Чем понятие управление отличается от понятия власть

  • Видеоурок:  
  • Лекция: 
  • Власть, её источники и виды
  • Мы переходим к изучению политики – деятельности, направленной на завоевание, утверждение и использование власти. 

Властью называется возможность управлять людьми и навязывать им свою волю. 

Власть является инструментом господства одних людей над другими. Зародилась она вместе с человеческим обществом, поскольку возникла необходимость организации общественной деятельности и регулирования отношений между людьми.

Макс Вебер – нем. социолог выделил три источника власти: авторитет, насилие и право. 

  • Насилие – власть, основанная на применении физической или психологической силы.
  • Авторитет – власть индивида или группы, которая держится на общественном признании их знаний, нравственных качеств и опыта. 
  • Право – власть, закреплённая в общеобязательных нормах, выработанных и охраняемых государством.

Управление обществом осуществляется властью государственных органов, опирающихся на законы. В демократических государствах государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть в нашей стране осуществляется Федеральным собрание РФ (парламент), состоящим из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Главное предназначение этого органа – издание законов. Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ, министерствами, комитетами и ведомствами и направлена на реализацию законов. Судебная власть осуществляется судами и заключается в отправлении правосудия, привлечении нарушителей закона к наказанию. Если государственная власть заключается в управлении обществом и государством, то политическая власть заключается в выборе и осуществлении методов и способов этого управления. Государственная власть отличается от политической власти. Во — первых, тем, что государственная власть распространяется на всё население страны, а политическая власть только на членов партии. Во — вторых, государственная власть опирается только на законы, а политическая власть может использовать насилие, террор и прочие методы, соответствующие идеологии. Существуют и другие виды власти. К примеру, верховная – согласно нашей Конституции это власть народа, избирающего своих представителей на руководящие посты органов государственной власти; экономическая – власть олигархов, банкиров и бизнесменов, оказывающих влияние через использование денег; социальная – к примеру, власть директора фирмы, который добивается повиновения подчиненных, повышая или понижая их в должности; информационная власть – власть СМИ, которые называют «четвертой властью» и т.д.

Легитимность власти

Для того, чтобы политическая власть получила признание народа, она должна быть легитимной

Легитимность –это согласие народа с принятыми органами власти решениями и готовность их исполнять. 

Чем выше правовая культура граждан, тем выше легитимность власти, потому что люди осознают последствия ненадлежащего исполнения политических решений.

Какие могут быть последствия? К примеру, возрастание коррупции – власть, стремящаяся исправить «дурное» положение «любой ценой» будет использовать теневые механизмы. Уровень легитимности власти зависит и от действий местной политической элиты (городской или сельской администрации).

Если политические деятели на местах искажают решения центральной власти в своих интересах, общество перестанет доверять, легитимность снизится. А чем ниже легитимность власти, тем выше силовое принуждение граждан к выполнению государственных положений и требований.

Порочный круг получается. Решение данной проблемы заключается в строгом подчинении и соблюдении законов всеми гражданами и должностными лицами государства.

Макс Вебер также выделил три типа легитимности власти:

  • Традиционная легитимность – власть, передаваемая по наследству.
  • Харизматическая легитимность – власть, основанная на преданности и доверии народа за исключительные качества обладателя власти (лидера).
  • Рационально – легальная легитимность – власть, избранная народом.

Структура политической власти

Структурными компонентами политической власти являются субъект, объект и ресурсы.

Субъекты власти называются политическими акторами, среди них: индивиды (Президент РФ издал указ о весеннем призыве граждан РФ на военную службу); группы (Правительство РФ вынесло постановление о федеральном бюджете на 2017 год); нации (16 марта 2014 года жители республики Крым и города Севастополь провели референдум по вопросу государственной принадлежности, по результатам которого перешли в состав РФ); государство, партии, институты гражданского общества.

Объектами власти являются исполнители решений или требований субъектов власти. Это также индивиды (гражданин Иванов выплатил штраф, наложенный сотрудником ГИБДД за парковку автомобиля в неположенном месте); группы (согласно распоряжению Правительства РФ, все работодатели оплачивают медосмотры своих работников); общество в целом (согласно Конституции РФ, на каждого гражданина РФ возложена обязанность платить налоги).

Для осуществления власти необходимы ресурсы, помогающие оказывать воздействие на граждан. Среди них экономические (финансы, собственность), силовые (полиция и другие правоохранительные органы), социальные (образование, высокие посты и привилегии), информация и др. 

Функции политической властиПолитическая власть имеет важное значение для нормальной жизнедеятельности общества и государства и выполняет ряд функций:

  • Организационно-координирующая (формирование политической системы общества в целом, создание органов государственного аппарата и координация их деятельности).
  • Управленческая (управление делами общества, принятие государственных решений).
  • Контрольная (прослеживание результатов управленческих решений).
  • Коммуникативная (формирование и укрепление отношений общества и государства).
  • Стабилизирующая (мирное разрешение конфликтов, поддержание общественного порядка и стабильности).

Дополнительные материалы к уроку:???? Пример эссе «Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть» (У. Черчилль)???? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Политическая власть»???? Политика и власть кратко. Обществознание 9 классИнтеллект-карта по обществознанию №48Чем понятие управление отличается от понятия власть

????‍???? Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно.

Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы.

Связаться со мной можно ???? здесь или ???? здесь

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:Инстаграм Абулова БариятYouTube канал «Школа обществознания»ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/601-41-ponyatie-vlasti.html

Соотношение понятий власти и управления

УПРАВЛЕНИЕ

С научной точки зрения управление — это направленная коор­динация и организация объекта управления. Это сфера челове­ческой деятельности, возникшая в результате разделения труда, с помощью которой человек воздействует на технологические,

экономические и социальные процессы для достижения опреде­ленных целей.

Управление — это процесс, обеспечивающий (при использовании по целевому назначению) необходимое протека­ние процессов преобразования энергии, вещества и информа­ции, поддержание работоспособности и безаварийности функци­онирования объекта путем сбора и обработки информации о со­стоянии объекта и внешней среды, выработки решений о воз­действии на объект и их использования (109).

Управление как явление объективного мира очень много­образно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выде­ляют три основные его компонента: неживую природу, живую природу и человеческое общество (65, 91). Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его ос­новным классам:

• процессы управления в неживой природе (в технических системах). Управление производственно-техническими про­цессами и физическими телами, системами машин, т.е. уп­равление техническими системами, называют управлением вещами. Эта область управления изучается преимуществен­но техническими науками);

• процессы управления в живых организмах (в биологических системах). Управление процессами, протекающими в живой природе, и процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими сис­темами. Эта область управления является предметом изуче­ния естественных наук;

• процессы управления в обществе (в социальных системах). Управление как воздействие на деятельность людей, объеди­ненных в социальные группы с их различными интересами, т.е. управление социальными системами, называют управле­нием людьми или социальным управлением. Эта область управления является преимущественно предметом изучения социальных наук (65, 91).

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Итак, управление в обществе называется социальным управ­лением (65). Социальное управление включает два основных подкласса: управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной (совместной) деятельностью людей(65).

Важнейшимивидами социального управления являются адми­нистративно-государственное управление, управление социаль-

но-культурной сферой, управление материальным производст­вом.

Люди как главная производительная сила общества познают и используют законы природы и общества в процессе производст­ва, распределения, обмена и потребления материальных и духов­ных благ (91).

Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом — система управления различными сферами общества.

Например, управление общест­венным производством включает процессы управления народ­ным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, пред­приятием и управление внутри каждой системы каждого уровня. Это —уровни управления (91).

В рамках социального управления выделяют также две основ­ныеформы управления: управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами.

Управление человечески­ми ресурсами включает процессы управления социальным разви­тием, управления рабочей силой, управления образованием, уп­равления занятостью, управления трудом, управления социаль­ным обеспечением и др.

Этоподвиды социального управления.

Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и управ­ление ими.

Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и со­циальными системами) и подразделяется на такие основные ви­ды: административно-государственное (политическое) управле­ние; управление социально-культурной сферой (духовным про­изводством); управление производственной сферой (материаль­ным производством).

Иными словами, классификация видов управления соответ­ствует классификации основных сфер (областей) организации общества: экономическая— область материального производства, распределения и потребления материальных благ;

политическая — область классовых, национальных и межгосударственных отношений, отношений власти и господст­ва; культурная— область духовного производства, рас­пределения и потребления духовных благ.

Каждый вид управления включает уровни (организация — ре­гион — отрасль — государство) и основные формы: управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурса­ми. Основные формы и уровни управления включают соответ­ствующие подвиды управления. Классификация управления представлена на рисунке 1.

МЕНЕДЖМЕНТ

Как явствует из приведенной классификации процессов уп­равления англоязычное понятие менеджмент нельзя однозначно заменить русскоязычным термином управление, поскольку в пер­вом случае речь идет лишь об одном из видов управления, а именно об управлении производством (хотя ряд исследователей в последнее время склонны распространять данное понятие на социальное управление в целом, что, как будет показано в даль­нейшем, не лишено основания).

Оксфордский словарь английского языка, как известно, дает четыре трактовки термина менеджмент: 1) способ, манера обще­ния с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, ад­министративная единица.

В то же время, в чисто функциональ­ном плане менеджмент можно оценить как процесс, посредст­вом которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям (71). Итак, понятие менеджмент пра­вомерно относить только к классу управления социальными сис­темами и его основным видам.

В частности, различают социаль­но-политический менеджмент, менеджмент непроизводственной сферы, менеджмент производственной сферы. Как и управление, понятие менеджмент, кроме основных видов, включает соответ­ствующие уровни, основные формы и многочисленные подвиды (финансовый менеджмент, менеджмент персонала, маркетинговый менеджмент и т.д.).

В целом, менеджмент — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, на­правленный на то, чтобы сформировать и достичь цели органи­зации через других людей (60).

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

В социальных науках администрацией принято называть лю­бую крупномасштабную организацию профессиональных служа­щих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осущест­влять политику тех, кто принимает решения (16). Администра­ция — это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного и эффективного ис­полнения общественной политики и имеющая достаточно ост­рую иерархию власти.

Читайте также:  Что лучше ново-пассит в форме таблеток или сиропа (раствора) и чем они отличаются?

В узком смысле слово администрирование означает профессио­нальную деятельность государственных чиновников, направлен­ную на осуществление решений руководства. В широком смысле администрирование — это не только профессиональная деятель-

ность чиновников, но и вся система административных институ­тов с достаточно строгой иерархией, посредством которой ответ­ственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз.

В данном случае понятие администрированиесоот­ветствует понятию административно-государственное управление, представляющего особую социальную функцию, направленную на упорядочение развития в интересах всего общества, где госу­дарственный чиновник выступает социальным агентом власти.

Государственное администрирование означает скоординированные групповые действия в государственных делах:1) связанные с тре­мя сферами власти — законодательной, исполнительной, судеб­ной и их взаимодействием; 2) имеющие важное значение в формировании государственной политики и являющиеся частью политического процесса; 3) значительно отличающиеся от администрирования в производственной и культурной областях;

4) тесно связанные с многочисленными социальными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и органи­зациях(16).

Таким образом, администрирование представляет собой управ­ленческий процесс более высокого и более масштабного уровня, чем менеджмент (в узком смысле).

Административное управле­ние больше направлено на выработку и постановку масштабных и перспективных целей (организации, отрасли, региона, государ­ства), а менеджмент — больше на реализацию поставленных за­дач и поиск оптимальных путей их решения.

При этом админи­стрирование, как и менеджмент, относится только к классу со­циального управления.

ВЛАСТЬ

Власть представляет собой форму социальных отношений, ха­рактеризующуюся способностью влиять на характер и направ­ление деятельности и поведения людей посредством экономи­ческих, идеологических и организационно-правовых механиз­мов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия (власть экономическая, политическая, государственная, семейная и др.) (46). Сущностью власти являются отношения руководства, гос­подства и подчинения.

Наиболее важным видом власти является политичес­кая власть, т.е. реальная способность данной социальной группы или индивида проводить свою волю, определяющуюся в конечном счете объективными потребностями и интересами. Главными средствами ее осуществления являются политика, ад­министративные акты, правовые нормы.

Среди различных видов власти выделяется государст­венная власть, которая доминирует в обществе, является основным объектом в политической борьбе. Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами — идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает моно­полией на принуждение с помощью специального аппарата.

Система власти всегда основана на отношениях субординации, т.е. многоуровневого подчинения, иерархии (46).

ГОСПОДСТВО

Господство — это механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает рас­членение социальных групп на господствующие и подчиненные, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления. Власть предшествует господству, хотя она не всегда приобретает харак­теристики господства (46).

Соотношение понятий власти и управления

В большей части научной литературы по управлению термины управление, администрирование и руководство употребляются как синонимы (51). Однако, на практике в понятие управление вкла­дывается, в основном, смысл технологической организации объекта управления, т.е.

оперативного управления, руководство же — это, прежде всего, управление людьми, аадминистрирова­ние — административное управление, основная функция которо­го состоит в определении политики организации, региона, отрасли, государства. Таким образом, выделяют две различные функции — административную, т.е.

функцию по разработке политики, и функцию собственно управленческую, оперативную, исполнительскую, которые объединяет и обеспечивает непосредственное руководство людьми (22, 51).

Административное управление — это та область управления, которая занимается целями, функциями и проблемами организа­ционных компонентов как единого целого. Это определение ох­ватывает ее структурные единицы от государства в целом до ма­лого предприятия.

Оперативное же руководство нацелено глав­ным образом на управление процессом по осуществлению наме­ченного. Оно связано с решением текущих задач, возникающих при осуществлении запланированных работ, проектов или меро­приятий.

Чем выше ранг должностного лица, тем большей адми-

нистративной властью он обладает, тем большее влияние он ока­зывает на формирование определенной политики, в то время, как большая часть времени руководителя низшего ранга уходит на оперативное руководство (51).

Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой политики: власть и по­литика нераздельны и взаимообусловлены (69). Значение поня­тия власть появилось как перенос понятия уважения, престижа, влияния на должностной статус лица или учреждения.

Власть является средством осуществления политики и одновременно ее причиной (69). По своей сути она подобна авторитету — одной из основных форм осуществления власти, с помощью которой обеспечивается контроль за действиями людей и их согла­сование как в общих, так и в индивидуальных интересах.

Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений), способность проникать во все виды человеческой деятельности, связывать людей и социальные группы и одновременно противо­поставлять их.

Поэтому понятие власть, как и сама власть, воз­никает в отношениях между людьми или группами людей, об­ществом и его частями, т.е.

субъектами, наделенными сознанием (индивидуальным или коллективным) и волей, способностью к руководящей деятельности- «Поле власти» при этом может быть предельно малым (личность самого человека, власть отца, на­пример) и предельно большим, таким, как государственная власть, и выходящим за рамки государственно-территориального пространства, например, власть идеологий, религий, политичес­ких явлений и т.д. Обобщенная картина власти в обществе и за его пределами представляется системой пространств («полей») власти разного содержания, разных масштабов и форм, типов и видов(69).

Власть наделена единым принципом деятельности — командо­ванием в различных его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т.п).

Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, интеллектуальных, волевых и эмоцио­нальных воздействиях, власть существует в двух основных фор­мах — реальной и погенциальной, что сближает ее с понятием лидерствоОбщие организационные, регулятивные и контроль­ные функции власти конкретизируются во множестве видов уп­равленческой деягельносги: выборе целей, принятии решений, определении задач исполнителей, их подборе, создании органи-зациии, разработке ее структуры и тд. (69)

Таким образом, в отношениях понятий власть и управление прослеживается определенная соподчиненность и взаимозависи­мость: власть предполагает управление объектом, а управление предполагает осуществление над ним власти.

Иными словами, понятиевласть первично к понятию управление, поскольку не каждый работник управления (например, специалисты, техни­ческие исполнители, часть функциональных руководителей) обладает реальной властью, но каждый работник, наделенный властными полномочиями, выполняет вполне определенные функции управления.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/45121.html

Отличие от исполнительной власти

Исполнительная власть не отождествляется с государственным управлением, которое характеризуется как вид государственно-властной деятельности.

Вопрос об их соотношении возникает в связи с тем, что государственное управление рассматривается как исполнительно-распорядительная деятельность, которая осуществляется системой органов исполнительной власти.

Следует также отметить, что сейчас из практики гос строительства, нормотворческой деятельности (содержания нормативно-правовых актов) практически исчезли термины «исполнительно-распорядительная деятельность» и даже «государственное управление».

При рассмотрении соотношения исполнительной власти и гос управления следует исходить из того, что категория «исполнительная власть» является политико-правовой, а категория «государственное управление» — организационно-правовой. Главное, что их объединяет, — это исполнительная направленность.

Государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется государственная власть. Это полностью отвечает системе деления власти, поскольку каждая ветвь единой государственной власти реализует полномочия через деятельность соответствующих субъектов.

Исполнительная власть получает свой реальный характер в деятельности соответствующих звеньев гос органов и их аппарата, которые называются органами исполнительной власти, но продолжают осуществлять, как и раньше, управленческую деятельность и, по сути, являются органами гос управления.

Сейчас государственное управление осуществляется в рамках единой системы государственной власти на принципе разделения власти, поэтому государственное управление, элементами которого являются исполнительная и распорядительная деятельность, не может противопоставляться исполнительной власти, поскольку через него реализуются властные полномочия субъектов исполнительной власти.

Следовательно, все субъекты исполнительной власти являются звеньями системы гос управления.

Таким образом, сущность проблемы соотношения исполнительной власти и гос управления характеризуется рядом факторов, которые свидетельствуют о том, что в некоторых случаях они имеют как общие черты, так и различаются по некоторым важным характеристикам.

Так, исполнительную власть и государственное управление осуществляют исполнительные органы. Однакок органам управления следует также отнести администрацию гос предприятия или учреждения, которая не является исполнительным органом, так как иначе ее следовало бы включить в число субъектов исполнительной власти, и др.

Вместе с тем понятия «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти» являются тождественными.

11. Раскройте принципы и функции гос управления, установите между ними взаимосвязи.

Принципы гос управления:

Общие:

· -объективность (использование выводов и рекомендаций науки в повседневной жизни, изучение и обобщение собственного опыта, реалистическая оценка последствий приминаемых решений и т.д.)

  • · -конкретность (осуществление управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учётом разнообразных форм проявления объективных законов)
  • · -эффективность (суть – достижение цели при наименьших затратах сил, средств и времени)
  • · -принцип приоритета и гарантированности прав личности (права личности – высшая ценность)

· -принцип централизации и децентрализации(централицация, т.е. подчинение нижестоящих органов вышестоящим; децетрализация, т.е. закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным оранном,Ю которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства вышестоящих органов)

  1. · -законность и дисциплина
  2. Организационные:
  3. · — отраслевой принцип ( в соответствии с ним для реализации того или иного вида управленческой деятельности образуются необходимые органы и аппараты(службы, подразделения))
  4. · -территориальный принцип (суть его состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе)
  5. · -линейный принцип (каждый подчинённый имеет лишь одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчинённого)
  • · -функциональный принцип (применение этого принципа обеспечивает развитие межотраслевых связей, решение вопросов, имеющих общее значение для всех или многих отраслей управления)
  • · — принцип двойного подчинения (этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учётом местных условий)
  • Функции гос управления представляют собой основные направления деятельности гос органов по обеспечению выполнения задач гос управления.
  • Функции гос управления правомерно разделить на два вида: общие и специальные.
  • Общимиявляются те, которые имеют универсальный харак­тер, присущи в той или иной мере всем видам управления. К ним относят:
  • 1) прогнозирование;
  • 2) планирование;
  • 3) организацию;
  • 4) регулирование;
  • 5) руководство;
  • 6) координацию;
  • 7) контроль;
  • 8) учет.

Прогнозирование— это предвидение возможного развития, достижения определенных результатов, предсказание событий или процессов. Оно возможно на базе глубоких научных исследований.

Функция прогнозирования закреплена в Законе РБ «О Совете Министров РБ и подчи­ненных ему гос органах» и некоторых положениях о республиканских органах гос управления (см., напри­мер, п.

25 Положения о Министерстве архитектуры и строитель­ства РБ ).

Прогнозирование тесно связано с планированием. Прогнозы получают официальное выражение в планах. Планирование — «это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (эко­номических, социальных, оборонных и иных)»3.

Читайте также:  Чем отличается учебник от учебного пособия

Оно выражается, как правило, в форме нормативных актов. Планирование можно разделить на несколько видов: в области хозяйственного, социального и иного развития, а также в облас­ти организации управленческой деятельности. Последнее зависит от иных видов планирования и способствует воплощению их в жизнь.

Такие планы имеются во всех органах гос управления. Иные виды планов принимаются различными го­сударственными органами и на различные сроки. Например, 28 но­ября 2001 г. Совет Министров РБ утвердил мероприятия по реализации Программы социально-экономи­ческого развития РБ на 2001—2002 гг.

, а так­же основные целевые показатели прогноза социально-экономи­ческого развития РБ на 2002 г.

Организация как функция гос управления озна­чает образование, упразднение и реорганизацию органов, учреж­дений, предприятий, определение их компетенции, внутренней структуры, подбор и расстановку кадров.

Иначе говоря, эта фун­кция предназначена для основания, учреждения, упорядочения определенных управленческих структур, формирования и развития коллектива подразделений, управляемой (управляющей) системы.

Ею обладают многие органы управления, все те, которые имеют нижестоящие организации, подчиненные объекты. Эта функция закрепляется в актах, которыми регулируются вопросы правового статуса, компетенции гос органа (должностного лица), например, в Конституции РБ (ст.ст.

84, 107), Законе РБ «О Совете Министров РБ и подчиненных ему гос органах» (ст.ст. 4, 13, 14), Законе РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.ст. 9, 11).

Регулирование— это действие, вид управленческой деятель­ности, заключающийся в установлении, изменении или прекра­щении тех или иных управленческих отношений.

Оно направле­но на упорядочение отношений между участниками, создание определенного режима управленческой деятельности в заданном порядке.

Регулирование связано с изданием правовых актов, со­держащих правила поведения субъектов в сфере гос управления, т.е. с правотворчеством.

Такой функцией обладают те органы и должностные лица, ко­торые вправе заниматься нормотворчеством в сфере управления. К ним относятся, в первую очередь, Президент РБ (ст. 85 Конституции РБ ), Совет Министров РБ (ст.

ст. 4, 14, 15 Закона «О Совете Министров РБ и подчиненных ему гос органах»), республиканские органы гос управления (ст.ст. 12, 13 Закона РБ «О Совете Министров РБ »), органы местного управления и самоуправления и др.

Руководствокак функция управления состоит в воздействии управляющего на содержание деятельности управляемых путем нацеливания, указания основных ее направлений, определения те­кущих задач. Названную функцию осуществляют все органы гос управления и должностные лица.

Некоторые органы гос управления могут осу­ществлять особый вид руководства — методическое руководство.

Оно отличается от обычного руководства тем, что в нем не может присутствовать властность субъектов управления, а лишь советы, рекомендации и иные виды помощи.

Например, Министерство образования РБ призвано осуществлять учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех учебных заведений и иных организаций по вопросам своей компетенции.

Координация— это деятельность субъектов управления по согласованию действий органов, предприятий, организаций, на­правленных на выполнение какой-то единой задачи. Координация осуществляется как в отношении подчиненных организаций, так и не находящихся в подчинении.

Например, Местные исполнительные и распоряди­тельные органы могут кооперировать с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений (см. ч. 8 ст. 9 Закона РБ «О местном управле­нии и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Ко­ординация возможна и по вертикали — так называемая «суборди­национная координация». Например, Министерство образования РБ координирует деятельность подчиненных ему управлений образования областных и Минского городского исполнительных комитетов (см. п. 3.

4 Положения о Министерстве образования РБ ). Функция координации присуща многим республиканским органам гос управления, а также может проводиться и специально созданны­ми органами. Вероятно, такую координацию следует рассмат­ривать в качестве отдельного вида.

Например, Кабинет Министров РБ от 4 сентября 1996 г. образовал Координационный совет по вопросам национальных меньшинств при Кабинете Минис­тров.

Контрользаключается в получении сведений (достоверных данных) о фактическом положении дел в управляемых объектах, о качестве и состоянии деятельности, выявлении отклонений и просчетов в работе по сравнению с предусмотренными (заданными) параметрами, намеченными целями. Контроль представляет собой право различных органов, уполномоченных лиц осущес­твлять проверки, знакомиться с положением дел в подконтроль­ных объектах, направлять их деятельность в необходимое русло, устранять упущения и, возможно, вносить соответствующие по­правки, исправления в ранее принятые решения. По результатам контроля обычно принимаются определен­ные решения органами, проводившими его, или иными на то упол­номоченными органами. В этой связи могут осуществляться функ­ции регулирования, руководства, организации.

Контроль осуществляется в различных формах и в ряде слу­чаев специально уполномоченными органами (лицами). Таким органом является, например, Комитет гос контро­ля. Он, по существу, универсальный орган в области контроля.

Сфера контроля иных органов (исключая Совет Министров РБ ) ограничена отраслью, сферой или специаль­ными вопросами.

Так, Высшая аттестационная комиссия, осу­ществляет контроль за деятельностью аспирантур, адъюнктур, докторантур и органов по присуждению ученых степеней и при­своению ученых званий, созданных при (в) организациях неза­висимо от подчиненности и форм собственности.

Учет— это фиксация путем подсчета наличия в количествен­ной форме промежуточных и итоговых данных о существовании, качестве, расходе и движении ресурсов (людских, материальных и денежных), о ходе и результатах выполнения планов и других управленческих решений, о наличии и движении документов.

Учет помогает принимать правильные решения и в целом осуществлять государственное управление. В Республике Бела­русь существует Министерство статистики и анализа, которое при­звано осуществлять сбор, обработку и анализ статистической информации о процессах, происходящих в экономической, соци­альной жизни РБ (см. Положение о Минис­терстве статистики и анализа).

Каждый орган обеспечивается соответствующими данными учета и обязан вести в пределах своей деятельности такой учет.

Общие функции гос управления выполняют все органы исполнительной власти, проявляя своеобразие при их кон­кретном воплощении. Особенности тех или иных органов гос управления, их системы, отрасли, сферы требуют наличия и специальныхфункций. Последние формируются на основе общих функций и способствуют их развитию.

Например, Министерство культуры РБ реализует государ­ственную политику в области культуры, искусства, кинематогра­фии, охраны историко-культурных ценностей, обеспечении со­хранения национального культурного наследия, содействует раз­витию культур национальных меньшинств Беларуси и др. (см.

Положение о Министерстве культуры РБ ), Ми­нистерство информации РБ осуществляет го­сударственное регулирование в области распространения инфор­мации, реализует государственную политику в сфере массовой информации, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения (см. ст.

3 Положения о Министерстве информации РБ 2), а Государственный таможенный комитет РБ занимается непосредственно вопросами таможенного дела в Республике Беларусь (см. ст. 7 Таможенного кодекса РБ 3).

Общие функции не закрепляются в одном каком-то норма­тивно-правовом акте. Они, как и специальные функции, отображают отличительные признаки каждого органа или системы, отрас­ли. В первую очередь по специфике функций обособляются орга­ны, отрасли и т.д.

В ходе выполнения функций дб соблюдены принципы!

12. Дайте определение понятия «форма гос управления». Классифицируйте существующие формы управленческой деятельности на виды и охарактеризуйте их.

Форма гос управления – это внешнее организационно-правовое, практическое выражение управленческой деятельности (т.е. функций) в конкретных действиях, совершаемых органом гос управления (должностным лицом).

  1. Выбор административно-правовой формы зависит от:
  2. · -особенностей объекта управляющего воздействия (влияние форм собственности)
  3. · -характера компетенции данного органа (должностного лица)
  4. · -конкретной цели совершаемых управленческих действий
  5. · -характера решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов
  6. Правотворческая деятельность – заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении, отмене



Источник: https://infopedia.su/16xdadd.html

Власть и управление в сообществах | Философский штурм

Систематизация и связи

Социальная философия

Философия политики и права

Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

1. Базовое рассуждение

Цель написания этой статьи заключалась в совместном  анализе содержания двух понятий: власти и управления, и их влияния на развитие нашего сообщества.

Поводом к этому послужило замечание Зигмунда Баумана о некоем несоответствии содержания понятия «власть» в русском языке и аналогичным понятиям в английском и французском языках.  З. Бауман, в его московской лекции 2011г.

«Текучая модерность» (11-й абзац текста лекции) говорит: » Второй синтез, тоже принятый как предпосылка, не подлежащая оспариванию, — это то, что соединены с собой, покрываются собой, живут под одной крышей — политика и «мощь».

Я пользуюсь этим термином «мощь», который является, по моему мнению, русским эквивалентом понятия, введённого Максом Вебером (одного из основоположников современных социальных наук) — немецкое понятие Machte, переведённое на французский как Pouvoir, есть понятие Power, которые, к сожалению, переводятся обычно на русский как власть. Но власть содержит в себе обе стороны: Machte и Staat, государство и мощь, политику и мощь. Мощь — это возможность действенности, это не только возможность думать, размышлять, но возможность делать вещи, чтобы они были сделаны. Политика, с другой стороны, — это понятие, обозначающее возможность принять решение.»

Государство, можно рассматривать как совокупность механизмов управления (механизмов принятия решений), а политику как механизм управления в действии.  Мощь это совокупность сил (отдельных индивидов), явившаяся результатом работы механизмов принятия решений.

  При этом эффективность механизмов принятия решений является определяющей для величины мощи. Это легко понять из следующей технической аналогии: допустим у нас есть несколько элементов питания. Тогда механизмы принятия решений это соединения между элементами и переключатели этих соединений (управление соединениями).

От того насколько правильно вы соедините все элементы между собой, настолько и будет большой результирующая мощность. В случае с произвольным перемещением и изменением элементов перенастройка связей между ними и переключений для сохранения заданной выходной мощности или ее увеличения требуется постоянно.

  В любом сообществе (государстве) его элементы (ценности граждан, их количество и динамика перемещений, социальные институты, условия среды, производственная инфраструктура и т.п.) находятся в движении, постепенно изменяются, усложняются.

Поэтому  механизмы принятия решений должны постоянно совершенствоваться, чтобы обеспечивать получение необходимой мощи для обеспечения существования сообщества. Кроме того, происходит постоянная конкуренция между сообществами за различные виды ресурсов, необходимые для его выживания и развития.

Следовательно,  каждое сообщество будет стремиться «выработать» как можно большую мощь, которая, в свою очередь, может быть измерена с помощью общепринятых показателей по различным областям ее применения (военная мощь, экономическая, технологическая, ресурсная и т.п.).

Эффективность применения сообществом того или иного вида мощи для конкурентной борьбы за необходимые ресурсы определяется как внешними обстоятельствами так и доминирующей в нем идеологии (например, сообщество в котором культивируется агрессия, будет стремиться наращивать свою военную мощь, хоть это будет и не эффективно в условиях мирного сосуществования).

Следствия:

  1. Т.к. механизмы принятия решений  являются ключевыми для вырабатывания результирующей мощи сообщества, то речь далее пойдет именно о механизмах управления (или просто об управлении) позволяющих вырабатывать сообществу наибольшую результирующую мощь.
  2. Русскоязычное содержание понятие «власть» должно быть пересмотрено коренным образом, т.к. любые не русскоязычные тексты, содержащие понятия Machte, Pouvoir, Power, имеют под собой содержание отличное от привычного нам понятия «власть», но переводятся как «власть». Отсюда вытекают  возможность противоречивых содержаний понятия «власть» и путаница в применении этого термина.
  3. Далее по тексту делается попытка показать, что эта, казалось бы, незначительная ошибка в переводе, с одной стороны обусловлена уровнем развития управления в нашем сообществе, с другой – не дает ему перенять опыт в области управления, достигнутый другими, более развитыми сообществами, что в результате порождает проблемы в управлении нашим сообществом.

2. Определения понятия «власть»

Рассмотрим несколько определений власти существующих в русскоязычной культуре (иностранные брать не будем, т.к. ранее мы определились, что под ними подразумевается Machte, Pouvoir, Power, а не тот, феномен, который мы называем властью):

  1. «Власть — это возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей, даже вопреки их сопротивлению». Определение власти в википедии.
  2. «Власть — специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей. Цели могут быть групповыми, классовыми, коллективными, личными, государственными и т.д». Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
  3. «Власть — способность и возможность осуществлять свою волю…». Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983.
  4. «Власть — в отличие от физического насилия сила, оказывающая воздействие на тело, душу и ум, пронизывающая их, подчиняющая другого закону своей воли».Философский энциклопедический словарь. 2010.
  5. «Власть – возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то».   Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
  • Общее в определениях:
  • — власть это возможность оказать воздействие, навязать свою волю (кроме определения 2, где этот момент не акцентирован, но присутствует неявно).
  • Особенности в определениях (которые будут рассмотрены позже):
  • — это инструмент управления (определение 2);
  • — возможность оказывать воздействие не только на субъектов, но и на объекты (определение 5).
  • 3. Сущность власти

Кто может навязать свою волю? Разумеется субъект. Следовательно, властью может обладать только субъект (под субъектом здесь понимается живое существо, а именно человек).

Психология рассматривает власть как мотив, присущий только живому существу (человеку). Ни у каких образований, систем мотив власти не был выделен. Власть у животных не признается, но там выделяют такой феномен как лидерство. Т.е.

ни какое сообщество, его часть или иное образование кроме человека не может навязать свою волю, т.е. обладать властью.

Что означает возможность навязать волю? Какова природа такой возможности?

Человек, как любое живое существо нуждается в постоянном удовлетворении потребностей своего организма. Социум предъявляет к его психике дополнительные требования, что отражается на мотивационной сфере в виде механизма возникновения и удовлетворения желаний.

Желания, в отличие от потребности, связаны непосредственно с конкретными объектами и способами обладания ими, поэтому (вследствие разнообразия объектов и способов социума) желания человека безграничны.

У человека есть 2-а пути удовлетворить свои желания и потребности:

  1. освоение окружающего объектного мира;
  2. воздействие на другого человека (людей), чтобы с его помощью, используя его умения ориентироваться в объектном мире, получить необходимое.

Таким образом, источник такой возможности (навязать волю) заключается в способе удовлетворения потребностей и желаний. А способов навязать свою волю существует множество от грубой силы до манипуляции знанием. Следовательно, способность конкретного человека к власти определяются количеством (и качеством) освоенных им способов воздействия на других людей (и их группы).

  1. Власть — это возможность человека оказать воздействие, навязать свою волю другому человеку (или группе) с целью удовлетворения своих потребностей и желаний.
  2. 4. Проявление власти и управления в сообществах
  3. Можно ли власть считать способом управления?
  4. Власть не является способом управления, но способна быть источником неэффективного управления.
  5. Определение управления (вики):  » Управление — деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели».

Т.е. управлять можно объектами, процессами и т.п. но не людьми. Следовательно, оказание воздействия на другого человека не является управлением.

Человек оказывает на другого человека воздействие с целью удовлетворения своих потребностей и желаний и, тем самым он устанавливает некоторое взаимодействие с ним, которым вынужден управлять. Управление всегда дается «в нагрузку» к власти, является следствием ее.

Или иначе: проявление власти человеком ставит его в условия необходимости управления возникшей новой ситуацией. Таким образом, понятие власти, закрепленное в сообществе в качестве элемента в его системе управления легитимизует для избранных членов:

  • право на возможность оказывать воздействие, навязывать свою волю некой группе людей с целью удовлетворения своих потребностей и желаний;
  • обязанности по управлению этой группой людей (как следствие права навязывать свою волю).

Вследствие того, что управление неразрывно связано с властью (является следствием ее),  на наиболее значимые посты попадают не способные управленцы, а способные навязывать свою волю другим. Придя к власти (увеличив свою власть) они вынужденно начинают управлять, но т.к.

их способности к управлению менее выражены, чем способности к власти они управляют не достаточно эффективно, но зато способны удерживать свой статус управленца, т.к. он дает необходимую власть. Т.е., управление сообществом, основанное на власти всегда малоэффективно.

С управлением инженерными, техническими процессами обычно все понятно, но как вовлечь в них людей, если пренебречь властью?

В развитых странах вовлечение происходит при помощи механизмов мотивации.  Процессы с участием людей организуются так, что людям становится выгодно, интересно участие в процессе. Эффективность процесса увязывается с величиной мотивации и люди сами стремятся к большей эффективности. Механизмы мотивации разнообразны и индивидуальны.

Поэтому управленец, процессы у которого проходят с участием людей, обязан быть компетентен в вопросах мотивации. В случае сообществ базирующихся на власти, человек, занимающий пост управленца, стремится воздействовать, навязать подчиненным свою волю. А подчиненный склонен больше стремится не к эффективности процесса, а к эффективности взаимодействия со своим начальником (личные отношения).

Механизмы управления не развиваются, но, вместо них, развиваются личные неформальные отношения. Общеизвестно, что теории мотивации и основанные на них механизмы вовлечения людей, постоянно развивающиеся и успешно практикуемые в развитых странах «пробуксовывают» в России.

Этот феномен хорошо объясняется ориентацией управления на необходимость проявления власти, ее структурную, законодательную «закрепленность» и повсеместность использования этого подхода.

Можно ли утверждать, что в нашем государстве (России) культивируются законодательно одобренные формы насилия?

В основном законе — конституции РФ термин «власть» встречается 79 раз (в основном в 1-й и 3-й главах, характеризующих основную структуру сообщества)! И сколько еще в косвенной форме! А в любой должностной инструкции, в разделе обязанности, есть фраза указывающая на прямое подчинение непосредственному начальнику. По сути, все остальные обязанности можно и упустить (хотя специалистам может казаться, что это не так), т.к. имеют значение только законодательные ограничения власти начальника над подчиненными.

Вывод: да, можно утверждать, что в нашем сообществе культивируются одобряемые способы проявления власти (насилия). Эти способы зависят от идеологии сообщества и закрепляются в соответствующих институтах власти.

Так, например, в СССР власть выражалась в виде прямого и косвенного насилия (сама идеология сообщества базировалась на применении глобального насилия над населением Земли). В современной России добавилась еще и власть денег, как возможность проявления разнообразных способов прямого и косвенного насилия. Т.е.

возможности законодательно одобряемого насилия увеличились, но прямая идеология применения глобального насилия утратила свои основания и былую стабильность (но не силу).

Можно ли избежать насилия в управлении сообществом?

Т.к. насилие (мотив власти) присуще индивиду, то избежать его проявления не возможно. Но можно его ограничивать, для чего и должно служить законодательство. Необходимо:

1. Решительно разделить понятия власти и управления.

2. Постепенно заменить термин власть во всем законодательстве термином управление. При этом все механизмы управления должны быть четкими и их нарушение будет означать проявление власти (насилия).

Проявления власти (насилия) должны быть классифицированы (по сути это и есть кодексы трудовой, налоговый, уголовный, гражданский, процессуальный и т.п.

) по критериям участвующих субъектов и вида насилия.

Эффективность управления сообществом создает его мощь. Мощь реализуется посредством действия его членов согласно законодательству и направлена на их благо.

В основном законе сообщества должны быть закреплены обязанности его членов по участию в механизмах управления мощью сообщества (ее созданию и распределению).

Мощь может быть реализована сообществом в различных, в том числе и очень жестких формах (наказание), но и в этих случаях она никогда не будет является насилием (проявлением власти).   

Коррупция и власть.

Определение (википедия). «Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий…противоречащих законодательству и моральным установкам.»

Пока существуют законодательно закрепленные и культивируемые способы проявления власти (насилия), с коррупцией бороться бесполезно. Т.к.

власть (насилие) узаконена, способы ее незаконного проявления (коррупция) будут лишь преобразовываться, приобретать все новые и новые формы, а законодательство, пытаясь угнаться за контролем ситуации, будет плодить новые массовые запреты. Эффективность подобной борьбы очень мала.

Кризис управления.

Недавние события 26.04.2006г. показали, что недовольство уровнем управления в сообществе растет. Выразилось это недовольство в выступлении против коррупции, т.к.

лежащий в его основе феномен (возможность использования управленцами огромных ресурсов, мощи государства в своих личных целях) обладает высокой степенью наглядности и, следовательно, силой массового убеждения.

Но и сами по себе законодательно закрепленные проявления власти ведут к следующим негативным последствиям:

  • все большему расслоению в сообществе, обогащению отдельных лиц,
  • усилению контроля госаппарата над всеми значимыми процессами в государстве,
  • стагнации производства (т.к. оно, в основном, управляется только монетарными механизмами и без участия мотивационных — вовлечения работников),
  • возникновение разнообразных неподконтрольных закону проявлений насилия и несправедливости,
  • росту разрыва пропагандируемых в учебных заведениях «положительных» ценностей и реальных ценностей, способствующих достижению успеха в личной жизни (что и ставит в тупик молодежь),
  • увеличению нестабильности общества в целом (метания в поисках «истинных» ценностей, вспышек патриотизма и агрессии, массовых стихийных выступлений).

5. Адаптивный конструктивизм.

В своей лекции З.Бауман (ссылка в начале статьи) говорит об уместности замены постмодернизм применительно к текущему состоянию общества на термин «текучая модерность». Это понятно, т.к. постмодернизм лишь фаза осознания обществом ошибок модерна, которая уже миновала (для общества в целом). Но т.к.

в различных сообществах осознание происходит неравномерно и занимает разные периоды времени (в связи с отсталостью-прогрессивностью практикуемых моделей управления, смены поколений, силы идеологии сообщества и т.п.

), то многие из сообществ (в том числе и Российское) находятся в стадии перехода, осознания ошибок периода модерна.

Любые конструкты, модели общества не могут быть постоянными, т.к. само общество постоянно изменяется (и изменения эти ускоряются). Но это не означает отказа от моделирования процессов происходящих в нем.

Напротив, динамика изменений в обществе и стремление людей точнее описать процессы с целью сознательного управления ими диктует быструю смену моделей и акцентирование приоритета на их конструировании. Поэтому наука об управлении динамично развивается, адаптируя реальную практику управления социумом к самому изменяющемуся социуму.

А цели развития социума сейчас видятся не как застывшие конечные идеалы будущего его благополучия (типа коммунизма), а как своевременная, быстрая адаптация, приспособление практикуемых механизмов управления социумом к изменениям самого социума.

В каком направлении идет это изменение социума можно лишь прогнозировать с некоторой долей вероятности и лишь на ближайшее будущее, основываясь на наиболее точных моделях описывающих его. Какова же конечная цель этих изменений — не известно.

Источник: http://PhilosophyStorm.org/vlast-i-upravlenie-v-soobshchestvakh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector