Чем простое предложение отличается от сложного

Содержание:

§ 1  Предложение, виды предложения, грамматическая основа

  • В этом уроке вспомним, что же такое синтаксис, предложение и грамматическая основа предложения, а также разберем, в чем состоят отличия простого предложения от сложного.
  • Синтаксис – раздел, который изучает построение предложений и словосочетаний, учит правильно строить нашу речь и объединять простые предложения в сложные.
  • Но что же такое предложение?
  • Предложение – это соединение слов, связанных между собой по смыслу, по интонации и грамматически.
  • Предложение выражает собой законченную мысль и оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками, а также многоточием.
  • Предложения бывают двух видов: простые и сложные.

Простые предложения имеют в своем составе только одну грамматическую основу, а сложные – две и более. А что такое грамматическая основа?

Грамматическая основа — это основная, самая важная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Чем простое предложение отличается от сложного

Подлежащее обозначает предмет, а сказуемое выражает действие этого предмета.

Графически подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое – двумя.

§ 2  Грамматическая основа простого предложения

Давайте рассмотрим предложения и найдем их грамматические основы:

Чем простое предложение отличается от сложного

Ваня – это подлежащее.

Ваня что сделал? Уснул.

  1. Уснул – это сказуемое.
  2. Грамматическая основа – Ваня уснул.
  3. Ветер мягко шелестел листьями.

Чем простое предложение отличается от сложного

Что? Ветер – это подлежащее.

Ветер что делал? Шелестел.

Шелестел – это сказуемое. Грамматическая основа – Ветер шелестел.

Луна светила в окно.

Чем простое предложение отличается от сложного

Что? Луна – это подлежащее.

Луна что делала? Светила.

  • Светила – это сказуемое.
  • Грамматическая основа – луна светила.
  • Из примеров мы видим, что эти предложения являются простыми, потому что имеют только одну грамматическую основу.
  • Но при помощи союзов и интонации мы можем превратить несколько простых предложений в одно сложное!
  • Ваня уснул, когда ветер мягко шелестел листьями, а луна светила в окно.
  • Это предложение сложное, потому что в нем присутствуют три грамматические основы: Ваня уснул, ветер шелестел, луна светила.
  • Простые предложения в составе сложного на письме выделяются запятыми.

§ 3  Разница между простыми и сложными предложениями Чем простое предложение отличается от сложного

  1. На примере пословиц и поговорок посмотрим разницу между сложными предложениями и простыми:
  2. В этом предложении две грамматические основы:
  3. 1. птичка прочищает;

2. продирает.

Если в предложение две грамматические основы, значит предложение сложное.

Чем простое предложение отличается от сложного

Грамматическая основа предложения: вода не течет.

Основа одна, следовательно, предложение простое.

Чем простое предложение отличается от сложного

В этом предложении две грамматические основы, так как два разных предмета совершают два разных действия: солнце сияет, а месяц светит.

Значит, предложение сложное.

Чем простое предложение отличается от сложного

В предложении две грамматические основы:

1. Рубят – это сказуемое. Кто производит действие нам неизвестно, поэтому в первой части предложения только один главный член;

2. Щепки летят. Делаем вывод, что предложение сложное, так как оно имеет две грамматические основы.

Чем простое предложение отличается от сложного

Грамматическая основа этого предложения: конец венчает.

Основа одна, поэтому предложение простое.

§ 4  Краткие выводы по теме урока

Подведя итог урока, можно сказать, что если в предложении имеется только одна грамматическая основа, то оно является простым.

Сложным предложение можно считать только тогда, когда в предложении несколько грамматических основ.

Простые предложения в составе сложного, в отличие от самостоятельных простых предложений, не обладают интонационной и смысловой законченностью. Такую законченность имеет только всё сложное предложение.

Список использованной литературы:

  1. Арутюнова Н. Д. Синтаксис // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
  2. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык.
  3. Словарь пословиц и поговорок. – Режим доступа: http://slovarick.ru/
  4. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012
  5. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях/Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.

Источник: https://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Prostoe-predlozhenie.-Kak-otlichit-prostoe-predlozhenie-ot-slozhnogo.html

1) чем отличается сложное предложение от простого ? запишите примеры простого и сложного предложений. 2)на какие гру

+25

Чем простое предложение отличается от сложного

2 года назад268 Следить

Чем простое предложение отличается от сложногоВиталий Лучший ответ

3Сложные союзные предложения делятся на две группы: 1) Сложные предложения с сочинительными союзами (сложносочиненные). Эти сложные предложения образуются из нескольких равноправных, независимых друг от друга простых предложений (можно разделить на сто частей яблоко, но нельзя разделить Землю). 2) Сложные предложения с подрядными союзами и союзными словами (сложноподчиненные предложения).

В этих сложных предложениях одно простое зависит от второго и соединенное с ним подчинительной связью (Тот, что пал духом, уже не страдает). Поэтому в сложноподчиненных предложениях одна часть всегда определяется как главная (от нее ставится вопрос), а другие — как зависимые, подрядные (отвечают на поставленный вопрос).

2 года назад | 1

Чем простое предложение отличается от сложногоТамара

Различия простого предложения от сложно в том, что в простом предложении одна грамматическая основа(сказуемое и подлежащее), а в сложном две и более грамматических основ.Никита (подлежащее) открыл (сказуемое) окно.Я (подлежащее) пришёл (сказуемое) в школу, но там ещё никого (подлежащее) не было (сказуемое).

Подлежащее одна черта под словом, сказуемое 2.

2 года назад

Чем простое предложение отличается от сложногоКонстантин

2По спо­со­бу со­еди­не­ния про­стых пред­ло­же­ний слож­ные пред­ло­же­ния де­лят­ся на со­юз­ные и бес­со­юз­ные.Части бес­со­юз­ных пред­ло­же­ний со­еди­не­ны ин­то­на­ци­он­но и по смыс­лу. На­при­мер:Трав­ка зе­ле­не­ет, сол­ныш­ко бле­стит, ла­сточ­ка с вес­ною в сени к нам летит.Связь между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния бес­со­юз­ная.В со­юз­ных пред­ло­же­ни­ях в ка­че­стве свя­зу­ю­ще­го сред­ства вы­сту­па­ют союзы и со­юз­ные слова (о том, что такое «со­юз­ные слова», вы узна­е­те позже). На­при­мер: На­чал­ся ли­вень, и мы по­бе­жа­ли домой. Части слож­но­го пред­ло­же­ния свя­за­ны со­ю­зом и.Когда дождь за­кон­чил­ся, мы снова пошли на улицу.

Части слож­но­го пред­ло­же­ния свя­за­ны со­ю­зом когда.

2 года назад

Источник: https://gitun.com/q/10657

В чём отличие простого предложения от сложного: что общего и в чём разница между простым и сложным предложением, их взаимосвязь

Одной из единиц языка является предложение.

Оно состоит из слов, объединённых по смыслу, выполняет коммуникативную функцию, может использоваться для передачи информации, побуждения к действию, выражения эмоций, формулировки вопроса.

По структуре предложения подразделяются на простые и сложные. Зная в чём их отличие, можно правильно решать различные пунктуационные задачи — т. е. грамотно использовать знаки препинания.

Простое

Важной частью любого предложения являются его главные члены. Они называются подлежащим и сказуемым, образуют грамматическую основу или предикативную единицу. Если при разборе была найдена только одна такая единица, предложение является простым.

Оно может содержать члены, называемые второстепенными. Они могут указывать на обстоятельство, являться дополнением или определением. Их наличие делает предложение распространённым.

В случае их отсутствия оно называется простым нераспространённым.Чем простое предложение отличается от сложного

Таблица: примеры простых предложений

Нераспространённые Распространённые
Звенит звонок. Громко звенит школьный звонок.
Облака бегут. От рассвета до заката облака бегут куда-то.
Прилетели птицы. Ранней весной прилетели птицы.
Ветер дует. Целое утро ветер дует с Чёрного моря.
Гудели пчёлы. Вокруг дикой груши гудели пчёлы.
Дверь отворилась. Дверь тихонько отворилась.
Побежали ручьи. Побежали ручьи по дорожкам.
Щука дремлет. Щука дремлет на дне реки.

Основа может быть представлена одним или двумя членами.

В первом случае предложение называется односоставным, во втором — двусоставным.

Сложное

Наличие более одной предикативной основы делает предложение сложным. Связь между основами может быть разной. В зависимости от её вида предложения могут быть сложносочинёнными — ССП, сложноподчинёнными — СПП, бессоюзными — БСП или смешанными:

  • сложносочинённые — включают несколько простых, связь между которыми обеспечивают сочинительные союзы;
  • сложноподчинённые — содержат одну несамостоятельную в грамматическом смысле часть, которая связывается с другой при помощи подчинительных союзов;
  • бессоюзные — объединяют простые языковые единицы, каждая из которых обладает самостоятельным значением и не зависит от другой.Чем простое предложение отличается от сложного

Таблица: примеры сложных предложений

Сложносочинённые Сложноподчинённые Бессоюзные Смешанные
Расстались мы, но твой портрет я на груди храню. Я люблю весну, когда она приходит рано. Солнце дымное встаёт — будет день горячий. Слоны очень привязываются к своим погонщикам, и бывали случаи, когда после смерти человека слон умирал от горя.
Начался дождь, и все разбежались. Возьми книгу, которая лежит на полке. В лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки. Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.
Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело. Когда я обернулся, тропинка была уже пуста. Богатому не спится: богатый вора боится. Стадо диких уток с шумом промчалось где-то над нами, и мы слышали, как оно опустилось на озеро.
То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал. Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.

Помимо нескольких основ, в таких языковых единицах также могут быть второстепенные члены.

Что общего и в чём разница между простым и сложным предложением, их взаимосвязь

Любое предложение в своём составе содержит предикативную единицу. Она может дополняться второстепенными членами. Состав сложных включает простые предложения.

Главным критерием, определяющим отличие, является разное число грамматических основ или предикативных единиц. В простом — одна основа, в сложном — две и более.

Справка! В большинстве случаев предикативная единица состоит из существительного или местоимения и глагола. В противном случае найти основу становится сложнее. Подлежащее может быть числительным, причастием или даже прилагательным, а сказуемое выражаться существительным или двумя глаголами.

Примеры сложных случаев определения предикативной основы:

  1. «Трое незаметно проскользнули во двор». В роли подлежащего выступает числительное.
  2. «Стойкий всегда побеждает». Подлежащее — прилагательное.
  3. «Гуляющие любовались закатом». Подлежащее — причастие.
  4. «Зелень — это песня земли». Сказуемое выражается существительным.
  5. «Он начал писать сочинение». Сказуемое — составное глагольное.

Односоставным и двусоставным может быть только простое предложение, состоящее из слов и их сочетаний. Сложная языковая единица по такому признаку не классифицируется и состоит из простых предложений.

Источник: https://otlichaet.com/nauka-i-obrazovanie/v-chem-otlichie-prostogo-predlozhenija-ot-slozhnogo/

Простое осложненное предложение

Классификация синтаксических единиц в русском языке достаточно сложная, она включает в себя множество разнообразных понятий, среди которых есть и простое осложненное предложение. Эта тема изучается в 11 классе и требует от учеников большого внимания, так как на ней основано множество пунктуационных правил.
Чем простое предложение отличается от сложного

Итак, простое осложненное предложение – это такая синтаксическая единица, в конструкцию которой, кроме обычных членов предложения, входят также другие конструкции без грамматической основы. Имеются в виду вводные слова, обращения и вставки.

Часто простые осложненные предложения путают со сложными, ведь они напоминают их по структуре, отличаясь вместе с тем по семантике.

Разница между сложным предложением и простым осложненным заключается в том, что у сложного две и больше грамматических основ, а у простого – только одна. Таким образом, если найти подлежащее и сказуемое (или только один из этих главных членов, если речь идет об односоставном предложении), то легко определить, какое именно это предложение.

  • Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, нужно рассмотреть примеры простого осложненного предложения.
  • Виктор Петрович, позвольте нам уйти пораньше – в этом предложении грамматическая основа состоит из одного глагола, а обращение осложняет его – у него нет своей грамматической основы, но оно тесно связано по смыслу с основной частью синтаксической единицы.
  • Таким образом, можно сделать вывод о том, что осложняющий компонент – это некое дополнительное высказывание, которое связано с предложением.
  • Для начала следует рассмотреть таблицу, в которой они перечислены с примерами:
Осложняющий элемент Пример
Однородные члены предложения Я умею играть на пианино, гармони и флейте
Обособленные члены предложения Я не слышал ничего, кроме тиканья часов
Вводные и вставные конструкции Сестра, однако, ничего не заметила

В качестве осложняющей конструкции может выступать и обращение, то есть наименование лица, к которому обращена речь: Сынок, принеси мне пилу.

  1. Правила, которые регламентируют их постановку, достаточно простые, но их нужно запомнить.
  2. Так, если предложение осложняется однородными членами, то между ними и основной частью синтаксической единицы запятая не ставится, но может стоять двоеточие, если есть определяющее слово.
  3. Все остальные конструкции, то есть обращения, вводные слова, вставки и обособленные члены предложения, отделяются от основной его части с помощью запятой.
Читайте также:  «зиннат» или «супракс» — сравнение препаратов и что лучше

Простое осложненное предложение – это предложение с одной грамматической основой, которое может осложняться разнообразными конструкциями, среди которых однородные члены предложения, вводные слова и вставки, обращения, а также обособленные члены предложения (и обстоятельства, и определения, и дополнения). Определить, сложное ли это предложение или простое, но осложненное, можно после того, как будет найдена грамматическая основа. Если она одна, то это простое предложение, а то, что кажется еще одним предложением – просто осложняющий его элемент. Чтобы понять, какие знаки препинания нужно ставить в осложненном предложении, для начала определяют, что именно его осложняет. Если это однородные члены, то отделять их от основной синтаксической конструкции не нужно, во всех остальных случаях запятая между основной частью предложения и тем, что его осложняет, обязательна.

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 206.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/prostoe-oslozhnennoe-predlozhenie-primery-11-klass.html

Чем отличается простое предложение от сложного

Предложение – основная единица речи, выполняющая коммуникативную функцию. Это высказывание, целью которого является передача какой-либо информации, побуждение к действию или вопрос. Слова в предложении синтаксически связаны в единое целое.

Основой для такой связи служит структурное ядро: подлежащее и сказуемое или один из этих членов предложения. По наличию одной или нескольких грамматических основ предложения относят к простым или сложным синтаксическим конструкциям.

Независимо от количества второстепенных членов предложение является простым, если в нем имеется одна грамматическая основа:
Грачи прилетели.
Из теплых стран, преодолевая тысячи километров пути, к гнездам, пустовавшим долгую зиму, прилетели говорливые грачи – первые вестники наступающей весны.

 
Простое предложение считается нераспространенным, если состоит только из подлежащего и сказуемого, и распространенным, если имеет второстепенные члены: определения, дополнения и обстоятельства.
Светает.                                                 (Нераспр. предл.)
Ужин подан.                                            (Нераспр. предл.

)
С утра идет дождь.                               (Распр. предл. с обст. времени)
Пахнет хвоей.                                          (Распр. предл. с дополн.)
Сегодня за парком знобило трясину.    (Распр. предл. с обст. времени, места и дополн.

)
Распространенные простые предложения могут быть осложнены однородными членами, обособленными определениями и обстоятельствами, вводными и вставными синтаксическими конструкциями, обращениями.
Заметив добычу, хищник, притаившийся в зарослях, как правило, нападает не сразу, а выжидая подходящий момент.
Такие предложения не являются сложными, поскольку в них содержится только одна грамматическая основа.

В сложном предложении грамматических основ несколько: две или больше. По типу синтаксической связи между частями предложения, имеющими самостоятельную грамматическую основу, выделяют бессоюзные сложные предложения, сложносочиненные, сложноподчиненные и сложные предложения смешанного типа.

Всходит солнце, просыпаются певчие птицы.    (Бессоюзное сложное предл.)
Тучи сгущались, и с юга надвигалась гроза.          (Сложносочиненное предл.)
Я стараюсь понять, что с тобой происходит.   (Сложноподчиненное предл.)
Ветер качал верхушки деревьев, и там, где они росли близко друг к другу, тени как будто оживали.   (Сложное предл. смешанного типа)
В сложных предложениях, как и в простых, могут быть использованы обособленные и однородные члены, вводные слова, синтаксически неделимые единицы речи. Однако их главным отличительным признаком остается наличие нескольких грамматических основ.
По этому признаку нетрудно определить, сложным или простым является предложение.
Важно обратить внимание и на то, что по составу грамматической основы простые предложения могут быть двусоставными и односоставными.
Телефон звонил без устали.         (Простое двусоставное предл.)
Живу и думаю о важном.             (Простое односоставное определенно-личное предл. с однородными сказуемыми)
С такими людьми считаются.   (Простое односоставное неопределенно-личное предл.)
Какая удивительная осень!         (Простое односоставное назывное предл.)

Такие предложения могут входить в состав сложных, но при этом признак двусоставности/односоставности на всю синтаксическую конструкцию не распространяется.

Station20.ru определил, что разница между простым и сложным предложением заключается в следующем:

В простом предложении содержится одна грамматическая основа, выраженная подлежащим и сказуемым или одним из этих членов. В сложном предложении выделяют две или несколько грамматических основ.

Между частями сложного предложения устанавливается бессоюзная, сочинительная или подчинительная связь. В простом связаны не части предложения, а его члены; способ связи – согласование, управление или примыкание.

По составу грамматической основы только простое предложение может быть односоставным или двусоставным. В сложных предложениях такая классификация отсутствует.

Источник: http://station20.ru/chem-otlichaetsya-prostoe-predlozhenie-ot-slozhnogo/

Как определить

В статье подробно изложено, что такое простые и сложные предложения. Еще вы узнаете, чем они отличаются друг от друга

Предложением называется ведомая единица, которая выполняет коммуникативную функцию. Таким образом высказываются люди, чтобы передать ту или иную информацию, побудить к действию либо задать вопрос.

Все слова между собой в предложениях связаны. Основой в предложениях служит подлежащее, сказуемое, именно эти члены предложения представляют ядро.

По количеству этих структурных ядер и судят, какое это предложение — простое или же сложное.

Простое и сложное предложение: правило, виды, схемы

Простое — это такое предложение, в котором есть подлежащее, сказуемое, либо есть один главный член.

Ядро, в котором имеются подлежащее, сказуемое — считается двусоставным. Пример:

  • Они веселились.
  • Она была умной.
  • На небе туча — темная, объемная.

Простое предложение, где есть основной член — считается односоставным.

Эти предложения делятся на группы:

  • Неопределенно-личные. Пример: Нас вызвали к руководителю.
  • Обобщенно-личные. Пример: Вечно вас не дождешься!
  • Безличные. Пример: За окном смеркалось.
  • Определенно-личное. Пример: Стою и пою.
  • Инфинитивные. Пример: Сидеть! Тебе уже ехать.
  • Назывные. Пример: День. Здание. Театр.
  • Неполные. Пример: Вы наденете вот это — красное.

Простые обобщенно-личные предложения

Сложные предложения — включают в свой состав несколько простых. Их подразделяют на следующие подгруппы:

  • Сложносочиненные — в них могут входить несколько простых предложений. Чаще всего они связаны друг с другом сочинительными союзами: да, но, и, однако, или, зато, либо, ни, не то и т.п. Пример: Дождь поморосил, и появилось солнце.
  • Сложноподчиненные — это те предложения, в которых одна часть несамостоятельная в смысловом образе, грамматическом отношении. Они связаны между собой с помощью союзных, подчинительных слов (когда, чтобы, если, хотя, пока, который). Пример: Катерина не ответила, потому что задумалась.
  • Бессоюзные — это те предложения, в состав которых входят несколько простых. Они имеют самостоятельное значение, совершенно не зависят друг от друга. Пример: Светило солнышко, цвели вишни, пели птицы.

Предложения: простые, сложные. Отличия

Чем отличается простое предложение от сложного: сравнение

Как уже упоминалось, простом предложение — одно главное ядро, в сложном два главных члена и более.

Пример простого:

  • Из теплой страны, преодолев несколько тысяч километров, к своим гнездам, что пустовали всю зиму, прилетели шумные грачи.

Простые предложения

ВАЖНО: Простые предложения бывают неосложненные, осложненные, распространенные, нераспространенные, односоставные, двусоставные. Об этом уже упоминалось выше.

Виды сложных предложений

В отличие от простых — в сложных предложениях имеется две или же больше грамматических основы. Как правило, такие предложения бывают союзные, бессоюзные, сложные, сложноподчиненные, сложносочиненные, смешанные.

Примеры:

  • бессоюзные: Вышло солнце, запели звонкие птицы
  • сложноподчиненные: Я не могу понять, что с тобой делать
  • сложносочиненное: Небо затянули тучи, и с востока дул ветер
  • смешанное: Ветер гнул верхушку ореха, и там, где он рос, тени двигались, как живые.

Что в простых, что в сложных могут использоваться вводные слова, однородные члены, обособленные, неделимые слова. Единственное отличие предложений — использование нескольких основ в сложных предложениях.

Только по такому различию и определяют, какое это предложение.

ВАЖНО: Не спутайте простое предложение со сложным, если оно двусоставное.

Примеры:

  • двусоставное, простое: Мобильный звонит без устали
  • односоставное, простое: Пишу и думаю о другом

Эти предложения иногда входят в состав сложных.

Сколько может быть простых предложений в сложном?

Как такового правила о количестве грамматических основ в составе сложного не существует. Однако чаще всего в него входят от трех до четырех грамматических основ. Иначе оно будет перегруженным.

Пример разбора сложного предложения

Употребление союзов в простом и сложном предложении: правило

Именно союзы являются самыми часто встречающимися в предложениях словами. И не все знают, как употреблять их правильно, точнее ставить знаки препинания. Для этого существуют правила, которые рассмотрим далее.

Знаки препинания, тире, двоеточие, запятая в простом и сложном предложении: как правильно поставить?

Сложно новичкам определить, какой знак ставить перед союзом запятую, двоеточие, тире. Перед сочинительными союзами такими, как -да-, -но-, -а-, -и- ставится запятая.

В простых предложениях между подлежащим, сказуемым может ставиться тире.

Двоеточие ставится при перечислениях. Ниже смотрите схему употребления союза -и- в разных предложениях.

Как употреблять союзы в предложениях

Примеры построения сложного предложения из 2 и 3 простых предложений

Из обычных двух-трех простых предложений можно построить одно сложное.

Примеры:

  • Скоро наступит зима, дни стали короткими.
  • Вчера днем светило солнце, а с наступлением ночи температура упала до трех градусов.
  • Дождь прошел, и появилась радуга.
  • Яркое солнышко только еще вставало из-за горизонта, но лучи уже касались верхушек деревьев.

При правописании простые предложения в сложном разделяются запятыми, союзы же соединяют их.

Предложение с прямой речью, деепричастным оборотом: простое или сложное?

Предложения с прямой речью — это чаще сложные предложения, где употребляются слова автора и прямая речь.

Примеры:

  • Девушка с грустью сказала: «Завтра я уезжаю».
  • «Я иду в магазин» — еще раз повторила она.
  • «Я завтра — сказала она — поеду домой».

Деепричастные обороты употребляют в простых предложениях, они обозначают добавочное действие.

Примеры:

  • Оценивая картину, посмотрите на яркие тона переднего плана.
  • Хорошо отдыхать на пляже летом, смотреть на голубое небо, думая о приятном.
  • Кот, увидев малыша, убежал.
  • Девушка, мечтая о замужестве, смотрела в окно.

Деепричастные обороты

После изучения материала, вы с легкостью будете определять, где простое, где сложное предложение. Как правильно употреблять знаки препинания в них. И, в каких предложениях употребляют прямую речь, а в каких деепричастные обороты.

Видео: Простые, сложные предложения

Источник: https://heaclub.ru/kak-opredelit-predlozhenie-slozhnoe-ili-prostoe-prostoe-i-slozhnoe-predlozhenie-pravilo-primery-otlichie-vidy-shemy-punktuaciya-skolko-mozhet-byt-prostyh-predlozhenij-v-slozhnom-predlozhenie

Как отличить простое предложение от сложного? Алгоритм и пояснения к уроку русского языка

  • Читаем  предложение полностью.
  • Находим основу (или основы предложения). Читайте, что такое грамматическая основа предложения.
  • Если основа в предложении одна  →  предложение простое.
  • Если основ две (или более) → предложение сложное.

Примеры. Бежит тропинка полевая то под откос, то вновь на бугорок.

(Основа одна   (Что?) тропинка (тропинка (что делает?) бежит → предложение простое.

Встаёт солнце1, и вместе с солнечным светом оживают лесные поляны2.

Основ две: в первом предложении речь идет о солнце (Что?) солнце (солнце (что делает?) встаёт). Во втором предложении говорится  о полянах (Что?) поляны  (поляны что делают?) оживают). Предложение сложное.

То есть определение простое перед нами предложение или сложное, заключается как раз в умении найти в предложении его основу или несколько основ.

Определение грамматической основы предложения

Начнем с того, что в любом  предложении есть его смысловой и грамматический центр — это и есть его грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).

Самый распространенный вариант основы — это тот случай, когда подлежащее выражено именительным падежом существительного (или местоимения), а сказуемое — глаголом.Примеры: Земля вращается вокруг Солнца.  Кто-то стучит в дверь.

Дело в том, что основа предложения «может быть сконструирована» практически из любых частей речи, не всегда из существительного и глагола. В таких случаях определить грамматическую основу, а значит, простое или сложное предложение, несколько сложнее.

Подлежащим может быть не только существительное или местоимение. Примеры:

  • Счастливые часов не наблюдают. (Здесь подлежащее в форме имени прилагательного)
  • Отдыхающие  собрались на веранде. (Здесь в форме причастия)
  • Семеро одного не ждут. (Здесь в форме числительного)
  • Учиться — всегда  пригодится. (Уже  выражено неопределенной формой глагола)
  • На солнышке  Полкан с Барбосом грелись. (И даже словосочетанием)
Читайте также:  Какой препарат лучше «ацикловир» или «панавир»: сравнение и отличия

Сказуемое тоже не всегда выражено глаголом. Примеры:

Некоторые из способов выражения сказуемого

  • Я  хочу заниматься спортом. (Сказуемое составное глагольное, т.е. оно состоит из двух глаголов, один их которых стоит в неопределенной форме)
  • Книга — это  волшебница. (Сказуемое выражено именем существительным)
  • Моя сестра будет врачом.  Сказуемое составное именное, т.е. главная его часть выражена именем существительным + связка быть)

Отсюда становится ясно, что для правильного определения, сложное или простое перед нами предложение, нужно тренироваться в нахождении основы в предложении, уметь быстро определять его главные члены.

Важно!  При этом важно различать (и ни в коем случае не смешивать их!) члены предложения и части речи. (Части речи «работают» в предложении  каким-то из членов предложения)

Однородные члены предложения. Как это мешает?

Ситуацию с определением типа предложения могут осложнять однородные сказуемые в одном из простых предложений. А то и в обоих предложениях в составе сложного!

Сравните. 1)  Осень наступила1, и полили дожди ². 2) Шумели и метались ветры1, и лили дожди. 2

Первое сложное предложение имеет две обычные основы, а во втором первое предложение осложнено двумя однородными сказуемыми.

Чтобы не ошибиться, нужно внимательно смотреть, к какому подлежащему относится каждое из сказуемых: ветры (что делали?) шумели и метались. А дожди (что делали?) лили.

Значит, первые два сказуемых относятся к основе первого предложения, а третье — к основе второго предложения. А всё предложение будет сложным.

Сложные предложения, в составе которых есть односоставные

Сложность представляют также такие предложения, в которых одно из них может иметь основу, состоящую только из одного члена предложения. С ними надо быть особенно внимательными.

Пример: Осень наступила1, и сразу похолодало. 2

Предложение сложное, в нем две основы, но вторая основа состоит только из сказуемого.

О сложных предложениях

Таким образом, чтобы разобраться в типе предложения, нужно:

  • Внимательно его прочитать и понять смысл предложения.
  • Найти основу (или основы) в предложении.
  • Сделать вывод и определиться с пунктуацией.

Об авторе: Степанова Наталья, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 30 лет.

Источник: http://pedsovet.su/rus/6784_kak_otlichit_slozhnoe_i_prostoe_predlozhenie

Конспект урока по русскому языку: «Как отличить простое предложение от сложного»

  • СПб ГБПОУ Педагогический колледж №8
  • Учитель: Белышева Юлия Станиславовна
  • Методист: Фролова Оксана Анатольевна
  • Конспект
  • пробного урока русского языка
  • на тему: «Как отличить простое предложение от сложного»
  • проведенного 26 сентября
  • в ГБОУ СОШ № 13 класс 4 «Б»
  • Выполнила: студентка 412 группы
  • Сторожко Александра Денисовна
  • Санкт-Петербург
  • 2017
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАконструирования урока

Тема урока

  1. «Как отличить простое предложение от сложного»
  2. Дидактическая цель
  3. Создать условия для формирования знаний отличать простое предложение от сложного.
  4. Планируемые образовательные результаты
  5. Личностные умения
  6. Метапредметные умения
  7. Предметные умения
  8. Л1. формирование познавательной потребности;
  9. Л2. формирование навыка речевого этикета;
  10. Л3. выполнять задания в соответствии с целью;
  11. МПознавательные
  12. МП1. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  13. МРегулятивные
  14. МР1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

МР2. работать по предложенному учителем плану.

  • МКоммуникативные
  • МК1. слушать и понимать речь других;
  • МК2. строить речевые высказывания;
  • П1. уметь различать просты и сложные предложения в письменном тексте;
  • П2.уметь правильно пунктуационно оформлять предложения;
  • П3. уметь составлять схемы простых и сложных предложений;
  • П4. уметь определять признаки простого и сложного предложения;
  • П5. уметь анализировать и сравнивать структуру простых предложений;
  • П6.уметь делать синтаксический разбор предложения
  • Решаемые учебные
  • проблемы
  • (учебная задача)
  • Как отличить простое предложение от сложного?
  • Основные понятия, изучаемые на уроке
  • Простое предложение, сложное предложение, главные члены предложения ( подлежащее и сказуемое), однородные члены предложения
  • Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

  1. Диалоговая технология, рефлексивная
  2. Вид используемых на уроке средств ИКТ
  3. Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска
  4. Образовательные ресурсы:
  5. Для учителя
  6. Для ученика
  7. Учебник, тетрадь:

Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В.

  • ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
  • Литературное чтение
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
  • ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Ι. Организационное начало урока

— Здравствуйте ребята! Меня зовут Александра Денисовна и сегодняшний урок у вас, буду вести я.

  1. Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по просторам великого русского языка!
  2. Приветствие, организация рабочего места.
  3. Л3.
  4. ΙΙ.Чистописание
  5. —  Начнём наш урок с минутки чистописания.
  6. Открываем тетради, записываем число 26 сентября.
  7. Запишите букву из слова пенал, которая обозначает: согласный, парный глухой и парный мягкий звук
  8. -Какая это буква?
  9. -Каллиграфические упражнения настроили вас писать красиво и аккуратно.
  10. III. Словарная работа в парах

Ребята, давайте с вами вспомним словарные слова, отгадав кроссворд. Я вам буду загадывать загадки, а вы работая в паре, отгадав, запишите словарное слово в кроссворд.

1. Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней 

Май сережки дарит ей. 

(ответ: береза) 2. Сколько ни ходи, до конца не дойти .(ответ: дорога)

3. У нее четыре ножки, но они не ходят по дорожке.

Есть на ней еще матрас, одеяло и каркас. (Ответ: Кровать) 

4.

Я увидел свой портрет, Отошел – портрета нет. Ответ: Зеркало 

5.

В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут 

И так едят.

 Ответ: Помидор 

Самопроверка

-Учащиеся по цепочке проговаривают вслух словарные слова ,проверяя их написание

-Ребята, вы наверное заметили, что в кроссворде остались пустые клеточки, нужно их заполнить, чтобы получить ключевое слово. В этом нам помогут буквы непоседы ,которые нужно расставить в пустые клеточки.

IV.Актуализация знаний.

  • — Какое ключевое слово у нас получилось?
  • — Что такое предложение? 
  • — На какие группы делятся предложения?
  • -А как же их отличить?

V. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

  1. — Чем же мы будем заниматься на уроке?
  2. -Чему будем учиться?
  3. -Можете ли вы сформулировать тему нашего урока?

VI. Открытие нового знания.

1)Работа в группах.

-Ребята, на карточках даны 2 предложения:

1. Улетают перелётные птицы, скрываются в дали голубой.

2. Улетают перелётные птицы, голубая даль скрывает их.

  • Ваша задача, работая в группе, подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении, сравнить эти предложения и составить схему к ним.
  • -Проверим, что у вас получилось.
  • Первое предложение- простое предложение, осложнено однородными членами (однородными сказуемыми)
  • Птицыулетают, скрываются.
  • [ — = , =]

Второе предложение – сложное предложение, состоит из двух простых. Между ними ставится запятая.

Улетают перелётные птицы, голубая дальскрывает их.

[ — =] 1, [ — =]2 .

Вывод: В простом предложении одна грамматическая основа. Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ.

  1. 2)Работа с учебником
  2. -Ребята, открываем учебник на странице 42, упражнение 49.
  3. -Прочитайте текст.
  4. Сколько в нём простых предложений?
  5. -Ребята, запишем только простые предложения в тетрадь, один человек будет работать у доски, подчеркивая в них главные члены и составляя схему.

1) В лесу стоит тишина. [ = -].

  • 2) Только над валежником стрекочет синекрылая сойка. [ = -]
  • 3) Синими и зеленоватыми искрами блестит снег. [ = -]
  • 4) Вдруг я услышал хриплое рычание, хруст сучков. [ — =]
  • 5) Далёким эхом откликнулся лес.4
  • [ = -]
  • А почему предложение 5 является сложным?
  • -Разберем предложение обозначенное цифрой 4.
  • Как называется разбор предложения под цифрой 4?

Далёкимприл эхомсущ откликнулсягл. лессущ.(Повествовательное, невосклицательное, простое, рапространенное)

  1. [ = -].
  2. Физкультминутка «Весёлая панда»
  3. 3)Работа в группах «Найди пару»

-Ребята, на карточках дано задание, которое вы будите выполнять в группах. В первом столбике даны предложения, во втором схемы к этим предложениям. Ваша задача соотнести предложение к правильной схеме.

  • 1) Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.
  • 2)Соловей месяц поёт.
  • 3)Музыкант играл, девочка пела, мальчик танцевал.
  • 4)Вера и Оля пели.
  • 5)Дождь шёл утром, днём, вечером.
  • А) [ — =]1,[ — =]2,[ — =]3.
  • Б) [- и — =].
  • В) [- =].
  • Г) [ — = , , ].
  • Д) [ — =]1, [ — =]2.
  • Проверка.
  • 4. Самостоятельная работа
  • -А теперь поработаем самостоятельно.
  • Прочитаем задание.
  • Проверка.

VII. Закрепление нового материала.

  1. Распределение на 4 группы.
  2. -Ребята, сейчас вам предстоит интересная работа с исследовательским текстом.
  3. 1 группа

Исследовать текст. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Сделать вывод, чем отличается сложное предложение от простого.

Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились, а сосны остались зелёными. Густая листва дуба как медь. Пёстрый ковёр шуршал под ногами.2 группа:

Исследовать текст. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Сделать вывод, чем отличается сложное предложение от простого.

В лесу стоит тишина, идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья, мокрая листва не шуршит под ногами. Под кустом в траве ежиха устроила гнездо. 

3 группа:Исследовать текст. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Сделать вывод, чем отличается сложное предложение от простого.

Осенний лес стоял в золотистых красках, ласково светило солнышко.

Зашумел в лесу дождь, полетели листочки иволгами по ветру. Позолотили они дорожки и тропинки.

4группа

Исследовать текст. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Сделать вывод, чем отличается сложное предложение от простого.

Наступила осень, лес окрасился в разные цвета.

Рябина стоит вся в красных бусах, листья ясеня окрасились в жёлтый цвет, берёзка надела золотой наряд. Королевой осеннего леса становится осина. Весь лес лучится, сверкает, светится.

  • Проверка с/р в группах, обобщение работы .
  • Решили ли мы с вами ту задачу, которую обозначили? 
  • -Как же отличить простое предложение от сложного?

VIII. Рефлексия. Итог урока

  1. -Подведем итог работы.
  2. Я предлагаю вам дополнить предложения,которые представлены на слайде:
  3. — Я вспомнил….
  4. — Мне удалось…
  5. — Мне понравилось…
  6. — Я могу похвалить себя за….
  7. Рефлексия «Комплимент»

-Ребята, кого вы бы хотели отметить на уроке? Кого бы вы поблагодарили?

  • Всем большое спасибо за работу на уроке.
  • Прописывают строчную и прописную букву П и элементы в соединении Буква П
  • Заполняют кроссворд
  • Проверяют правильность написания слов
  • Предложение
  • Предложение — группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.
  • Простые и сложные
  • Будем работать со сложными и простыми предложениями.
  • Как отличить простое предложение от сложного?
  • Работают в группах.
  • Работа с учебником
  • 5 простых предложение
  • (1,2,3,4,6)
  • Потому что у него 2 грамматические основы.
  • Синтаксический
  • Соотносят предложения к соответствующим схемам
  • Читают задание:
  • Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания и определите вид предложения.
  • 1) На лугу росли красивые, полевые цветы
  • 2) Холодное небо часто хмурится идет дождь

1) На лугу росли красивые, полевые цветы.- простое предложение т.к. одна грамматическая основа

2) Холодное небо часто хмурится, идет дождь. – сложное предложение т.к. две грамматические основы

Да

Если в предложении одна грамматическая основа, то оно простое. Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ.

  1. П1.
  2. П3.
  3. П6.
  4. П3.
  5. П5.
  6. П2.
  7. П1.
  8. П4.
  9. П1.
  10. П4.
  11. IX. Домашнее задание

Упражнение 52 стр. 43 в учебнике.

Записывают домашнее задание в дневник.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-kak-otlichit-prostoe-predlozhenie-ot-slozhnogo-2409811.html

Сложное предложение

  •  Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
  • Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.
  • Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями (конструкциями) сложного предложения.
  • Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.
  • Поэтому определить сложное предложение — это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения.

Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение — единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения).

Читайте также:  Ламинат 32 и 33 класса : что общего и в чем разница

В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений.

  1. Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации.
  2. Например: Мальчик пишет; Девочка читает; Вечереет; Наступила зима; У нас гости; Мне весело.
  3. Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего.
  4. Например: Мальчик пишет, а девочка читает; Когда мальчик пишет, девочка читает; Он сомневается, чтоб тебе понравилась эта книга; Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.
  5. Таким образом, сложное предложение — это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.
  6. В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов — относительных местоимений и наречий).
  7. Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то … то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.

В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).

Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное.

В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания.

Например:

1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.

[   ], [   ]. – бессоюзное сложное предложение (БСП).

2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

[   ], и [   ]. – сложносочиненное предложение (ССП).

3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.

[   ], (что …). – сложноподчиненное предложение (СПП).

Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи.

Например: Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением.

Схема данного предложения: [   ], (которую …), а [   ], (которую …).

  • Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении не тождественны сочинительной и подчинительной связям в словосочетании и простом предложении.
  • Основные различия сводятся к следующему.
  • 1) В словосочетании и простом предложении эти связи противопоставлены: подчинительная связь принадлежит словосочетанию; сочинительная связь возможна при распространении простого предложения однородными членами.
  • В сложном предложении между сочинением и подчинением не всегда может быть проведена резкая граница: во многих случаях одно и то же отношение может быть оформлено как сочинительным, так и подчинительным союзом.

Сочинение и подчинение предложений — это такие способы обнаружения существующих между ними смысловых отношений, из которых один (сочинение) передает эти отношения в менее расчлененном, а другой (подчинение) — в более дифференцированном виде. Иными словами, сочинительные и подчинительные союзы различаются прежде всего своими выявляющими (формализующими) возможностями.

Так, например, если при подчинительной связи уступительные, причинно- или условно-следственные отношения получают специализированное, однозначное выражение при помощи союзов хотя, потому что, если, то при сочинении все эти значения могут быть оформлены одним и тем же соединительным союзом и.

Например: Можно быть прекрасным врачом – и в то же время совсем не знать людей (Чехов); Ты пришла – и светло, Зимний сон разнесло, И весна загудела в лесу (Блок); Зима как пышные поминки. Наружу выйти из жилья, Прибавить к сумеркам коринки, Облить вином – вот и кутья (Пастернак); С ребенком не повозились – и он не знает музыки (В. Мейерхольд).

Точно так же противительные союзы а и но могут оформлять отношения уступительные: Мальчишка был мал, а разговаривал и держался с достоинством (Трифонов); Он знаменитость, но у негопростая душа (Чехов); условные: Моя восторженность может охладеть, а тогда все погибло (Аксаков); следственные: Я знаю, все это вы говорите в раздражении, а потому не сержусь на вас (Чехов); сравнительно-сопоставительные: Надо быхохотать до упаду над моим кривляньем, а ты – караул (Чехов).

При побуждении разделительные союзы могут оформлять условное значение, в рамках подчинительной связи выражающееся союзом если (не)… то: Ты женишься, или я тебя прокляну (Пушк.); Или вы сейчас одевайтесь, или я поеду один (Писем.

); Одно из двух: или увези он ее, энергически поступи, или дай развод (Л. Толстой).

Именно потому, что по характеру выражаемых отношений сочинение и подчинение предложений резко не противопоставлены друг другу, между ними обнаруживается тесное взаимодействие.

2) Сочинительная связь в сложном предложении самостоятельна; в простом предложении она сопряжена с выражением отношения синтаксической однородности.

Существенно и другое различие: в простом предложении сочинение служит только целям расширения, усложнения сообщения; в сложном предложении сочинение — один из двух видов синтаксической связи, организующих само такое предложение.

3) Сочинение и подчинение по-разному соотносятся с бессоюзием.

Сочинение близко к бессоюзию. Выявляющие (формализующие) возможности сочинения, сравнительно с возможностями подчинения, слабее, и с этой точки зрения сочинение не только не равноценно подчинению, но и отстоит от него значительно дальше, чем от бессоюзия.

Сочинение есть одновременно и синтаксический, и лексический способ связи: отношение, которое возникает между предложениями на базе их семантического взаимодействия друг с другом, как уже отмечалось, не получает здесь однозначного выражения, а характеризуется лишь в самом общем и недифференцированном виде.

Дальнейшая конкретизация и сужение этого значения осуществляются так же, как и при бессоюзии, — с опорой на общую семантику соединившихся предложений или (там, где это возможно) на определенные лексические показатели: частицы, вводные слова, указательные и анафорические местоимения и местоименные обороты. В отдельных случаях дифференцирующие функции берут на себя соотношения видов, временных форм и наклонений.

Так, условно-следственное значение в предложениях с союзом и выявляется отчетливее при сочетании форм повелительного наклонения (обычно, но не обязательно — глаголов совершенного вида) в первом предложении с формами других наклонений или с формами настоящего-будущего времени — во втором: Изведайте постоянство в добрых делах, и тогда только называйте человека добродетельным (Грибоедов, переписка).

Если сочинительные союзы легко и естественно сочетаются с лексическими средствами связи, образуя с ними нестойкие союзные соединения (и вот, вот и, ну и, а потому, и поэтому, и потому, потому и, а значит, и значит, и следовательно, следовательно и, и тогда, тогда и, а при том условии и др.), то подчинительные союзы сами достаточно четко дифференцируют смысловые отношения между предложениями.

4) Вместе с тем подчинительная связь в сложном предложении менее однозначна, чем в словосочетании.

Очень часто бывает так, что какой-то компонент того значения, которое создается взаимодействием предложений в составе сложного, остается за пределами выявляющих возможностей подчинительного союза, оказывая противодействие его значению или, напротив, обогащая его в том или ином отношении.

Так, например, в сложноподчиненных предложениях с союзом когда, при наличии в главном предложении сообщения об эмоциональных реакциях или состояниях, на фоне собственно временного значения с большей или меньшей силой проступают элементы причинного значения: Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих (Гоголь); [Маша:] Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен(Чехов); Показался родной, крашенный охрой вокзальчик. Сладко екнуло сердце, когда услышал звон вокзального колокола (Белов).

Если содержание придаточного предложения оценивается с точки зрения необходимости или желательности, временное значение осложняется целевым: Подобные милые вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие (Чехов).

В других случаях при союзе когда обнаруживаются значения сопоставительное (Никто еще не вставал, когда я уже был готов совсем. (Аксаков) или несоответствия (Какой тут жених, когда и просто приехать боится? (Достовский).

  1. В качестве третьего вида связи в сложном предложении нередко выделяется связь бессоюзная.
  2. Однако за исключением одного частного случая, когда отношения между бессоюзно соединившимися предложениями (условные) выражаются вполне определенным соотношением форм сказуемых (Не пригласи  я его, он обидится; Окажись рядом настоящий друг, беды бы не случилось), бессоюзие не является грамматической связью.
  3. Поэтому разграничение сочинения и подчинения применительно к бессоюзию оказывается невозможным, хотя в семантическом плане между разными видами бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений устанавливается вполне определенная соотносительность.

Так, например, по характеру отношений очень близки к сфере подчинения сочетания предложений, из которых одно занимает в составе другого позицию объектного распространителя (Я слышу: где-то стучат), или характеризует то, о чем сообщается в другом предложении, с точки зрения тех или иных сопутствующих обстоятельств (Какой был снег, я шла!, т. е.

(когда я шла)).

Отношения, складывающиеся между предложениями при бессоюзии, могут получать неграмматическое выражение с помощью определенных, в разной степени специализированных элементов лексики: местоименных слов, частиц, вводных слов и наречий, которые как вспомогательные средства употребляются также и в сложных предложениях союзных типов, особенно сложносочиненных.

Объединение двух или более предложений в одно сложное предложение сопровождается их формальным, модальным, интонационным и содержательным приспособлением друг к другу. Предложения, являющиеся частями сложного, не имеют интонационной, а часто и содержательной (информативной) законченности; такой законченностью характеризуется все сложное предложение в целом.

  • В составе сложного предложения претерпевают существенные изменения модальные характеристики соединившихся предложений:
  • во-первых, здесь вступают в различные взаимодействия объективно-модальные значения частей, и в результате этих взаимодействий формируется новое модальное значение, относящее в план реальности или ирреальности уже все сообщение, заключенное в сложном предложении в целом;
  • во-вторых, в формировании модальных характеристик сложного предложения могут принимать активное участие союзы (прежде всего подчинительные), которые вносят свои коррективы в модальные значения как частей сложного предложения, так и их объединения друг с другом;
  • в-третьих, наконец, в сложном предложении, в отличие от простого, обнаруживается тесная связь и зависимость объективно-модальных значений и тех субъективно-модальных значений, которые очень часто бывают заключены в самих союзах и в их аналогах.

Особенностью предложений, входящих в состав сложного, может быть неполнота одного из них (обычно не первого), обусловленная тенденцией к неповторению в сложном предложении тех семантических компонентов, которые являются общими для обеих его частей.

Взаимное приспособление предложений при их объединении в сложное может проявляться в порядке слов, взаимных ограничениях видов, форм времени и наклонения, в ограничениях целевой установки сообщения.

В составе сложноподчиненного предложения главная часть может иметь для придаточной открытую синтаксическую позицию. В этом случае главная часть располагает также особыми средствами для обозначения этой позиции; такими средствами являются указательные местоименные слова.

Виды и способы формального приспособления предложений при их объединении в сложную синтаксическую единицу рассматриваются при описании конкретных типов сложного предложения.

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/282

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector