Чем отличается проза от стихотворения — основные отличия

Творческий процесс понятие сумбурное и личное, поэтому точно и четко разграничить жанры стихотворения и прозы невозможно. Какой бы ни был параметр, это получается далеко не всегда. Существуют относительные правила, которые условно делят эти два текстовых выражения творчества.

Стихотворный прозаический текст

Первый вид текста представляют всевозможные жанры – песни, поэмы, стихи, баллады, частушки и многое другое. По сути, это авторское выражение оригинальной мысли с помощью построения ритмичных предложений. То есть слова, наделенные смыслом и обладающие рифмой.

Стихи – это крайне эмоциональное и очень личное творчество
. Даже жесткие гражданские произведения или меланхоличные описания погоды часто содержат яркие переживания автора.

Например, за простыми строками «лапы у елей дрожат на ветру» Высоцкого звучит некая внутренняя дрожь и беспокойство автора.

Кроме того, творчество поэта часто символично и общается с читателями не прямыми формулировками, а намеками.

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличия

Прозаический текст считается более приземленным и обстоятельным
. Он в большинстве своем описывает события, а на их фоне уже проваляются эмоции. Жанры прозы обычно больше и не подразумевают такой благозвучности, как стихотворный текст.

Прозаические тексты это описание эмоций, а не их символичное выражение, как в стихах. Однако все эти правила, особенно после эпохи модернизма и постмодернизма сильно расшатаны и некоторые авторы, например, Шарль Бодлер, называют свои явно прозаичные рассказы стихами. Спорить с автором бессмысленно, поэтому искусство слова принимает в себя все новшества нового времени.

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличия

Различия между прозой и стихотворением

Если не брать во внимание радикальных новаторов, можно утверждать следующие различия между данными видами творчества:

  1. Стихотворения в подавляющем большинстве более эмоциональны, чем прозаический текст, а значит, и вызывают более чувственную реакцию, чем умственную.
  2. Стихи это ритмичные предложения, оформленные по строгим правилам, даже тексты, не отличающиеся мелодичностью, обычно имеют ряд условий, без выполнения которых они не относятся к нужному жанру, например, японские хокку. Проза, особенно современная, свободна от таких условий и может проявляться в любом виде. Например, существует роман в виде кроссворда Павича Милорада «Пейзаж, нарисованный чаем» или книга рецептов с сюжетом от Лауры Эскивель «Чампуррадо для жены моего мужа». Конечно прозаические тексты имеют определенный ритм, однако он менее строг и не требует какой-либо мелодичности на слух. Безусловно, красоту прозы невозможно сравнивать со стихотворной – это абсолютно разные вещи.
  3. Проза зачастую подразумевает более общее и отстраненное описание событий. Даже если автор выражает нечто очень личное, как у Марселя Пруста, он описывает это несколько отстранено, через рассказ о внешнем мире. Стихи же выражают острую эмоцию почти в чистом виде, насколько это вообще возможно словами. Здесь нет обстоятельности в описании.
  4. Стихотворный текст гораздо плотнее наполнен символами и ассоциациями. Если автор стиха пишет об иве, это почти всегда не просто дерево, а обозначение девичьей чистоты или хрупкости, печальной судьбы страны или героя и так далее. У прозаика любое дерево, почти всегда просто растительность в почве и нужно для фона.
  5. Смысл стиха часто более узкий, но от этого не обязательно более плоский или простой. Скорее наоборот, возможности такого построения текста безграничны, потому что буквально парой предложений автор может вызвать бурю эмоций, впечатлений, мыслей. Суть здесь проявляется шире, а значит и каждый человек может понимать ее по своему, согласно своему убеждению, характеру и моральным принципам. Проза, наоборот, благодаря точному описанию может сузить смысл и привести читатель именно к тем мыслям, которые задумывал автор.
  6. Стихи сложнее однозначно расшифровать, точно сказать, что имел в виду автор. Проза часто более понятна, ее легче воспринять одинаково, хотя и вызывать она может различные эмоции.
  7. В стихотворении составляющие части часто примерно равного размера. Такая ситуация диктуется необходимостью в рифме и мелодичности. Проза же может быть в любой форме, главы, абзацы, могут быть любого размера, это не повлияет на их звучание.

Все эти различия действуют для подавляющего большинства текстов. Надо сказать, что есть стихи и проза, не вписывающиеся в то или иное правило. Например, существовали авторы, придумывающие для своих стихов новые, не понятные никому слова. В итоге произведении выглядели как ритмичный набор звуков и по сути, для аудитории не имели никакого смысла.

Отличить не всегда так уж просто

Письменные произведения художественного характера начали появляться еще во времена Античности. Суть в том, что любой такой текст считался поэзией, какую бы форму не имел. И проза и стихотворения имеют одни корни поэтому, даже приобретя солидное количество различий, они постоянно соприкасаются и смешиваются.

Поэтому, чтобы различить эти два вида текста стоит полагаться не только на правила, но и на интуицию, а также читать то, что именно говорят о своих произведениях авторы.

Поэма!

Поэма (др.-греч. Ποίημα
) — это поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. д.

Поэма — произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах. Также поэмой называют произведения, созданные на основе народных сказаний, преданий, эпических рассказов. Классическим видом поэмы принято считать эпопею. В переводе с греческого языка поэма — это творение.

Возникнув в первобытном родовом обществе в виде песен, поэма прочно сложилась и широко развернулась в последующих эпохах. Но вскоре поэма потеряла значение ведущего жанра.

Поэмы разных эпох имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является определённая эпоха, суждения о которой даны читателю в виде рассказа о значительных событиях в жизни отдельного человека (в эпике и лиро-эпике) или в виде описания мироощущения (в лирике).

В отличие от стихотворений, для поэм характерен посыл, так как в них провозглашаются или оцениваются общественные идеалы. Поэмы практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах отдельные фрагменты стремятся превратиться в единое повествование.

Поэмы — самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями» прошлого.

Ранние образцы эпических поэм: в Индии — народный эпос «Махабхарата» (не ранее 4 в. до н. э.), в Греции — «Илиада» и «Одиссея» Гомера (не позднее 8 в. до н. э.), в Риме — «Энеида» Вергилия (1 в. до н. э.) и др.

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличия

Наибольшую законченность поэма получила в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее», классических образцах данного жанра — эпопеях. В них отражались большие события, а целостность охвата действительности позволяла останавливаться на мелочах и создавать сложную систему персонажей. В поэмах-эпопеях утверждался широкий народный смысл, борьба за силу и значение народа.

Поскольку условия образования древнегреческих поэм не могли быть повторены, поэмы в своей подлинной форме не могли вновь появиться — поэма деградирует, получая целый ряд отличий.

В античной Европе появились пародийно-сатирические (анонимная «Батрахомиомахия», не ранее 5 в. до н. э.) и дидактические («Труды и дни» Гесиода, 8-7 вв. до н. э.) поэмы.

Они развивались в Средние века, в эпоху Возрождения и позднее.

Героическая поэма-эпопея превратилась в героическую «песнь» с минимальным числом персонажей и сюжетных линий («Беовульф», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»).

Её композиция отразилась в подражательных исторических поэмах (в «Африке» Ф. Петрарки, в «Освобождённом Иерусалиме» Т. Тассо). Сюжету мифологической эпопеи пришёл на смену облегчённый сюжет рыцарской поэмы (его влияние ощутимо в «Неистовом Орландо» Л.

Ариосто и в «Королеве фей» Спенсера). Традиции дидактического эпоса были сохранены в аллегорических поэмах (в «Божественной комедии» Данте, в «Триумфах» Ф. Петрарки).

В Новое время на пародийно-сатирический эпос ориентировались поэты-классицисты, создававшие ироикомические поэмы («Налой» Н. Буало).

Поэма! Поэму часто называют романом в стихах.

Расцвет жанра поэмы происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. Поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличия

В русской литературе начала 20 века возникла тенденция превращения поэмы лиро-эпической в лирическую. Интимнейшие переживания соотносятся с историческими потрясениями («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание » А. Белого). В поэме А. А. Ахматовой «Реквием» эпический сюжет скрыт за чередованием лирических высказываний.

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличия

В советской поэзии существовали различные жанровые разновидности поэмы: возрождающие героическое начало («Хорошо! » Маяковского, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского), поэмы лирико-психологические («Про это» В. В. Маяковского, «Анна Снегина» С. А. Есенина), философские, исторические и др.

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличия

Поэма как лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и исторические события, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии, хотя в современном мире мало авторов этого жанра.

Источник: https://bogemasamara.ru/chem-otlichaetsya-proza-ot-stihotvoreniya-osnovnye-otlichiya/

Чем отличаются стихи от прозы?

Главная » Прочее »

Загрузка…

Вопрос знатокам: Срочно!! ! Напишите отличие стиха и прозы! Напишите, чем стих отличается от прозы. Нужен развернутый ответ.

С уважением, Катерина Лодягина

Лучшие ответы

В отличие от прозы стихотворение можно пропеть. Благодаря ритму и рифме оно легче запоминается. Стихотворная форма предполагает написание рядов в столбик, а прозаическая – в строчку. И содержание, и само звучание слов в стихотворении несут определенный смысл, в отличие от прозы, задача которой – описывать и доносить информацию.

https://www.youtube.com/watch?v=ybTGkra2NR8

Проза возникла позже, чем стих Подробнее: thedb /items/Chem_otlichaetsya_STIKHOTVORENIYe_ot_PROZY/

Ещё не зная азбуки, ребёнок начинает понимать: всё, что ему читают или рассказывают, делится на две неравные части. То, что относится к первой части, определяется для него одним словом — «складно» .

Другая же — похожа на то, как люди разговаривают на прогулке, за обедом, в детском саду и т. д. Когда человек подрастает и начинает читать сам, он убеждается, что его догадка вполне оправданна.

Всё, что напечатано в книгах, располагается на странице одним из двух способов: в столбик или в строчку. Текст, записанный в столбик, называется стихами. В строчку — прозой.

Конечно, стихи и проза имеют много и других различий. Но при этом далеко не всегда удаётся определить, какие из них главные и существовали всегда, а какие носят характер временный, преходящий.

Например, люди, привыкшие к классической русской поэзии, скорее всего скажут, что один из первых признаков стихотворной речи — рифма. Но она встречается в поэзии далеко не всех народов.

Да и на Руси рифма в современном понимании появилась довольно поздно — примерно с 18 в. Однако наряду с рифмованными существовали и существуют стихи, написанные без рифм, — их называют белыми.

Наконец, рифма встречается и в прозе, хотя гораздо реже, чем в стихах.

Один из таких примеров есть в рассказе В. Короленко «Судный день» : «Вот так-то всегда человек не чует, не гадает, что над ним невзгода, как Хапун, летает.

Достаточно распространено мнение, что стихи отличаются от прозы большей ритмичностью, которая выражается закономерным расположением ударных и безударных слогов или другими упорядоченными чередованиями звуков, так называемым метром.

Для русской поэзии это в принципе верно, а вот, к примеру, для японской или китайской — нет. Кроме того, художественная проза тоже имеет свой ритм, пусть и более сложный, менее уловимый, чем в стихах.

Но всякий пишущий прозу человек знает: часто бывает необходимо вставить в предложение ещё одно слово, и не для уточнения смысла, а именно для ритма.

Читайте также:  Чем отличается верлибр от белого стиха

Другое дело — разделение речи на строчки, или стихи. Не случайно греческое слово «стихос» в буквальном переводе означает «ряд» , «строка» . Расчленяя речь на отдельные отрезки, поэт предлагает тем самым особую расстановку пауз.

Благодаря обилию таких пауз и их протяжённости стихи неизбежно произносятся значительно медленнее, чем проза. Таким образом, читатель – волей-неволей – как бы вслушивается в их звучание и вдумывается в смысл с большим с большим вниманием, чем при чтении прозаического текста.

Это самое большое отличие стихов от прозы.

Конечно, абсолютное большинство русских стихов построено, кроме того по другим правилам. В зависимости от того, каковы эти правила, принято говорить о той или иной системе стихосложения.

Часто можно запутаться в том, что является стихами, а что прозой. Сначала кажется все просто: у одного есть рифма, а у другого нет. Но тут-то собака и зарылась. Существует так называемый «белый стих» или же японская «хокку» или «танка», где нет никакой рифмы и все же это стихи.

Так как отличить стихи от прозы в этом случае и почему это важно? Начнем с того, что в приличном обществе легко попасть впросак, если не к месту назвать одно другим.

С другой стороны, если такой казус может быть просто поводом к занесению вас в категорию безграмотных людей, то на экзаменах подобная ошибка будет стоить положительной оценки.

Определение стиха и прозыСтих — это с одной стороны организованные равные отрезки в определенной ритмической тональности. А с другой — строка стихотворного текста по определенному образцу.

Если рассмотреть школьные определения, то у обычного стиха должна быть рифма, но не обязательно, ведь есть упомянутые выше хокку и танка. В японской традиции рифма как таковая встречается не так часто, и вместе с тем, это тоже стихи.

Что приводит нас к более широкому определению: стихотворная форма – это краткая запись той или иной темы (мысли), в которой есть определенная глубина, раскрывающаяся в своей полноте перед чутким читателем.

Проза — под этим понятием скрывается не только письменная, но и устная речь. При этом здесь нет деления на равные отрезки, что сделало бы такую запись или выражение стихом. Однако и в прозе имеется свой некоторый ритм, но в отличие от стиха, он является приблизительным и относится к синтаксическому построению текста.

Если проще, то ритмическая составляющая прозы основана на периодах, предложениях, абзацах и колонках. Если прибегнуть к первоисточникам, то в древнегреческой литературе любая художественная речь или письменность считалась поэзией.

В более поздний период произошло деление на прозу и стихи по принципу выраженности стихотворной формы.

Сравнение стиха и прозыНачать сравнение стиха с прозой можно с ритма. В стихотворной форме ритмическая составляющая выражена более полно. Она ощущается даже неподготовленным читателем, задает определенную тональность и настроение при чтении.

В прозе ритм выражен гораздо слабее, он не так навязчив и не столь сильно влияет на читателя.В стихах обычно есть рифма, хотя и не всегда, но главное отличие прозы в том, что в ней никогда нет этой рифмованности.

Если стихи могут иметь выражения «палка-галка», то в прозе подобные включения моментально делают предложение стихотворным.

В стихах в сжатой форме дается основная мысль, которая часто завуалирована символизмом, метафорами, сравнениями. Используются олицетворения, персонификация, оксюмороны и другие литературные приемы. В прозе тоже может быть подобное, но обычно в более пространной форме, она более описательная и информативная.

TheDifference определил, что разница между стихами и прозой заключается в следующем:В стихах обязательно есть выраженный ритм, а в прозе он не явный, скрытый, не всегда чувствуется.

Рифма — отличительный признак стиха, не смотря на отдельные формы без нее, а в прозе рифма может использоваться только в качестве стихотворных вставок.

Стихи дают более сжатую завуалированную главную мысль посредством образов и метафор, а проза более описательна.

Равные отрезки. Сама форма записи стихов тяготеет к равным кратким отрезкам. Проза записывается последовательно, широко и не сосредоточена в кратких выражениях.

«Это случилось в мае.» Это проза. «Был месяц май» Чувствуете разницу? Поэтично звучит. Стихотворный размер — ямб.

Видео-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Обязательные составляющие СТИХОТВОРЕНИЯ ОБЫЧНОГО: 1. Безусловное соблюдение выбранного автором стихотворного размера (наличие четкого ритма) . 2. Наличие рифм. 3. Использование определенных форм рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая, смешанная) . 4. Четкий порядок рифмовых окончаний (женская, мужская, дактилическая рифмы) 5. Образность. 6. Широкое использование троп.

7. Глубина мыслей.

Обязательные составляющие БЕЛЫХ СТИХОВ: 1. Безусловное соблюдение выбранного автором стихотворного размера (наличие четкого ритма) . 2. Наличие рифм. ОТСУТСТВУЕТ! 3.

Использование определенных форм рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая, смешанная) . ОТСУТСТВУЕТ! 4. Четкий порядок рифмовых окончаний (женская, мужская, дактилическая рифмы) НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО! 5.

Образность. 6. Широкое использование троп.

7. Глубина мыслей.

Обязательные составляющие ПРОЗЫ: 1. Безусловное соблюдение выбранного автором стихотворного размера (наличие четкого ритма) . ОТСУТСТВУЕТ! 2. Наличие рифм. ОТСУТСТВУЕТ! 3.

Использование определенных форм рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая, смешанная) . ОТСУТСТВУЕТ! 4. Четкий порядок рифмовых окончаний (женская, мужская, дактилическая рифмы) ОТСУТСТВУЕТ 5. Образность.

НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА! 6. Широкое использование троп. НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

7. Глубина мыслей.

Стихотворение — обычное или белый стих — всегда разделяется на четкие отрезки речи (строчки) , которые в поэзии называются стихами (стих — это одна строчка) . В прозе такого деления нет.

Так как стихотворение занимает намного меньше места, по сравнению с прозаическими произведениями, автору приходится искать емкие образы, укладывающиеся в несколько строк.

Если в прозе можно на трех листах рассказать о судьбе персонажа, то в поэзии это может занять 40 строчек.

Жаль, но этого часто не понимают те авторы, которые выставляют здесь, в Интернете, откровенно слабые стихи, очень часто прозу зарифмованную, напрочь забывая 5 и 7 пункты.

павел парфенов-неадекват:

в белом стихе хоть чуть чуть рифмы.

Такой же стих, но без рифмы

Проза это всё-таки какая-то эпичная, интеллектуальная мысль, белый же стих, как правило — бред полнейший, сплошная философия и лирика с претензией на рифму.

Текст, записанный в столбик, – стихи, в строчку – проза. Само слово «стих» в переводе с греческого значит «ряд» , а слово «проза» в переводе с латыни – «речь, которая ведется прямо вперед» . В стихах как бы появляется новый знак препинания – пауза на конце стиха.

Благодаря этим паузам стихи произносятся медленнее, чем проза. Одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от канонов стихосложения стал белый стих. На слух он более приятен, чем верлибр, ибо отброшена в нем сущая мелочь — рифма.

Метрическая организация осталась неизменной — при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается.

Проза, форма мысли и речи, противоположная поэтической, с внутренней стороны отличается простотой изложения, отвлеченностью и большей объективностью, в то время как в поэтической речи преобладают образность, конкретность и большая субъективность. Внешняя сторона не является достаточно характерной, так как и при отсутствии размера и рифмы речь может оставаться вполне поэтической (стихотворения в прозе).

Белые стихи, пусть они и без рифмы, все равно обладают мелодичностью, размером, ритмом.. . Белые стихи запомнить гораздо легче, чем прозу. Белые стихи очень хорошо поются!

Да по форме! Белый стих — это прежде всего стихотворение. То есть, в нем есть все, чему положено быть в стихотворении — размер, ритм, часто строфы. Нет только рифмы. Трудно спутать с прозой, к примеру, такой белый стих Ахматовой: Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз.

Проза — это просто текст, в нем нет ярко выраженного внутреннего ритма.

Если не цепляться к формальностям, проза растекается мысью по древу, стихи дают формулу.

Короткая история. Мама с дочкой гуляют вот здесь, «у подножья громады Покрова в Филях»:

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличия

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота — ненужная в семье. А на венцы и на апофеозы —

Один ответ: — Откуда мне сие́?

Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты, Небесный гость в четыре лепестка. О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты

Закон звезды и формула цветка.

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличия

Проза — это стихи без рифмы ! )))

Стихи это вспышка, а проза — река..))

Немногие будут отрицать одно различие поэзии от прозы. Поэзия выражает БОЛЬШЕ… меньшим количеством слов. Определению поэзии спокон веков потерян счет, Она сечет сердца как лезвие, а кровь у автора течет.

А вот романы часто крадут у читателей время и деньги.

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличия

Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/chem-otlichayutsya-stihi-ot-prozy

Разница между прозой и поэзией

Литературу можно разделить на два основных класса в зависимости от структуры языка. Эти две категории известны как проза и поэзия. Проза — это язык в его оригинальной и естественной форме, т.е. язык, встречающийся в газетах, учебниках, романах и т.д.

Поэзия — это форма литературы, в которой для выражения смысла используются эстетические и ритмические качества языка. Основное различие между прозой и поэзией заключается в том, что проза пишется естественным образом, а поэзия — в ритмической структуре.

Содержание

  1. Что такое проза?
  2. Что такое поэзия?
  3. Сравнение и ключевые различия между прозой и поэзией

Что такое проза

Проза является основной формой литературы, и проза и научная литература включены в прозу. Романы, повести, рассказы, биографии, автобиографии, мемуары, очерки, путевые книги, академические сочинения, тезаурусы, учебники и т.д. написаны в прозе.

Язык имеет грамматическую природу и состоит из естественного потока речи, а не из ритмической структуры. Он состоит из полных грамматических предложений, и эти предложения затем группируются в абзацы.

Язык, используемый в научной литературе, такой как газета, учебники, путевые книги и т.д., лишен фигуры речи, а другие описания и идеи выражаются прямо.

Разговорный язык также может быть классифицирован как проза.

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличияПроза

Поскольку разговорный язык обладает характеристиками прозы, многим людям легче писать прозу, чем стихи. Другим важным фактором, который способствует этому предпочтению, является ограничение слова в поэзии, поэты часто используют ограниченное количество слов, чтобы выразить свои идеи.

Что такое поэзия

Поэзия — форма литературы, которая использует эстетические и ритмические качества языка, чтобы вызвать значение. Такие факторы, как рифма, ритм, ритмические слоги и т.д., принимаются во внимание при создании поэзии. Поэзия обычно используется, чтобы выразить что-то художественным и эстетическим способом.

  Разница между Модернисткой и Современной литературой

Однако язык поэзии не такой естественный или свободный, как проза. Поэтический язык имеет тенденцию быть более декоративным и творческим, чем язык, используемый в прозе. Особое внимание уделяется звуку и ритму.

Стихотворение состоит из строк, строка может быть очень длинной или короткой, как одно слово. Строфа состоит из нескольких строк. Стихи можно классифицировать на разные типы в зависимости от строения строфы. Свободный стих, пустой стих , стихи синквейн и т.д. являются некоторыми примерами этих структур.

Как уже упоминалось выше, поэты используют ограниченное количество слов, чтобы выразить свои идеи в поэзии. Вот почему одна строка может быть короткой, как одно слово. Иногда трудно понять смысл стихотворения, прочитав его только один или два раза. Глубокое чтение и анализ могут потребоваться для расшифровки полного значения.

Читайте также:  Chevrolet spark или kia picanto — сравнение автомобилей и что лучше

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличияПоэзия

Определение

Проза — это форма литературы, которая использует язык в его оригинальной и естественной форме.

Поэзия — это форма литературы, которая использует эстетические и ритмические качества языка, чтобы вызвать смысл.

Рифма и Ритм

Проза не обращает внимания на ритм и ритм.

Поэзия обращает внимание на ритм, он является основными компонентами в стихотворении.

Слова

Проза: у писателя обычно нет предела слов.

Поэзия: поэты используют ограниченное количество слов.

Состав

Проза: идеи написаны в предложениях, предложения сгруппированы в абзацы.

Поэзия: идеи написаны в строках, строки сгруппированы в строфы.

Язык

Проза: язык более естественный и грамматический.

Поэзия: язык образный и ритмичный.

Понятность

Прозу обычно можно понять, прочитав один раз.

В поэзии, чтобы понять смысл стихотворения может потребоваться более одного чтения.

Источник: https://raznisa.ru/raznica-mezhdu-prozoj-i-poeziej/

Чем отличается СТИХОТВОРЕНИЕ от ПРОЗЫ

Толковые словари определяют стихотворение как поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью. Прозаическое произведение противопоставляется стихотворению именно отсутствием ритма. И все-таки такое противопоставление выглядит неполным, поскольку за тысячелетия существования литературы было создано множество оригинальных форм.

Одна из современных версий в науке о литературе очень просто трактует отличие стихотворения от прозы, которое заключается в форме. То есть текст, записанный в столбик является стихами, а текст в строчку – прозой. Об этом говорит и этимология самих слов.

Так, «стих» переводится с греческого как «ряд», а слово «проза» на латыни означало прямую целенаправленную речь. Благодаря этой концепции такое понятие как верлибр (свободный стих) считается стихом и пишется в столбик, хотя совершенно лишен рифмы и размера.

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличия

Тем не менее, главной особенностью стихотворения является ритм. Это связано с его происхождением от песни, где слово непосредственно связано с мелодией. Простейший ритм прослеживается в чередовании ударных и безударных звуков, как например, в стихотворении А.С. Пушкина:

Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя.

В различные эпохи и у разных народов были свои системы стихосложения. В одних главную роль играло одинаковое количество ударных слогов в строке (тоническая система), в других – одинаковое количество слогов (силлабическая система).

Однако в прозе тоже есть ритм. Наиболее яркий пример ритмической прозы – «Симфонии» Андрея Белого: «Все были бледны, и надо всеми нависал свод голубой, серо-синий, то серый, то черный, полный музыкальной скуки, вечной скуки, с солнцем-глазом посреди».

  • Еще одним классическим знаком отличия стихов от прозы является рифма – соотношение концов строк. Пушкин даже шутил на эту тему в поэме «Евгений Онегин»:
  • И вот уже трещат морозы И серебрятся средь полей… (Читатель ждет уж рифмы розы;
  • На, вот возьми ее скорей!)

Хотя античная поэзия или русские былины не использовали рифмы, при этом явно являясь поэтическими произведениями. В тоже время и в прозе (Дж. Джойс, А. Белый, Н. Гоголь) встречаются случаи звуковой рифмы.

Проза возникла значительно позже стихов. Художественные тексты прозой стали называться уже в 19 веке. Их главным отличием современные исследователи называют информативность и описательность в отличие от поэтической задачи через слово (его ритм и звучание) открывать новые смыслы бытия.

Есть различие и в описании предметов. Поэзия использует более живые образы, а проза – четкие представления. То же самое касается и языка. В поэзии чаще используются более эмоциональные слова, яркий пафос или тонкая лирика.

Также в стихах существует своеобразный знак препинания – это пауза в конце строки. Благодаря ей стихи произносятся белее медленно, чем проза, а, значит – более осмысленно.

Выводы:

  1. В отличие от прозы стихотворение можно пропеть. Благодаря ритму и рифме оно легче запоминается.
  2. Стихотворная форма предполагает написание рядов в столбик, а прозаическая – в строчку.
  3. И содержание, и само звучание слов в стихотворении несут определенный смысл, в отличие от прозы, задача которой – описывать и доносить информацию.
  4. Проза возникла позже, чем стих.

Источник: https://thedb.ru/items/Chem_otlichaetsya_STIKHOTVORENIYe_ot_PROZY/

Принципиальные различия между поэзией и прозой

Замечание 1

Проза и поэзия – это соотносительные понятия, которые употребляются для определения не стихотворных и стихотворных произведений художественной литературы соответственно.

Слово «поэзия» в переводе с греческого означает «создавать», «творить», «созидать» и означает «творение», «создание», «произведение».

В применении к литературным произведениям первоначальный смысл слова подчеркивает созидательный, творческий момент словесной искусности, обработанности.

Отсюда в дальнейшем, когда слово «поэзия» получило более широкое значение художественной словесности, термином «поэзия» стали называть произведения искусства.

Широкое значение слова «поэзия» совпадает с этимологическим смыслом, поэтому первоначальное понимание поэзии в качестве стихотворных произведений следовало считать слишком узким. Но значение слов исторически изменчиво. Древнегреческие творцы под словом «поэзия» понимали главным образом стихотворные произведения, поэтому человека, который писал стихи, называли поэтом.

Представление о произведении, которое обладает соразмерную длительность элементов, о ритмически организованной речи неразрывно было связано с понятием словесного художественного творчества. Затем греки предложили понятие стиха, которому противополагали ритмически неорганизованную речь.

Такую речь в дальнейшем римляне, являясь наследниками и продолжателями греческой культуры, стали называть прозой.

Чем отличается проза от стихотворения — основные отличия

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, поэзия – это:

  • искусство слова;
  • ритмически построенная, стихотворная речь
  • совокупность стихотворных произведений определенного времени, народа, поэта, группы поэтов
  • обаяние, очарование.

Слова «проза» в переводе с латинского означает «свободный», «вольный», «движущийся прямо». Например, у Сенеки встречается выражение «prosa», у Квинтелиана «oratio prosa» для обозначения свободной, не связанной ритмическими повторениями, речи.

Речь, распадающуюся на соизмеримые интонационные ряды и возвращающуюся потом к исходному моменту, римляне называли стихами. Однако интонационная необратимость была характерна не только художественным произведениям, не распадающимся на стихи, но политическим, ораторским, а затем и научным произведениям.

Тогда в сознании древних римлян только формировалось четкое разграничение публицистики, риторики и поэзии. Отсюда термин «проза» в дальнейшем получил более широкое значение и стал обозначать всякую ритмически неорганизованную литературу.

В сопоставлении с «поэзией» в широком его смысле термин проза получил значение не входящей в состав искусства, нехудожественной литературы. При этом сохранилось первоначальное узкое значение этих понятий.

Замечание 2

Большинство современных литературоведов термину «проза» как способ организации художественной речи противопоставляют чаще не термин «поэзия», а термин «стихи».

Отличие поэзии от прозы

Отличие между поэзией и прозой является не только узко-формальным моментом, вместе с особенностями формы поэзия вносит своеобразие и выражение идейного содержания.

Существенное свойство поэзии – эмоциональная насыщенность содержания: романтическая приподнятость, лирический подъем, гражданская патетика, моралистический пафос. А одним из самых существенных средств выразительности, которое воздействует на сознание слушателя, в поэзии является ритм.

Ритмическая организованность – постоянное и существенное свойство поэзии. В связи с этим язык поэзии более отдален от обыденной речи, нежели язык художественной прозы.

При осмысленном чтении проза тоже делится на отрезки, однако это разделение задается только синтаксисом. В стихах стихотворная строка не всегда совпадает с синтаксическим делением фразы. Это явление называется синтаксическим переносом.

Внутри стиха слово воспринимается несколько иначе, нежели слово в тексте прозаическом.

В стихах слова влияют друг на друга, это влияние называется единством и теснотой стихотворного ряда, которое еще усиливается звуковой организацией стиха.

Звучание стихов важнее, чем звучание прозы. Таким образом, благодаря интонации, звучанию, перекличке звуков слово в стихе принимает множество неожиданных смысловых оттенков.

В прозе также имеется ритм, однако определить, чем он создается, сложно. Законы ритма прозы, в отличие от стихотворного ритма, выявлены в меньшей степени.

Еще одним признаком стихов является рифма, однако этот признак не обязателен. В античной поэзии, в русском народном поэтическом творчество, в частности, в былинах, рифмы не было. В современном англоязычном стихосложении тоже рифма употребляется крайне редко. В прозе наличие рифмы случайное явление.

Еще одно отличие стихов от прозы – это большая эмоциональность и лиричность.

Принципиальным отличием поэзии от прозы является то, что она выполняет задачу заставить читателя заново постигать реальность и открывать через слово бытийные смыслы. Проза изначально описательна и информативна. В поэзии форма несет смысл, как и содержание, они поддерживают и дополняют друг друга.

Проза определяется как художественная речь, которая выделяется на фоне поэзии.

Замечание 3

Как сказал Зенкин, «проза – это то, что не захотело быть стихами».

Отличие прозы от поэзии состоит в том, что изображает автор. В поэтическом произведении автор имеет большую свободу в том, что он изображает. В прозаическом произведении писатель рассказывает о том, что происходит или происходило. Поэт может давать своей фантазии неограниченную свободу.

Следующее отличие между поэзией и прозой заключается в разнице способа описания предмета. Писатель дает достаточно четкое, ясное понятие о предмете изображения, а поэт рисует перед читателем живой образ, некую картину, через которую читатель получает представление об изображаемом.

Отличается проза от поэзии и самим языком. Язык поэзии – образный, язык прозы – отвлеченный. Слово в поэзии несет большую эмоциональную нагрузку, слово в прозе более сдержанно.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/principialnye_razlichiya_mezhdu_poeziey_i_prozoy/

Проза и поэзия. В чём разница?

Литература относится к письменному творчеству, две ее распространенные формы – проза и поэзия.

Проза – это обычный стиль письма в литературе, который включает в себя сюжет, среду, персонажей, тему, настроение, точку зрения и т. д. Проза написана с использованием предложений, образующих абзац. Она также может включать диалоги.

Поэзия – это то, что вызывает чувства и образы. Автор тщательно выбирает стиль и отдельные слова, упорядочивая их таким образом, чтобы создать ритм и рифму. Именно наличие последней определяет поэзию, помогает на слух уловить разницу между ней и прозой. Стихотворение чаще всего разделено на строфы, законченную синтаксическую и смысловую организацию.

Организация поэтического слова

В поэзии каждый из речевых отрезков относится к отдельной строке. Она измеряется словами, слогами или группой слогов, иначе говоря стихотворной стопой.

Отечественные литературоведы делят систему организации слова в поэзии на 3 основные системы:

  • Силлабическая предполагает, что количество слогов в стихотворной строке должно быть строго одинаковым (см. творчество А. Кантемира)
  • Тоническая основывается на размеренном проявлении ударного слога в строке, при этом количество безударных слогов не важно. Так слагается акцентный стих (см. произведения В. Маяковского).
  • Силлабо-тоническая система состоит в чередовании ударных и безударных слогов.

Ключевые различия между прозой и поэзией

Стихотворения Прозаические произведения
Традиционное деление на строки, строфы. Предложения образуют абзацы
Использование уникального стиля для выражения эмоции или чувства Описание события со стороны, ясное выражение мыслей и чувств
Рифма и ритм Отсутствие четкого ритма, нет рифмы
Поток сознания Поток жизни
Субъективное отношение лирического героя к миру; сюжета практически нет Отображение объективной действительности оценке писателя; тяга к сюжетному изображению событий, характеров, деталей
Композиция определяется спонтанным движением чувств Композиция состоится за счет сюжетных ходов
Описания редки, лаконичны Описания занимают существенное место

Виды и жанры поэзии

  1. Лирическая поэзия
  2. Эпическая поэзия
  3. Философская поэзия
  4. Сатирическая поэзия

К жанрам причисляют балладу, лирику, лимерик, поэму, роман в стихах, рубаи, хайку, элегию и др.

Жанры прозы

  • Роман
  • Повесть
  • Рассказ
  • Эссе
  • Биография
  • Сказка литературная
  • Притча

Смотри также:

Источник: https://bingoschool.ru/manual/36/

Что такое стих и проза

В обыденном представлении стих и проза различается так: все, что «записано в строчку», подряд – проза, что разбито на отрезки, «записано в столбик» – стихи. Но проблема на самом деле гораздо глубже.

Читайте также:  Чем отличается болт от шпильки?

К примеру, что же делать со «стихотворениями в прозе»? По форме – это проза, но Ш. Бодлер и И.Тургенев утверждают – по жанру это «стихотворения». Почему Н.

Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, хотя по форме это роман?

Л.М. Гаспаров в предисловии к книге «Русский стих начала XX века в х» задает вопрос: «Чем отличается стих от прозы?» и отмечает: это «самый трудный из вопросов». Там же он отмечает, приводя одно из основных формальных различий стиха и прозы:

 «Слово «стих» по-гречески значит «ряд», его латинский синоним «versus» (отсюда «версификация») значит «поворот», возвращение к началу ряда, а «проза» по-латыни значит речь, «которая ведется прямо вперед», без всяких поворотов.

Таким образом, стихи – это прежде всего речь, четко расчлененная на относительно короткие «ряды», отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой.

Каждый из таких отрезков тоже называется «стихом» и на письме обычно выделяется в отдельную строку».

Ко времени написания труда (1924 год) это утверждение было относительно верно и максимально приближено к реальности. В настоящее время граница между стихом и прозой интенсивно размывается, значит, нам нужен иной, не только формальный, но и содержательный подход к различению стиха и прозы.

Ю.Б. Орлицкий замечает:

«Любой исследователь литературного текста, сталкиваясь с проблемой написания… начинает с выяснения его ритмической природы, т.е. определяет, что перед ним – проза или стихи… стих и проза – это два принципиально различных способа организации речевого материала, два разных языка литературы».

Итак, есть два основных типа организации художественной речи – поэзия и проза. Лингвисты пришли к выводу, что нет языковой разницы между стихом и прозой, ведь стихотворная речь состоит из обычных фраз. С этой точки зрения нет ни одного признака, по которому можно было бы определить стихотворную речь.

Однако Э.Я. Фесенко категорически отрицает эту точку зрения. Он пишет:

«Стихотворная речь в принципе устроена иначе, чем прозаическая. Прозаическая художественная речь разделяется на абзацы, предложения и периоды. В письменном словесном творчестве стихи и проза несхожи и по особенностям своего графического оформления.

Графическое оформление, выявляющее коренное свойство стиха (членение на строки), играет существенную роль в нашем восприятии стихотворных форм.

Именно графическое оформление создает некую «установку на стих», сразу регистрируемую нашим восприятием и позволяющую нам отнести произведение так оформленное, к разряду стихотворных».

Мы опять пришли к тому, с чего начали – с формального различия между стихом и прозой. В психологии есть такое понятие – эффект ожидания. Т.е.

когда мы видим что-то неизвестное, похоже на уже известный нам предмет, мы ожидаем от него того же, что и от знакомого предмета.

Применимо к стиху и прозе, можно это выразить так: если мы видим что-то, записанное короткими строчками в столбик, то перед нами, скорее всего, стихотворение, если все записано подряд – перед нами проза. Срабатывает эффект ожидания.

Ни метр, ни ритм, ни рифма не являются определяющими признаками стихотворной речи, и вот почему. Существует метризованная проза («Петербург» А. Белого), рифмованная проза («Кола Брюньон» Р.

Роллана), существует аллитеризованная проза. Выделяются особые жанры – «стихотворение в прозе», «верлибр». Э.Я. Фесенко со ссылкой на Е.В.

Невзглядову и Томашевского пишет:

«…есть верлибр – свободный стих, в котором нет ни одного стихового признака, крое записи стиховыми строчками. Прав Томашевский, который говорил о наличии промежуточной пограничной полосы между стихами и прозой: «…стихи заходят на территорию прозы и наоборот, как наречие одной местности плавно перетекает в наречие соседней»».

Немалую роль в различении стиха и прозы играет ритмичность стиха. В стихах ритмичность достигается за счет равномерного чередования речевых элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т. д.

Конкретная ритмическая организация стиха во многом зависит от системы стихосложения, а та, в свою очередь – от особенностей национального языка. Итак, стих есть ритмически упорядоченная, ритмически организованная речь.

Однако свой ритм, иногда более, иногда менее ощутимый, есть и в прозе, хотя там он не подчинен строгому ритмическому канону – метру.

Достигается ритмичность в прозе прежде всего за счет приблизительной соразмерности колонов, что связано с интонационно-синтаксической структурой текста, а также различного рода ритмическими повторами. Следовательно, и ритм не является ведущим признаком различения стиха и прозы.

Многое в различии понятий прозы и поэзии сделали «практики искусства» – поэты и писатели. Интересна в этой связи точка зрения Н. Гумилева, приводившего в качестве разделения прозы и поэзии как формальные, так и содержательные признаки:

«Поэзия всегда желала отмежеваться от прозы. …начиная каждую строчку с большой буквы, …ясно слышимым ритмом, рифмой, аллитерацией, и стилистически, создавая особый «поэтический» язык, и композиционно, достигая особой краткости, и эйдологически в выборе образов».

Итак, мы можем утверждать, что проза и поэзия отличаются друг от друга рядом признаков (формальных и содержательных), и только совокупность нескольких признаков позволяет нам четко размежевать эти понятия. Наряду с прозой и поэзией существует несколько «пограничных» жанров (верлибр, стихотворения в прозе), вобравших в себя признаки как стиха, так и прозы.

Источник: https://nsaturnia.ru/kak-pisat-stixi/chem-otlichaetsya-stix-ot-prozy/

Чем стихи отличаются от прозы

Чем стихи отличаются от прозы

Стихи — это речь, в которой, строки живут и своей жизнью, и общей

Прежде чем перейти от прозаических жанров к стихотворным, стоит как следует оглядеться на этой границе. Чем стихи отличаются от прозы? Что у них общего?

  • Нет, лучше сказать по-другому:
  • Прежде чем перейти
  • от прозаических жанров
  • к стихотворным,
  • стоит как следует оглядеться
  • на этой границе.
  • Чем
  • стихи отличаются
  • от прозы?
  • Что у них
  • общего?

Присмотримся: чем отличается первый абзац этой главы (будем называть его прозой) от того же текста, выстроенного в столбик (назовём его стихотворением)? Правильно, разбиением на короткие строки. Но это разбиение имеет свои последствия. После разбиения текст читается по-другому.

Во-первых, каждая строка имеет некоторое самостоятельное звучание. Теперь она сама по себе останавливает внимание. Из-за этого в ней становится заметно и самостоятельное значение. Каждое слово, перейдя из большого словесного коллектива (абзаца) в маленькую такую компанию (строку), приосанилось, расцвело и тоже зазвучало иначе, чем в прозаическом тексте.

Если мы разобьём абзац на строки по-другому, иначе будет читаться полученное стихотворение. Например, можно сделать его более деловым, ближе к прозаическому варианту:

  1. Прежде чем перейти от прозаических жанров
  2. к стихотворным,
  3. стоит как следует оглядеться на этой границе.
  4. Чем стихи отличаются от прозы?
  5. Что у них общего?

Но и в таком виде это уже стихи, где каждая строка имеет свой смысл и свой ритм.

Можно сделать стихотворение боле авангардным:

  • Прежде чем перейти от
  • прозаических жанров к
  • стихотворным,
  • стоит как следует оглядеться на
  • этой границе.
  • Чем стихи отличаются
  • от про-
  • зы?
  • Что
  • У
  • них
  • общего?

Совершенно другая музыка, другие акценты. Не только по форме, но и в смысловом отношении это другое стихотворение. Экстравагантные разрывы строк, создающие неожиданные паузы, тормошат читателя, заставляют его всмотреться в каждую строку, опробовать её на вкус и признать в конце концов, что — да, эти стихи отличаются от прозы, состоящей из тех же слов!

Можно считать, что кроме точек, запятых и других знаков препинания в языке есть ещё один особый знак, очень сильный. Ведь именно он отличает стихи от прозы.

Этот знак — разделение текста на строки.

Греческое слово «стихос», как русское «стих», означает именно одну строку (хотя «стих» и применяют порою в смысле «стихотворение», да и в других смыслах тоже). Так что «стихи» — это просто «строки», то есть разбитый на них текст.

Пока мы не делим специально нашу речь на строки, не пользуемся этим особым знаком препинания, она остаётся прозаической. А если пишем (или произносим вслух) графически или интонационно определённые строки, это уже стихи.

Существуют и другие привычные признаки стихов. Например, рифмы. Но это не обязательный признак. Рифмы используются в поэзии не всегда (а когда используются, то часто подчёркивают именно разделение на строки).

Нередко стихи подчиняются определённой схеме чередования ударных и безударных слогов (стихотворному размеру), но и это не обязательное условие. Стихи — это более образная речь, но образной может быть и проза.

Есть и другие свойственные поэзии приёмы, но ни один из них не является обязательным её свойством.

Конечно, чтобы стихи стали настоящим поэтическим произведением, нужно позаботиться ещё кое о чём, кроме разбиения на строки.

Можно отказаться от стихотворного размера, но не от ритма, не от внутренней музыки, наполняющей стихотворение и ведущей его от строки к строке. Здесь нет твёрдых правил, но необходимо постоянно прислушиваться к тому, что получается.

Поэтической речи больше свойственно использование метафор, сравнений, живописных изображений. Чем необычнее картинка, чем неожиданнее сравнение, тем интереснее стихи.

Свой ритм, своё музыкальное звучание нужны и прозе. В прозаическом произведении тоже используются образы, метафоры и живописные сравнения. Но поэзия нуждается в этом острее.

Поэтический жанр, в котором наиболее заметным приёмом остаётся разбиение текста на строки, называется ВЕРЛИБР — или СВОБОДНЫЙ СТИХ.

В некоторых случаях, особенно когда мы имеем дело с древними произведениями, и само разделение на строки является интонационным, а не физическим, но оно достаточно хорошо выражено.

Тогда и здесь мы можем (с учётом других особенностей поэтической речи) говорить о свободном стихе.

Свободный стих — это замечательный поэтический жанр, вполне равноправный с другими. Некоторые знаменитые поэты всю жизнь писали только верлибры. У каждого народа поэзия начиналась обычно как раз со свободных стихов.

Переход от прозы к стихам — это прежде всего повышение внимания к тексту. В стихах происходит усиление ритмических и музыкальных особенностей, образности, выразительности на уровне слова. Но есть и другие различия.

Проза лепится из жизни, реальной или фантазийной. Поэзия кристаллизуется из её восприятия, из переживаний, относящихся к реальным или фантастическим впечатлениям.

Проза больше тяготеет к подробностям, поэзия — к их обобщению и символизации.

Прозе свойственна своя поэтичность — и музыкальная, и живописная, и духовная. Стихи порою бывают прозаичны — как стилистически, так и по мировосприятию.

Да и общего между прозой и стихами гораздо больше, чем различий.

И в том и в другом случае письменной речи свойственны вкус слова, метафоричность, внимание к внешнему и внутреннему миру, к детали, но вместе с тем обобщение и символичность, размышление и осмысление.

Чтобы как следует ощутить различие и общность прозы и поэзии, полезно не только попробовать себя в обеих областях, но поэкспериментировать с переходом от стихов к прозе и наоборот.

Например, написать эссе по мотивам стихотворения или стихотворение по мотивам эссе. Попробовать одну и ту же тему раскрыть с помощью рассказа и с помощью верлибра.

Сочинить сказку в прозе и переделать её в стихотворный вид.

Поэту надо чувствовать прозу. Прозаику надо чувствовать возможности стихотворной речи. Может быть, лучше всего и не замыкаться навсегда в одной из этих категорий.

Следующая глава

Источник: https://lit.wikireading.ru/21832

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector