое из них не противоречит другому.

Различаются степень детализации свойств менеджмента как социально-экономической категории, расстановка акцентов в зависимости от направлений использования данного понятия, исторический контекст формирования понятия и условия его применения в теории и практике.

При наличии некоторых терминологических различий вполне очевидна связь между двумя базовыми категориями — «менеджмент» и «управление».

Термин «управление» имеет чрезвычайно широкую сферу применения — от управления простейшими механизмами до управления государствами. «Управление», по-сути, — обобщающее понятие.

Его применяют для обозначения воздействия человека на системы любой природы. Менеджмент же всегда направлен на социально-экономические системы.

Читайте также:  Гексорал и ингалипт: сравнение и что выбрать

Менеджмент и управление

Изначально менеджмент рассматривали как управление только социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании.

Управление же государством, административно-территориальными единицами, организациями, не ориентированными на извлечение из своей деятельности прибыли, например благотворительными фондами, называли администрированием.

Несмотря на некоторую узость в первоначальном толковании понятия «менеджмент», под ним понимали и систему знаний об управлении людьми, и способы общения руководителей с подчиненными, и искусство оказывать влияние на них, и конкретные навыки решения проблем упорядочения совместной деятельности, и организационные структуры фирм, корпораций. В «Оксфордском словаре английского языка» термин «менеджмент» трактуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». Питер Друкер, один из общепризнанных авторитетов в области менеджмента (как отмечает в своей книге А. В. Попов), утверждает: «Термин “менеджмент» исключительно труден для понимания… Он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая и английский язык Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: в не имеющих отношения к бизнесу организациях, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах».

Но в современных условиях, как пишет далее Попов, «подавляющая часть американских теоретиков менеджмента высказывают мнение, что государственные и публичные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они хотят достичь своих целей при минимуме затрат и максимуме эффективности».

Это высказывание касается соотношения понятий «менеджмент» и «администрирование».

Несмотря на то что в современной учебной и научной литературе не содержится единого общепринятого определения понятия «менеджмент», основные признаки, на которые обращают внимание различные авторы (исследователи), являются общими.

Основным таким признаком служит уже отмеченная связь с управлением (не случайно английская интерпретация «management» означает «управление, заведование, организация»), его ориентация на организации, являющиеся социально-экономическими объектами.

Но любая организация существует, функционирует, развивается в соответствии с определенной целью.

Именно поэтому менеджмент приобретает еще один отличительный признак — целенаправленность. Исходя из указанных признаков можно сформулировать следующее определение: менеджмент — это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности.

Таким образом, управление — есть фундаментальный базис менеджмента.

В упрощенном понимании менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов, применения принципов, функций, методов и механизма экономического управления в практике работы организаций (предприятий, фирм) в условиях рыночной экономики.

Непосредственно управлением на предприятии, в фирме занимаются управляющий, директор и т. д., т. е. менеджеры высшего звена. Рассмотрим указанные понятия более подробно.

Управляющий (руководитель) организации – высшее должностное лицо фирмы, осуществляющее повседневное руководство ее делами и проводящее в жизнь решения правления фирмы или ее совета директоров, который управляющего и выбирает.

Директор – назначаемый руководитель предприятия. Он руководит вверенным ему предприятием в пределах совокупности своих прав и обязанностей и в соответствии с уставом данного предприятия.

Менеджер – наемный профессиональный управляющий, представитель особой профессии, специалист в области экономики и управления, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. Это человек, прошедший специальную подготовку в сфере управления экономическими объектами.

Таким образом, менеджер – самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами воздействия и навыками, явно отличающимися от других профессий и должностей, а понятие менеджмент используется для обозначения:

  • науки управления;
  • практической деятельности по управлению;
  • искусства руководства;
  • социальной группы «управленцев».

Цели и задачи менеджмента

Управление – это также последовательное выполнение функций планирования, организации, мотивации и контроля деятельности. Все руководители выполняют эти функции и играют некоторые другие роли (обработчик информации, лицо, принимающее решение).

Перечислим основные задачи менеджмента на современном этапе:

  • обеспечение автоматизации производства;
  • использование высококвалифицированных работников;
  • стимулирование работы сотрудников путем создания лучших условий труда и обеспечения высокой заработной платой;
  • постоянный контроль над эффективностью деятельности фирмы;
  • координация работы всех подразделений фирмы;
  • постоянный поиск и освоение новых рынков и т. д.

Конечная цель менеджмента – обеспечение прибыльности (доходности) деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, при эффективном использовании кадрового потенциала.

Источник: http://banki-uchebnik.ru/menedzhment/85-menedzhment-ponyatie-tseli-zadachi

Управление, менеджмент, руководство, администрирование… — синонимы или различающиеся понятия?

На первый взгляд, кажется, что для нас, практиков управления, не имеет большого значения, какими понятиями и терминами определяется то, чем мы ежедневно занимаемся, включаясь в круговорот дел и событий, происходящих в наших образовательных организациях. Работы и ответственности от этого меньше не становится:

Но прежде, чем мы начнем разбираться в терминологии, давайте определимся, для чего нам это надо, и каким путем мы пойдем в наших рассуждениях.

smile
Напутствие от капитана Врунгеля: Как вы лодку назовете, так она и поплывет!

Для чего же нам необходимо четко обозначать (означивать) в терминах и понятиях нашу деятельность? Означивание — это обретение текстом смысла, который пока скрыт от нас. А со смыслом связано понимание, которое согласно В. Далю, рассматривается как 1) способность, умение проникнуть в смысл чего-либо, усвоить, сознать его; 2) состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего-либо.

А вот после того, как нам раскрывается СМЫСЛ, мы сможем с вами подняться еще на две важных ступеньки вверх, чтобы от смысла понятия перейти к ОСМЫСЛЕНИЮ действительности и придать ОСМЫСЛЕННОСТЬ нашим действиям:

Итак, нам предстоит пройти трудный путь через значение к смыслам, а затем от осмысления действительности и осмысленности действий — к формированию, а возможно, и принципиальному изменению своего отношения к тому, что мы называем «управленческая деятельность», и обретению личностного профессионального взгляда на реальность практических будней.

Облегчит ли нам тяжесть работы это понимание и осмысление? Не знаю, и не могу быть в этом уверенной. Но то, что, проникая в смысл, мы сможем увидеть разную направленность, а значит и разные (и важные) черты, и особенности нашей деятельности, — за это я ручаюсь.

  • Итак, перед нами четыре понятия:
  • УПРАВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ РУКОВОДСТВО АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
  • Одни специалисты считают, что принципиальной разницы между ними нет, и все это синонимы понятия «управление», связанные, как правило, с различными трактовками перевода:

УПРАВЛЕНИЕ англ. management англ. government англ. administration

При этом правда, редко когда уточняется, что в английском языке разным значениям по действию «управлять» соответствуют свои глаголы:

pen

В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством — control (direction); управлять страной — rule; управлять делами — manage; управлять машиной — operate, run; управлять автомобилем — drive; управлять оркестром — conduct; управлять, руководить — govern и т. д. [1]

Русский язык как уникальный смысловой язык, наоборот, позволяет нам улавливать различные смыслы одного и того же слова. Недаром, В. И. Даль назвал свой словарь толковым:

УПРАВЛЯТЬ — управить чем, править, давая ход, направленье; распоряжать, -ся, заведывать, быть хозяином, распорядителем чего, «Не управишь собою, не управишь и другим». «Кто сам собою не управит, тот и других не наставит».

УПРАВЛЯТЬ ЧЕМ успешно, распоряжаться, делаться, ладить; одолевать препоны, трудности, своеволие, успевая в чем; приводить в порядок. УПРАВЛЕНЬЕ / управа/ — Место, управляющее, заведывающее чем-либо, правленье. | Управа= расправа.

УПРАВЛИВАТЬ кого — давать право, власть, уполномочивать.

РУКОВОДСТВОВАТЬ И РУКОВОДИТЬ кого в чем, кем, чем, руководительствовать, управлять, советовать, указывать, наблюдать, наставлять в чем, в деле, работе, труде и пр. Руководствоваться кем, следовать чьему указанью; чем, принять что за правило, за наставленье; | быть руководиму. Руковод, -дец, -дитель, -тельница ж. руководящий чем, кем-либо, указатель, наставник.

Сейчас становится модным стараться избегать иностранных слов, и пользоваться только русскими обозначениями. Однако в науке, которая является общечеловеческим достоянием, уже невозможно изъять общепринятые термины. Поэтому лучше, не обкрадывая себя, наоборот, обогатить свои знания тем, что накопило человечество.

Другие специалисты считают, что понятие управление является более общим и представляет собой «элемент, функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности» [2], а «менеджмент», «руководство» и «администрирование» — раскрывают различные аспекты именно социального управления.

Будем придерживаться этой точки зрения и выделим главные сущностные черты управления в социальных системах, различные взаимодействия между которыми позволят нам в дальнейшем отличать менеджмент от администрирования и видеть разные грани руководства через призму менеджмента и администрирования.

Итак, под социальным управлением понимается «сознательное, планомерно организованное, систематическое взаимодействие субъекта управления и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития» [3].

Более точно под взаимодействием субъекта и объекта мы будем понимать сложные отношения, связанные с воздействием субъекта на объект управления и получение обратной связи от объекта, влияющие на принятие субъектом управленческих решений по дальнейшему воздействию на объект. Здесь очень важно понимать, что объект управления представляет собой многогранное явление. Это могут быть не только различные виды деятельности, процессы и проекты, но и общности, группы людей и конкретные исполнители той или иной задачи, которая перед ними ставится.

  1. Поэтому не надо обижаться педагогам, родителям и детям, если для директора или его заместителя любимый педагогами, родителями и детьми их 5«б» класс является только одним из объектов внутришкольного управления.
  2. Поэтому не будем обижаться, если для вашего начальника образовательная организация № … со всеми ее «чадами и домочадцами», которой вы руководите, которую вы так любите и вкладываете столько жизненных сил, является лишь объектом управления, одним из элементом управляемой им системы.
  3. Переиначим известную фразу из кинофильма: «Ничего личного, только бизнес» в нашем контексте: «Ничего личного, только объект управления».
  4. Именно там, где действуют «безличные законы» управления, и где во главу угла поставлена ФУНКЦИЯ, простирается область АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.
Читайте также:  Чем отличается соболь от куницы: особенности и отличия

Так уж сложилось, что мы часто руководствуемся своим отношением к тому, чем занимаемся. И столкнувшись хоть раз с холодностью и бездушием какого-то управленца-администратора, для которого «бумага важнее человека», навсегда закрепляем в своем сознании негативное восприятие термина «администрирование». Да и определения в словарях только подкрепляют наше отношение:

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ:

  • формально-бюрократическое управление, осуществляемое лишь посредством приказов и распоряжений, командование, игнорирование роли масс в управлении [4];
  • «(от лат. administro -управляю, заведую) бюрократический метод управления посредством командования» [5];
  • обиходное и имеющее негативный оттенок наименование стиля деятельности какого-либо органа, должностного лица, характеризующегося преимущественно изданием директивных актов, приказов, распоряжений [6].

Но не будем столь категоричны в своем негативном отношении к администрированию, и обратимся к истории управленческих наук, раскрывающей перед нами уникальный мир исследований, которые начались в конце 19 века и уже к началу 20 века обогатили человечество трудами классической школы управления.

Вудро Вильсон, прежде, чем стать 28 президентом США, был профессором истории и политологии. Своей работой 1887 года «Изучение администрирования» положил начало теоретической разработке вопросов административно-государственного управления.

(Wilson W. The Study of Administration //Political Science Quarterly 2. 1887, June)

Анри Файоль прошел путь от горного инженера до родоначальника классической школы управления. Возглавив в 1888 г.

горнорудную компанию, находившуюся на грани банкротства, за три дцать лет сделал её одним из самых процветающих предприятий Франции.

На основе многолетних наблюдений и обобщений практики Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья на эту тему вышла в 1900г., а книга «Общее и промышленное управление» — в 1916г.

(Henry Fayol. Administration Industrielle et Generale,1916. Анри Файоль. Общее и промышленное управление. Перевод на русский язык: Б.В.Бабина-Кореня. — М.:1923)

Классическая школа потому и называется так, что она не только заложила основы современного управления, но представила закономерности и принципы управления, которые работают и действуют до сих пор и представляют собой опору (основу, базис) любого управления.

Чтобы в нашем восприятии возник этот образ опоры, возьмем в качестве примера всем известную детскую пирамидку, в которой разные по цвету и диаметру кольца нанизываются на стержень. Вот этот «стержень» и олицетворяет собой те классические основы управления, которые представляют собой принципы и закономерности, не потерявшие своей актуальности и сегодня.

Речь, в первую очередь, идет о стержневых 14 принципах управления А. Файоля: Разделение труда. Власть. Дисциплина. Единство распорядительства (командования). Единство руководства. Подчинение частных интересов общему. Вознаграждение. Централизация. Иерархия. Порядок. Справедливость. Постоянство состава персонала. Инициатива. Единение персонала [7].

Вряд ли кто-либо из нас, кто связан с управлением, сможет сказать, что эти принципы за 100 лет устарели. И в каждой образовательной организации, и в каждом органе государственного и муниципального управления образованием эти принципы являются актуальными при построении отраслевого и внутриорганизационного управления.

Обратите внимание, что первым принципом А. Файоль обозначил именно РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, результатом которого «является специализация функций и разделение власти», обеспечивающее распределение работников по должностям и функциям (функционалу) с определением зоны ответственности.

Еще раз обращаем внимание на то, что администрирование — это «безличностное», сугубо функциональное управление, главная задача которого заключается в оптимальном распределении работ по выполнению задач и достижению целей организации. И в этой «безличности» при данной сложной управленческой задаче нет ничего негативного, поскольку речь идет о выстраивании рациональной структуры организации и структуры управления, оптимально рассредоточивающей ресурсы под цели.

Эффективная реализация разделения труда и выполнение работниками своих функций напрямую зависит от власти, единства руководства, дисциплины и порядка.

Чего греха таить, каждый из нас знает и ежедневно ощущает на себе, что львиная доля управленческого времени как раз и приходится на поддержание единства распорядительства и установление дисциплины и порядка в ОО.

И поддерживать это нам помогает иерархия и централизация управления в ОО.

Может быть именно поэтому, зная или не зная «основу основ» управления, мы усиленно наводим порядок в организации, добиваясь исполнения наших приказов и распоряжений нижестоящими в иерархии структуры управления, действуя по «формуле» администрирования: «кто Лев, тот и прав», не замечая, подчас, как становимся истинными бюрократами. Зато очень хорошо понимаем и ощущаем на себе, как действует эта формула на тех, кто находится внизу иерархической лестницы управления, когда сами являемся подчиненными и отвечаем перед вышестоящими органами за исполнение их распоряжений.

И тогда нам остается лишь уповать на исполнение таких файолевских принципов администрирования, как «Справедливость. Инициатива. Единение персонала», и ожидать, что новый начальник будет справедливым, поддерживающим инициативу и объединяющим людей на решение общих задач… и, главное, будет видеть в нас людей, а не «ходячие функции».

Люди являются лишь трудовым ресурсом, работниками, в обязанности которых входит выполнение определенных функций (С=Ф), надлежащее исполнение совокупности которых и обеспечивает функционирование организации.

Чаще всего так мы и воспринимаем администрирование, когда сталкиваемся с ним «лицом к лицу», а точнее, лицом к функции, носителем которой и является человек, с которым мы общаемся по долгу службы, или обращаемся к нему как к должностному лицу.

Это происходит чаще всего там, где мы ждем человеческого участия в нашей проблеме, понимания, сочувствия, поддержки, умного совета, и т. д.

, а вместо этого сталкиваемся с ответами: «это не в моей/не в вашей компетенции», «это не входит в круг моих должностных обязанностей», «ничем не могу вам помочь, у вас нет необходимых документов», «не вижу проблемы, поскольку так действовать предписано инструкцией» и т. д., и т. п.

  • А ведь мы знаем другие примеры и хотим, чтобы управление было «с человеческим лицом»!
  • Но прежде, чем мы перейдем к разговору о таком управлении, сделаем остановку и… реабилитируем администрирование.
  • А отдать должное этой составляющей управления мы сможем, если представим себе гипотетическую картину управления без администрирования, в котором:
  • нет начальников и подчиненных, а есть только соратники;
  • нет должностных инструкций, а есть поле деятельности, где каждый может проявить свои способности и таланты;
  • нет приказов и инструкций, а есть только просьбы, выполнение которых зависит от желания того, к кому обратились;
  • нет надоевших всем функций управления (и особенно нелюбимых нами анализа, планирования и контроля), а есть творческий процесс созидания;
  • нет авралов и мобилизации всех и вся на выполнение задачи, а есть размеренный ход событий и совместное решение проблем по мере их поступления с теми, кто хочет их решать;

Источник: https://eduface.ru/consultation/management/upravlenie_menedzhment_rukovodstvo_administrirovanie_sinonimy_ili_razlichayuwiesya_ponyatiya

Чем отличается менеджмент от управления

Определение менеджента и управления

Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов.

Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии.

Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.

Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом.

В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте.

Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении>>.

Сравнение менеджмента и управления

Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации.

Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов.

Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.

TheDifference.ru определил, что разница между 
менеджментом от управлением заключается в следующем:

Заключение 
 
Менеджмент — это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов. 
 

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Процесс менеджмента включает четыре этапа:  
 
1. разработку целей менеджмента в рамках установленных обязанностей;  
2. определение круга полномочии и обязанностей всех руководителей предприятия;  
3. составление реальных планов достижения поставленных целей;  
4. контроль, измерение и оценка работы каждого руководителя.  

Также используется менеджмент-аудит, позволяющий установить новые цели организации. 

Источник: https://student.zoomru.ru/teoorgan/chem-otlichaetsya-menedzhment-ot-upravleniya/296753.3495872.s1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector