Чем гласные звуки отличаются от согласных

Буквами мы обозначаем звуки речи при письме. Букву нельзя произнести или услышать, ее мы можем только написать. Одна буква может обозначать один или несколько звуком, именно поэтому звуков в русском языке больше, чем букв. В русском алфавите 33 буквы, две из них не обозначают звуков, они лишь помогают другим буквам смягчить звук или сделать его твердым.

Стоит запомнить, что буквы сами по себе не имеют никакого значения. Это просто обозначения, можно даже сказать символы, придуманные для того, чтобы записывать звуки на бумагу.

Буквы не делятся на гласные, глухие, мягкие, все эти характеристики относятся к звукам. Поэтому, прежде чем обучать своего ребенка алфавиту, стоит задуматься над тем, а верно ли Вы понимаете значение звуков и букв.

Ведь некоторые родители, сами того не желая, неверно обучают детей из-за чего потом возникает путаница в головах маленьких учеников.

Чем гласные звуки отличаются от согласных

Придя в школу, они узнают о том, что буквы сами по себе ничего не значат и произнести их нельзя. Возникает множество вопросов относительно того, что такое звуки и откуда они взялись, ведь в алфавите учили буквы, а оказалось, что без звуков их произносить нельзя. Ведь взрослые понимают все эти тонкости на подсознательном уровне, а детям так тяжело разобраться во всей этой путанице.

Звуки

Звуки – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв, а записываются при помощи специального знака – транскрипции « […]». Звуки различают: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

В некоторых словах звук полностью соответствует написанной букве, т.е. т — [ т ], к — [ к ] и т.д. В других словах одна и та же буква может произноситься и слышаться по-разному. Есть также такие слова, где написанные буквы как бы выпадают при произнесении.

Это значит, что на письме они есть, но не произносятся в речи. Встречаются такие случаи, когда сочетание двух или нескольких букв дает всего один звук. И, наконец, есть такие буквы, которые объединяют в себе сразу два звука. Это такие буквы как: ю, я, ё, е, й.

Чем гласные звуки отличаются от согласных

Произносятся звуки с помощью воздуха. При колебании воздуха и работе речевого аппарата получается звук. При произнесении гласных звуков, при выдохе для воздуха нет никаких препятствия, поэтому гласные звуки такие чистые и их можно петь. Согласные же звуки образуются тогда, когда на пути у выдыхаемого воздуха есть преграда

Главные отличия:

  • Букву нельзя произнести, а звук нельзя написать.
  • Буква – олицетворяет звук.
  • Количество звуков значительно превосходит количество букв.

Итоги

Можно сделать вывод о том, что существовать звуки без букв не могут как и буквы без звуков. Нам необходимо не только слышать, но и видеть текст. Маленькие дети сначала учатся говорить, т.е. произносить звуки, а уже потом их учат записывать то, что они сказали, т.

е. делать графические записи произнесенных звуков. Иногда детям сложно понять разницу между буквой и звуком, для облегчения существует транскрипция, в которой слово расписывается по звукам.

Это значит, что каждая буква записывается в соответствии с тем звуком, которые мы слышим в речи. Тогда детям становится проще увидеть тонкую грань между буквой и звуком.
Звуки и буквы не могут существовать поодиночке.

Нет смысла в написании букв, если произнести их нельзя, да и какой смысл, в произнесении, если записать сказанное было бы невозможно.

Ведь человек не может запомнить всю информацию, которую он слышит в течение жизни, на помощь приходят буквы. Нельзя, также, определить, что же важнее звук или буква, потому что снова на ум приходит мысль о том, что их существование друг без друга невозможно да и просто не имеет смысла.

Порой очень сложно почувствовать, где грань между звуком и буквой. И чем отличаются звуки от букв в русском языке? Но, скорее всего, очень многие замечали, что то, что мы произносим, иногда немного отличается от того, что написано.

Например, иногда в слове не читается какая-то буква. Почему это происходит? Особенно важно познакомиться с этой темой и разобраться в ней школьникам, поскольку она пролегает красной нитью через курс русского языка.

Разница между звуком и буквой есть, причем очень большая. И давайте в ней разберемся.

Для начала узнаем, что же является буквой. Буква — это то, что мы пишем. Графические символы на листке бумаги. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв. И буквы не имеют никакого значения и их нельзя произнести. То, что мы произносим, называется звуком. Кто-то может поспорить.

А как же все учат алфавит? Что мы произносим? Ребенок, знакомясь с алфавитом, учит названия букв, но никак не звуки. Например, буква Б в алфавите называется «бэ», буква Г в алфавите называется «гэ» и т. д. Это название этих условных символов, которые мы переносим на бумагу. При чтении слова мы произносим звуки.

Основное отличие звуков от букв — звуки нельзя записать, их можно только произнести. И звуков несколько больше, чем букв.

Звуки имеют определенные характеристики. Они могут быть глухими, звонкими и т. д. Но эти характеристики не имеют никакого отношения к буквам.

Детям очень важно усвоить эту разницу еще на начальных этапах, ведь когда в школе они столкнутся с этой темой, очень сложно будет учить заново правильный вариант и избавляться от неправильного. Звук может соответствовать написанной букве.

На письме буква, обозначающая звук, заключается в б-[б], в-[в]. Иногда одна буква может объединять в себе несколько звуков. Но об этом подробнее дальше.

Чем гласные звуки отличаются от согласных

Что такое гласные?

Чтобы понять, чем отличаются звуки от букв, нужно их сравнить. В речи мы используем лишь шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Гласных букв, в свою очередь, 10.

Как это получается, что букв больше, чем звуков? Некоторые буквы обозначаются сразу несколькими звуками. Гласным буквам а, о, у, и, э, ы соответствуют звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы].

Гласные я, е, е, ю состоят из нескольких звуков: я — [й’а], е -[й’э], е — [й’о], ю — [й’у].

Гласные звуки бывают ударными и безударными. Если звук находится под ударением, т. е. выделяется голосом при произношении, то он пишется так же, как и слышится. Если звук находится в безударной позиции, то иногда на письме он может обозначаться другой буквой. Пример в слове «весы» после «в» мы произносим звук [и], хотя на письме в этом месте стоит буква «е».

Что такое согласные?

Также необходимо разобрать, чем отличаются звуки от букв на примере согласных. Кроме десяти гласных букв и двух, не обозначающих никаких звуков, все остальные буквы алфавита — согласные.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Это зависит от того, как они произносятся. Звонкие состоят из шума и голоса.

Чтобы это понять, лучше произнести их: [б], [в], [г], [д], [з], [ж], [л], [м], [н], [р], [й]. Глухие звуки состоят лишь из шума: [п], [ф], [с], [ш], [х], [ч], [щ].

Для того чтобы лучше почувствовать разницу, можно произнести по очереди сначала звонкие, а потом глухие звуки.

Кроме того, согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Твердыми они бывают тогда, когда в слове за ними следует либо согласный звук, либо [а], [о], [у], [ы], [э], либо твердый знак.

Мягкими они становятся, когда стоят перед мягким знаком либо буквами я, е, е, ю, и. На письме мягкость звука обозначается следующим образом: [м’]. Для сравнения можно произнести два слова: «мягкий» и «мыло».

В первом слове за «м» следует «я», и звук [м’] мягкий, во втором за «м» следует «ы», звук [м] получился твердым.

Фонетический разбор слова

При изучении того, чем отличаются звуки от букв, школьники всегда сталкиваются с Что это такое? В общих чертах, это определение того, из каких звуков состоит слово т. е. как оно произносится. Фонетика — это раздел науки в языкознании, который изучает звуки языка, ударение в словах и деление на слоги. Также иногда фонетический разбор называют разбором на звуки и буквы.

Как происходит фонетический разбор? Проведем его на примере слова «вода».

Чем гласные звуки отличаются от согласных

Для начала нужно выписать необходимое слово — вода.

Затем необходимо составить транскрипцию слова — [в а д а]. Стоит отметить, что поскольку гласная в первом слоге не находится под ударением, то, когда мы произносим слово, на этом месте слышим звук [а].

Также нужно охарактеризовать отдельно каждый звук разбираемого слова: [в] согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой в, [а] гласный, безударный, обозначен буквой о, [д] согласный, твердый, звонкий, обозначен буквой д, [а] — гласный, ударный, обозначен буквой а.

И, наконец, нужно обозначить количество звуков и букв в слове и сравнить их: 4 буквы и 4 звука. Порой встречается несоответствие, и количество звуков может быть больше, чем количество букв, и наоборот. Это также нужно отмечать и анализировать. Такое явление может встретиться в словах, где есть непроизносимая согласная.

В таком случае звук, соответствующий определенной букве в слове, не произносится. Буква как бы пропускается при чтении слова. Получается, что буква есть, а звука нет. Как пример, можно рассмотреть слово «солнце». Обычно при произнесении этого слова вслух, буква л пропускается. Поэтому в этом случае звуков окажется меньше, чем букв.

Похожая ситуация может возникнуть, когда в слове есть твердый или мягкий знак. Получается, что звуков меньше, чем букв.

Разбирать слово по звукам довольно просто, когда усвоено, чем отличаются звуки от букв, и какими характеристиками обладают и те, и другие. Необходимо лишь произнести слово и прислушаться к нему.

Чем гласные звуки отличаются от согласных

Эти знания значительно облегчают работу по разбору слова и помогают в процессе избегать различных ошибок.

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона — без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения.

Надо сказать, что есть языки, где слог способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные согласные (например, в чешском: vlk — волк).

Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм — формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной — «“Как она пла-авает!”» — говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение).

Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения.

Этот признак — суммарная энергия произнесения — важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов. Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными — взрывными, шумными и аффрикатами.

Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов).

Основа гласных звуков — тон.

Гармонический характер тонового звука важен для речи — гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру, тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области.

Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем «ау-у-у!»); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласные звуки в русском языке на слух различаются в зависимости от объема и формы резонаторов, которые образуются в речевом тракте в результате изменения положения и формы языка в ротовой полости, а также в зависимости от того, как форма ротового отверстия, образуемого с помощью губ, изменяет характер воздушной струи на выходе изо рта.

Однако язык, как наиболее подвижный орган артикуляции, постоянно занят в производстве и других звуков — согласных (также как и губы). Поэтому в потоке речи объем и форма резонаторов постоянно изменяются вследствие процессов коартикуляции.

И подсистема русских гласных звуков (равно как и согласных) не может быть установлена вне их смыслоразличительных возможностей в рамках единой фонетической системы языка.

Чем гласные звуки отличаются от согласных

На всей большой Земле не существует народа, который бы не имел своего языка. А каждый язык состоит из слов, которые в свою очередь делятся на звуки. Без способности выговаривать те или иные звуки, человечество не научилось бы разговаривать.

Читайте также:  Какой шевроле круз лучше купить на 1.6 или 1.8 л?

В русском языке насчитывается 43 звука, которые на письме обозначаются буквами. Для нас такой звуковой ряд очень привычен. Но следует знать, что каждый язык в мире обладает тем рядом звуков, которые характерны только тому или иному народу.

Звуки бывают гласными и негласными.

Чередуясь между собой, они берут непосредственное участие в словообразовании. Каждый из видов звуков имеет свои особенности и выполняет свои функции. Языки отличаются между собой и соотношением гласных и согласных звуков – поэтому не странно, что некоторые народы характеризуются такой себе певучестью, а другие обладают сложными для произношения речевыми конструкциями.

Попробуем разобраться, чем же отличаются гласные звуки от согласных.

Гласные звуки — их особенности

Источник: https://alerion-pw.ru/chto-eto-takoe-i-chem-otlichayutsya-zvuki-ot-bukv-chem-otlichayutsya-glasnye-zvuki-ot/

Буквы и звуки русского языка: как объяснить ребенку отличие гласных и согласных, какие правила нужно запомнить

Содержание статьи

  • Знакомство с терминами
  • Буквы и звуки

В процессе формирования и развития речевой функции дети интуитивно отличают гласные буквы от согласных, но эти знания необходимо привести в систему, раз и навсегда определив, по каким признакам все звуки русского алфавита делятся на эти две большие группы. Без четкого усвоения этого материала невозможно дальнейшее изучение правил грамматики не только родного, но и любого иностранного языка.

Чем гласные звуки отличаются от согласных

Знакомство с терминами

Легко запоминается информация, ассоциативно связанная в мозге с чем-то понятным, знакомым. Поэтому перед тем как объяснять ребенку разницу между гласными и согласными, нужно рассказать, почему они называются именно так.

Звуки, которые тянутся, поются, нельзя произнести без участия голоса, или гласа, как говорили наши предки. Именно поэтому они, а вслед за ними и обозначающие их буквы зовутся гласными. Когда ребенок поймет эту взаимосвязь, можно переходить к объяснению понятия согласных — оно сложилось из двух слов: «с гласными», то есть «со-гласные» — «соседи гласных».

Такой подход к подаче информации не только позволит дошкольнику хорошо запомнить термины и их смысл, но и пробудит интерес к происхождению слов и развитию языка в принципе. Показать разницу между гласными и согласными наглядно помогает таблица, в которой они различаются по цветам: первые обозначаются красным, а вторые — синим.

Чем гласные звуки отличаются от согласных

Выбирая магнитную азбуку для малыша 2–3 лет, руководствуйтесь, прежде всего, ее безопасностью. А вот детям старшего возраста будет полезно заниматься с буквами, правильно разделенными по цветам.

Буквы и звуки

Выучить, чем различаются буквы и звуки, поможет основное правило: буквы мы читаем и пишем, а звуки — говорим и слышим. В занятиях с младшими школьниками педагоги всегда используют разноцветные карточки, схемы, специальные приспособления в виде домиков.

Такая визуализация позволяет запомнить, какими цветами обозначаются гласные и согласные, мягкие и твердые, а иногда даже звонкие и глухие звуки. Для выделения ударных гласных используется соответствующий надстрочный знак, а безударные подчеркиваются одной чертой.

Чем гласные звуки отличаются от согласных

Гласных звуков в русском языке всего 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э], а гласных букв — целых 10: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Чтобы ребенок понял, почему количество не совпадает, и научился различать звуки и буквы, нужно вместе с ним проговорить поочередно их все.

Этот опыт покажет, что некоторые буквы могут являться обозначением сразу двух звуков: Я [йа], Ё [йо], Ю [йу] и Е [йэ].

Обязательно нужно отметить, что так происходит не всегда, и привести примеры: в словах «ель», «юла», «объявление» мы слышим в таких буквах по два звука, а в словах «мель», «люстра», «пять» — по одному.

Рассуждая так, можно подвести ученика к мысли, что на звучание гласных влияют согласные – и наоборот. Согласных букв в русском языке 21, а звуков намного больше — 36.

Прежде чем давать ребенку для ознакомления списки этих букв и звуков, желательно помочь ему самому догадаться, почему звуков получается так много.

Для этого нужно дать ему несколько пар слов и попросить обратить внимание, как произносятся в них одни и те же согласные, например:

  • П в словах «спать» и «спеть»;
  • Д — «дом» и «дядя»;
  • Ф — «факел» и «филин».

Хорошим упражнением для ученика будет пройтись по всем согласным буквам алфавита и постараться подобрать на каждую из них слова с парными по твердости/мягкости звуками.

Выяснится, что смягчаются согласные буквами Я, Ё, Ю, И, Е и что в алфавите присутствуют всегда твердые (Ж, Ц, Ш) и всегда мягкие (Й, Ч, Щ) согласные, которые, в свою очередь, способны влиять на произношение гласных: «шаг» и «шик», «жуть» и «желудь», «чиж» и «чаша». Примеры следует подобрать так, чтобы удобно было перейти на тему глухости и звонкости.

Одно из условий успешного усвоения информации — ее последовательная подача. Занятия нужно строить так, чтобы каждая тема вызывала у ребенка новые, логически вытекающие вопросы, ответы на которые даст следующая ступень.

Изучая родной язык, дети узнают много нового о предмете, казалось бы, хорошо знакомом, поэтому важно с самого начала их заинтересовать. Твердые знания о свойствах гласных и согласных — залог грамотного письма в будущем.

Источник: https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/glasnye-i-soglasnye-bukvy

Гласные звуки

Как известно, существует устная и письменная речь: письменную речь мы пишем и читаем, а устную произносим и слышим. Звучащие слова состоят из звуков речи, которые принято делить на гласные и согласные.
Чем гласные звуки отличаются от согласных

Гласные звуки отличаются от согласных тем, что они произносятся исключительно с помощью голоса, тогда как при произношении согласных возникают различные шумы.

Школьникам достаточно помнить основных 6 гласных звуков: [а], [э], [о], [и], [у], [ы]. Для обозначения их в русском языке существует 10 букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Функция гласных звуков – сделать речь звучной и плавной. Именно гласные можно петь.

Еще одна важная функция — гласные звуки бывают слогообразующими, то есть главными звуками в слоге.

При произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через речевой аппарат, не встречая преград. Однако это не значит, что рот и губы никак не участвуют в процессе произношения.

В зависимости от того, какой звук мы хотим произнести, мы создаем во рту резонаторную полость различной формы, приподнимая язык, сдвигая его к зубам, открывая рот более или менее широко и складывая губы определенным образом.

Например, произнося звук [у], мы вытягиваем трубочкой вперед губы, от их формы гласный звук приобретает специфическое звучание.

Ученые разработали обширную классификацию гласных звуков. В нее входят такие понятия, как ряд, подъем, лабиализация. Однако принципы классификации, принятой у лингвистов, не годятся для средней школы: они требуют детального знакомства с процессом артикуляции. Поэтому в школе рассматривают гласные звуки только с точки зрения их ударности.

Выполняя фонетический разбор, ученик должен определить ударный или безударный гласный в этом слове.

Гласные звуки в русском языке могут произноситься более сильно, громко и ясно. Тогда мы говорим, что такой звук ударный. Под ударением – сильная позиция для гласного звука, поэтому безударные гласные мы проверяем именно ударением.

Большинство слов в русском языке имеют одно ударение. Однако существуют безударные слова. В основном это односложные предлоги, союзы и частицы. Бывает, что предлог «перетягивает» на себя ударение с существительного, например «пО лесу».

Встречаются и слова с двумя ударениями. Это длинные сложные слова, которые трудно произнести на одном дыхании, например «сельскохозяйственный», «паровозоремонтный» и т. д.

Гласный звук звучит кратко, слабо, он сам на себя не похож. Безударные гласные часто можно спутать с другими. Например, первый гласный звук в слове «рябина» звучит настолько неясно, что трудно определить, надо ли писать «е», «и» или «я».

Ученые заметили, что в абсолютном начале слова безударный гласный звучит более ясно, чем в середине слова. Но все равно его лучше проверить.

В разных областях нашей страны люди, для которых русский язык родной, часто несколько по-разному произносят гласные в одних и тех же словах. Например, в некоторых областях «окают» — произносят звук, близкий к «о», в безударной позиции там, где он пишется. Однако такое произношение не считается нормативным.

Актеры Малого театра во время спектакля используют произношение, которое считалось нормативным около века назад; за счет этого их речь очень разборчива, прекрасно понятна даже на задних рядах.

При фонетическим разборе в большинстве случаев достаточно указать, является ли гласный звук ударным или безударным.

Гласный звук не может иметь никаких других характеристик, он не бывает ни звонким, ни мягким, ни парным или непарным. Иногда просят еще писать «йотированный» про звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.

Необходимо помнить, что звуков «е», «ё», «ю», «я» в русском языке не существует. Эти буквы обозначают

  • два звука [йа], [йэ], [йо], [йу] в абсолютном начале слова, после гласной или после твердого и мягкого знака;
  • один звук [э] [о] [у] [а] после согласной.

Эта информация представлена в таблице.

Какие звуки обозначают Е, Ё, Ю, Я?

В начале слова После гласной После Ъ и Ь После согласного
[йа], [йэ], [йо], [йу] [йа], [йэ], [йо], [йу] [йа], [йэ], [йо], [йу] [э] [о] [у] [а]

После Ж и Ш пишется буква и, но она обозначает звук [ы].

Ознакомившись с информацией в статье, мы узнали, что количество гласных букв в русском алфавите не соответствует количеству гласных звуков. Если гласных звуков 6, то букв для их обозначения 10. Также мы узнали о том, какие звуки называют йотированными.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 293.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/glasnye-zvuki-forma-funkciya.html

Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?

Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.

Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил.

Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет. Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать.

Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й.

Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.

Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет. Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце –пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.

Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал». Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно.

«Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно.

«Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».

Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные. Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.

Тренируйтесь различать звуки в игре. Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки.

Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок».

Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!

Источник: https://logopedprofiportal.ru/blog/562658

Гласные и согласные звуки. чем отличается гласный звук от согласного

  • УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 2 классе
  • ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО
  • Цели: восстановить и уточнить знания учащихся об отличительных признаках гласных и согласных звуков; учить проводить фонетический разбор слов; сравнивать буквенный и звуковой состав слова.
  • Ход урока
Читайте также:  Чем отличается эскиз от рабочего чертежа детали

I. Словарная работа.

Запись на доске: Ф..милия, ф.марь, л..гушка, сн..гирь, с..коза.

— Какое задание вы можете предложить? (Вставить пропущенные буквы, объяснить написание, поставить ударения.)

Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проверяют написание слов по словарю).

— Эти слова помогут определить тему нашего ypoкa.

II. Работа над темой.

1. — Сколько букв в слове фонарь! (б)

  • А сколько фонем? (5)Записать транскрипцию этого слова.
  • Почему звуков меньше, чем букв? (Ь не имеет звука.)
  • Найдите (среди этих слов) еще слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Снегирь.) Записать транскрипцию этого слова.
  • Бывает ли такое, чтобы звуков было больше, чем букв?
  • Когда такое возможно? Найдите эти слова. (Фамилия.)Записать транскрипцию этого слова.
  • Что мы записываем в транскрипции? (Звуки.)
  • На какие две группы можно разделить звуки? (На гласные и согласные.)
  • Чем отличаются гласные звуки от согласных?
  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему.

2. — Какие звуки называют гласными? (Звуки, при произношении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Их молено пропеть.)

  • Сколько гласных букв в русском языке? (10) Назовите их.
  • Сколько гласных звуков? (6) Почему?
  • Хорошо ли вы их знаете? Давайте проверим.

Игра «Молчанка»

Дети по артикуляции учителя угадывают гласные звуки. (Голос в старину так и называли «глас».)

  • Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произношении которых воздух встречает на пути преграду: губы, зубы, языкназываются согласными.)
  • Сколько согласных букв в алфавите? (21) А сколько звуков?(36) Почему? .

Это интересно

В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2-й, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы или нь.

  1. Физкультминутка
  2. Покачайтесь, Покружитесь,
  3. Потянитесь, Распрямитесь,
  4. Приседайте, приседайте,
  5. Пошагайте, пошагайте,
  6. Встаньте на носок, на пятку,
  7. Поскачите-ка вприсядку,
  8. Глубоко теперь вздохните,
  9. Сядьте тихо, отдохните.
  10. Все в порядок приведите
  11. И писать, друзья, начните.

III. Работа с учебником.

1)Упражнение 23, с. 16-самостоятельное выполнение.

— А теперь проведем эксперимент, который проверит, верно ли подчеркнули буквы, обозначающие гласные звуки.

Дополнительное задание: в первом предложении подчеркнуть основу, указать связь слов.

  • Какое это предложение: распространенное или нераспространенное?
  • На тупой конец карандаша положим маленькую, согнутую в виде буквы бумажку, поднесем карандаш ко рту на расстоянии 7-10 см и произнесем подчеркнутые буквы. Что заметили? (При произнесении гласных бумага не шелохнулась.)

2) Упражнение 25, с. 17 — коллективное выполнение.

  • Проведем такой же эксперимент с согласными звуками.
  • Какой вывод можно сделать?

При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту препятствие — бумажка падает.

IV. Итог урока.

  • Что мы выяснили сегодня на уроке?
  • Чем отличаются гласные звуки от согласных?
  • Гласные — согласные
  • Мы — не буквы, мы — звуки речи,
  • Изучает фонетика нас.
  • Мы — не буквы, мы — звуки речи,
  • Произносят и слышат нас.
  • Дыхание свободно в каждой гласной,
  • В согласных прерывается на миг.
  • И только тот гармонии достиг,
  • Кому чередованье нас подвластно!
  • Воздух свободно идет через рот,
  • Нет препятствий разных,
  • Голос участвует, голос зовет,
  • Звук получается гласный.
  • Гласные Тянутся в песенке звонкой,
  • Могут заплакать и закричать,
  • Могут в кроватке баюкать ребенка,
  • Но не желают свистеть и ворчать.
  • А согласные — согласны
  • Шелестеть, шептать, скрипеть,
  • Даже фыркать и шипеть,
  • Но не хочется им петь.
  • Ссс — змеиный слышен свист,
  • Шшш — шуршит опавший лист,
  • Жжж — шмели в саду жужжат,
  • Ррр — моторы тарахтят.

Домашнее задание: упражнения 28, 31, с. 18. .

Источник: https://infourok.ru/glasnye_i_soglasnye_zvuki._chem_otlichaetsya_glasnyy_zvuk_ot_soglasnogo-423699.htm

Чем отличается буква от звука? Чем отличаются гласные звуки от согласных правило

При изучении языка одновременно решается несколько задач: необходимо освоить правильное произношение слов, приобрести речевые навыки, благодаря которым можно свободно выражать свои мысли, и научиться писать.
Чтобы избежать сложностей, связанных с правописанием, следует разграничить устную и письменную речь. А для этого надо понять, чем звуки отличаются от букв.

Звуки
представляют собой волновое колебание, в определенном диапазоне воспринимаемое человеческим слухом. Из огромного многообразия звуков есть лишь небольшая часть, которую мы можем воспроизводить в форме речи.

Именно эта часть составляет фонетический строй языка. Он состоит из звуков, которые делят на гласные и согласные, различают по способу образования, звонкости и глухости, твердости и мягкости. Чтобы записать звуки в форме слов, необходима специальная знаковая система. Графическим изображением звуков являются буквы
. Они воспринимаются зрительно и звучать не могут.
Буквенный состав языка называют алфавитом. Русский алфавит состоит из 33 букв. Десять из них обозначают гласные звуки, 21 буква служит для графического изображения согласных, буквы Ь Ъ не имеют самостоятельного звукового выражения.

TheDifference.ru определил, что отличие букв от звуков заключается в следующем:

Волновая природа звуков позволяет слышать и воспроизводить минимальные нечленимые звуковые единицы, из которых состоит речевой поток. В отличие от звуков, произнести или услышать букву невозможно.
Буквы являются графическим изображением звуков. Зафиксированные в знаковой системе, звуки приобретают форму письменной речи.

Фонетический облик слова может полностью соответствовать его графическому изображению, например: стол — [стол]. Однако в русском языке такое соответствие встречается довольно редко из-за того, что его звуковой строй состоит из 44 единиц, а алфавит – из 33 букв.

Знакомство:

Слыш

В одной прекрасной сказочной стране жил-был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он очень любил слушать, как звучат разные звуки. А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.

Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними.

Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие колокольчики. Однажды Слыш шел по улице и вдруг услышал, что справа на двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошел в дом.

А потом зазвенел другой колокольчик — на двери дома слева. Маленькому Слышу так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.

Буковка

Недалеко от Слыша в сказочном городе жила Буковка. У нее были красивые большие глаза, потому что она любила читать. А еще она обожала рисовать и писать и всегда носила с собой волшебный карандаш. Этот карандаш рисовал тем цветом, который был нужен его хозяйке.

Больше всего на свете Буковке нравилось читать и писать буквы. Правда, это у нее не очень хорошо получалось, ведь она только начала учиться читать и писать.

Сначала Буковка рисовала простые картинки своим карандашом: «дорожки», «солнышко», «шарики», «ниточки». Потом


посложнее: «домик», «заборчик», «зайку», «собачку».

Звук и буква «А»

— Знаешь, Слыш, у меня раньше никогда не было друга, кроме моего карандаша. А почему у тебя такое интересное имя: Слыш? — спросила Буковка.

— Меня так назвали, потому что я очень люблю слушать и произносить разные звуки. А помогают мне большие уши и веселый язычок. А тебя почему зовут Буковкой?

— Я услышал, как ты плакала, вот так: «а-а-а?». Получается интересный звук.
(Горлышко гудит, воздух легко

проходит

через рот. Воздуху ничто не

мешает

.


Губы даже сделали воротца для воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук (а] можно петь, тянуть, его легко говорить.)

Задание «Произнеси звук».


Попросите ребенка произнести звук [а] правильно, в соответствии с описанной
выше артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Слышу так понравился этот
звук
,

что он решил описать его.

Задание «Опиши звук».


Попросите ребенка помочь Слышу описать звук. Спросите малыша: «Когда мы произносим звук [а], как выходит из ротика воздух?»
(Легко

и свободно.

)

«Есть ли преграда?» —
(Воздух не встречает никакой преграды.)

Объясните ребенку, что, если при произнесении звука воздух из ротика выходит легко и свободно и не встречает преграды, такой звук называется гласным.

Спросите еще раз: «Звук [а] какой?» —
(Гласный.)

Игра — «Поймай звук [а]».


Предложите ребенку поиграть вместе со Слышем: хлопнуть в ладоши только тогда,
когда он услышит звук [а]. Вы произносите медленно разные гласные звуки, а малыш «ловит» только звук [а]. Далее можно усложнить игру: произносите звуки быстрее, затем добавьте согласные звуки.

А потом Слыш предложил Буковке поиграть еще в одну игру: «Кто дольше протянет этот звук». Они набрали много воздуха и произнесли: «а-а-а-а-а-а». Конечно же, Слыш выиграл.

Игра «Кто дольше протянет звук [а]».


Попробуйте и вы с ребенком долго потянуть звук [а]. Наберите в грудь много воздуха, на плавном выдохе, не поднимая плеч и не напрягаясь, произносите: «а-а-а». Выигрывает тот, кто тянул звук дольше.

  • Тогда Буковка сказала:
  • — А я могу с помощью моего волшебного карандаша написать букву «А».
  • Она достала лист бумаги и написала большую букву «А», а рядом — маленькую:
  • — А еще я знаю стихотворение про букву «А»,- заметила Буковка.- Вот послушай:
  • А — шалашик, и смотри:
  • Есть скамеечка внутри.
  • Звук и

    буква «У»

Однажды друзья гуляли и подошли к лесу. Вдруг Слыш расправил свои большие уши и прислушался.

— Ты ничего не слышишь? — спросил он у Буковки.

  1. — Нет, — ответила та.
  2. — Кто-то воет в лесу, вот так: «у-у-у».
  3. — Да это же мой друг волчонок гуляет с мамой по лесу,


    догадалась Буковка.

Мама-волчица выла громко, вот так: «У-У-У». А маленький волчонок тихонечко подвывал: «у-у-у».

Игра «Громко




тихо».

Предложите ребенку произнести звук [у] сначала громко, как мама-волчица, а потом — тихо, как волчонок. Предложите узнать, кто так говорит: произносите звук [у] сначала громко, а потом — тихо. Ребенок должен угадывать, чей голос он услышал. Затем поменяйтесь ролями: ребенок говорит, а вы — слушаете.

Звук и буква «О»

Однажды Слыш и Буковка сидели во дворе и играли с новыми звуками и буквами. И тут из небольшого домика, похожего на колокольчик, вышел их сосед Гномик. Он собирался ехать к своим друзьям-гномикам в другой волшебный город. Гномик стал заводить свою машину. Но машина не хотела заводиться. Гномик присел на пенечек и застонал:

— О-о-о, что же мне делать? Если машина не заведется, то я не встречусь со своими друзьями. А мы собирались покататься на каруселях.

— Не горюй,- сказала Буковка. — Сейчас я принесу немного мягкого машинного масла, мы смажем мотор машины, и она заведется.

Буковка принесла душистого розового машинного масла, и Гномик смазал мотор. Машине очень понравилось масло: она зарычала и поехала. Гномик побежал ее догонять.

Слыш тем временем попробовал повторить, как стонал Гномик: «О-о-о».
(Его горлышко гудело, воздух легко проходил через рот, воздуху ничего не мешало. Губы даже сделали воротца для воздуха, их форма напоминала огурчик (овал). Слыш тянул, пел и легко говорил этот звук.)

  • Звук и буква «М»

  • Прекрасным летним утром Слыш как всегда проснулся, сделал зарядку, умылся, а потом собрался позавтракать. Но вдруг он услышал интересный и протяжный звук — кто-то играл на незнакомом музыкальном инструменте:
  • М-м-м, м-м-м.

Странно, — подумал Слыш, — Я никогда раньше не слышал такого звука. Мои соседи играли на самых разных инструментах: на колокольчике, на барабане, на дудочке, но такого музыкального инструмента я не знаю.

Слыш вышел во двор и увидел, что в соседнем сказочном домике сидит его сосед Лопоух и играет на маленькой гитаре.

— Что это такое? — спросил Слыш.

— Это домра. Послушай, как звучат ее струны: м-м-м, м-м-м. — И Лопоух заиграл на домре.

Слыш так заслушался, что не заметил, как к нему подошла его подруга Буковка.

— Послушай, — воскликнул Слыш, — какой новый звук я узнал. — Он хотел было произнести его, но не смог. Его губы были неловкими и неповоротливыми. Тогда Слыш попросил у Буковки ее волшебный карандаш, взял его губками и стал их тренировать.

Упражнение для губ — «Веселый карандаш».


Предложите ребенку тоже потренировать губки вместе со Слышем. Попросите его взять карандаш (ручку) и захватить его одними губами. Затем ребенок «рисует» в воздухе карандашом вертикальные линии, горизонтальные линии, круги (двигаются одни губы; ни зубы, ни язычок не помогают).

— М-м-м,- протянул Слыш.
(Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос, нос «сердится», гудит, и губы гудят. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами).

1. Прочитай
.

Читайте также:  Какой пылесос лучше купить с мешком или без?

С добрым утром!

      Вместе с солнышком встаю,
      Вместе с птицами пою:
      — С добрым утром!
      — С ясным днём!
      Вот как славно мы поём!
      (Е. Благинина)
  • Как ты объяснишь название стихотворения? Когда мы так говорим: «С добрым утром!»? А что значит слово славно
    ? Как можно сказать по-другому?
  • Объясни, одинаковое ли количество звуков и букв в слове пою
    .
  • Спиши любое выделенное предложение.

2. Прочитай
. Какие слова в предложениях пропущены? Выбери их из слов для справок.

      Звуки мы… и… .
      Буквы мы…, …, … .

        Слова для справок: пишем, слышим, называем, произносим, видим.
  • Запиши составленное предложение о звуках. Проверь написанное.

Источник: https://skrbux.ru/prevention/chem-otlichaetsya-bukva-ot-zvuka-chem-otlichayutsya-glasnye-zvuki-ot-soglasnyh/

Чем отличается буква от звука? Чем отличаются гласные звуки от согласных правило

При изучении языка могут возникнуть разные сложности, что бы их избежать следует различать устную и письменную речь. Что бы это сделать следует определить, что же мы называем звуком и что мы подразумеваем под буквой, в чем их отличия.

Звуки представляют собой волновые колебания, которые мы воспринимаем слухом. Среди всех звуков мы улавливаем и звуки, относящиеся к речи. Их мы называем звуками речи. Отличаются такие звуки тем, что они могут образовывать слова.

Звуком

мы называем наименьшую основную единицу звучащей речи. Языковые единицы, такие как фонема и слово имею смысловое значение, звук же не несет какого либо значения. Другими словами, звук – это минимальная нечленимая единица речевого потока. Звуки различаются:

  • По способу образования — на гласные и согласные,
  • звонкости / глухости,
  • мягкости / твердости.

Звуки делятся (в зависимости от соотношения в них голоса и шума):

  • гласные [а], [о], [у], [и], [ы], [э]-
    в таких звуках при образовании участвует только голос
  • согласные:
  • сонорные – [м], [м»], [н], [н»], [л], [л»], [р], [р»], [й»].
    Эти звуки всегда звонкие, непарные. Голоса при их образовании больше, чем шума
  • шумные — [б], [б»], [в], [в»], [г], [г»], [д], [д»], [з], [з»], [ж]
    . В отличие от сонорных, в этих звуках больше шума, чем голоса. Это парные звуки.
  • шумные — [п], [п»], [ф], [ф»], [к], [к»], [т], [т»], [с], [с»], [ш], [щ»], [х], [х»], [ц], [ч»]
    . Такие звуки могут образовываться только при помощи шума.

Что бы как-то обозначить звуки на письме были придуманы буквы.

Буква

– символ любого алфавита. Это графический знак, с помощью которого звуки речи обозначаться на письме. Звуки и буквы могут соответствовать в определенных словах, в других же – такого совпадения может и не наблюдаться. В нашем алфавите 33 буквы:

  • 10 обозначают гласных звуков — а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е.
  • 21 буква обозначает согласный звук — б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
  • Ъ, Ь — 2 буквы в алфавите, которые не обозначают звук.

Нельзя путать эти два понятия, «звук» и «буква». Слова различаются звуками, а не буквами. Букву нельзя проговорить, а так же и услышать. Все эти характеристики мы относим к звукам, именно они являются звуковыми единицами, буквы относятся к алфавиту. Звуки есть во всех существующих языках, и в тех, что не имеют письменность. Именно качеством звука определяется выбор буквы.

Соотношение букв и звуков.

Буквы мы называем гласными или согласными, т.к. они обозначают гласный или согласный звук.

  • В некоторых словах все звуки могут соответствовать буквам: стул [стул
    ]
  • Одна буква может в разных словах обозначать разный звук: плод [плот
    ] и плоды [плады
    ]. В этих словах пишется буква д, но слышаться два разных звука — [д][т]
  • В языке существуют две буквы — Ъ,Ь, которые не обозначают звуки, но пишутся для того, что бы правильно произносить слова.
  • В некоторых словах, когда происходит стечение гласных, некоторые звуки не произносятся, но буквы мы пишем. К этим звукам относим: [в],[д],[т], [л] Например, счастливый [щасливый],
    радостный [радасный],
  • Один звук может передаваться разными буквами. Например: слова циркуль и улыбаться, звук [ц]будет передаваться буквами ц и тьс [циркул»][улыбаца]
  • Одна буква на письме так же может обозначать два звука. В русском языке не существует таких звуков: е,ё, ю, я. Поэтому, когда в начале слова есть мягкий или твёрдый знак такие буквы будут обозначаться двумя звуками: [й»э][й»о][й»у][й»а]

Основные различия звуков от букв:

  1. Звук мы можем услышать и произнести, букву нет.
  2. Буква – это графическое изображение звука.
  3. Русский язык насчитывает такое количество звуков и букв: звуков – 44, букв – 33

При изучении языка одновременно решается несколько задач: необходимо освоить правильное произношение слов, приобрести речевые навыки, благодаря которым можно свободно выражать свои мысли, и научиться писать.
Чтобы избежать сложностей, связанных с правописанием, следует разграничить устную и письменную речь. А для этого надо понять, чем звуки отличаются от букв.

Звуки
представляют собой волновое колебание, в определенном диапазоне воспринимаемое человеческим слухом. Из огромного многообразия звуков есть лишь небольшая часть, которую мы можем воспроизводить в форме речи.

Именно эта часть составляет фонетический строй языка. Он состоит из звуков, которые делят на гласные и согласные, различают по способу образования, звонкости и глухости, твердости и мягкости. Чтобы записать звуки в форме слов, необходима специальная знаковая система. Графическим изображением звуков являются буквы
. Они воспринимаются зрительно и звучать не могут.
Буквенный состав языка называют алфавитом. Русский алфавит состоит из 33 букв. Десять из них обозначают гласные звуки, 21 буква служит для графического изображения согласных, буквы Ь Ъ не имеют самостоятельного звукового выражения.

ImGist определил, что отличие букв от звуков заключается в следующем:

Волновая природа звуков позволяет слышать и воспроизводить минимальные нечленимые звуковые единицы, из которых состоит речевой поток. В отличие от звуков, произнести или услышать букву невозможно.
Буквы являются графическим изображением звуков.

Зафиксированные в знаковой системе, звуки приобретают форму письменной речи.
Фонетический облик слова может полностью соответствовать его графическому изображению, например: стол — [стол].

Однако в русском языке такое соответствие встречается довольно редко из-за того, что его звуковой строй состоит из 44 единиц, а алфавит – из 33 букв.

Читайте по теме:

    Очаровательные крошки – микробы и бактерии – могут стать причиной гибели намного более крупного и развитого живого существа. Но именно эта «мелочь» является необходимым условием для ряда…
    Твёрдые тела — это металлы, полупроводники и диэлектрики. Они отличаются друг от друга по своим электронным свойствам. Электропроводность твёрдых тел определяется свойствами электронов. Что такое полупроводники и…

Звук или буква?

Ваш малыш уже подрос, ходит в детский сад, не за горами и школа. И Вас что-то тревожит, что-то «не так». Ну конечно! Ведь Ваш малыш не «рычит», а, может и не «свистит» как Вася, Света…

, да и вообще у него какая-то «каша» во рту, иногда и не поймешь ничего. И куда Вы идете за советом? Ну, конечно же, к логопеду! И говорите: «Мой ребенок не выговаривает, к примеру, букву Ш.

так давайте же выясним, букву он не выговаривает или звук?

Что такое буква, а что такое звук?

Звук

Звуки мы слышим

и произносим

Буква

Буквы мы видим

и пишем

  • Поэтому Ваш ребенок не правильно произносит не букву,
    а звук
    .
  • Какие бывают звуки?
  • Звуки бывают речевые и неречевые.

Неречевые звуки
– это, например, шум ветра, тиканье часов, пение птиц, скрип двери и т.п.

А
речевые звуки
– это то, что мы произносим и слышим от других людей.

Попробуйте сначала узнать, слышит ли Ваш ребенок неречевые звуки. А для этого попросите его закрыть глаза и послушать разные звуки. Обязательно спросите его, что он услышал. Для этого можно открыть кран, чтобы послушать, как течет вода; можно открыть форточку, чтобы услышать пение птиц; можно разрезать ножницами бумагу и т.д.

  1. А потом можно попробовать дать разные игры Вашему ребенку, которые позволят понять, как Ваш малыш слышит речевые звуки, и может ли он их различать на слух.
  2. Примеры игр:
  3. «Хлопни, когда услышишь звук …»
  4. «Отбери картинки, в названиях которых есть звук …»

«Покажи картинку» (лук-люк, дуб-зуб, мышка-мишка и т.д.)

Звук
является минимальной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но звук, в отличие от них, не имеет смыслового значения. Но именно звуки позволяют нам произносить и слышать слова, которые несут за собой то или иное семантическое значение.

Звуки позволяют нам различать слова, которые отличаются одним звуком: дом – ком, каска-кашка, лук-люк, плюс-плющь. Звуки помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию.

С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук – лук – тук – ток – рок – рот – ром – том – ком -… (при изменении одного звука меняется целое слово).

Звуки бывают

Гласные

В их образовании участвует только голос

[а], [о], [у], [и], [ы], [э]

Согласные

Звонкие

Сонорные согласные

[м], [м»], [н], [н»], [л], [л»], [р], [р»], [й»]

Шумные звонкие согласные

[б], [б»], [в], [в»], [г], [г»], [д], [д»], [з], [з»], [ж]

Глухие

Шумные глухие согласные
(состоят только из шума)

[п], [п»], [ф], [ф»], [к], [к»], [т], [т»], [с], [с»], [ш], [щ»], [х], [х»], [ц], [ч»]

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха).

При гласных звуках воздушная струя свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий на своем пути (при их образовании участвует только голос, шума нет).

При произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия (губы, зубы, язык) – в их произношении в той или иной степени присутствует шум.

А как же быть с сонорными звуками ([м], [м»], [н], [н»], [л], [л»], [р], [р»], [й»])? При их произношении шума почти нет, хотя воздух также, как и при шумных согласных, на своем пути встречает преграду.

Согласные звуки делятся на
твердые и мягкие
. При произнесении мягких звуков всегда происходит дополнительный подъем средней части спинки языка (поэтому они и звучат мягко), при твердых звуках такого подъема нет.

В русском языке 42 звука:

  • 6 гласных звуков:
    [а], [о], [у], [и], [ы], [э]
    ,
  • 36 согласных звуков:
    [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’]
    .

Буквы

Буквы
– это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Всего у нас
33 буквы
:

  • 10 гласных букв:
    а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е

Буквы
Я, Ё, Ю, Е
могут иметь по два звука:

  • в начале слова, например,
    Я
    МА
    [й»ама],
  • после гласной буквы, например, МА
    Я
    К [май»ак],
  • после Ъ или Ь знака, например, ПЬ
    Ё
    Т [п»й»от].
  • 21 согласная буквы:
    б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Ь и
    Ъ
    знаки, которые не обозначают отдельных звуков
    .

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать. Т.е. в слове может не совпадать количество букв и звуков (в слове «лось» – 4 буквы, но 3 звука, в слове «яма» — 3 буквы, но 4 звука), их звучание и написание. Между буквами и звуками нет однозначного соответствия. Необходимо различать звуковой и
буквенный состав слова
.

Каждая буква в нашем алфавите имеет свое название. Вот здесь и начинается путаница. В начале статьи я уже говорила о том, что буквы мы пишем. Можно написать букву А, букву (Б) Бэ, букву (М) Эм.

Но нужно точно понимать, что произносим мы звук А, звук Б и звук М. Что очень важно при обучении чтению.

Ребенок не будет путаться с буквами и звуками, когда будет знать, как фонетически звучит каждая буква.

1. Прочитай
.

С добрым утром!

      Вместе с солнышком встаю,
      Вместе с птицами пою:
      — С добрым утром!
      — С ясным днём!
      Вот как славно мы поём!
      (Е. Благинина)
  • Как ты объяснишь название стихотворения? Когда мы так говорим: «С добрым утром!»? А что значит слово славно
    ? Как можно сказать по-другому?
  • Объясни, одинаковое ли количество звуков и букв в слове пою
    .
  • Спиши любое выделенное предложение.

2. Прочитай
. Какие слова в предложениях пропущены? Выбери их из слов для справок.

      Звуки мы… и… .
      Буквы мы…, …, … .

        Слова для справок: пишем, слышим, называем, произносим, видим.
  • Запиши составленное предложение о звуках. Проверь написанное.

Источник: https://www.chalt-1school.ru/paintings/chem-otlichaetsya-bukva-ot-zvuka-chem-otlichayutsya-glasnye-zvuki-ot-soglasnyh/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector