Чем отличается учебник от учебного пособия

Чтобы подтвердить статус ученого, преподаватели должны регулярно писать научные труды. Среди них: статьи, учебники, монографии и т.д. Не последнее место в этом обширном списке занимают и учебные пособия. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Учебное пособие и учебник: общее и различия

Для начала, определимся с тем, что собой представляет учебное пособие.

Чем оно отличается от классического учебника? В первую очередь, учебное пособие представляет собой издание учебного плана, которое в той или иной степени заменяет учебник. Оно его дополняет.

Поэтому учебное пособие не обязано охватывать весь курс целиком, а лишь его часть. В нем, к примеру, могут освещаться вопросы, не раскрытые в основном учебнике.

В учебном пособии должны содержаться различные взгляды на существующие проблемы дисциплины.

Это – еще одно его отличие от учебника, в котором содержатся лишь официальные и доказанные теории, общепринятые взгляды.

Тем самым, учебное пособие позволяет углубиться в изучение проблемы, рассмотреть ее с разных точек зрения. Поэтому это – идеальный вариант для факультативного и самостоятельного изучения студентами.

Еще одно отличие учебного пособия от учебника состоит в том, что в учебнике содержится только апробированный материал, а в учебном пособии освещены более современные сведения.

Это обеспечивается тем, что учебное пособие издается быстрее. Поэтому при введении в курс новой дисциплины в первую очередь издают учебное пособие, а после апробации материала – учебник.

Учебные пособия уместно также издавать по дисциплинам узкого профиля, по спецкурсам.

Чем отличается учебник от учебного пособия

Вместе с тем, и учебник, и учебное пособие должны быть официально утверждены в качестве данного вида издания.

Пособие призвано удовлетворять следующим критериям:

  • отсутствие противоречия с основополагающими положениями изучаемой дисциплины, содержащимися в учебнике;
  • отсутствие дублирования информации из учебника.

Учебное пособие состоит (как минимум) из 4 авторских листов ( в переводе на обычное исчисление – 160 тыс. знаков с пробелами). Объем учебного пособия напрямую зависит от количества учебных часов дисциплины.

Для чего нужно писать учебное пособие?

Теперь разберем, для чего его нужно писать ученым и преподавателям? Лишь немногие преподаватели сейчас пишут учебные пособия, руководствуясь альтруистическими целями:

  • поделиться накопленным опытом со студентами, преподавателями и лицами, интересующимися наукой;
  • дополнить существующий курс недостающей информацией или создать новую программу при полном отсутствии информации по теме.

Однако написание учебного пособия сейчас преследует совсем иные цели. В основном, его составление служит для удовлетворения единственной задачи – соответствие определенным нормативам и требованиям. Например, для избрания по конкурсу на замещение должности доцента необходимо в списке трудов иметь учебное пособие, а иногда – и не одно. Нужно оно и для получения ученого звания.

Правила написания учебного пособия

Итак, вы решились написать учебное пособие. С чего начать? Прежде всего, следует определиться с двумя вопросами:

  • Кто будет являться его основной аудиторией?
  • Какова его цель?

Чем отличается учебник от учебного пособия

Вот только некоторые возможные варианты:

  • углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине;
  • углубление практических навыков;
  • организация самостоятельной работы студентов;
  • организация подготовки к зачету или экзамену;
  • подготовка к написанию любого вида самостоятельной работы.

Ориентируясь на цель, следует подобрать материал для ее раскрытия.

При написании учебного пособия следует руководствоваться теми же стандартными правилами, что и для любого другого вида научной работы:

  • четко структурировать работу (об этом – в следующем разделе);
  • завершать каждую мысль логическим выводом;
  • приводить хорошо скомпилированный материал;
  • придерживаться общей логики повествования и т.д.

В отличие от многих других научных трудов, учебное пособие не должно содержать инновационные идеи. Для создания учебного пособия достаточно просто хорошо скомпилировать материал и уметь его объяснить доступным даже выпускникам школы языком.

Структура учебного пособия

Обязательными разделами любого учебного пособия являются:

  • аннотация;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • библиографический список.

Могут в нем присутствовать и дополнительные структурные элементы, среди которых: предисловие, иллюстрационный материал, глоссарий, список условных сокращений, приложения.

Рассмотрим каждый из разделов подробнее. Аннотация представляет всю вашу работу. Именно основываясь на ней, читатель будет принимать решение, подойдет ли для него данное пособие. К написанию аннотации рекомендуется приступать тогда, когда учебное пособие уже написано. В аннотации необходимо написать, кто является целевой читательской аудиторией.

Чем отличается учебник от учебного пособия

В оглавление включаются заголовки всех уровней (как правило, 2 и 3). При наличии трех уровней, в оглавление входят разделы, главы, параграфы. Если заголовков только два, то параграфы опускаются. Детальное оглавление более удобно для читателя. Однако и злоупотреблять излишней детализацией тоже не следует.

Во введении следует обосновать основную проблематику работы, ее актуальность и темы, рассматриваемые в пособии. Внимание следует уделить и следующим вопросам:

  • историографии и методологии изучаемого вопроса;
  • целям и задачам пособия;
  • для какой аудитории предусмотрено пособие;
  • каким дисциплинам оно соответствует.

Некоторым авторам введение удобно писать перед подготовкой основного текста. Однако, как правило, рекомендуется приступать к написанию этого раздела в самом конце, чтобы ничего не упустить.

В основной части должны быть раскрыты теоретические и практические вопросы.

Необходимо обеспечить, чтобы структура основной части работы соответствовала государственным образовательным стандартам и учебной программе университета. К примеру, одна глава должна соответствовать одной зачетной единице, а параграф — одной теме учебного плана.

В структуру работы уместно включить и дидактический материал. Он способствует лучшему усвоению материала дисциплины. В дидактический материал следует включить вопросы для закрепления материала, иллюстрационный материал (например, таблицы), задания для самостоятельной работы, темы докладов, рефератов, различные упражнения и тесты, список дополнительной литературы, контрольные работы и т.д.

Составлять дидактический материал следует так, чтобы он помогал усвоению главных вопросов и стимулировал мыслительную деятельность студентов.

В идеале объем дидактического материала должен составлять, примерно, одну треть общего объема пособия.

В заключении следует обобщить представленный материал. В него не стоит включать никакую новую информацию. Следует сделать акцент на нерешенных и трудно решаемых проблемах, привести рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список состоит из литературы трех типов:

  • основная;
  • дополнительная;
  • интернет-источники.

Чем отличается учебник от учебного пособия

Советы по написанию учебного пособия

Помочь в написании учебного пособия могут следующие простые советы:

  • Использование простого языка. При подаче материала не следует увлекаться профессионализмами, которые могут вызвать вопросы у не подготовленных студентов. Следует писать текст таким образом, чтобы он был доступен для выпускников школы. Но и опускаться до панибратского отношения к читателю и употребления сленга тоже не стоит. При использовании нового термина следует тут же разъяснять его смысл, не отсылая читателя к глоссарию.
  • Разбавление теоретического материала примерами по теме. Это будет способствовать лучшему усвоению материала.
  • Использование иллюстрационного материала. К нему относятся: таблицы, графики, диаграммы, схемы, модели и т.д. Они также способствуют лучшему усвоению материала.
  • Расшифровка сокращений при первом их упоминании. При использовании большого их количества следует выносить их в словарь в конце учебного пособия.
  • Подача информации собственными словами, без обширного использования цитирования.
  • Завершение каждой мысли и каждого структурного элемента работы выводами.

В монографии обязательно должна присутствовать научная новизна и содержаться результаты авторских исследований. В отличие от нее, учебное пособие может не включать новые идеи и инновационные открытия. В нем должен быть приведён материал, доступный для понимания читательской аудитории, с примерами и пояснениями.

Как оформить учебное пособие?

При оформлении учебного пособия применяются общие требования для всех научных трудов. Вместе с тем, в отличие от научной статьи, следует воспользоваться еще некоторыми рекомендациями.

Чем отличается учебник от учебного пособия

Так, в идеале рекомендуется отдать свою рукопись корректору для внесения исправлений. Ведь некоторые нюансы подвластны только профессионалам. Поэтому не стоит полагаться только на собственную грамотность и встроенный редактор MS Word. Ведь учебное пособие будут читать студенты, поэтому ошибки и опечатки недопустимы.

Не стоит для удешевления услуг издания стремиться самостоятельно создать оригинал-макет в редакторе Word. В большинстве случаев вы только потратите время впустую. Доверьте этот процесс профессиональному верстальщику. Он применяет профессиональное программное оборудование и знает все тонкости отечественных стандартов.

Чтобы не тратить зря время на то, чтобы переделывать оформление, следует еще на стадии написания работы задать необходимые параметры в Word (величину отступа, абзацев, полей, межстрочного интервала, шрифта и т.д.). Тогда в будущем не придется в срочном порядке корректировать работу.

Итак, написание учебного пособия является обязательным условием для развития научной карьеры ученого. Оно рассчитано, прежде всего, на студенческую аудиторию, поэтому должно содержать актуальную и достоверную информацию.

Источник: http://open-resource.ru/public/6-prostyx-sovetov-po-napisaniyu-uchebnogo-posobiya/

Подбор авторов школьных учебников – это сложная технология

Как создаются школьные учебники? Может ли стать автором человек с улицы? И чем объяснить успех самых популярных учебников? На эти и другие вопросы отвечает Дмитрий Климишин, управляющий директор издательства «Просвещение».

Чем отличается учебник от учебного пособия

— Дмитрий Александрович, в чем разница между «звездными» авторами, чьи книги выпускаются огромными тиражами, на рынке художественной и учебной литературы?

— Разница очень большая. Написать и издать учебник или учебно-методическое пособие гораздо сложнее, чем детскую книжку.

Рынок учебной литературы, на выпуске которой специализируется издательство «Просвещение», и рынок художественной литературы — это разные рынки, и издательства работают на них по-разному.

На рынке художественной литературы книга переиздается один или несколько раз (за исключением нескольких «хитовых» изданий), при этом успешный автор может писать книги одну за другой. Их готовят к печати и издают очень быстро в расчете на то, что потребители не потеряют интереса к авторскому труду.

То есть на рынке художественной литературы издательства стараются действовать в соответствии с текущей модой и трендами.

На рынке учебной литературы структура подготовки продукта иная. Учебник создается долго, потому что его нужно не просто написать, но и привести в соответствие с действующими нормами, в том числе с образовательными стандартами, апробировать, включить в Федеральный перечень учебников и только потом выводить на массовый рынок.

При этом включение в Федеральный перечень не гарантировано – учебник должен пройти не менее трех независимых экспертиз. Так что работа над продуктом до его вывода на рынок растягивается на несколько лет. К примеру, сейчас действует перечень 2014 года, и он изменялся только в рамках предмета «Астрономия» и учебников для детей с ограниченными возможностями здоровья.

То есть новые авторы могли войти в Федеральный перечень только по этим предметам.

Помимо учебников, издательства учебной литературы выпускают учебные пособия (книги для чтения, рабочие тетради, контурные карты, методические пособия для учителя и проч.), которые в отличие от учебников не проходят внешнюю экспертизу. Но все равно требования к ним высоки, поэтому мы всегда проводим внутреннюю экспертизу, и времени на создание этих продуктов также требуется немало.

Читайте также:  Твердый и мягкий сыр — чем они отличаются

— От чего зависит популярность школьных учебников? Чем объяснить, что один учебник выдерживают не один десяток переизданий, а от другого издательства быстро отказывается?

— Успех учебников зависит, прежде всего, от творческого потенциала авторов и команды людей, которые вместе с автором работают над подготовкой учебников. Остальные факторы вторичны.

Можно говорить и о зависимости тиражей от широты аудитории, которой учебники адресованы – к примеру, учебник русского языка имеет большую аудиторию, нежели учебник французского языка. У каждого учебника – своя судьба.

Сложность для команды заключается еще и в том, что учебник должен заглядывать в будущее – мы должны учить детей не только тому, что им необходимо знать в современной жизни, а тому, что им понадобиться после окончания школы. Это очень непростая задача.

— Как в издательстве «Просвещение» подбирают авторов? Есть ли традиции работы с авторами, сохранившиеся с советских времен?

— Подбор авторов школьных учебников – это сложная технология. Нельзя понимать ее упрощенно, что вот, дескать, есть резервуар с талантливыми авторами, и мы только туда запускаем «сачок», а вот резервуар с не очень талантливыми, и мы к нему стараемся не приближаться.

При этом стоит отметить, что популярными авторами, известными по всей России, зачастую становятся ученые и педагоги, которых раньше знали лишь в узких кругах.

Их талант проявился именно при написании учебника: им удалось добиться сочетания научной глубины, простоты и доступности.

В советские годы, когда издательство «Просвещение» только начинало работать, существовала практика назначения авторов – прежде всего, по гуманитарным предметам.

Были примеры, когда учебники отбирали для школ по итогам конкурса, тенденция возобладала с середины 1950-х годов.

Яркий пример – учебник по истории древнего мира Федора Коровкина, победивший на конкурсе благодаря простоте и доступности содержания.

Роль издательства «Просвещения» заключалась в том, что редакторы, работавшие здесь десятки лет, фактически становились соавторами учебников и пособий. В издательстве сформировался пул не только авторов, но и редакторов, благодаря которым вот уже почти 88 лет появляются стабильные и качественные учебники.

Некоторые современные учебники построены на базе именно тех учебников, которые создавались в советские времена.

Они были настолько хорошо написаны авторским коллективом, что требуется лишь правка этих учебников под современные реалии, что мы и делаем постоянно.

Один из примеров – учебники математики Марии Игнатьевны Моро, не так давно скончавшейся на 93-м году жизни. В советские годы она фактически была создателем нового предмета начальной школы – математики, пришедшей на смену арифметике.

— Какое образование должен иметь автор учебника? Где у него чаще всего основное место работы? Какими знаниями он должен обладать, помимо знаний своего предмета?

— У всех авторов, конечно, было и есть высшее образование. Среди них работники академических институтов РАН и РАО, высшей школы, ведущие методисты, учителя школ, которые играют большую роль в составлении методического аппарата и рабочих программ.

Нужно понимать, что у учебника не может быть одного автора, даже если это гениальный человек, это всегда плод работы коллектива людей. К тому же современный учебник – часть УМК (учебно-методического комплекса), в создании которого могут быть задействованы разные люди.

Например, наш УМК по истории России под редакцией Анатолия Торкунова, подготовленный в соответствии Историко-культурным стандартом в предельно короткие сроки, — результат работы десятков людей.

Это и авторы, каждый из которых является специалистом по тому или иному историческому периоду, и методисты, сотрудники издательства, члены научно-редакционного совета.

Для написания учебника важны знания детской психологии, осведомленность о последних достижениях науки. Среди наших авторов – академики РАН, как например, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян (всеобщая история) или Алексей Семенов (информатика), который является одновременно академиком РАО, автором педагогических концепций в области математики и информатики.

А есть авторы, являющиеся не только учеными, но и методистами, они, конечно, ближе к школьной практике, чем члены «большой» академии.

Таиса Ладыженская – одна из крупнейших методистов в нашей стране, специалист по русскому языку, чьи книги издавались на протяжении 40 лет.

Она никогда не покидала науку – теорию и практику русского языка, что позволяло ей своевременно обновлять учебники. Леонид Боголюбов, которого мы уже упомянули, – ученый-обществовед с огромным педагогическим опытом. 

— Как издательство «Просвещение» отбирает авторов? Может ли стать автором человек с улицы?

— Примеров, когда авторы приходят с улицы и предлагают готовый продукт, я, пожалуй, не припомню.

Но, проводя мероприятия в регионах, в школах, в институтах повышения квалификации, мы замечаем коллег с высоким потенциалом, которые могли бы стать авторами учебников.

Так нашим автором в 2007 году стал московский учитель истории Андрей Иванов, заместитель директора школы № 548. В школе, которую возглавляет Ефим Рачевский, он отвечает за учебно-воспитательную и проектную работу.

В подборе авторов все большая роль отводится издательству.

Конечно, нам нужны авторы, которые могли бы объединить разные направления при подготовке учебников и пособий – те, кто проводят научные исследования, разбираются в детской психологии, владеют методическим аппаратом и проч.

Но важно и другое: мы ищем авторов, ориентированных на современных детей и молодежь, понимающих особенности восприятия учебного материала новым поколением, которое живет в ином измерении, нежели десять лет назад. Это выдвигает новые требования к работе авторов и издательства.

— Как меняются требования к авторам учебников в связи с развитием цифрового образования и создания в школах современной информационно-образовательной среды?

— В современном книгоиздании к учебникам, пособиям и рабочим программам добавляются электронные форматы, методики и технологии, которые позволяют сделать все эти материалы более современными. Без электронной копии учебник не включат в федеральный перечень, так что умение учитывать требования информационно-образовательной среды при создании учебника должно быть у каждого нашего автора.

Особой популярностью в современной школе пользуются учебники, которые дают возможность ребятам систематизировать знания и выделить самое важное в огромном потоке информации.

Эту роль выполняют не только некоторые линейки наших учебников, но и методические пособия для учителей, технологические карты уроков. Таким образом, с помощью наших пособий учитель моделирует урок, по-разному организует занятия в разных классах.

Модульный принцип построения учебников и система многоуровневых заданий легко позволяет корректировать программу в зависимости от уровня подготовки школьников.

Кроме того, современные технологии позволяют расширять учебное пространство – технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности постепенно приходят и в образование. Умение использовать такие технологии также становится задачей коллектива, работающего над новыми цифровыми учебниками.

Все эти факторы, влияющие на популярность учебно-методических комплексов в школах, мы стараемся учитывать в работе с нашими авторами.

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/podbor-avtorov-skolnyh-ucebnikov-eto-sloznaa-tehnologia

Учебники: ответы на вопросы

Чем отличается учебник от учебного пособия

Уважаемые коллеги! 

Февраль-месяц работы по выбору учебников. Разрешите напомнить, что список учебников, используемых в образовательном процессе  в 2018-19 учебном году должен быть утвержден на педагогическом совете до 1 марта! Недавно получила на электронную почту информацию от информационного центра РАО «Библиотека им. К.Д.Ушинского

Какими нормативными документами регламентируются вопросы обеспечения учебниками и учебными пособиями?

В чьих полномочиях находится вопрос обеспечения учебниками и учебными пособиями?

Согласно ст.8 273-ФЗ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Субъект – организует обеспечение всех общеобразовательных организаций, реализующих аккредитованные образовательные программы, которые действуют на территории субъекта учебниками и учебными пособиями. А муниципальные и государственные образовательные организации участвуют финансово. Частные образовательные организации организуют обеспечение учебниками своих школ самостоятельно за те деньги, которые через субсидии приходят из региона.

Какова норма обеспеченности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося?

Согласно ФГОСам всех уровней школьного образования (п.

27) норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: — не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования; — не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.

Какими учебниками и учебными пособиями можно пользоваться в образовательной деятельности?

Согласно ст. 18 и ст.28 273-ФЗ школа самостоятельно формирует список учебников и учебных пособий в соответствии со своей образовательной программой. В данный список могут быть включены только учебники, входящие в ФПУ и учебные пособия, изданные организациями, входящими в перечень организаций, утвержденный Приказом от 09 июня 2016 г. № 699.

В чем разница между учебниками и учебными пособиями?

Учебники – это учебные издания, включенные в Федеральный перечень учебников которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; Учебные пособия – это те учебные издания, которые изданы организациями, включенными в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ от 09 июня 2016 г. № 699).

  • Какие документы регламентируют содержание образования конкретной школы?
  • Это 2 документа, утвержденные приказом директора школы: 1) образовательная программа и 2) Список учебников и учебных пособий, которые обеспечивают реализацию данной конкретной программы.
  • Можно ли использовать учебные пособия и рабочие тетради, не входящие в список учебников и рабочих пособий, утвержденных школой?
  • Если учебное пособие не включено в данный список, значит это учебное пособие не является обязательным. Оно является факультативным, и может использоваться для дополнительного самостоятельного изучения
  • Можно ли использовать учебники и учебные пособия других организаций, не включенных в перечень?

Да, но только не как обязательное, которое приобретается за счет бюджета, а как факультативное. А по-хорошему, конечно, те учебные пособия, которые обеспечивают организацию ваших курсов по выбору, ваших элективов, ваших факультативов, должны быть включены или в ФПУ, или быть выпущенными издательствами, входящими в соответствующий перечень.

  1. Если издательство, входящее в перечень организаций, закрепленный приказом, было реорганизовано в текущем учебном году, могут ли учебники этого издательства оставаться в списках учебников и учебных пособий школ?
  2. Да, могут оставаться до их фактического износа, при условии, что они соответствуют образовательной программе конкретной школы.
  3. Какие приказы формируют действующий Федеральный перечень учебников?
Читайте также:  Какой автомобиль лучше купить hyundai tucson или toyota rav4?

Источник: http://bibliotula.blogspot.com/2018/02/blog-post_15.html?m=1

Учебное пособие и учебник фгос в чем отличие

Чем отличается учебник от учебного пособия тем что

Содержание страницы: Учебное пособие тем и отличается от учебника, что оно дает возможность изучить не только теоретическую основу курса, некие правила и нормы предмета, но показывает, как их применять на практике, являясь, своего рода, самоучителем по дисциплине. Чаще всего учебные пособия рассматривают не целый предмет, а какую-либо его часть.

  • Углубленный разбор вопроса при этом, дает возможность досконально изучить материал.
  • Учебные пособия несут информацию, которая предоставляет не только знания о предмете, но помогает применять эти знания в практической среде, четко, структурировано и ясно объясняя суть.
  • Для студентов учебные пособия играют очень важную роль не только в обучении, они являются незаменимыми помощниками при подготовке и написании научных работ, которые необходимо наполнять качественным текстовым материалом.
  • На нашем сайте мы предлагаем вам в помощь раздел «Учебные пособия», который состоит из целого кладезя полезной информации.

Чем отличается учебник от учебного пособия

Кто наш лучший друг в школе и университете? Кто-то скажет сон, но нет – учебник, к которому хочешь – не хочешь, но все равно возвращаешься; хотя бы затем, чтобы шпаргалку написать или отксерить очередную страничку. В общем, мысль одна – учебники есть, были и будут, и никуда нам от них не избавиться.

Кто-то скажет, а для чего они нужен?

Задачи учебника: • Мотивация, то есть учебник должен заинтересовать читателя и удержать за чтением, как минимум – до середины, как максимум – до последней страницы.

Учебники и учебные пособия

Учебные пособия, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времён; их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. В античном мире было создано большое количество учебных пособий, и традиция их написания сохранилась в средневековой Европе.

Например, «Commentarium grammaticorum libri XVII» Присциана (V век) находил применение в XII—XIII веках, а учебное пособие грамматики Доната (VI век) во Франции и Германии учили наизусть ещё десять столетий спустя. В средние века в качестве учебников зачастую использовались тексты Священного Писания, в том числе Псалтырь и Часослов.

Одним из первых учебников, приближённых к современному образцу, был «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Коменского, изданный в 1658 году.

Именно этот великий педагог предложил рассматривать учебное пособие в качестве инструмента массового образования.

Школьная пресса

С.В.

Суматохин, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания биологии и общей биологии МГПУ e-mail: В статье анализируются федеральные перечни учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в 2012/2013 учебном году.

Особое внимание уделено предметным линиям учебников биологии для 5—9 классов.

Ключевые слова: федеральные перечни учебников, предметные линии учебников биологии, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Особенности федерального перечня учебников на 2012/2013 учебный год В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» приказом Министерства образования и науки РФ ежегодно утверждаются четыре федеральных перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе (далее федеральные перечни учебников).

  1. Названия этих вспомогательных средств похожи, идентичны ли их содержание и назначение?
  2. В этой статье вы узнаете, как отличить учебник от учебного пособия и выбрать необходимые материалы.
  3. Учебник – это книга, в которой систематизирована информация, знания по конкретной дисциплине.

Информация в нем фундаментальна и доказана практически и поэтому дает учащимся основу знаний по тому или иному предмету. Структура учебника включает себя разделы, они обычно выделены по темам, а также существуют подразделы в больших темах, часто их именуют параграфами.

  1. Объем его составляет от 200 – 500 страниц.

Важно Ее также проблематично изложить в относительно небольшом по размеру пособии.

Перечень учебников на 2015 — 2016: федеральный и региональный

В настоящее время существуют два перечня учебников: «рекомендованные» учебники и «допущенные» к использованию в образовательном процессе.

В общеобразовательных учреждениях Нижегородской области выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему универсальных учебных действий, предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требований стандарта нового поколения.

Национально-региональный

Учебники биологии: концентрический и линейный курс. В чём разница?

Сегодня на рынке учебников представлены самые разные учебно-методичекие комплекты (УМК) по биологии.

Какой выбрать, если ребенок изучает биологию, собирается сдавать ЕГЭ, принимать участие в Олимпиадах по биологии?При выборе УМК по биологии в средней школе для реализации ФГОС необходимо опираться на концептуальные подходы авторов линий, состав УМК, преемственности на ступенях обучения, в методических подходах организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.УМК И. Н. Пономаревoй и др., Н. И. Сонина и др, Н.

Все остальные УМК предлагают концентрический

Школьная программа для первоклассника: чем отличаются и как выбрать

На выбор школы, в которую пойдет будущий первоклашка, влияет множество факторов: месторасположение, традиции семьи, педагогический коллектив, предметный уклон и т.д.

Последнее время к ним добавился еще один — учебная система. Это раньше во всех отечественных школах математику и русский преподавали по одинаковым учебникам, сейчас на страже знаний стоят учебные программы или учебно-методические комплексы (УМК). Как правило, по выбранной программе ребенок занимается с 1 по 4 класс, т.е.

всю начальную школу. Сегодня в образовательной сфере представлено около 10 таких учебных программ. Все это разнообразие регулируется федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Если программа соответствует ФГОС, то ее учебные материалы получают одобрение Министерства образования и науки и затем попадают в специальные перечни допущенной учебной литературы.

Все учебно-методические комплексы включают в себя завершенные предметные линии учебников по основным предметам начального образования.

Чем отличается учебник от учебного пособия

В средних и высших учебных заведениях часто применяются учебники и учебные пособия.

Структура учебника включает себя разделы, они обычно выделены по темам, а также существуют подразделы в больших темах, часто их именуют параграфами. Объем его составляет от 200 – 500 страниц. Редко встречаются учебники с меньшим количеством страниц.

Он официально утвержден, как правило, министерством образования или другими государственными структурами.

Источник: https://tatzakon.ru/uchebnoe-posobie-i-uchebnik-fgos-v-chem-otlichie-92714/

Библиографическое описание монографии ❋ Юношеская библиотека Республики Коми

Чем отличается учебник от монографии? Такой вопрос часто звучит от студентов-первокурсников, которые только готовятся писать свою первую научную работу.

Важной частью написания научной работы является составление библиографического описания на монографию, учебники, сборники научных трудов и другие издания в списке использованной литературы.

Данная памятка предназначена в помощь учащейся молодежи.

По межгосударственному стандарту ГОСТ 7.60-2003 издания делятся по характеру информации на три группы: 1) научные и научно-популярные; 2) учебные; 3) справочные.

К первой группе относятся монографии, сборники научных трудов, материалы конференций.

Что же такое монография?

Моногра́фия (от греч. monos – «один, единый» и grapho – «пишу») – научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем. Монография относится к жанрам научной прозы.

В монографии обобщается и анализируется литература по исследуемым темам, и выдвигаются, как правило, новые гипотезы, теории, концепции, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т. д.

Иногда можно встретить некорректную интерпретацию слова «монография» – «пишет один человек», хотя её создателями могут быть как один автор, так и целый коллектив.

Перед изданием в виде книги рукопись монографии должна пройти рецензирование специалистов по профилю монографии, имеющих ученую степень. Сведения о рецензентах указываются в выходных данных монографии. Считается, что рецензентов должно быть не менее двух. Если сведения о рецензентах не указаны в выходных данных книги, такое издание не считается научным.

Среди учёных принято любую достаточно длительную работу по исследованию какой-то определенной темы завершать публикацией соответствующей монографии, которая обычно содержит детальное описание методики исследования, изложение результатов проведённой работы, а также их интерпретацию.

При защите учёной степени монография может быть представлена в качестве диссертации.

Монография

Библиографическое описание монографии:

Кочерган, Л. И. Жизнь на сломе эпох: коми архитектор А. В. Холопов: моногр. / Л. И. Кочерган.- Сыктывкар: [б. и.], 2012. – 223 с.

Коллективная монография

Библиографическое описание коллективной монографии:

Макроэкономическая динамика северных регионов России: моногр. / Ю. А. Гаджиев, В. И. Акопов, Д. В. Колечков и др.; отв. ред. В. В. Фаузер. – Сыктывкар: Коми науч. центр УрО РАН, 2009. – 331 с.

Сборником научных трудов называется издание, содержащее исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Сборник научных трудов

Библиографическое описание сборника научных трудов:

Европейский Север: локальные группы и этнические границы: [сб. ст.] / Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Коми науч. центр, Ин-т языка, лит-ры и истории; отв. ред. О. И. Уляшев. – Сыктывкар, 2012. – Вып. 71. – 230 с.

Материалы конференции (съезда, симпозиума) публикуются в сборнике, содержащем итоги конференции в виде докладов, рекомендаций, решений.

Материалы конференции

Библиографическое описание материалов конференции:

«Память предков: национальный эпос и фольклор финно-угров сквозь призму детской литературы» в рамках 170-летия карело-финского эпоса «Калевала»: материалы науч.- практ. конф., Сыктывкар, 1-3 нояб. 2005 г. / [сост. М. Н. Залесская, Е. А. Булышева]. – Сыктывкар: [б. и.], 2005. – 138 с.

Чем отличается учебник от учебного пособия?

      Учебником называется издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

А учебное пособие дополняет или заменяет частично или полностью учебник.

К учебным изданиям относят еще учебно-методическое пособие: учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.

Библиографическое описание учебника:

Коми литература:  11-öд кл. велöдчан небöг / сост. В. Н. Демин. – Сыктывкар, 2000. – 190 с.

Библиографическое описание учебного пособия:

Кожуховская, Н. В. Литературный процесс и эволюция картины мира: учеб. пособие по спецкурсу / Н. В. Кожуховская. – Сыктывкар, 2002. – 78 с.

Библиографическое описание учебно-методического пособия:

Большаков, Н. М. Дипломное проектирование: учеб.-метод. пособие / Н. М. Большаков, Б. П. Евдокимов. – Сыктывкар: СЛИ, 1999. – 142 с.

Библиографическое описание хрестоматии:

Психология индивидуальных различий: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 775 с.

  • Третью группу изданий составляют энциклопедии, словари, энциклопедические словари (справочные издания).
  • Энциклопедией называют справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.
  • Примечание: В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную, специализированную, региональную энциклопедии.
  • Словарь – это справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными.
  • Энциклопедический словарь – энциклопедия, содержащая краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке.
  • Библиографические описания словарей и энциклопедий:
Читайте также:  Чем фирма отличается от компании: сравнение и отличия

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Азъ, 1994. – 907 с.

Социальная философия: слов. / под общ. ред В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. – М., 2003. – 558 с.

Это основные сведения для правильного оформления описания на основные виды изданий, которые включаются в список использованной литературы. Однако в список использованной литературы учебных и научных работ включаются не только учебники и монографии, поэтому обратитесь к другой нашей консультации “Как составить список использованной литературы”.

Монография – что это такое?: памятка для студентов / сост. В. Ситникова. – Сыктывкар, 2015. – 4 с.

Источник: http://unkomi.ru/v-pomoshh-studentu/bibliograficheskoe-opisanie-monografii/

Методические рекомендации по написанию учебно-методического пособия

Как вполне определившийся в общей типо­логической системе изданий тип учебная лите­ратура имеет свое четко определенное читатель­ское и целевое назначение.

Целевое назначение учебной литературы отражает ту социальную функцию, которую выполняет данный тип изда­ний.

Так, в системе средств обучения основной функцией учебных изданий является обеспече­ние самостоятельной работы студентов по овла­дению знаниями и их закреплению. Под учебной литературой понимаются учебники, учебные по­собия, методические указания.

Учебное пособие — учебное издание, допол­няющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие рассма­тривается как дополнение к учебнику.

Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы.

В отличие от учебника, пособие мо­жет включать не только апробированные, обще­признанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально органи­зуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного по­собия.

Методическое пособие — это документ, в кото­ром подробно излагается оптимальная последо­вательность в освоении определенного научного или учебного материала. Методическое пособие базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследо­ваниях.

Как правило, работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов. Учебно-методические пособия по своему содержанию и структуре зна­чительно отличаются от традиционных учебни­ков и классических научных трудов.

Основная задача пособия не столько предоставить уча­щимся необходимую информацию по изучаемой дисциплине, сколько объяснить, что с ней де­лать, как правильно выполнять учебные задачи. Поэтому к подготовке учебно-методических по­собий всегда предъявляются особые требования.

Создание разнообразных учебно-методических пособий связано с потребностью по-другому взглянуть на преподавание определенной дис­циплины.

Главная задача учебно-методического посо­бия — осветить основные разделы научной дис­циплины с точки зрения методики их препода­вания.

Поэтому, если вы имеет богатый опыт работы в сфере образования, накопили большое количество материалов, знаете основные недо­статки существующего учебного процесса, то вы можете написать собственное учебно-ме­тодическое пособие.

Для решения этой задачи требуются обширные знания в данной области и многолетняя преподавательская практика. Вам понадобится:

  • — опыт преподавательской деятельности;
  • —  информационная база.

Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предме­ту, прежде всего, внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется обуче­ние.

Дело в том, что структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. В противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом. При составлении пособия опирайтесь на суще­ствующие учебники.

Ведь именно они содержат теоретический и тренировочный материал по всем темам дисциплины. Ваше методическое по­собие должно использовать достоинства учебни­ков и компенсировать их недостатки. Составьте план будущего пособия. Отразите в нём самое главное в виде тезисов и коротких замечаний.

Этот план-схема в дальнейшем послужит осно­вой для конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для достижения наилучшего результата.

Составив план пособия на основе учебной программы, переходите к сбору и подготовке теоретического материала. На этом этапе помни­те, что большее значение здесь имеет не коли­чество собранных фактов и данных, а качество их изложения.

Не забывайте, что вы готовите издание, которое должно помочь учащимся в усвоении изучаемой дисциплины. Это значит, что весь теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия.

Для удобства пользования сделайте содержание своего учебно-методического посо­бия идентичным содержанию учебника, чтобы любой преподаватель быстро мог найти интере­сующий его раздел.

Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим решением будет самостоятельное прохождение всех эта­пов, в соответствии с рекомендациями вашего же пособия. Это не только покажет его жизне­способность, но и может вскрыть некоторые не­точности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.

Особенное внимание при написании пособия обратите на язык изложения. Не забывайте, что ваша работа предназначена для еще очень юных людей, которые только осваивают учебную про­грамму.

Старайтесь не писать сложными, длин­ными фразами и большими параграфами.

Не злоупотребляйте специальными терминами, а если применяете профессиональную лексику, обязательно дайте в сносках или в скобках рас­шифровку используемых понятий.

Разработайте контрольные вопросы по теме «методички» и варианты решения рассматрива­емых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диа­граммами и фото. Приведите конкретные при­меры грамотного использования изложенной методики.

Для лучшего усвоения материала до­полните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление инфор­мации намного облегчает ее восприятие и дела­ет книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить.

Старайтесь давать больше практических рекомендаций, основанных на вашем личном опыте. Литературы, где человек самостоятельно должен перевести теорию в практику, на сегод­няшний день накопилось достаточно. А вот каче­ственных справочников и пособий, помогающих решить насущные методические проблемы, не хватает.

Включите в каждую тему, кроме теоре­тической информации, практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. Обязательно поясните, как должны выполняться эти задания, приведите примеры.

Особенно это важно, если учебно-методическое пособие предназначено для школьников или студентов младших курсов. Дополните учебно-методическое пособие полным списком исполь­зованной литературы.

Кроме того, постарайтесь дать к каждой теме небольшой перечень доступ­ных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Предпочтительнее, чтобы в этот список входили не только учебни­ки, но и оригинальные труды исследователей.

В качестве источников выбирайте не только при­вычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ, материалы научных конференций и симпозиумов, желательно, го­сударственного и международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый научный вес.

Укажите как можно больше источ­ников информации, к которым может обратить­ся специалист, чтобы расширить свои познания по этой теме. Это обстоятельство значительно повысит популярность вашего пособия и про­демонстрирует основательный научный подход к решению образовательных задач.

Обязательно выделите в отдельную главу методические при­емы, позволяющие проводить междисциплинар­ные занятия (например, план урока сочетающего историю и литературу, с распределением мате­риала для обоих преподавателей). Подобный подход значительно обогатит обе дисциплины и поможет вам развить у учащихся способность построения причинно-следственных связей не только в рамках вашего предмета, но и между разными предметами.

Общий порядок разработки учебного изда­ния:

  • Определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом квалификационной характеристики и учебной программы и конкретизация на этой основе за­дач обучения и воспитания, решаемых в процес­се преподавания курса.
  • Определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы.
  • Выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисци­плин, и использование результатов этого выявле­ния при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу.
  • Определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информа­ции для приобретения знаний, выработки уме­ний и навыков, воспроизведение и использова­ние предшествующих знаний при изучении каж­дого вопроса темы, каждой темы и всего курса.
  • Разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного матери­ала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы.

В достижении высокого научно-методиче­ского уровня изложения материала главным яв­ляется его доступность, последовательность и системность. При этом существуют два метода, не исключающих друг друга.

Согласно перво­му первоначально излагаются общие понятия и определения той или иной категории, а затем да­ется их раскрытие; согласно второму — сначала рассматриваются частные проблемы, подводя­щие студента к общим выводам и определениям.

Различают несколько видов и способов вы­полнения методического пособия. Определитесь четко, что ставите целью работы: написать учеб­но-методическое указание, методическое руко­водство (указание) или руководство к практиче­ским (лабораторным) занятиям.

В зависимости от вида методички выбирается способ выполнения методического пособия.

Основные требования к содержанию учебно­го пособия:

  • преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;
  • тесная связь с содержанием учебных мате­риалов других блоков учебного плана, включая общественные науки;
  • реализация принципов обеспечения вну-тридисциплинарных связей между учебными из­даниями по одной дисциплине;
  • междисциплинарные связи;
  • обеспечение непрерывности отдельных ви­дов подготовки специалистов;
  • использование общего понятийного аппара­та, унификация в использовании терминологии в обозначении.

В соответствии с вышесказанным основной текст должен быть сконструирован так, чтобы привить учащемуся умения:

  • проводить научный анализ;
  • делать выводы и применять научно обосно­ванные решения в условиях неопределенности;
  • видеть перспективы развития соответству­ющей области науки;
  • пользоваться современной научной инфор­мацией, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.

Ключевые требования к тексту учебного по­собия:

  • текст обеспечивает полное раскрытие во­просов программы учебной дисциплины;
  • текст доступен для успешного усвоения сту­дентами, способствует мотивации учения, фор­мированию умений и навыков, а также творче­ских способностей будущих специалистов;
  • обеспечивает преемственность знаний, по­лученных при изучении предшествующих дис­циплин, а также обеспечивает тесные внутри-дисциплинарные и межпредметные связи;
  • учитывает психолого-педагогические фак­торы обучающихся, их общеобразовательный уровень;
  • использует возможности поясняющих и до­полнительных текстов.

Фамилия автора: Н.Г. Лаптева, Р.Е. Умербаева

Источник: https://articlekz.com/article/9479

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector