Метафора и эпитет — чем они отличаются

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения — все это средства художественной выразительности, активно применяемые в русском литературном языке. Их существует огромное многообразие. Они необходимы для того, чтобы сделать язык ярким и выразительным, усилить художественные образы, привлечь внимание читателя к мысли, которую хочет донести автор.

Какими бывают средства художественной выразительности?

Метафора и эпитет — чем они отличаются

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения относятся к разным группам средств художественной выразительности.

Ученые-лингвисты выделяют звуковые или фонетические изобразительные средства. Лексические — это те, которые связаны с определенным словом, то есть лексемой. Если выразительное средство охватывает словосочетание или целое предложение, то оно является синтаксическим.

Отдельно также рассматривают фразеологические средства (в их основе лежат фразеологизмы), тропы (особые обороты речи, используемые в переносном значении).

Где используются средства художественной выразительности?

Стоит отметить, что средства художественной выразительности применяются не только в литературы, но и в различных сферах общения.

Наиболее часто эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения можно встретить, конечно, в художественной и публицистической речи. На также они присутствуют в разговорном и даже научном стилях.

Они играют огромную роль, так как помогают автору воплотить в жизнь свой художественный замысел, свой образ. Полезны они и для читателя.

С их помощью он может проникнуть в потайной мир создателя произведения, лучше понять и вникнуть в авторский замысел.

Эпитет

Метафора и эпитет — чем они отличаются

Эпитеты в стихах — один их самых распространенных литературных приемов. Удивительно, что эпитет может быть не только прилагательным, но и наречием, существительным и даже числительным (распространенный пример — вторая жизнь).

Большинство литературоведов рассматривают эпитет как один из основных приемов в поэтическом творчестве, украшающим стихотворную речь.

Если обратиться к истокам этого слова, то оно произошло от древнегреческого понятия, обозначающего в дословном переводе «приложенный». То есть являющееся дополнением к основному слову, главная функция которого сделать основную мысль понятнее и выразительнее. Чаще всего эпитет стоит перед основным словом или выражением.

Как и все средства художественной выразительности, эпитеты развивались от одной литературной эпохи к другой. Так, в фольклоре, то есть в народном творчестве, роль эпитетов в тексте весьма велика. Они описывают свойства предметов, либо явлений. Выделяют их ключевые особенности, при этом чрезвычайно редко обращаются к эмоциональной составляющей.

Позже роль эпитетов в литературе меняется. Она значительно расширяется. Этому средству художественной выразительности придают новые свойства и наполняют не присущими ему ранее функциями. Особенно это становится заметно у поэтов Серебряного века.

В наши дни, особенно в постмодернистских литературных произведениях, структура эпитета усложнилась еще сильнее. Усилилось и смысловое наполнение этого тропа, приводящее к удивительно выразительным приемам. Например: пеленки золотились.

Функция эпитетов

Определения эпитет, метафора, олицетворение, сравнение сводятся к одному — все это художественные средства, придающие выпуклость и выразительность нашей речи. Как литературной, так и разговорной. Особая функция эпитета — это еще и сильная эмоциональность.

Эти средства художественной выразительности, а особенно эпитеты, помогают читателям или слушателям воочию представить, о чем говорит или пишет автор, понять, как он относится к этому предмету.

Эпитеты служат для реалистичного воссоздания исторической эпохи, определенной социальной группы или народа. С их помощью мы можем представить, как говорили эти люди, какие слова окрашивали их речь.

Что такое метафора?

В переводе с древнегреческого языка метафора — это «перенос значения». Это как нельзя лучше характеризует это понятие.

Метафора может быть как отдельным словом, так и целым выражением, которое употребляется автором в переносном значении. В основе этого средства художественной выразительности лежит сравнение предмета, который пока не назван, с каким-то другим на основе их общего признака.

Метафора и эпитет — чем они отличаются

В отличие от большинства других литературных терминов, у метафоры есть конкретный автор. Это известный философ Древней Греции — Аристотель. Первоначальное рождение этого термина связано с представлениями Аристотеля об искусстве как о методе подражания жизни.

При этом те метафоры, которые использовал Аристотель, практически невозможно отличить от литературного преувеличения (гиперболы), обычного сравнения или олицетворения. Он понимал метафору намного шире, чем современные литературоведы.

Примеры употребления метафоры в литературной речи

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения активно применяются в художественных произведениях. Причем для многих авторов именно метафоры становится эстетической самоцелью, порой полностью вытесняя первоначальное значение слова.

Метафора и эпитет — чем они отличаются

В качестве примера литературные исследователи приводят в пример известного английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Для него нередко важен не житейский исходный смысл конкретного высказывания, а приобретаемое им метафорическое значение, новый неожиданный смысл.

Для тех читателей и исследователей, кто был воспитан на аристотелевском понимании принципов литературы, это было непривычно и даже непонятно. Так, на этом основании не признавал поэзию Шекспира Лев Толстой. Его точки зрения в России XIX века придерживались многие читатели английского драматурга.

При этом с развитием литературы метафора начинает не только отражать, но и сама творить окружающую нас жизнь. Яркий пример из классической русской литературы — повесть Николая Васильевича Гоголя «Нос».

Нос коллежского асессора Ковалева, отправившийся в собственное путешествие по Петербургу, это не только гипербола, олицетворение и сравнение, но и метафора, которая придает этому образу новый неожиданный смысл.

Показателен пример поэтов-футуристов, творивших в России в начале XX века. Их главной целью было максимально отдалить метафору от ее первоначального смысла. Такими приемами часто пользовался Владимир Маяковский. Пример, заглавие его поэмы «Облако в штанах».

При этом после Октябрьской революции употреблять метафору стали намного реже. Советские поэты и писатели стремились к ясности и прямолинейности, поэтому необходимость в употреблении слова и выражения в переносном смысле отпала.

Хотя совсем без метафоры представить себе художественное произведение, даже советских авторов, невозможно. Слова-метафоры встречаются практически у всех. У Аркадия Гайдара в «Судьбе барабанщика» можно встретить такую фразу — «Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто».

В советской поэзии 70-х годов Константин Кедров вводит в оборот понятие «метаметафора» или как ее еще называют «метафора в квадрате». У метафоры появляется новая отличительная черта — она постоянно участвует в развитии литературного языка. А также речи и самой культуры в целом.

Для этого метафоры постоянно употребляют, рассказывая о новейших источниках знаний и информации, используют ее для описания современных достижений человечества в науке и технике.

Олицетворение

Для того чтобы разобраться, что такое олицетворение в литературе, обратимся к происхождению этого понятия. Как и большинство литературоведческих терминов, оно уходит своими корнями в древнегреческий язык.

В дословном переводе означает «лицо» и «делаю». С помощью этого литературного приема природные силы и явления, неодушевленные объекты обретают свойства и приметы, присущие человеку. Как бы одушевляются автором.

Например, им могут придать свойства человеческой психики.

Метафора и эпитет — чем они отличаются

Такие приемы часто используют не только в современной художественной литературе, но и в мифологии, и религии, в магии и культах.

Олицетворение было ключевым средством художественной выразительности в сказаниях и притчах, в которых древнему человеку объяснялось, как устроен мир, что стоит за природными явлениями.

Они одушевлялись, наделялись человеческими качествами, ассоциировались с богами или сверхлюдьми. Так древнему человеку было проще принять и понять окружающую его действительность.

Примеры олицетворений

Понять, что такое олицетворение в литературе, нам помогут примеры конкретных текстов. Так, в русской народной песне автор утверждает, что «лыко горем подпоясалось».

Метафора и эпитет — чем они отличаются

С помощью олицетворения появляется особое миросозерцание. Для него характерно ненаучное представление о природных явлениях. Когда, например, гром ворчит как старик, или солнце воспринимается не как неодушевленный космический объект, а как конкретный бог по имени Гелиос.

Сравнение

Для того чтобы разобраться в основных современных средствах художественной выразительности, важно понять, что такое сравнение в литературе. Примеры в этом нам помогут. У Заболоцкого встречаем: «Раньше он был звонкий, точно птица» или Пушкина: «Он бежал быстрее лошади».

Очень часто сравнения используются в русском народном творчестве. Так мы наглядно видим, что это троп, в котором один предмет или явление уподобляются другому на основании какого-го общего для них признака. Цель сравнения — найти в описываемом объекте новые и важные свойства для субъекта художественного высказывания.

Подобной цели служит метафора, эпитеты, сравнения, олицетворения. Таблица, в которой представлены все эти понятия, помогает наглядно разобраться в том, чем они отличаются друг от друга.

Метафора и эпитет — чем они отличаются

Виды сравнений

  • Рассмотрим для детального понимания, что такое сравнение в литературе, примеры и разновидности этого тропа.
  • Он может использоваться в виде сравнительного оборота: мужик глуп, как свинья.
  • Бывают сравнения бессоюзные: мой дом — моя крепость.

Часто сравнения образуются за счет существительного в творительном падеже. Классический пример: он ходит гоголем.

Источник: https://www.syl.ru/article/295052/epitetyi-metaforyi-olitsetvoreniya-sravneniya-opredeleniya-primeryi

Отличие эпитета от метафоры: что общего и в чём разница между эпитетом и метафорой

Сделать речь выразительной и яркой помогают тропы — образные обороты, представляющие собой слова в переносном значении, полученные путём переосмысления их прямого значения. К ним относятся метафора и эпитет, которые помимо достижения образности, дают возможность выразить эмоции и отношение того, кто их употребляет к излагаемому материалу. В чём отличие одного термина от другого?

Эпитет

Любое художественное произведение содержит определения — слова, обозначающие предметы или какие-то явления. Для того чтобы одновременно назвать их признак и выразить эмоциональное отношение к нему, усилить образ используют эпитеты.

В переводе с греческого этот термин означает «приложенное». Эпитет бывает:

  • преимущественно прилагательным — глухая ночь, стальные нервы, жаркий поцелуй;
  • реже наречием — горько жалуюсь;
  • или существительным — Волга-матушка;
  • а также причастием, деепричастием или их оборотами — «Как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом».

Этот троп может быть практически любой частью приложения — кроме сказуемого. Но роль у него одна — украсить текст, сделать описываемые предметы и явления более образными, яркими.Метафора и эпитет — чем они отличаются

Эпитеты классифицируются по различным признакам, но условно их можно разделить на три большие категории:

  1. Общеязыковые — т. е неоднократно употребляемые. Они описывают или изображают характеристики любого предмета или явления, поэтому по функции их можно назвать изобразительными. Например, морозное утро, ласковое море, холодный взгляд.
  2. Постоянные. Устойчивые словосочетания или фразеологизмы. Многие часто используются в фольклоре, поэтому их называют народно-поэтическими. Например, красна девица, ясный месяц и т. д.
  3. Авторские. Те, которые были употреблены в произведении конкретного писателя или поэта — например, крылатые качели.

Под метафорой понимают употребление названия одного предмета при описании другого в переносном смысле на основании сходства восприятия или особенностей предмета — размера, функции и т. д.

Как правило, эта разновидность тропа выражается не словом и даже не словосочетанием, а развёрнутой конструкцией. Так называемую развёрнутую метафору легко найти, читая произведение в первый раз.

Обычно такие тропы используются в поэзии, но часто встречаются и в разговорной речи. Их главная цель — сравнение.

Справка! Метафора, как и эпитет, имеет греческое происхождение и означает «перенос». Автор термина — Аристотель, который связывал его с пониманием искусства как подражания жизни.

Читайте также:  Чем отличаются солевые батарейки от алкалиновых

Примеры метафор из литературных произведений и разговорной речи:

  1. «В лесу родилась ёлочка».
  2. «Прошло как по маслу», «горлышко бутылки» — так называемые стёртые метафоры, которые от частого употребления перестают пониматься как сравнение.
  3. «С гор побежали ручьи».
  4. «Луна будет улыбаться весь вечер».
  5. «Безмолвная улица», «печальный закат».

И эпитет, и метафора относятся к тропам — образным языковым средствам для придания выразительности и яркости письменному произведению или разговорной речи. В них слова употребляются не в прямом, а в переносном значении.

Эпитет может являться частью развёрнутой метафоры.Метафора и эпитет — чем они отличаются

Под эпитетом понимается образное определение, целью которого является ярко выделить, эмоционально охарактеризовать предмет или явление. Он может быть прилагательным, реже существительным, наречием или причастием.

В основе другого тропа — метафоры, лежит сравнение признаков, аналогия, ассоциация. Она является синтаксическим целым и может состоять из разных частей речи, связанных по смыслу между собой.

Источник: https://otlichaet.com/nauka-i-obrazovanie/jepitet-i-metafora-otlichie/

Разница между метафорой и эпитетом

Эпитет и метафора относятся к средствам художественной выразительности, благодаря которым речь становится стилистически выразительной, образной, яркой. Определить их   различие бывает непросто из-за  того, что и метафора, и эпитет имеют не прямое, а переносное значение, возникающее на уровне ассоциативных связей между предметами, явлениями, их признаками, действием или состоянием.

Эпитет является образным определением, в котором заключается устойчивый отличительный признак  изображаемого: сырая земля, молниеносная реакция; молчаливо свидетельствуют; нестись, сметая с пути.

В предложении эпитет всегда связан со словом, к которому относится: существительным или глаголом. Например: трескучий мороз, ласковое солнце; болезненно морщиться.

По значению и стилистическим функциям эпитеты классифицируют как постоянные, изобразительные и выразительные.

Постоянные  эпитеты свойственны разговорной речи и  устному народному творчеству. Они отличаются устойчивостью и часто воспринимаются как нечленимые речевые обороты, наделенные символическим смыслом: добрый молодец, теплые страны, древний мир, на скорую руку, лететь пулей.

В изобразительных эпитетах выделяется существенный обобщенный признак ряда предметов или явлений, выделенный на основе типизации: золотая осень, здоровый дух, немое молчание, по-отцовски советовать.

Выразительные эпитеты содержат авторскую субъективную оценку, в сочетании с определяемым словом придают тексту многозначность и служат одной из форм проявления индивидуального стиля в литературном творчестве. Примером могут служить эпитеты, которые встречаются в поэзии Б. Пастернака:

  • Колокольчик не пьет костоломных росинок;
  • Незабвенный сентябрь осыпается в Спасском;
  • …обрушат Сухую грусть на дно очей.

Метафора и эпитет — чем они отличаются

Метафора как вид тропа близка к выразительным эпитетам. Она строится на основе подобия предметов и явлений, сходства их признаков или по аналогии с действиями и состояниями. Чаще всего метафора выражается не одним словом, а развернутой конструкцией, в которой содержится определенное переносное значение.

  1. Оно может отражать подобие по внешним или внутренним признакам: форме, цвету, вкусу, содержанию:
  2. Над головой гроздьями висели спелые звезды.     (Сравнение по форме)
  3. Кусты усеяны росистыми жемчужинами.          (Сравнение по форме и цвету)
  4. Зимний холод проник в его сердце и лишил жизнь ярких красок.            (Сравнение по содержанию происходящего)

В метафоре нет прямого указания на предмет сравнения. Она не акцентирует внимание на сходстве, а вызывает ассоциации, отличающиеся многозначностью в процессе субъективного восприятия художественного текста.

  • Метафора может быть сложной и сочетать целый ряд образов, создающих эмоциональный фон поэтической речи:
  • Узкие улочки сжали пространство
  • До витражей в кафедральном соборе.
  • Что же мне снится с таким постоянством
  • Город, на шаг отступивший от моря?

Выводы TheDifference.ru

  1. Эпитет – это средство художественной выразительности, которое выполняет роль образного определения и относится к конкретному предмету, явлению или действию. Метафора – вид тропа, используемого в речи для ассоциативной связи поэтических образов на основе их подобия.
  2. Эпитеты в предложении выражаются прилагательными, существительными в роли приложений, наречиями, обозначающими образ действия. Метафоры представляют собой синтаксическое целое, состоящее из разных грамматически связанных частей речи.
  3. Эпитет может входить в развернутую метафору. Метафора никогда не выступает в качестве эпитета, поскольку в ней отсутствует значение определения.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-metafora-ot-epiteta/

Метафора и эпитет — чем они отличаются

Метафора и эпитет — чем они отличаются

Язык поэзии совсем не то, что разговорная речь. Неподготовленный читатель убеждается в этом сразу. Более того, непонимание поэтического языка часто первую встречу с поэзий превращает в последнюю.

Теряет ли от этого поэзия что-нибудь? Не уверен. Но тот, кто не имел терпения, чтобы понять этот язык, лишает себя красоты и силы искусства.

Что значит — язык поэзии? Очевидно — это система выразительных средств, которыми поэзия пользуется, чтобы передать читателю богатство и многоплановость эмоционально-смыслового содержания.

Конечно, эмоциональную насыщенность могут передавать в какой-то степени и поэтические ритмы, и поэтическая фонетика, то есть, звуковая структура произведения, и поэтический синтаксис со своими особыми синтаксическими оборотами, часто используемыми в поэтической речи.

Но выразительные возможности поэзии этим не ограничиваются. Даже более того — в поэтических произведениях отдельные выразительные средства не существуют сами по себе. Поэзия не суммируется количеством используемых ею методов.

Откуда они пришли?

Чтобы еще сильнее не напугать неподготовленного читателя нужно отметить, что метафоры и эпитеты в своей специфической форме приходят к нам из поэтического языка, в котором имеют свою строгую область применения, ныряют в разговорную речь и назад возвращаются.

Нужно отметить, чтобы не путаться в определениях позднее, что «стихом» называется любая законченная мысль, выраженная в одной, чаще всего, фразе. Ритм и рифма не являются основой поэзии. Основой поэзии является мысль. А саму мысль образует совокупность эпитетов и метафор.

Эпитет

Эпитет в переводе с греческого epitheton, обозначает — «приложенное«. В нормальном русском языке это хорошо соотносится с именем прилагательным.

Любое прилагательное является по существу эпитетом. Для чего эпитет нужен в обычной разговорной речи? Эпитет это уточняющий признак.

Например, на просьбу подать вам барабан, а перед вами их несколько, вы пытаетесь уточнить, какой именно барабан от вас требуют подать.

  • Подай-ка мне барабан. Душа требует барабана…
  • Какой барабан тебе подать? У меня их тут несколько.
  • Подай мне красненький барабан. Душа требует красненького.

Нужное уточнение получено. Эпитет «красненький» сделал свое разговорное дело.

Теперь можно легко в стихе Лермонтова найти эпитет. И этот эпитет «кремнистый». И он не просто затесался в это хорошее стихотворение, но он прежде всего объясняет, почему путь блестит. Потому что кремнистый, а не потому что после дождя весь в лужах.

Метафора имеет совершенно иное предназначение. У нее нет необходимой точности, как у эпитета. Задача метафоры — сравнение.

Поэтические традиции часто требуют неявных метафор и некоторого культурного образования от читателя, поэтому поэтические метафоры сложнее для понимания, чем те, которые встречаются в обычной речи.

Фраза «Пустыня внемлет богу» это, конечно, метафора. Пустыне нечем внимать богу, разве что саксаулом. Читатель, который верит поэту, пытается вжиться в идею, преподнесенную ему автором строк.

Ага! Пустыня это состояние души поэта. Теперь понятно, почему пустыня внемлет богу. Потому что «поэт» внемлет богу — что уже теплее. Можно найти еще много значений этому стиху, из-за того что метафора не требует точности.

Она требует переноса значений. То есть, сравнения.

И такое определение метафоры справедливо не только для словесного искусства, но и для повседневной речи. Когда мы говорим: «Сегодня мы зажигаем», мы ведь не имеем в виду, какой-то определенный костер, который мы сегодня зажгем.

Языкотворческая деятельность человека вполне реализует себя в разговорной речи, а не только в литературных произведениях. Так возникают красочные речевые обороты, которые поражают нас своей выразительностью.

Новые выражения, построенные на оригинальных ассоциациях, связывают передачу значения мысли.

Эпитет является начальным выразительным средство поэзии, что, впрочем, не отменяет его художественной ценности. Он встречается и в обыденном языке и во всех словесных искусствах.

Метафора тоже не привязана только к поэтическому языку. Как сравнение, она является частью разговорной речи. В своем стремлении к образным выражениям она проявляется во всех формах языкового общения.

И все-таки метафора намного ближе к поэтическому выражению, поскольку сочетает в себе образное начало.

Художественный эффект сравнения заключается в его непредсказуемости или многозначности, особенно, если сравниваются между собой известные вещи.

И у эпитетов и у метафор очень много разновидностей. Есть мнение, что метафора возникла в глубокой древности из присущей первобытному человеку склонности одухотворять природу, приписывая ей человеческие черты.

Аналогичен и обратный ход мысли — человеческие качества описываются при помощи натуральных величин. Но скорее всего это идея сама метафора и сравнивает понятное нам сейчас с истоками человеческой древности.

Важность метафоры заключена в самом процессе познания нового, еще неизведанного.

Эффективность

Самое ценное качество эпитета — это его уточняющий эффект. Эффект метафоры, если она выстроена на новых ассоциациях, всегда несет богатство смыслов, дух новых открытий и сюрпризов. В этом разница между метафорой и эпитетом.

Источник: https://vchemraznica.ru/metafora-i-epitet-chem-oni-otlichayutsya/

Чем отличается метафора от эпитета. Разница между метафорой и эпитетом

Главная-Верхняя одежда-Чем отличается метафора от эпитета. Разница между метафорой и эпитетом

Казалось бы, разница невелика и, быть может, даже не существенна. Но мне всегда было интересно покопаться в теории-методологии, чтобы увереннее и грамотнее применять это на практике.

А разница действительно простая.Ассоциации к картинке рождаются без дополнительного фокуса, без привязки к теме. Они просто появляются из памяти и плывут свободным потоком, перетекая из одной в другую (если это свободные ассоциации) или вращаясь вокруг одного объекта-образа (если это юнговская амплификация).

Метафора всегда нуждается в фокусе — теме. Про что мы сейчас ищем метафору? Про своё состояние? Про наше представление об устройстве мира? Про наш сегодняшний день? Про мои отношения с кем-то?

Приведу простые примеры.Вот картинка.Я смотрю на неё и вспоминаю декабрьский Калининград, как мы с мужем ездили на холодное Балтийское море и кормили там чаек.

Потом всплывает, что долго не видела чаек у нас в Воронеже, думала, что они совсем уже улетели, наше водохранилище перестало их привлекать, а в последние дни опять начала их видеть.

Потом приходит мысль, что много езжу по другим городам и совсем не делаю живых мероприятий в своём родном городе. Потом мысль «а не сделать ли мне…?», «ок, подумаю об этом позже». И вот здесь, кажется, кроется моё сегодняшнее напряжение — я переживаю о своих дальнейших планах.

Это и есть свободные ассоциации по Фрейду — один образ вытекает из другого, пока мы не доберёмся до проблемной точки. Никакого заданного фокуса нет, это просто поток ассоциаций, который проявился у меня, когда я посмотрела на картинку.

Этот вариант хорошо работает не только для неспешного анализа (линейка образов может быть очень и очень длинной!), но и для развития творчества и выхода за рамки-границы. И для начальных этапов знакомства со специалистом, картами, когда ещё нет глубокого доверия и человек может раскрываться постепенно, переходя ко всё более глубоким и откровенным образам.

Читайте также:  Мексиприм и мексидол: в чем разница и что лучше?

Вот другой вариант.Смотрю на картинку и вижу, как человек напряжённо вглядывается в даль. Приходит воспоминание-образ, как я в разных путешествиях люблю забираться на высокие здания и смотреть на города с высоты, помню то ощущение спокойного восторга (да, такой вот оксюморон))) — «я вижу далеко, то, что с земли не видно.

и когда спущусь, буду знать, куда мне хочется идти дальше». Потом приходит образ, что сейчас я в замешательстве — не знаю, хочу ли смотреть далеко, выглядывая следующую точку своего движения или хочу просто расслабиться и побыть там, где я есть.

останавливаюсь на идее — та точка у горизонта никуда не денется, она будет ждать меня, пока я отдохну и буду готова двигаться.

Это примерно и есть юнговская аплификация — все мои ассоциации крутятся вокруг одного образа «человек смотрит вдаль», который показался мне главным на картинке. Такой вариант помогает сосредоточиться на самом важном, доходя до самой глубины, не перескакивая от одного образа к другому.

И вот третий вариант, как раз про метафору.Здесь, прежде, чем рассматривать картинку и искать метафоры, мне нужно задать фокус, тему. Иначе, как это и бывает с картами, всё, что я увижу, будет на одну тему — «актуальное обо мне сейчас».Я задаю тему — про меня и моё будущее. Здесь вижу себя человеком, а будущее — птицей.

И вот они метафоры:- я напряжённо думаю о будущем, а оно уже со мной, о нём не надо думать, его не надо искать- будущее, как птица, свободно, его нельзя удержать или заставить что-то делать.

Но может с ним можно дружить?)- я закрыта одеждой, прикрываю себя, а будущее — естественно, такое, как есть- окружающая среда обитания кажется мне суровой, но птица живёт там многие поколения.

она просто не парится по этому поводу? а я всё время «как-то готовлюсь»- «будущее» сидит на моей голове — и действительно о будущем можно только думать, делаем мы всегда настоящее. Идея — если я перестану всматриваться вдаль, а начну чем-то заниматься, будущее слетит с моей головы, я наконец-то смогу рассмотреть его и даже поиграть с ним)))

Вот так, перебирая метафоры, я смогла сделать некоторое открытие для себя.

Как обычно, полезно практиковать все три варианта)И выбирать наиболее подходящий к ситуации.

Спасибо всем, кто проявил интерес к предыдущим статьям о богатстве и многогранности русского языка!И особенно тем, кто дополнил их в х своими примерами и находками.

А для тех, кто впервые зашёл по этой тематике в мой блог, даю ссылки на предыдущие посты:

Часто нам для образности бывает необходимо сравнить что-то с чем-то. Выразительных средств для этого в русском языке много.

Сравнение
— это сопоставление одного объекта с другим, уподобление одного другому по какому-либо общему признаку. Его цели — выявить существенные или новые для объекта свойства, присущие другому объекту.

Основные виды сравнений

1. В виде сравнительного оборота при помощи союзов (как, чем, нежели, словно, будто, точно, подобно, как будто бы и др.):

  • «Всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела, как жизнь поэта простодушна, как поцелуй любви мила»

    (А.С. Пушкин);
  • «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке»

    (М.А. Булгаков);
  • «Был он рыжим, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу»

    (Р.И. Рождественский).

2. Бессоюзные сравнения:

  • «Ты — шелест нежного листка, ты — ветер, шепчущий украдкой»

    (К.Д. Бальмонт);
  • «Ночь — колодец без дна»

    (М.Ф. Рыльский);
  • «Твои пассажиры — матросы твои»

    (Б. Ш. Окуджава).

3. С использованием сравнительной или превосходной степени различных частей речи:

  • «Ну, как его сравнить с тобою? Ты барыня пред ним одной лишь прямизною»

    (И.А. Крылов);
  • «Пусть красивы городские — у неё глаза синéй»

    (Л.И. Ошанин);
  • «Чтоб я так жил!»

    (из одесского фольклора).

4. С использованием творительного падежа в значении сравнения:
заливаться соловьём, мчаться стрелой, хоть волком вой, стоять столбом, губы трубочкой.

5. Отрицательное сравнение:

  • «Нет, я не Байрон, я другой, ещё неведомый избранник»


    (М.Ю. Лермонтов);

  • «Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи — Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»

    (Н.А. Некрасов);
  • «Здесь нет ни одной персональной судьбы — все судьбы в единую слиты»

    (В.С.
    Высоцкий).

Метафора
(греч. metaphora —
перенос) — слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства или контраста объектов. В отличие от сравнения, метафора даёт не два различных объекта, а формирует единый образ. Другими словами, метафора — этот скрытое, свёрнутое сравнение.

Три принципа построения метафоры

1. Олицетворение:

  • «Бежит река, в тумане тает, бежит она, меня маня

    » (Е.А. Евтушенко);
  • «Подпевает электричке ткацкой фабрики гудок»

    (М.И. Танич);
  • «Остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озёр»

    (К.И. Рыжов).

2. Овеществление:

  • «Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей»

    (Н.С. Тихонов).
  • «Нам разум дал стальные руки — крылья, а вместо сердца — пламенный мотор»

    (П.Д. Герман).

3. Отвлечение:
нахлынула волна печали, работа кипит, поле деятельности, ломать голову

.

В последние десятилетия метафоры часто используются в науке, политике, PR и рекламе. При этом сформировались даже типы метафорических приёмов: «архитектурные»
(базис, надстройка, фундамент, перестройка, опора, блоки), «динамические»
(движение к лучшему, шаги к совершенству, путь к красоте), «магические»
, «аква-метафоры»
и т.п.

«Стёршиеся» метафоры
— слова, давно используемые не для выразительности, а для названий каких-либо объектов и явлений (конь

в спортивной гимнастике, ржание

как громкий несдержанный смех, глазок

как отверстие в двери, мышь

как компьютерное устройство).

А в заключение — блестящая фраза О.Э. Мандельштама: «Только через метафору раскрывается материя, ибо нет бытия без сравнения».

«Ученье — свет». «Знание — сила»

Карточный домик: элитный вариант

«Поле деятельности»


Метафора и эпитет — чем они отличаются

«Влом вставать…
Метафора такая»

«Я расскажу березе, как подружке, что нет любви хорошей у меня…»

«Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

«А ты такой холодный, как айсберг в океане…»

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».(Ф.И. Тютчев)

У каждого слова есть свое значение, нередко мы употребляем слова не в их собственном, а в переносном смысле. Это происходит и в повседневной жизни, и в литературных произведениях. Слова, употребленные в переносном значении принято называть тропами.

Тропы — это создание новых слов за счет обогащения значения слов уже существующих.

(Слово «рвение» в 17-нач18 века означает «зависть, ссора», в 18 веке — «спор, несогласие» , с 19- «усердие, старание»)

Учение о тропах сложилось еще в античной поэтике и риторике. Аристотель разделял слова на общеупотребительные и редкие, в том числе «переносные». Последние он называл метафорами.

Позже в науке каждый вид тропов (метафора у Аристотеля) получит свое название. Среди теоретиков литературы нет единого мнения о том, что относится к тропам.

Все признают в качестве тропов метафору и метонимию, другие виды тропов ставят под сомнение.

Почему слова приобретают дополнительное значение? Существует точка зрения, что язык стремится к экономии средств.

А. А. Потебня: когда слово рождается, в нем выделяется три элемента:

  • 1. внешняя форма слова (план выражения (графическая запись, фонетическое звучание)
  • 2. внутрення форма слова (признак, который лег в основу номинации, ближайшее этимологическое значение слова)
  • 3. значение слова (найдем в толковом словаре)

Часто предмет называют по одному из его качеств (удав, стол от стлать)

Существует сужение значения, когда из всех признаков предмета выбирается один, и его расширение: язык постепенно образует переносные значения слов. Полисемия — многозначность слова. (чай, теплый, молния и проч.)

В тропах разрушается основное значение слова, обыкновенно за счет разрушения прямого значения в восприятие вступают его вторичные признаки. Тропы имеют свойство пробуждать эмоциональное отношение к теме.

Тропами на протяжении тысячи лет занимается риторика.

1. сравнение — сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку.

Всегда состоит из трех вещей:

  • 1. предмет
  • 2. образ
  • 3. признак общий для них
  • Рука(1) холодная(3) как лед(2)
  • Может существовать сокращение сравнения, когда общий признак опускается.
  • Рука как лед
  • Иногда угадать общий признак непросто.
  • Древние риторики советовали не соотносить далекие предметы.
  • Сравнение может быть образовано:

1. союзами: как, словно, будто, точно, подобно и т.п.

  1. А сама-то величава,
  2. Выступает, будто пава;
  3. А как речь-то говорит,
  4. Словно реченька журчит.
  5. «Природа тешится шутя, как беззаботное дитя» (Лермонтов, Демон)
  6. 2. существительным в творительном падеже:
  7. Под голубыми небесами
  8. Великолепными коврами,
  9. Блестя на солнце, снег лежит
  10. сравнительной степенью прилагательного или наречия
  11. … и легче тени
  12. Татьяна прыг в другие сени…
  13. Фразеологизмом похожи как две капли воды

Особый случай представляют собой распространенные сравнения- сравнения, указывающие на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах. Образ получает самостоятельное значение, начинается сопоставление двух явлений по одному признаку, потом задействуются остальные. Таковы пресловутые гомеровские сравнения.

  • Все поднялись, покорились Атриду, владыке народов,
  • Все скиптроносцы ахеян; народы же реяли к сонму.
  • Словно как пчелы, из горных пещер вылетая роями,
  • Мчатся густые, всечасно за купою новая купа;
  • В образе гроздий они над цветами весенними вьются
  • Но как пчелы они иль как пестрые, верткие осы,
  • Гнезда свои положив при утесистой пыльной дороге,

Поэт развертывает их, как бы забывая и не заботясь о тех предметах, которые они должны изображать. Сравнение дает лишь повод, толчок для отвлечения в сторону от главного течения рассказа.

Источник: https://uzel-ki.ru/outerwear/chem-otlichaetsya-metafora-ot-epiteta-raznica-mezhdu-metaforoi-i.html

Выразительные средства языка в художественном стиле речи: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора

  • Министерство образования Республики Башкортостан
  • Муниципальное Общеобразовательное бюджетное Учреждение «Башкирская гимназия-интернат»
  • городского округа город нефтекамск
  • Выразительные средства языка
  • эпитет, сравнение, олицетворение, метафора
  • План-конспект урока по русскому языку в 5 классе
  • квалификационной категории
  • русского языка и литературы
  • Тема урока: Выразительные средства языка в художественном стиле речи: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора
  • закрепление умения различать изученные стили речи, умения узнавать художественный стиль в письменной и устной речи;
  • развитие умения находить выразительные средства языка в художественном тексте.
  • обучение приемам логического мышления, умению делать выводы при определении стилей речи; развитие культуры устной и письменной речи;
  • формирование коммуникативных умений и навыков на понятийной основе речевой ситуации и ее компонентов;
  • правильное понимание художественного текста через языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного текста;
  • развитие творческих способностей учащихся; расширение лексического запаса по теме «Зима».
  • воспитание интереса к изучению родного русского языка;
  • воспитание любви к родной природе.
  1. П. Чайковский «Времена года. Январь. Февраль».

  2. Карточки по речевой ситуации, по интонации; карточки с текстами художественного стиля речи.

Художественнаялитература

  1. Приветствие. Активизация учащихся

Учитель: Здравствуйте! Как прекрасен этот мир, и как прекрасны мы в этом мире! Сегодня на уроке мы с вами постараемся увидеть этот прекрасный мир глазами художников, композиторов, писателей.

Какие краски используют они для того, чтобы нарисовать эти картины, образы, чтобы создать иллюзию нашего участия в событиях и жизни героев, чтобы мы вместе с ними радовались и переживали. Ведь художники, композиторы и писатели-поэты воздействуют на наши чувства, передают свои эмоции при помощи различных приемов.

Художественная литература, в частности, воздействует на наше воображение при помощи выразительных средств языка.

2. Подготовка к восприятию основной темы: повторение пройденного материала о стилях речи

Учитель: От чего зависят наши высказывания? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте рассмотрим несколько текстов.

1) В город прибыли лесовозы. Они доставили бревна.

2) По улице, прогибая ее, шли тяжелые лесовозы, заляпанные весенней грязью… Они тащили на себе свежие, налитые соком еловые и сосновые кряжи. (По В.Тендрякову).

3) Петруха, раскрасневшись, вбежал в избу:

  • Там здоровенные машины…! На них – бревна! Хлысты – по земле! Айда цепляться!

Предполагаемый ответ: наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем говорим, т.е. от речевой ситуации.

Учитель: Определите речевую ситуацию данного текста (работа с карточкой под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима»):

а) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

б) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг…

в) Так необыкновенно изменилась земля, поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом всё стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:

— Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К. Паустовский)

  1. Предполагаемый ответ: Текст соответствует речевой ситуации на карточке 4.
  2. 1 – много (школьники, студенты, научные работники…)
  3. ситуация обстановка (энциклопедии, словари, учебники)
  4. Сообщение научной информации
  5. 1 – много (читатели, слушатели)
  6. ситуация обстановка (произведения художественной литературы)
  7. Воздействие на мысли, чувства, воображение
  • Учитель: К какому стилю относится текст?
  • Ответ: К художественному стилю.
  • Учитель: Как вы определили, что текст относится к художественному стилю речи?
  • Ответ: Автор использует выразительные средства языка.
  • 3. Основная тема урока
  • Учитель: Мы с вами подошли к основной мысли нашего урока, которую раскрывает эпиграф урока: «Художественная литература это искусство слова».

Чтобы разобраться в теме нашего урока, запишем текст из карточки 2 по вариантам (работа с карточкой 2 под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима»):

  1. 1 вариант – а)
  2. 2 вариант – б)
  3. 3 вариант – в)

Учитель: Какие слова употреблены в переносном значении? (Необыкновенная тишина, мертвая тишина, шумливый, беспокойный сад, белый и ровный свет, головокружительная высота, одинокая луна, желтоватый круг, нарядная земля; умер дождь, умер ветер, умер сад, стояла луна, заворожила стужа; снег, как стеклянный дождь, лицо земли; земля, похожая на застенчивую невест.

Учитель: Что достигается употреблением этих слов в переносном значении? (Сравните: необыкновенная, необычная, особенная, особая – «мертвая» тишина; перестал дождь – умер дождь, прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад).

Ответ: При помощи этих слов автор достигает воздействия на воображение читателей. Читатель «слышит» эту тишину, его охватывает беспокойство.

  • Учитель: Автор с целью воздействия на воображение читателя, с целью создания картины происходящего, с целью ввести читателя в мир происходящего использует выразительные средства языка: метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения.
  • Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства (кусты в пушистых полушубках – метафора «в пушистых полушубках» на основе сходства: снег на кустах такой же мягкий, теплый, так же греет).
  • Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (два цветка, два гладиолуса разговор ведут вполголоса – олицетворение «разговор ведут»).
  • Эпитет – это художественное определение (час от часу жар сильней, тень ушла к немым дубровам – эпитет « немым»: дубровы немыми не бывают, автор хочет подчеркнуть тишину дубров).
  • Сравнение – это сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое (и сыплет листья лес, как деньги медные – сравнение «как деньги медные»: автор сравнивает листья осенние с деньгами медными).
  • Учитель: Давайте попробуем определить, к каким выразительным средствам языка относятся слова, использованные в данном тексте в переносном значении.
  • Карточка 5
  • Необыкновенная тишина, мертвая тишина, шумливый, беспокойный сад, белый и ровный свет, в небе, головокружительная высота, одинокая луна, желтоватый круг, нарядная земля; умер дождь, умер ветер, умер сад, стояла луна, заворожила стужа;: снег, как стеклянный дождь; лицо земли; земля, похожая на застенчивую невесту.
  • Предполагаемый ответ: эпитеты — необыкновенная тишина, мертвая тишина, шумливый, беспокойный сад, белый и ровный свет, в небе, головокружительная высота, одинокая луна, желтоватый круг, нарядная земля;
  • олицетворения — умер дождь, умер ветер, умер сад, стояла луна, заворожила стужа;
  • сравнения: снег, как стеклянный дождь; земля, похожая на застенчивую невесту;
  • метафора — лицо земли.
  1. Тренировочные упражнения (совместная работа с учителем)

Карточка 6. Задание: найти в данной миниатюре сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты.

Синий свод небес. Синий свод над горами.

Перетомленная в летнем зное, дышит миротворно земля спелостью трав и лесов, дышит, будто сдобный каравай, вынутый из русской печи.

Но прохладнее ночи. Обильнее росы. Крупнее ночные звезды. Лето ушло за середину. (В.Астафьев).

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Дома вы выбрали тексты художественного стиля речи, в которых слова употреблены в переносном значении. Зачитайте тексты, в которых имеются метафоры.

Ответы: Заря-зоренька ключи потеряла. Месяц пошел – не нашел, солнце пошло – ключи нашло. Белая корзинка, золотое донце. В ней лежит росинка и сверкает солнце.

Учитель: Зачитайте тексты, в которых имеются олицетворения.

Ответы: Над излучиной речной тихий сумрак лег ночной, из-за тучи выплыл месяц, месяц ходит, как ручной! Он проходит над селом, стукнул в тучу, вызвал гром, над рекой остановился, всю засыпал серебром.

Учитель: Зачитайте тексты, в которых имеются эпитеты.

Ответы: Безмолвное море, лазурное море, стою очарован над бездной твоей. Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя.

  1. Учитель: Зачитайте тексты, в которых имеются сравнения.
  2. Ответы: Голубые рельсы пролегли, словно две натянутые нитки.
  3. Плывет над селом облако, как белый лебедь.
  4. 6. Закрепительные упражнения
  5. Работа в 2 группах.
  6. Учитель: Найти все выразительные средства языка и определить, какой тон придают они речи, с какой целью автор использует эти средства.
  7. Карточка 7
  8. 1 группа 2 группа
  9. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась Под голубыми небесами
  10. На мутном небе мгла носилась. Великолепными коврами,
  11. Луна, как бледное пятно, Блестя на солнце, снег лежит,
  12. Сквозь тучи мрачные желтела…. Прозрачный лес один чернеет,
  13. И ты печальная сидела… И ель сквозь иней зеленеет,
  14. И речка подо льдом блестит.
  15. Ответ: олицетворения – ты помнишь, вьюга залилась, мгла носилась.
  16. Сравнения – луна, как бледное пятно; (снег) великолепными коврами (лежит).
  17. Эпитеты — на мутном (небе), (сквозь тучи) мрачные, (под) голубыми (небесами), прозрачный (лес), (ты) печальная.

Вывод учащихся: В 1 отрывке тон печальный, грустный тон достигается благодаря выразительным средствам языка. Во 2 отрывке тон радостный, жизнеутверждающий достигается также при помощи выразительных средств языка.

7. Словарная работа по группам

Составление ассоциативного поля по теме «Зима» под музыку П.И.Чайковского «Времена года»:

  • 1 группа – соответствующие грустному тону.
  • 2 группа – соответствующие радостному тону.
  • Задание: Выбрать на слух и записать из предложенного словарного диктанта словосочетания в соответствии с предложенным заданием:
  • Красивый, чудесный лес; глубокие, чистые сугробы; кружевные белые снежинки; ревет вьюга; тяжелые шапки белого снега; пушистые сугробы; облака снежной пыли; покрыл сединой снег; морозная тишина; серое, мутное небо; морозные узоры на окне; сильный снегопад постепенно переходит в буран; порывистый ветер; снежно и безмолвно; снег сыпался, как стеклянный дождь; королева-сосна.
  • Продолжить составление ассоциативного поля, используя иллюстрации художников по теме «Зима».
  • 8. Подведение итогов
  • Благодаря искусству использования выразительных средств языка художественная речь становится более красивой; она может окунуть нас в мир иллюзий художника, унести в события и окружающую героев действительность.
  • 9. Домашнее задание
  • Итогом нашей сегодняшней работы будет ваша творческая работа по теме «Зима» дома.
  • Используя ассоциативное поле по теме «Зима», написать миниатюру «Зимние чудеса».
  • Образцы творческих работ
  • Зимние чудеса

Зима. Мой город покрывается сединой снега и превращается в снежное королевство с пушистыми сугробами. Кружевные белые снежинки медленно падают на лицо, руки и через мгновение превращаются в капельки воды. Принцессы-ели и королевы-сосны надели свои зимние шубы и тяжелые шапки из белого серебра.

В лесу стоит морозная тишина, которая придает зиме еще большее очарование. Временами жалобно или грозно завывает вьюга, и ветер поднимает облака снежной пыли. Ну а если ты сидишь дома и не чувствуешь бодрости матушки-зимы, источником твоей фантазии могут стать морозные узоры на оконных стеклах.

Гильванова Кристина,

5 класс

Слушая музыкальную пьесу П.И.Чайковского «Времена года»…

Еще стоит мороз. Земля покрыта снегом. Птиц, кроме воробьев и голубей, не видно. Да и то они не поют. Плавно кружась, падает снег.

Совсем немного осталось до весны. Первой запоет капель. Затем прилетят птицы, которых так не хватало. Появится зеленая травка, зацветут первые цветы. Деревья вновь наденут зеленые платья. Потекут, весело журча, ручейки.

А пока зима. Возможно, это последний снегопад, последняя метель в этом году. Каждый год зима пугает нас своими метелями. Лютыми холодами и буранами. Этот год не отличился, зима была холодной — лето будет жарким.

Наконец природа стала медленно просыпаться после глубокого сна. Скоро появятся первые цветы — это подснежники. Как хорошо, что зима с холодами уходит, появится солнце, которое согреет нас своими лучами, порадует своим видом.

  1. А вот и солнышко!
  2. Габидуллина Катя,
  3. 5 класс

Источник: https://infourok.ru/vyrazitelnye_sredstva_yazyka_v_hudozhestvennom_stile_rechi_epitet_sravnenie_olicetvorenie-452178.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector