Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются

Искусство и развлечения 15 декабря 2017

Когда нужно проанализировать ту или иную книгу, фильм или спектакль, то говорят о сюжете и фабуле. Если первый более ясен для читателей, то с фабулой дело обстоит сложнее.

Эти два понятия очень похожи, но в каждом содержатся свои особенности. Попробуем разобраться, чем отличается сюжет от фабулы? Оба они являются аспектами содержания художественного произведения.

Многие смешивают эти два термина, принимают их за синонимы.

Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются

Понятие фабулы

Любителям книг не обязательно знать все профессиональные литературные тонкости, учить наизусть сложную терминологию. Восхищаться шедеврами многих писателей можно и без этих знаний.

Но каждому читателю не помешает иметь представление о простых литературных понятиях. Это позволит считать себя культурным человеком. Многие из вас слышали слово «фабула», но не все знают его значение.

Это слово очень мелодичное и звучит почти одинаково на нескольких европейских языках.

Любая легенда, рассказ, басня, роман, поэма, повесть имеет совокупность событий, действий и обстоятельств. Это значит, что у них есть фабула. Представьте, что вы имеете замысел произведения. Проще говоря, вы знаете, о чем будете рассказывать. Это значит, что вы владеете фабулой.

Фабула — это оборот событий, которые происходят в литературном произведении, выстроенный в естественном порядке по хронологии так, как бы он мог происходить в действительности.

Проще говоря, фабула — это ваш рассказ, изложенный по-простому, одной или несколькими фразами. Она воспроизводит события только в хронологическом порядке и является стержнем произведения любого жанра.

Фабула является творческой основой для сочинений, их материалом.

Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются

Виды фабул

Итак, прежде чем создать творение, художник задумывает фабулу. С помощью различных художественных методов он раскрывает ее глубину и правдивость. В зависимости от характера изображаемой действительности фабула может быть следующих видов:

  • романтическая;
  • сказочная;
  • утопическая;
  • мифологическая;
  • реалистическая.

Фабула может состоять из нескольких элементов. Одним из них является коллизия. Ее писатель использует для столкновения противоположностей действующих лиц. Автор может сделать события сложными и запутанными с помощью интриги.

Для неожиданных перемен в судьбе персонажей используется перипетия. Перед развертыванием любых событий должны быть экспозиция или пролог. Далее следуют завязка, кульминация, развязка.

Заключительную часть фабулы и любого произведения составляет эпилог.

Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются

Примеры фабул

Талантливому автору не нужно много сил, чтобы сделать из удачной фабулы настоящий шедевр искусства. Многим известна история написания А. С. Пушкиным повести «Дубровский». Фабулой для ее написания стала история, которую Пушкину рассказал его друг П. Нащокин. Он поведал ему доподлинную историю одного дворянина по фамилии Островский.

Некоторые писатели берут фабулу уже из других произведений. Так, Гоголь поведал историю мелкого чиновника, которого приняли в обществе за важную особу, в комедии «Ревизор». Раньше подобные истории уже встречались.

Для примера упрощенной фабулы можно использовать шекспировскую трагедию «Гамлет». Начинается она с убийства короля, которое совершает его брат. Он садится на престол и берет в жены жену убитого короля.

У покойного короля остался сын Гамлет, к которому явился призрак и рассказал правду о смерти отца. В попытке отомстить убийце Гамлет погибает на дуэли. Вот такая последовательность событий в фабуле. А в самом произведении события разворачиваются по другому плану.

Если пересказывать авторскую последовательность, то значит — воспользоваться сюжетом.

Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются

Что такое сюжет?

Сюжетом называют совокупность событий, которые автор изображает такими художественными формами и приемами, которые больше всего подходят для его творческой задумки.

Если фабула воспроизводит события в хронологической последовательности, то сюжет может быть с нарушением порядка. Любую цепочку событий, выстроенную писателем, называют сюжетом. Иногда фабула может в точности напоминать сюжет, но чаще она его «выпрямляет».

Под сюжетом подразумевают сцепление событий, с помощью которых раскрываются характеры и взаимоотношения героев.

Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются

Типы сюжета по характеру событий и структуре

Сюжеты классифицируют по характеру изображаемых в книге событий. Это дает возможность выделять среди них:

  • фантастические или сказочные;
  • исторические;
  • библейские;
  • детективные;
  • авантюрные;
  • военные;
  • приключенческие;
  • любовные.

В лирике наблюдается лирический сюжет. Он разворачивается в ментальной площади. Под ней подразумеваются воспоминания лирического героя, внутренний мир. Эти события читатель видит в его переживаниях, эмоциях, чувствах. Среди множества сюжетов выделяют те, которые подходят для разных стран, эпох и народов. Они получили название «бродячие».

Являясь компонентами художественных произведений, сюжеты отличаются по структуре. Первым типом является хроникальный, в котором читатель видит события в хронологической последовательности. В нем автор показывает духовный рост личности главного персонажа.

Это можно наблюдать в автобиографиях, мемуарах. Чтобы показать противоречия в душе главного героя, писатель обращается к концентрическому сюжету. В нем показана цепочка событий, каждое из которых выступает следствием предыдущего и причиной последующих.

Похожий сюжет можно наблюдать в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются

Конфликт — двигатель сюжета

Чтобы сюжет и фабула произведения развивались, нужен конфликт. Именно он двигает событиями в книгах. Фабула, сюжет, конфликт — понятия очень взаимосвязанные.

Под конфликтом подразумевают противоборство, которое возникает на принципах противоречий. Можно наблюдать за конфронтацией различных характеров, героя и общества, персонажей и обстоятельств. Такой конфликт называется внешним.

А если он разворачивается в душе героя, то именуется внутренним.

Отличия сюжета и фабулы

Современные литературные критики фабулой называют основное художественное содержание и конфликт в сочинении. Под сюжетом подразумевают конкретную последовательность событий в книге. Сюжет и фабула обуславливают тематику и содержание произведения. Вот их основные отличия:

  1. В фабуле читатель видит произошедшие события, в сюжете — точное их описание по содержанию.
  2. Фабула изображает конфликтную сторону событий. Сюжет дает канву фабулы, придавая изложению форму и очередность происходящего.
  3. Фабула имеет строгую временную последовательность. Сюжет имеет свободное хронологическое изложение.
  4. Фабула может быть короче сюжета.

Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются

Сюжет и фабула «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова

Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей. Этим самым Лермонтов разворачивает историю души Печорина. Все главы автор расположил так, чтобы все выходило из главной идеи и в нее же возвращалось. Для этого Лермонтов нарушил хронологический ряд событий.

«Бэла», «Максим Максимыч» и все последующие повести дают четкое представление о внутреннем мире Печорина, его мыслях, чувствах и чаяниях. Автор последовательно раскрыл сложный характер героя, все его противоречия и непредсказуемости.

Именно такому замыслу подчиняется сюжет романа, последовательность событий которого отличается от порядка расположения частей.

Фабула требует от произведения совсем другого расположения повестей: «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина». Фабула и сюжет романа Лермонтова не совпадают.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/264230/

Разница между сюжетом и фабулой

О сюжете и фабуле идет речь, когда анализируется какое-либо литературное произведение, фильм или театральная постановка. И то и другое понятие обозначает некую цепь событий, но в каждом случае имеются свои нюансы. Чем отличается сюжет от фабулы? Попытаемся это выяснить.

  • Содержание статьи

Сюжет – это система включенных в произведение (фильм, постановку) событий, которые изложены в последовательности, наиболее полно отвечающей творческому замыслу автора. Сюжет образует форму произведения.

Фабула – все события повествования, выстроенные согласно их естественному расположению во времени. Под фабулой также понимается конфликт произведения, который разворачивается по ходу действия.

Сравнение

Итак, если в произведении развиваются какие-либо события, их можно представить в виде сюжета или фабулы. Пересказ сюжета будет осуществляться строго с опорой на авторскую последовательность. А если вычленить из произведения все события и перечислить их в логической временной последовательности, то получим фабулу. Ее еще образно называют «выпрямленным сюжетом».

Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются

Ярким примером нарушения в сюжете хронологии событий является трагедия «Гамлет».

Фабулу здесь можно сформулировать так: датского короля убивает брат – убийца становится королем и женится на вдове – призрак бывшего короля является к принцу Гамлету и открывает тайну о совершенном злодействе – Гамлет, пытаясь отомстить убийце, сам гибнет на дуэли. Однако по сюжету шекспировской трагедии уже в первой сцене охрана замка и Горацио наблюдают явление призрака короля.

Отличие сюжета от фабулы заключается в том, что сюжет содержит описание судьбы героев вместе со всеми хитросплетениями и неожиданными поворотами. В сюжете раскрываются причинные взаимосвязи, описываются мотивы и эмоции, что позволяет лучше понять поступки героев. Сюжет иногда бывает настолько витиеватым и запутанным, что его сложно пересказать.

Фабула – это костяк, сама основа произведения. Она не содержит подробностей и лирических отступлений. В фабулу включаются только действующие лица и ключевые события.

Поэтому ее изложение получится значительно более коротким, чем пересказ сюжета.

Для наглядности можно привести такой пример: теледиктор, передающий краткое содержание серии фильма, озвучивает фабулу, но для знакомства с сюжетом необходимо эту серию посмотреть.

Лучше понять, в чем разница между сюжетом и фабулой, помогает и тот факт, что одна фабула может быть раскрыта путем создания нескольких разных сюжетов. В результате получится целый ряд оригинальных произведений. Обратимся к сказкам. Во многих из них фабула одна: встреча влюбленных – появление опасности – прохождение испытаний – победа над злодеями – свадьба. Но сюжет в сказках разный.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-syuzhet-ot-fabuly/

Фабула и сюжет

Сюжет – это ряд событий, разворачивающихся в художественном произведении и выстроенных для читателя по определенным правилам демонстрации.

Понятие сюжета

Сюжет является основой формы произведения. По словарю Ожегова сюжет – то последовательность событий в сценическом или литературном произведении. В произведениях изобразительного искусства сюжет – это предмет изображения.

Определение 1

Сюжет – это изображенная в литературном произведении цепь событий, то есть жизнь персонажей в пространственно-временных измерениях, в обстоятельствах и положениях, сменяющих друг друга.

События, воссоздаваемые писателями, наряду с персонажами составляют основу предметного мира произведения. Сюжет – организующее начало большинства эпических и драматических произведений. Сюжет может иметь большое значение и в лирическом литературном роде, однако здесь, как правило, он предельно компактен и весьма скудно детализирован.

Понимание сюжета как воссоздаваемых в произведении совокупности событий восходит к русскому литературоведению 19 века (А. Н. Веселовский «Поэтика сюжетов»).

Однако привычная терминология в 1920 годы была резко изменена представителями формальной школы. Б. Томашевский писал, что сюжетом называется художественно построенное распределение событий в произведении.

Однако в современном литературоведении преобладающим является значение понятия «сюжет», предложенного в 19 в.

Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сюжеты заимствуются авторами из исторического предания, из мифологии, из литературы прошедших эпох и каким-либо образом видоизменяются, обрабатываются, дополняются. Например, большая часть произведений У. Шекспира основана на хорошо знакомых литературе средневековья сюжетах.

Читайте также:  Ишак и осел — есть ли разница между ними?

Драматурги-классицисты широко использовали традиционные сюжеты. Основу сюжетов составляют исторические события либо события, происходившие в близкой автору реальности и в его собственной жизни.

Также в литературе широко распространены сюжеты, которые являются плодом воображения писателя.

Как правило, сюжет произведения выдвигается на первый план и определяет собой его композицию, а также сосредотачивает на себе внимание читателя. Однако бывают случаи, когда сюжет как бы уходит в подтекст, а изображение событий уступает место воссозданию переживаний, раздумий, впечатлений персонажей, описаниям природы и внешнего мира. особенно это свойственно литературе современности.

Сюжет выполняет несколько содержательных функций:

  • Выявляет и характеризует связь человека с его окружением. Этим он определяет место человека в реальности, его судьбу, то есть запечатлевает картину мира. классический тип мировоззрения запечатлен в основной части сюжетов литературы прошлых столетий. Неклассический тип видения мира лежит в основе литературных сюжетов современности.
  • Обнаруживают и воссоздают жизненные противоречия. Достаточно выраженный сюжет невозможно представить без какого-либо конфликта в жизни персонажей.
  • Создают для героев произведения поле действия, обеспечивают им возможность полно разнопланово раскрыться перед читателем в поступках, в умственных и эмоциональных откликах на происходящее.

Согласно А. Е. Нямцу, все многообразие традиционных сюжетов можно разделить на четыре основные генетические группы:

  • Фольклорные
  • Мифологические
  • Литературные
  • Исторические.

Понятие фабулы

Определение 2

Фабулой называется система связанных между собой мотивов, она охватывает все события, соединенные в причинно-следственные ряды.

Большинство мотивов, составляющих фабулу, имеет динамический характер, но и некоторые статичные мотивы могут иметь большое значение для него.

Замечание 1

Фабула – это тематически-фактический предмет изображения, ключевой план протекания действия драматического ил эпического произведения, уже художественно организованного и в котором уже выявлены центральные мотивы и расстановка персонажей.

Следует различать фактическую основу произведении, фабула – повествовательная тема, которая подлежит дальнейшей обработкой в сюжете и саму разработку повествовательной темы, что связано с решением какой-либо проблемы на материале данных событий.

В зависимости от характера понимания действительности, также от характера самого объекта фабулы могут быть сказочного типа, мифологического, реалистического, романического, утопического и т.д. Каждый этап в развитии литературно-художественного творчества, каждый период истории, каждое направление в литературе создают свои фабулы, которые и определяют особенности сюжетов.

Элементами фабулы являются:

  • Интрига
  • Коллизия
  • Перипетия
  • Завязка
  • Экспозиция
  • Кульминация
  • Развязка
  • Пролог
  • Эпилог.

Соотношение сюжета и фабулы

Понятие сюжета имеет тесную связь с понятием фабулы. В современной отечественной литературной критике под фабулой понимается основной художественный конфликт, развивающийся по ходу сюжета. Также существуют и другие взгляды на соотношение сюжета и фабулы.

Например, в толковом словаре Ушакова сюжет определяется как совокупность событий, действий, в которых раскрывается главное содержание произведения, а фабула – как содержание изображаемых в произведении событий, в их последовательной связи.

Таким образом, в отличие от сюжета, фабула излагает события произведения во временной последовательности.

Представители ОПОЯЗа предложили различать две стороны повествования: развитие событий в произведении они называли фабулой, а сюжетом называли то, как эти события изображаются автором.

Следующее толкование, предложенное критиками середины 19 века, поддерживалось М. Горьким и А. Н. Веселовским. Они называли сюжетом непосредственно само развитие действия произведения, а под фабулой понималась композиционная сторона содержания сюжета.

Замечание 2

Существует точка зрения, согласно которой понятие «фабула» не имеет самостоятельного значения, поэтому для анализа художественного произведения достаточно использовать понятия «сюжет», «композиция сюжета», «схема сюжета».

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/fabula_i_syuzhet/

В чём разница между фабулой и сюжетом?

Я думаю, что до сих пор классическим ответом на этот вопрос является глава, посвященная Бунинскому «Легкому дыханию», в «Психологии искусства» Л.С.Выготского.

Это различение фабулы и сюжета произошло, насколько я понимаю, от русских формалистов. И именно у Выготского обрело законченную форму.

Речь идет приблизительно о следующем.

Фабула — это последовательность событий, которую мы можем «пересказать» кратко. Выготский связывает этот краткий пересказ с «содержанием».

Фабулой «Легкого дыхания» является история неразборчивых сексуальных связей девушки-подростка, закончившихся ее убийством очередным брошенным любовником.

Сюжет — это те модификации, которые претерпевает наш «пересказ» в повествовании.

А именно: в повествование вплетается случайная фраза о «легком дыхании», брошенная девочкой в случайном диалоге (и никакого как бы отношения к связке событий — фабуле — не имеющая), повествование разворачивается в — казалось бы лишние для фабулы — пейзажные зарисовки, в повествование вклеиваются как бы случайные персонажи (учительница школы, в которой училась девушка-подросток). Повествование, наконец, разрешается (заканчивается) кладбищенским ветром, позвякиванием чего-то там и — легким дыханием (опять же, как будто не имеющим никакого отношения к фабуле).

Т.е. сюжет — это не совсем и не всегда измененный хронологический порядок действия (как сказано выше). Развитие событий в повествовании вполне может идти в хронологическом порядке, но это — по Выготскому — вовсе не значит, что сюжет эквивалентен фабуле.

Сюжет представляет из себя все средства, уводящие от фабулы (от пересказа) и преображающие фабулу. Он связывается Выготским с формой, а сам художественный текст рассматривается им как композиция «сражения» сюжета с фабулой.

Так, например, (из того же Выготского, но почти шутя) фабула басни про «Журавля и Цаплю» та же, что и фабула «Евгения Онегина». И там и там мы имеем взаимные визиты с предложением любви, и там и там — они терпят неудачу. Это — эквивалентность фабул.

Если отвлечься от стихотворной формы Евгения Онегина (что, вообще говоря, непросто сделать, конечно), то различие сюжетов в басне и в «Евгении Онегине» будет связано с т.н. «лирическими отступлениями» у Пушкина.

Лирические отступления (о самом лирическом авторе, его соображения, шутки, намеки и комментарии к происходящему) и составляют как бы «суть» отличия сюжета от фабулы.

Именно эти лирические отступления при пересказе будут потеряны, но именно они делают Евгений Онегин тем, что он есть.

В реальном анализе художественных текстов все оказывается, конечно, не так просто, как в классических примерах. Скажем, тот же «пересказ» может стать формой (восприняться как художественный, как сюжет) на фоне других привычных форм (мне кажется, у Хармса часто это срабатывает, часто так работают пародийные пассажи в кино и т.д.).

В театральных категориях различие между фабулой и сюжетом может быть переформулировано так.

Фабула связана с каким-то первичным «сказанием». Характерно, что именно словом «сказание» переведен «миф» в «Поэтике» Аристотеля М.Л.Гаспаровым. Фабула — то, что можно пересказать.

А сюжет — это действие (опять же — по Аристотелю), через которое фабула подана и которое можно воспроизвести (пересмотреть спектакль). Но это действие не совпадает с «первичным сказанием».

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/33017/image_src

Консультация по литературе (9 класс) на тему: Что такое фабула и чем она отличается от сюжета? | Социальная сеть работников образования

Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?

Для того чтобы любить литературу, необязательно разбираться во всех ее профессиональных тонкостях. Большинству читателей совершенно незачем зубрить наизусть сложную и разнообразную литературную терминологию, получать удовольствие от чтения можно и без нее.

Но иметь представление о самых элементарных литературных понятиях должен каждый читатель, если, конечно, он хочет называться культурным человеком. Одним из слов, которые практически каждый слыхал неоднократно, но далеко не каждый понимает правильно, является слово «фабула».

Что означает слово «фабула»?

Это мелодичное слово имеет схожее звучание и написание в английском, французском, немецком и некоторых других языках.

Изначально оно переводилось как «басня, сказка», но со временем его значение изменилось: в наши дни под фабулой принято понимать основу, на которой строится любое повествование.

Фабула — это та цепочка событий и фактов (реальных или вымышленных), которые делают данное повествование возможным.

  • Что такое фабула в литературе?
  • В литературе фабулой называют совокупность событий, действий и обстоятельств, описываемых в художественном произведении: легенде, притче, басне, рассказе, повести, романе, поэме или другой литературной форме.

Фабула составляет фактическую основу произведения, она является той центральной осью, вокруг которой строится повествование. Следует заметить, что в литературе существуют разные определения этого термина, разницу между ними мы рассмотрим ниже.

Примеры использования фабулы

Талантливый автор способен превратить удачную фабулу в гениальное произведение искусства. Так, например, доподлинная история дворянина Островского, рассказанная А. С. Пушкину его другом П. В. Нащокиным, стала той фабулой, которая послужила основой для повести «Дубровский». Реальные прототипы давно забыты, а о героях повести до сих пор пишутся школьные сочинения.

Знаменитому гоголевскому «Ревизору» предшествовал ряд произведений со схожей интригой, другими словами, фабула была уже не нова.

Анекдотическая история про мелкого чиновника, волею случая принятого за важную особу, была рассказана уже не раз до этого. Но Н. В.

Гоголю удалось превратить эту историю в настоящий шедевр, имеющий острую социальную трактовку и пополнивший собой сокровищницу мировой литературы.

На этом примере мы видим, что одна и та же фабула может использоваться для создания множества оригинальных художественных произведений.

Чем фабула отличается от сюжета?

Существует несколько точек зрения на различия между фабулой и сюжетом.

В современной русской литературной критике под фабулой принято понимать основное художественное содержание и главный конфликт произведения, а термином «сюжет» обозначается конкретная последовательность описываемых в произведении событий.

Согласно такой терминологии, когда теледиктор излагает краткое содержание предыдущих серий фильма, он знакомит зрителя именно с фабулой, а чтобы получить представление о сюжете, нужно лично посмотреть эти серии.

Толковый словарь Ушакова трактует эти термины совершенно иначе: фабулу он определяет как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи», а сюжет — как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения». По Ушакову, фабула заключает в себе описание событий в их строгой временной последовательности, а при построении сюжета автор может расположить эти события в том порядке, который соответствует его художественному замыслу.

Как видно из приведенного выше сравнения, определения рассматриваемых нами терминов могут быть весьма противоречивыми.

Важно понять, что эти два слова могут обозначать два существенно отличающихся друг от друга понятия: саму историю, которую рассказывает автор, и тот способ, которым он это делает.

Поэтому всегда важно уточнять, о каком именно из этих понятий идет речь в каждом конкретном случае. Некоторые используют слова «фабула» и «сюжет» как синонимы, другие готовы до хрипоты спорить об их истинных и единственно верных значениях.

Следует заметить, что сюжет и фабула не являются в этом смысле исключениями, многие другие гуманитарные термины тоже являются достаточно спорными и могут стать причиной разночтений.

Читайте также:  Что лучше карсил или карсил форте и чем они отличаются?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/03/25/chto-takoe-fabula-i-chem-ona-otlichaetsya-ot-syuzheta

35. Фабула и сюжет литературного произведения

СЮЖЕТ
и ФАБУЛА
термины, по-разному использующиеся для
обозначения событийного ряда литературных
произведений. К настоящему времени под
фабулой понимают воссозданные в
произведении события, которые соединены
временной последовательностью и
логической, причинно-следственной
связью. Сюжет – это «художественно
построенное распределение событий»
(Б.
В.

Томашевский), совокупность сюжетных
мотивов, данных в той последовательности
и с той степенью полноты, которая
необходима для реализации авторского
замысла. Иначе говоря, фабула представляет
собой событийный костяк произведения,
некий конспект, в котором одно событие
закономерно вытекает из другого и не
может быть пропущено без нарушения
общей логики.

Сюжет же является формой
воплощения фабулы; он организует
фабульный материал, порой прихотливо
варьируя и видоизменяя его: рассказ о
событиях может сопровождаться нарушением
хронологической последовательности,
убыстрением или замедлением темпа
повествования, умолчаниями или, наоборот,
художественной конкретизацией и
детальной разработкой отдельных,
наиболее важных с точки зрения автора
моментов. Так, например, построен сюжет
«Героя
нашего времени»,
где
о смерти героя сообщается ближе к началу
романа, в Предисловии к «Журналу
Печорина»,
различные
эпизоды его жизни поданы с нарушением
хронологии, а о многих жизненных
обстоятельствах либо ничего не говорится,
либо сообщается вскользь (в частности,
практически ничего не сказано о том,
что делал Печорин после отъезда из
Тамани и перед прибытием в Пятигорск:
только по немногочисленным намёкам,
восстанавливая житейскую логику, можно
понять, что он участвовал в боевых
действиях против горцев, во время которых
и имел возможность хорошо узнать
Грушницкого). Для начальной стадии
развития литературы различие сюжета и
фабулы не очень характерно; сюжет
предстаёт как средство реализации
фабулы, поскольку в основном акцент
делался на внешнем действии и
занимательности рассказа, а герои были
интересны, в сущности, только своими
поступками и испытаниями, тем, что с
ними случилось. (Впрочем, уже в «Одиссее»
хронология
нарушена и о главных приключениях героя
рассказывается ретроспективно.) В
литературе Нового времени и особенно
в эпоху реализма значение фабулы, дающей
богатый материал для хитросплетённой
интриги, резко падает: интерес переносится
на внутреннюю жизнь персонажей и решение
автором тех или иных философских,
нравственно-психологических и социальных
проблем. В литературном сознании
утверждается мнение, что художественное
произведение тем лучше, чем больше
посвящено внутренней и меньше внешней
жизни, что «сюжет
должен быть нов, а фабула может
отсутствовать»
(А.
П. Чехов). Внешняя событийность играет
третьестепенную роль, сводится к
минимуму, позволяя автору сосредоточиться
на самоанализе, углублённом постижении
характеров и точном воссоздании реалий
окружающей действительности. В связи
с этим многие писатели строили сюжеты
своих произведений на нарочито простых
фабулах, пренебрегая перипетиями и
уделяя основное внимание «свободным»
мотивам,
не относящимся непосредственно к ходу
событий описаниям, выразительным
подробностям внешности, пейзажа или
интерьера, диалогам и монологам (в том
числе и внутренним), рассуждениям на
религиозные, нравственно-философские
или литературные темы. Среди многообразия
сюжетов принято выделять три основные
разновидности: концентрические,
разворачивающиеся вокруг одного
конфликта и подчинённые причинно-следственным
отношениям («Ревизор»
Н.
В. Гоголя, «Маскарад»
М.
Ю. Лермонтова, «Преступление
и наказание»
Ф.
М. Достоевского, «Отчаяние»
В.
В. Набокова), хроникальные – с преобладанием
временной соотнесённости между событиями
(трилогия «Детство»,
«Отрочество»,
«Юность»
Л.
Н. Толстого, «История
одного города»
М.
Е. Салтыкова-Щедрина, «В
поисках утраченного времени»
М.
Пруста) и многолинейные, в которых
параллельно развёртывается несколько
событийных линий, время от времени
пересекающихся друг с другом («Война
и мир»
и
«Анна
Каренина»
Л.
Н. Толстого, «Три
сестры»
А.
П. Чехова, «Тихий
Дон»
М.
А. Шолохова, «Мастер
и Маргарита»
М
А. Булгакова).

У
нас есть идея, замысел, мы придумали
героев, знаем, чем они будут заниматься
и с чем бороться, но…

Но вот как «выстроить»
наше произведение? В какой последовательности
мы будем излагать нашу историю? Ведь от
этого зависит, сможем ли мы заинтриговать
читателя, завладеть его интересом, с
максимальной точностью и силой донести
до него то, что хотели сказать. Это очень
важно — уметь строить.

Для
того чтобы разобраться в этом вопросе,
давайте введем такие понятия, как фабула,
сюжет и композиция литературного
произведения.

Существуют
различные толкования понятий «фабула»
и «сюжет». Мы примем те, которые
основаны на следующих представлениях.

Предположим,
что у нас есть замысел произведения. То
есть мы в общих чертах знаем, о чем будем
рассказывать. Это значит, что мы знаем
фабулу.

Фабула

это события, происходящие в литературном
произведении, но выстроенные в их
естественном, хронологическом порядке,
так, как они происходили бы или могли
бы происходить в действительности.

То
есть это наш рассказ, повесть или роман,
изложенные «просто», «напрямую»,
в одной или нескольких фразах. Например,
упрощенную фабулу шекспировской трагедии
«Гамлет» мы могли бы сформулировать
так: «Брат датского короля тайно
убивает брата, завладевает короной и
женится на королевской вдове.

К сыну
убиенного, принцу Гамлету, является
призрак отца и рассказывает о совершенном
злодействе. Гамлет пытается отомстить
королю-убийце, но гибнет на дуэли».
Просто и понятно.

Но в «Гамлете»
действия разворачиваются в совершенно
иной последовательности! К примеру,
первая сцена трагедии — явление призрака
отца Гамлета перед охраной замка и
другом Гамлета, Горацио. А убийство
короля происходит задолго до того, как
начинается представляемое нам Шекспиром
действие, да и то «за кадром», в
пьесе его нет.

Наблюдать же мы его можем
только в интерпретации заезжих в
королевский замок актеров, которых
Гамлет попросил (в третьем акте трагедии)
сыграть пьесу по подсказанному им
сценарию.

Если
мы в пересказе будем строго следовать
авторской последовательности изложения,
то расскажем сюжет.

Сюжет

художественно целесообразная система
описываемых событий, которые автор
излагает в такой последовательности и
с использованием таких литературных
форм и приемов, которые наиболее полно
отвечают его творческой задаче.

Понятно,
что рассказать сюжет порой непросто —
настолько, насколько непросто автор
«выстроил» произведение.

Ведь
направление событийного плана в сюжете
может совпадать с фабульным (и тогда
фабула «равна» сюжету), но чаще
всего отличается от него (как в «Гамлете»).

Поэтому фабулу называют еще «выпрямленным»
сюжетом, а в случае, когда она сюжету
«не равна», говорят об обратной
сюжетной композиции.

Вот
мы и подошли к понятию «композиция».

Источник: https://studfile.net/preview/6872015/page:8/

Сюжет и фабула художественного произведения | ЕГЭ по литературе 2020

Admin

Сюжет — это цепь событий в определенной последовательности; развитие действия в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении. Данный термин впервые применили французские классицисты П. Корнель и Н. Буало в XVII веке, заявив, что сюжет — «происшествия в жизни легендарных героев древности». 

Сюжет — это обобщающая мысль писателя; это темы, проблемы, поставленные автором в произведении. Именно поэтому сюжет не может быть пересказан!

Фабула

Фабула — повествование о событиях в их хронологическом порядке; связь всех мотивов в произведении; все происшествия, которые отразись в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении.

Элементы фабулы:

  • экспозиция (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • завязка (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • кульминация (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • развязка (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • эпилог (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • интрига (развитие действия в романе)
  • коллизия (столкновение интересов действующих лиц)

Фабула и сюжет

Чтобы выявить явные различия между этими сложными терминами и ответить на вопрос «Чем отличается сюжет от фабулы?», необходимо проанализировать их значения.

  • В толковом словаре Ефремовой: сюжет — ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п. Фабула — сюжетная основа художественного произведения.
  • В энциклопедическом словаре: сюжет — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий; ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. Фабула — в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете.
  • В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова: сюжет — совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное содержание художественного произведения. Фабула — содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи, сюжетная схема, канва литературного произведения.

Из определений выше следует, что фабула — это «костяк» произведения, его изображенные события (экспозиция → завязка → кульминация → развязка → эпилог), а сюжет — это составляющая содержания ( темы, проблемы, проблематика).

Источник: https://lit-ege.ru/sjuzhet-i-fabula-hudozhestvennogo-proizvedenija/

Что такое фабула и чем она отличается от сюжета? — База ответов на любые вопросы

Для того чтобы любить литературу, необязательно разбираться во всех ее профессиональных тонкостях. Большинству читателей совершенно незачем зубрить наизусть сложную и разнообразную литературную терминологию, получать удовольствие от чтения можно и без нее.

Но иметь представление о самых элементарных литературных понятиях должен каждый читатель, если, конечно, он хочет называться культурным человеком. Одним из слов, которые практически каждый слыхал неоднократно, но далеко не каждый понимает правильно, является слово «фабула».

Что означает слово «фабула»?
Что такое фабула в литературе?
Примеры использования фабулы
Чем фабула отличается от сюжета?

Что означает слово «фабула»?

Это мелодичное слово имеет схожее звучание и написание в английском, французском, немецком и некоторых других языках.

Изначально оно переводилось как «басня, сказка», но со временем его значение изменилось: в наши дни под фабулой принято понимать основу, на которой строится любое повествование.

Фабула — это та цепочка событий и фактов (реальных или вымышленных), которые делают данное повествование возможным.

Что такое фабула в литературе?

Примеры использования фабулы

Талантливый автор способен превратить удачную фабулу в гениальное произведение искусства. Так, например, доподлинная история дворянина Островского, рассказанная А. С. Пушкину его другом П. В. Нащокиным, стала той фабулой, которая послужила основой для повести «Дубровский». Реальные прототипы давно забыты, а о героях повести до сих пор пишутся школьные сочинения.

Чем фабула отличается от сюжета?

Существует несколько точек зрения на различия между фабулой и сюжетом.

В современной русской литературной критике под фабулой принято понимать основное художественное содержание и главный конфликт произведения, а термином «сюжет» обозначается конкретная последовательность описываемых в произведении событий.

Согласно такой терминологии, когда теледиктор излагает краткое содержание предыдущих серий фильма, он знакомит зрителя именно с фабулой, а чтобы получить представление о сюжете, нужно лично посмотреть эти серии.

Следует заметить, что сюжет и фабула не являются в этом смысле исключениями, многие другие гуманитарные термины тоже являются достаточно спорными и могут стать причиной разночтений.

Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-fabula-i-chem-ona-otlichaetsya-ot-syuzheta/

Билет № 5. Понятие сюжета и фабулы. Их различия

Различие между «сюжетом» и «фабулой» определяется по-разному, некоторые литературоведы не видят принципиальной разницы между этими понятиями, для других же «фабула» – это последовательность событий, как они происходят, а «сюжет» – это та последовательность, в которой их располагает автор.

Читайте также:  Какой производитель шин лучше кордиант или виатти?

Фабула – фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности. Термином «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования.

Сюжет– это отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутрисвязанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих единство, составляющих некоторое законченное целое. Сюжет есть форма развертывания темы – художественно построенное распределение событий.

Фабула и сюжет – это два взаимосвязанных и в то же время не так уж и близких друг другу понятия. В чем их различие? Литературовед Б.В. Томашевский отмечает, что фабулой называют то, как все происходило на самом деле, а сюжетом – то, как видел это простой читатель. Слово фабула связано с английским термином fable, что переводится как басня, небылица, история.

Иными словами, фабула имеет отношение к художественному тексту, и довольно прямое, поскольку даже самое точное воспроизведение реальности является авторским вымыслом. Вся мировая литература должна быть изучаема сквозь призму личности автора. В чем же минус фабулы? С ее помощью уместнее излагать всемирную историю или историю определенного государства или региона.

Это события в их временной и причинно-следственной связи. Здесь теряется художественная загадка и тайна, основная эстетическая ценность произведения. Совсем иное дело сюжет. Например, автор может начать повествование с какого-либо единичного жизненного фрагмента, временно забывая о том, что предшествовало описываемой ситуации.

На протяжении чтения никак невозможно догадаться об истинных причинах или мотивах того или иного явления (на этом фундаменте чаще всего строятся детективы и расследования, хотя фактически точно так же происходит и в реальной жизни).

Сюжетные линии повествования являются целостными и неразрывными частями общего сюжета, в то время как на уровне фабулы они будут соприкасаться лишь частично (а в ряде случаев до определенного момента и вовсе не будут). Но что самое главное – именно при помощи сюжета создается та уникальная и причудливая художественная реальность, которая является полотном повествования. С сюжетом, таким образом, прямо связан и хронотоп, т.е. пространственно-временное единство любого художественного текста.

Движущей силой развития сюжета, как правило, является конфликт (буквально «столкновение»), конфликтная жизненная ситуация, поставленная писателем в центр произведения.

В широком смысле конфликтом следует называть ту систему противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, характеров, идей, которая особенно широко и полно развертывается в эпических и драматических произведениях

Конфликт – более или менее острое противоречие или столкновение между персонажами с их характерами, или между характерами и обстоятельствами, или внутри характера и сознания персонажа либо лирического субъекта; это центральный момент не только эпического и драматического действия, но и лирического переживания.

Существуют различные типы конфликтов: между отдельными персонажами; между персонажем и средой; психологический. Конфликт может быть внешним (борьба героя с противостоящими ему силами) и внутренним (борьба в сознании героя с самим собой).

Существуют сюжеты, основанные лишь на внутренних конфликтах («психологические», «интеллектуальные»), в основе действия в них лежат не события, а перипетии чувств, мыслей, переживаний. В одном произведении может быть сочетание разных типов конфликтов.

Резко выраженные противоречия, противоположность действующих в произведении сил, называется коллизией.

Композиция (архитектоника) – это построение литературного произведения, состав и последовательность расположения отдельных его частей и элементов (пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Сюжет состоит из следующих элементов:

Пролог – вступительная часть литературного произведения. В прологе сообщается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел автора.

Экспози́ция– часть произведения, которая предшествует началу сюжета и непосредственно с ним связанная. В экспозиции следует расстановка действующих лиц и складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт.

Завязка в сюжете – событие, послужившее началом возникновения конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия (в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, например, завязкой является сообщение городничего о приезде ревизора). Завязка присутствует в начале произведения, обозначает начало развития художественного действия.

Как правило, она сразу вводит в основной конфликт произведения, определяя в дальнейшем всё повествование и сюжет. Иногда завязка идет перед экспозицией (например, завязка романа «Анна Каренина» Л.Толстого: «Все смешалось в доме Облонских»). Выбор писателем того или иного типа завязки определяется той стилевой и жанровой системой, в плане которой он оформляет свое произведение.

Кульминация – точка наивысшего подъема, напряжения в развитии сюжета (конфликта).

Развязка– разрешение конфликта; она завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание произведения. Развязка знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность развязки определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода, предшествующего развязке.

Эпилог – заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий, а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского).

Источник: https://cyberpedia.su/17×701.html

Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются?

Сюжет и фабула это изображенные события и способ сообщения о них в эпических, драматических, а отчасти и лирических произведениях. В «Поэтике» Аристотеля «подражание» действию называется, соответственно источникам того, что представляется в трагедии, словом «миф». На латынь его перевели как fabula, в современном русском переводе М.Л.Гаспарова нейтрально — «сказание».

Это не только источник, но и само художественное действие, которому античный теоретик придавал более важное значение, чем характерам: «Без действия трагедия невозможна, а без характеров возможна: трагедии очень многих новейших поэтов — без характеров… Стало быть, начало и как бы душа трагедии — именно сказание, и только во вторую очередь — характеры».

Ренессансные и раннеклассицистические последователи Аристотеля и других античных авторитетов пользовались словом «фабула», без соотнесения с каким-либо парным ему. Л.Кастельветро, преодолевая подражания авторитетам, . е манифесты западноевропейских классицистов, 1980). Но Кастельветро вполне догматически устанавливает для трагедии и комедии «надлежащую величину фабулы», не превышающую 12 часов.

Очевидно, что речь идет о художественном времени, а не времени театрального представления. Деятели французского классицизма и Просвещения (П.Корнель, Д.Дидро и др.) стали пользоваться словом «Сюжет», которым обозначали заимствованные из прошлого «истории», подлежащие обработке драматурга.

Позднее значение слова расширилось, но в русском языке осталось более узким, чем значение буквально соответствующего ему слова «предмет». Не могло не схематизировать понятие сюжет сравнитепъно-историческое литературоведение, искавшее общее в словесности всех стран и народов (А.Н.Веселовский, отождествлявший сюжет с темой, определил его сложную схему, состоящую из мотивов). А.А.

Потебня придал ему значение психологической абстракции — результата отвлечения от конкретного содержания произведения повторяемых форм человеческих отношений и переживаний.

Фабула в теории литературы

Слово «фабула» в теории литературы, как правило, оставалось латинским названием басни. Но Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов уже применяют его к современной литературе в значении развивающейся цепочки событий. Слова «сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать» (Чехов А.П. Поли. собрание сочинений и писем: В 30 томах. Письма, 1976.

Том 3) означают требование оригинальности замысла и признание необязательности интриги, специальной организации изобретаемых происшествий. В 1910-20-е литературоведы-формалисты В.Б.Шкловский, Ю.Н.Тынянов, Б.В.

Томашевский терминологически закрепили такое понимание фабулы и по сути отвергли ее художественную значимость: для них она была носителем «материала», который «снимается» формой, а именно сюжетом. Для формалистов он не абстракция, но, напротив, художественная конкретизация, полноценное воплощение фабулы, допускающее и перестановку событий во времени. В 1928 М.М.

Бахтин (П.Н.Медведев) не согласился с противопоставлением фабулы и сюжета, назвал их «в сущности единым конструктивным элементом произведения. Как фабула этот элемент определяется в направлении к полюсу тематического единства завершаемой реальности, как сюжет, в направлении к полюсу завершающей реальной действительности произведения» (Медведев П.Н.

Формальный метод в литературоведении, 1993). Л.И.Тимофеев счел понятие фабулы излишним. В теорию литературы Г.Н.

Поспелова понятия сюжета и фабулы вошли в соответствии с этимологией слов, в обратном предложенному формалистами соотношении: сюжет как нечто отраженное был включен в состав «предметной детализации», фабула означает манипуляции с ним в эпическом повествовании или драме. Обе трактовки соотношения сюжета и фабулы представлены в современном литературоведении; вторая иногда определяется как преобладающая (Хализев В.Е. Теория литературы, 1999).

Сюжет как последовательность изображенных событий «объективен»: время в нем линейно, пространство цельно, не дискретно (если он не фантастичен), события происходят независимо от того, кто из персонажей их видит и каким языком мог бы о них рассказать. Автор же или повествователь свободен в форме изложения сюжета, т.е.

в фабуле, независимо от его фантастичности или правдоподобия. В таком случае фабула есть организация повествования и драматического действия, которая никогда не может совпадать с сюжетом, будучи формой его воплощения, в большинстве случаев весьма вариативной.

Сюжет кончается развязкой (смерть Печорина в середине текста романа), фабула — финалом (подвиг здравствующего Печорина в «Фаталисте»).

Сюжет подразделяются на концентрические, в которых присутствует причинно-следственная связь событий, как в «Евгении Онегине» (смерть дяди Евгения и его приезд в деревню, знакомство с Ленским, а через него с Лариными), и на более свободные хроникальные, где более или менее выдержана лишь последовательность событий во времени, хотя и в них возможны перестановки (биография Чичикова в последней главе первого тома «Мертвых душ», 1842). жет можно назвать комплексным художественным образом — образом события или цепи событий. Обычно к внесюжетным элементам образного мира относят пролог, различные отступления (лирические, как в «Мертвых душах», публицистические и философские, как в «Войне и мире», вставные новеллы типа гоголевской «Повести о капитане Копейкине» в «Мертвых душах»; в них свои сюжеты), эпилог или заключение, иногда — экспозицию. Есть произведения с несколькими сюжетными линиями, более или менее взаимозависимыми, и даже с несколькими сюжетами (древнерусская «Повесть о Петре и Февронии», 15 век; «Герой нашего времени», 1839-40, М.Ю.Лермонтова, где, однако, сюжеты пяти повестей создают и единый сюжет — историю жизни Печорина; «Старуха Изергиль», 1895, М.Горького). В полной мере сюжетны лишь эпос и драма. В лирике сюжет встречается, но играет служебную роль, часто оказываясь иносказанием («Утес», 1841, Лермонтова); в других случаях событийный план делает произведение лироэпическим (лермонтовская баллада «Воздушный корабль», 1840).

Слово сюжет произошло от французского sujet, что в переводе означает — предмет. Слово фабула произошло от латинского fabula, что в переводе означает— рассказ, повествование.

Источник: https://superfb.site/iskusstvo-i-razvlecheniya/literatura/fabula-i-syuzhet-chto-eto-i-chem-oni-otlichayutsya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector