Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Подшипники можно классифицировать по самым разнообразным признакам, однако для упрощения понимания вопроса в данном материале рассмотрим самую простую систему классификации, основанную на двух признаках:

  • Тип воспринимаемой нагрузки;
  • Тела качения, за счет которых работает подшипник (или их отсутствие).

Типы подшипников по характеру действующей нагрузки

  • По типу воспринимаемой нагрузки подшипники можно разделить на
  • радиальные подшипники (основной тип действующей нагрузки — радиальная);
  • упорные подшипники (тип действующей нагрузки — осевая);
  • радиально-упорные подшипники (воспринимают нагрузки обоих типов);
  • — упорно-радиальные (воспринимают нагрузки обоих типов, но преимущественно осевые);
  • Все иллюстрации смотрите ниже.

Типы подшипников по телам качения и количеству их рядов

  1. По этому признаку подшипники можно разделить на 
  2. шариковые подшипники (одно- или двухрядные);
  3. роликовые подшипники (одно- и двухрядные, с коническими или цилиндрическими роликами);
  4. игольчатые подшипники (их можно рассматривать как разновидность роликовых);
  5. подшипники скольжения (тела качения отсутствуют).

Кроме этого, выделяют группы подшипников по их размеру — крупногабаритные и малые (или миниатюрные). Мы не будем заострять внимание на редких для основной массы потребителей линейных подшипниках, комбинированных и более экзотических типах, например, проволочных, а рассмотрим только самые основные.

Как определить тип подшипника по его номеру

Проще всего определить тип подшипника, маркировка которого соответствует ГОСТ (отечественные, маркируемые по системе обозначений, принятой еще в советском союзе. Нужно просто посмотреть на четвертую от конца цифру, которая и кодирует тип (первая и вторая кодирует внутренний диаметр, третья — ширину). Типы импортных подшипников смотрите в описании серий (см. ниже).

4-я цифра справа  Фото Тип подшипника и основные особенности
Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница Шариковый радиальный (пример: 1000905, 408, 180206, 1680205). Универсальные. Обычно однорядные.
1 Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница Шариковый радиальный сферический двухрядный (самоустанавливающийся) (пример: 1210, 1608, 11220). Используются при несоосности валов.
2 Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами однорядный или двухрядный (пример: 42305, 2210, 3182120). Высокая грузоподъемность и скорость вращения.
3 Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница Роликовый радиальный сферический двухрядный (самоустанавливающийся) (пример: 3514, 3003124). Высокие нагрузки, перекосы колец.
4 Роликовый радиальный игольчатый (пример: 954712, 504704, 834904). Малые габариты. Одно- или двухрядный.
5 Роликовый радиальный с витыми роликами (пример: 5210, 65908). Высочайшая грузоподъемность, работа в загрязненных узлах, медленное вращение. Редкие.
6 Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница Шариковый радиально-упорный (пример: 36205, 66414, 3056206, 256907). Высокая скорость и точность вращения, комбинированные нагрузки. Качество для этого типа критично. Однорядные и двухрядные.
7 Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница Роликовый конический (одно-, двух-, многорядный) (пример: 7516, 807813, 537908, 697920). Совместно действующие радиальные и односторонние осевые нагрузки. Удобство монтажа. Обычно 1 ряд роликов, но может быть и 2, и 4.
8 Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница Шариковый упорный (одно- или двухрядный) (пример: 8109, 688811). Осевые нагрузки при высокой скорости вращения. Двухрядные — осевые нагрузки в обе стороны.
9 Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница Роликовый упорный (пример: 9039320, 9110). Высокие осевые нагрузки.

После определения типа подшипника важное значение играет серия (кодируются 5, 6 и 7 цифрами от конца), которая определяет дополнительные конструктивные особенности. 

Подшипники скольжения 

Работают за счет скольжения поверхностей относительно друг друга.

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Закрытые подшипники

Кроме указанных особенностей подшипники можно классифицировать также по тому, закрыты ли они дополнительными заглушками или нет.

В закрытые смазка вносится заранее и они не нуждаются в дополнительном уходе, открытые обычно работают в жидком масле или даже смазываются при помощи масляного тумана.

Заглушки бывают из каучука или металла, устанавливаются обе сразу или только с одной стороны.

Подшипниковые узлы

Подшипниковые узлы можно выделить в отдельный тип — они представляют собой подшипник, работающий в корпусе. Такая конструкция имеет массу преимуществ. В последнее время они получают все большее распространение из-за ввоза в страну импортного оборудования (наша промышленность их не выпускает).

По степени точности

Подшипники можно разделить по степени точности изготовления, подшипники более высоких степеней Т, 2 и 4 стоят в разы дороже, чем низких — 5, 6, 0 (нулевая степень точности обычно не указывается в номере).

Материалы для ознакомления

Дополнительно с ознакомлением с различными типами подшипников Вам наверняка будет полезна и следующая информация:

Дополнительные обозначения в номерах подшипников

Часто подшипники, имеющие один и тот же номер (ссответственно одинаковую конструкцию и размеры) могут кардинально отличаться друг от друга из-за разницы в применяемых материалах, классе точности, дополнительных требований. Таким образом, цена, казалось бы одного и того же подшипника, даже одного производителя, может отличаться в разы.

Маркировка на подшипниках

Данный материал подробно рассказывает, из чего складывается номер того или иного подшипника, причем не только отечественного, но и импортного производства. Условно говоря — какие цифры кодируют его тип, какие — серию, какие — размер.

Марки подшипников

В этой статье можно ознакомиться с наиболее распространенными в настоящее время марками подшипников. Разные производители выпускают продукцию настолько разного качества, что тут неуместно будет даже распространенное сравнение Мерседес — Жигули. Разница еще больше. Соответственно, цена и срок службы могут различаться в десятки раз.

Источник: https://merkurii-podshipnik.ru/index.php/spravochnye-dannye/dlya-mekhanikov/82-tipy-podshipnikov

Подшипники: определение, классификация, виды и назначение

22.02.2019

Функционал подшипников очень широк. Они незаменимы для обеспечения надежной фиксации, легкого вращения или качения, уменьшения трение между двумя частями конструкции. Простое изобретение является одним из ведущих в промышленности и используется повсеместно.

От его качества во многом зависит работоспособность и износостойкость машины. Многообразие таких сборочных узлов также велико, как и назначение.

Что это такое – подшипник, какие виды существуют и их классификация по основным признакам, мы расскажем в этой статье и покажем фотографии.

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Что представляет собой опора

По своей сути деталь является основой узла сбора. Ее основная функция состоит в том, чтобы обеспечивать надежный упор и поддерживать определенную подвижную часть конструкции. То, насколько жесткой будет такая фиксация, зависит от устройства, материала и многих других факторов.

Закрепление положения в пространстве позволяет обеспечить вращательные движения, качение при минимальном сопротивлении. Так нагрузка передается от подвижной части агрегата к другим, сохраняя износостойкость.

Какие бывают виды и типы подшипников

Все сборочные узлы можно классифицировать по принципу работы. Две основные группы составляют приборы, обеспечивающие покачивание и скольжение. Именно их чаще всего используют в машиностроении. Первая может быть представлена шариковыми и роликовыми устройствами.

Отдельное внимание заслуживают магнитные конструкции. Принцип их работы отличен от остальных, и используют их реже. К тому же в силу функциональных особенностей они должны сопровождаться запасными узлами.

Подшипники – это детали, помогающие получать от машины максимальный КПД, сохраняя ее работоспособность без специального ремонта и обслуживания.

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Опоры скольжения

Эта группа деталей позволяют свободно скользить при трении двух соприкасающихся поверхностей. При этом используются разные смазки – масла, вода, химические вещества, графит и некоторые газы. Конструктивно такие приспособления могут быть как целостными, так и разборными. Производятся в комплекте со втулкой и соединяющей частью.

Устройства по типу качения

Такие узлы делают в виде двух колец, тел, обеспечивающих эффект покачивания, и сепаратора. Изготавливаются согласно установленной стандартизации, что позволяет использовать их в большинстве автомобилей, сложной технике и самолетах.

Шарикоподшипники

Функционально входят в группу узловых частей, работающих по принципу качения. Шариковые тела располагаются на поверхности наружных колец деталей. Во время работы создают небольшой момент трения, а значит практически не ограничивают скорость вращения.

Роликоподшипники

Входят в группу качения, но в их основе шарики заменены на ролики. Это позволяет им выдерживать гораздо большие нагрузки. Такая работоспособность высоко ценится при конструировании промышленных станков и железнодорожном строении.

Магнитные опоры

Работают по принципу левитации притяжения, обеспечивая полную бесконтактность двух соседних частей. Могут использоваться в условиях агрессивной окружающей среды, но пока не так распространены, как уже перечисленные виды. Если не подстраховывать такую конструкцию другой, более традиционной, можно в одночасье потерять всю машину.

Подшипники скольжения

Основная задача таких деталей – обеспечивать свободное трение между двумя сопряженными участками. Использовать их можно как для подвижных, так и для неподвижных поверхностей, что значительно увеличивает функциональные возможности применения.

Разновидности опорных узлов скольжения

Этот тип узловой части может быть разъемным и целостным. Первый состоит из двух вкладышей, установленных в полуотверстия основания и крышки. Они могут иметь толстую или тонкую стенку относительно наружного диаметра.

Толщину определяет используемый материал. Например, тонкостенные чаще всего делают из легкой малоуглеродистой стали.

Конструкция неразъемного предполагает особую сборку, при которой в детали высверливается отверстие, в которое запрессовывается металлическая втулка.

Разновидности

Наиболее распространенной является классификация, основанная на способности восприятия нагрузки по направлению. В этом случае устройства разделяют на 3 группы:

  • • Радиальные – принимающие перпендикулярную нагрузку с оси.
  • • Упорные – берут на себя весь груз.
  • • Радиально-упорные – сочетают свойства тех и других.

Существуют и еще несколько вариантов разделения узлов, но они являются скорее второстепенными.

Стандарты опор скольжения

Качество изготовления деталей, используемый в работе материал и другие условия производства описаны в Межгосударственном стандарте ISO и ГОСТе.

Первый – соответствует международным требованиям, действующим в 165 странах мира. Второй – является внутренним для Российской Федерации.

Читайте также:  Какая кофеварка лучше с бойлером или термоблоком?

Все узловые части, представленные компанией «МПласт», проходят обязательную сертификацию на соответствие заявленным правилам.

Смазки подшипников скольжения

Этот вид призван обеспечивать свободное трение между двумя частями конструкции. Для нормальной работы используется один из 4-х типов смазочных материалов:

  • • Жидкие – различные синтетические и минеральные масляные жидкости для металлических опор или вода для неметаллических.
  • • Пластичные – изготавливаются из базового масла и загустителя.
  • • Твердые – используются в условиях сухого и граничного соприкосновения. В качестве материала чаще всего выбирается графит и дисульфид молибдена.
  • • Газообразные – требуются, когда конструкция работает под слабой нагрузкой, но в жарких условиях и с большим количеством оборотов.

Преимущества и недостатки

Среди плюсов можно выделить их высокую надежность при работе на большой скорости и небольшие размеры. Что касается минусов, то отметим необходимость постоянной регулировки количества смазки, пониженный КПД и производство из дорогих материалов.

Где применяются устройства

Сфера применения приборов широка. Довольно часто их используют в высокоскоростной аппаратуре, паровых и турбинных установках, в оборудовании систем навигации и других точных приборах.

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Подшипники качения

Эти узловые опоры состоят из двух колец, но кроме них, в основе всегда есть тела, обеспечивающие покачивание, и сепаратор. На внутренней поверхности расположены желоба, выполняющие роль дорожек. В редких случаях сепаратор может отсутствовать, но тогда и уровень сопротивления становится выше.

Назначение

Основная цель устройств – служить упором для вращающихся частей механизмов. Именно поэтому они являются более популярными, чем узлы, обеспечивающие скольжение. Используются в электрических машинах и других конструкциях, где необходимо обеспечить износостойкость, длительную работу без смазки.

Классификация

Такие детали могут разделяться по нескольким признакам, но самым распространенным является деление по форме тел и приему нагрузки. К первой группе относятся уже упоминаемые ранее шариковые и роликовые узловые опоры. Вторая схожа с делением подшипников скольжения по типу нагрузки.

Технические характеристики

Для выбора того или иного устройства необходимо учесть несколько основных параметров. Самыми важными являются:

  • • Габаритные размеры, установленные стандартом ISO.
  • • Базовое и полное обозначение, включающее в себя буквенно-цифровой код, указывающий на тип, размер и конструкцию.
  • • Допуски, соответствующие классам.
  • • Зазор, общее расстояние, на которое одно кольцо может переместиться относительно другого.

Подобрать необходимую деталь в соответствии со всеми характеристиками предлагает компания «МПласт». В нашем ассортименте представлены самые разные подшипники, подходящие для любых механизмов.

Преимущества и недостатки

Главными плюсами являются: небольшая стоимость и массовое производство. При необходимости их легко можно заменить, а значит монтаж и обслуживание машин станет более удобным. Смазочные материалы используются в небольших количествах, что позволяет не тратить много времени на уход за механизмами.

К недостаткам относят:

  • • Излишнюю чувствительность к вибрации и ударным нагрузкам.
  • • Чрезмерный нагрев и опасность разрушения на высоких скоростях.
  • • Большие радиальные размеры.
  • • Шум во время работы.

Несмотря на существенные недостатки, сегодня они являются самыми популярными во всем мире.

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Шарикоподшипник

В качестве тела, обеспечивающего покачивание, в этом типе деталей используются шарики, свободно перемещающиеся по дорожкам. Применяются для вращающихся конструкций, в которых не нужно сильное трение между двумя движущимися частями.

Описание

Узел состоит из 2 колец, изготовленных из стали. Вместе они образуют некое «ложе» для шариковых тел. При этом внутренняя часть устройства фиксируется на валу, а наружная – на опоре. При всей простоте конструкции, они широко распространены в промышленности.

Разновидности

Какие бывают типы подшипников с шариковыми телами, можно предположить исходя из общей классификации. Как и большинство деталей качения их разделяют на: радиальные, упорные и с 4-х точечным контактом. Особенность последних заключается в способности воспринимать нагрузку в двух направлениях оси или одновременную комбинированную и осевую с одной стороны.

Применение

Разные виды применяют в электродвигателях и различной бытовой технике, в станках для обработки дерева, в медицинском оборудовании, станочных шпинделях и насосах. Шариковые с 4-х точечным контактом широко распространены в редукторах.

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Роликовые подшипники и их разновидности

По своему строению эти опоры схожи с предыдущим типом, но вместо шариков здесь используется тело, по форме напоминающее ролик. Так прибор может принимать на себя более серьезную нагрузку.

Описание

Конструкция разработана таким образом, что она показывает стойкость к радиальному давлению, но при этом скорость прохождения ролика по дорожке ничуть не уступает шарикоподшипникам. Единственное, на что следует обратить внимание – осевая нагрузка. Чтобы сделать устройство более устойчивым к ней, элемент качения заменяют на конический.

Виды

Классифицируют этот тип по используемому телу. Отдельно выделяют:

  • • Цилиндрические.
  • • Конические.
  • • Игольчатые.
  • • Сферические.

Применение

Роликоподшипники часто используют в насосах, мощных редукторах, в железнодорожной промышленности и автопроме. Все виды роликовых подшипников в картинках представлены на сайте mirpl.ru.

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Магнитные опорные узлы

В отличие от других, такое устройство работает на принципе магнетической левитации. Это обеспечивает полную бесконтактность между двумя частями конструкции.

Описание

Элементы выполнены таким образом, что вал парит, не соприкасаясь с другими поверхностями. Для обеспечения надежной работы предусмотрено большое количество датчиков, координирующих все движения.

Разновидности

Выделяют две группы: активные и пассивные. В первый состав входит непосредственно подшипник и электронная система. Работа второй группы строится за счет присутствия постоянных магнитов. Они менее устойчивы, чем в случае с электронной системой контроля, поэтому применяются гораздо реже.

Применение

Использовать такие устройства можно в газовых центрифугах, турбомолекулярных насосах, в различных электромагнитных подвесах, в криогенной технике, в вакуумных приборах и других сложных механизмах.

Преимущества и недостатки

В качестве плюсов выделим износостойкость деталей и возможность их использования в агрессивной окружающей среде, в том числе в космосе. Минусы проявляются в нестабильности магнитного поля, из-за которого дополнительно в механизм встраиваются традиционные устройства качения или скольжения.

Другие виды

Рассмотрим еще несколько типов узловых опор, отличающихся некоторыми функциональными особенностями.

Конические подшипники

Это разновидность роликовых, но тело здесь изготавливается в виде конуса и устанавливается на дорожку под углом. Прекрасно справляются как с радиальными, так и с осевыми нагрузками.

Самоустанавливающиеся двухрядные

Отличаются от других низким трением, что делает возможным их эксплуатацию на самых высоких скоростях. Устанавливаются на коническую или цилиндрическую шейку вала.

Игольчатый тип

Здесь в качестве тела качения выступает тонкий и длинный ролик. Элементы выглядят более компактными, но при этом обеспечивают большую производительность и надежность, экономичны в использовании.

Упорные шарикоподшипники

Основное назначение – восприятие осевых нагрузок. Относится к группе шариковых опор, поэтому внешне полностью соответствует именно им.

Сферические

Обеспечивают слабое трение. В конструкцию входит одновременно два ряда роликов, расположенных симметрично.

Термостойкие

Предназначены для работы в жарких условиях. Отличаются надежностью и простотой эксплуатации.

Плавающая узловая опора

Позволяет валу перемещаться линейно. Воспринимает на себя только радиальную нагрузку. Легко регулируется и прост в эксплуатации.

Скоростные устройства

Обеспечивает нормальное качение на высоких оборотах. Отличаются отлчным качеством и износостойкостью.

Шпиндельный

Имеет хорошую грузоподъемность. Часто используется в вентиляторах, мощных насосах и станках, поскольку хорошо работает на значительных оборотах.

Высокоточные

Имеют высокие эксплуатационные характеристики, благодаря которым часто используются в авиастроении, космонавтике и военной промышленности.

Закрытые

Оснащается уплотнителями, закрывающими открытое пространство. Это позволяет увеличить износостойкость в сложных условиях.

Фланцевые подшипники

Встроенный фланец повышает надежность крепления, чтобы деталь выдерживала большие нагрузки.

Опорные

Воспринимают тяжесть вдоль оси вращения. Сфера применения сильно ограничена, поэтому встречается реже, чем другие варианты.

Устройства линейного перемещения

Обладают высокими рабочими качествами при минимальном трении.

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Маркировка

Код состоит из 3-х частей, каждая из которых представляет информацию о детали. Первая дает представление о конструкции узла, вторая – о размере, а третья – о диаметре. Маркируются приборы в соответствии с установленным международным стандартом.

Классы точности

В России все опорные узлы имеют маркировку в соответствии с одним из классов, соответствующих требованиям ГОСТ. Каждый тип изделий имеет собственную классификацию.

В этой статье Вы узнали обо всех видах подшипников, их назначениях и посмотрели фото изделий. На сайте mirpl.ru можно оформить заказ и совершить покупку деталей.

Источник: https://mirpl.ru/blog/sklad-obzor/podshipniki-opredelenie-klassifikatsiya-vidy-i-naz/

Сведения о подшипниках: Что такое подшипники и их основные разновидности

Статья написана исключительно для ознакомления интернет-пользователей с основными разновидностями подшипников.
Будет полезна студентам ВТУЗов и, возможно,
молодым специалистам.

Мы
не несем ответственности за непосредственный, опосредственный или непреднамеренный ущерб, нанесенный в результате использования информации представленной в данной статье.

Постоянный адрес статьи:

www.snr.com.ru/e/about_bearings/about_bearing.htm

При любом использовании данного материала ссылка на него обязательна!

Вы также можете принять участие в написание статьи, оставив свои дополнения,

замечания и комментарии на электронном адресе:

http://www.liveinternet.ru/users/snr_com_ru_news/post123049037/
Указание имени автора того или иного изменения гарантируется!

Внимание! Доступна новая версия статьи! Подробнее:

http://www.prompk.ru/ntn-snr/e/about_bearings/about_bearing.htm

Обсуждение новой версии статьи:

http://www.liveinternet.ru/users/prompk_ru/post205546614/

Основные разновидности подшипников

Подшипники — это технические устройства,
являющиеся частью опор вращающихся осей и валов. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу или оси, и передают их на раму, корпус или иные части конструкции.

При этом они должны также удерживать вал в пространстве, обеспечивать вращение, качание или линейное перемещение с минимальными энергопотерями.

Читайте также:  Фастум гель и вольтарен: чем отличаются и что лучше

От качества подшипников в значительной мере зависит коэффициент полезного действия, работоспособность и долговечность машины.

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

 Подшипники выполняют функции опор осей и валов

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Подшипник линейного перемещения

В настоящее время широко находят применение подшипники:

  • контактные (имеющие трущиеся поверхности) — подшипники качения и скольжения;
  • бесконтактные (не имеющие трущихся поверхностей) —  магнитные подшипники.

По виду трения различают:    

  • подшипники скольжения,   в которых опорная поверхность оси или вала скользит по рабочей поверхности подшипника;   
  • подшипники    качения, в которых используется трение качения благодаря установке шариков или роликов между подвижным и неподвижным кольцами подшипника.

Подшипники скольжения

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Принципиальная схема опоры с подшипником скольжения

Подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется вкладыш или втулка из антифрикционного материала (часто используются цветные металлы), и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, который позволяет свободно вращаться валу. Для успешной работы подшипника зазор предварительно рассчитывается.

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Примеры смазочных канавок в подшипниках скольжения

В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжения бывает:

  • жидкостным, когда поверхности вала и подшипника разделены слоем жидкого смазочного материала, непосредственного контакта между этими поверхностями либо нет, либо он происходит на отдельных участках;  
  • граничным – поверхности вала и подшипника соприкасаются полностью или на участках большой протяженности, причем смазочный материал в виде тонкой пленки;
  • сухим – непосредственный контакт поверхностей вала и подшипника по всей длине или на участках большой протяженности, жидкостной или газообразный смазочный материал отсутствует;
  • газовое – поверхности вала и подшипника разделены слоем газа, трение минимально. 

Виды смазки подшипников скольжения

Основные виды смазки Смазочные материалы и материалы для создания смазочных покрытий. Варианты смазки
Сухая
  • — В наноструктурном состоянии: С, BN, MoS2 и WS2;
  • — в виде нанокомпозиционных покрытий: WC/C, MoS2 /C, WS2/C, TiC/C и наноалмаза;
  • — в виде алмазных и алмазоподобных углеродистых покрытий: пленок из алмаза, гидрогенизированного углерода (a-C:H), аморфного углерода (a-С), нитрида углерода (C3N4) и нитрида бора (BN);
  • — в виде твердых и сверхтвердых покрытий из VC, B4C, Al2O3, SiC, Si3O4 , TiC, TiN, TiCN, AIN и BN,
  • — в виде чешуйчатых пленок из MoS2 и графита;
  • — в виде неметаллических пленок из диоксида титана, фтористого кальция, стекла, оксида свинца, оксида цинка и оксида олово,
  • — в виде пленки из мягких металлов: свинца, золото, серебра, индия, меди и цинка,
  • — в виде самосмазывающихся композитов из нанотрубок, полимеров, углерода, графита и металлокерамики,
  • — в виде чешуйчатых пленок из углеродных составов: фторированного графита и фторид графита;
  • — углерод;
  • — полимеры: PTFE, нейлон и полиэтилен,
  • — жиры, мыло, воск (стеариновая кислота),
  • — керамика и металлокерамика.
Жидкостная — Гидродинамическая смазка: толстослойная и эластогидродинамическая; — гидростатическая смазка; — смазка под высоким давлением.
Тонкопленочная — Смешанная смазка (полужидкостная); — граничная смазка.
Газовая Газодинамическая смазка

Существует большое количество конструктивных типов
подшипников скольжения: самоустанавливающиеся, сегментные, самосмазывающиеся и т.д.

Источник: http://www.snr.com.ru/e/about_bearings/about_bearing.htm

Виды и назначение радиальных подшипников

Радиальный подшипник — механизм, находящийся в узле опоры вала и воспринимающий исключительно перпендикулярную осевую нагрузку. Существует много видов этого устройства.

Некоторые модели способны воспринимать только радиальную нагрузку, а другие являются универсальными, например, упорный роликоподшипник.

Все механизмы можно разделить на 2 большие группы: подшипники качения и радиальные подшипники скольжения.

Навигация по статье

Конструкция радиальных подшипников

Радиальный подшипник — опора для вала, в которой трение реализовано путем скольжения сопряженных поверхностей. Конструкция механизма включает следующие элементы:

  • корпус со специальными отверстиями;
  • вкладыши или втулки с небольшим зазором между осью устройства или валом;
  • внутренние или наружные кольца с сепараторами, имеющими роликовые или сферические тела качения.

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Наружное кольцо часто неподвижно. Его фиксируют на опорах или корпусе оборудования. Производители периодически выпускают модели без наружных колец, при этом на корпусе механизма присутствуют выточки для крепления. Внутреннее кольцо имеет диаметр, совпадающий с типоразмером изделия.

В процессе работы все виды радиальных подшипников частично воспринимают осевую нагрузку. Редко можно встретить изделие, способное воспринимать аксиальные и радиальные усилия. Такие подшипники называют радиально-аксиальными. Радиальный подшипник скольжения имеет только вкладыш или втулку из антифрикционного материала.

Ролики и шарики применяются исключительно в моделях, работающих на силе трения.

Виды радиальных подшипников, часто применяемых в промышленности

У производителей эти механизмы отличаются по типоразмерам и сериям. В промышленности применяют классификацию подшипников по особенностям конструкции. Они бывают:

  • шариковыми однорядными;
  • шариковыми двухрядными;
  • с короткими цилиндрическими роликами;
  • роликовыми сферическими двухрядными;
  • радиально-упорными шариковыми и роликовыми.

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Сепараторы однорядных шарикоподшипников штампованные, выполнены из стали, центрированы по телам качения. Также можно встретить модели с крупными сепараторами из латуни и полиамида. Их центрируют по бортам наружных колец. Модели могут иметь стандартный внутренний зазор, уменьшенный или увеличенный. Шарикоподшипники разобрать нельзя.

Шариковый двухрядный радиальный подшипник качения

В основном этот тип радиального подшипника воспринимает нагрузку, идущую перпендикулярно валу. Этому способствует два ряда сферических тел качения. Механизмы отличаются габаритами и большой массой, имеют нулевой класс точности. Они воспринимают небольшие аксиальные усилия. Преимущества двухрядных шарикоподшипников:

  • способность к самоустановке;
  • стабильная работы при несоосности валов до 2,5° с определением положения вала в обе стороны по оси.

Механизмы этого вида предназначены для работы в устройствах, подвергающихся большим нагрузкам. Их можно устанавливать в оборудование с высокой частотой вращения. Сепараторы двухрядных моделей изготавливают из латуни, полиамида, штампованной стали. Их производят с открытыми и закрытыми уплотнениями.

Роликовый радиальный подшипник качения

Главный плюс роликов в сравнении с шарикоподшипниками заключается в увеличении порога воспринимаемых нагрузок. При этом все остальные характеристики практически не изменяются.

Осевые нагрузки роликоподшипники не воспринимают. При значительной несоосности валов их устанавливать тоже не рекомендуется. С малыми аксиальными нагрузками роликоподшипники с бортами справятся.

Характеристики радиальных подшипников роликового типа в зависимости от серии:

  • Серия 2000. Предусмотрено вращение наружного кольца, но внутреннее прочно зафиксировано.
  • Серия 12000. Аналог 2000-й серии, но кольцо фиксируется только с одной стороны.
  • Серия 32000. Предусмотрена возможность движения внутреннего кольца относительно внешнего и сепаратора.
  • Серия 42000. Упор внутреннего кольца односторонний.
  • Серия 92000. Роликоподшипники с приставными кольцами.

Радиальные двухрядные роликоподшипники

Этот тип радиального подшипника способен воспринимать нагрузки, направляемые вдоль и параллельно валу. Максимальная осевая нагрузка равна 25% от неиспользуемой перпендикулярной валу. Механизм можно использовать при значительных перекосах валов. От других моделей двухрядные роликоподшипники отличаются возможностью использования их при несоосности внутреннего и наружного колец до 2°.

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

  • бывают с цилиндрической и конической посадкой;
  • могут устанавливаться под закрепительную втулку;
  • серии бывают с зазором и без него;
  • практически во всех моделях присутствуют канавки и отверстия для введения смазочно-охлаждающей жидкости.

Радиально-упорные подшипники

Этот конструктивный узел предназначен для того, чтобы принимать на себя нагрузку по оси и перпендикулярно валу.

Величина максимального аксиального усилия определяется углом соприкосновения тел качения с дорожками. Самыми распространенными считаются упорные роликоподшипники и шарикоподшипники одно- и двухрядного типов.

Реже для оборудования применяют четырехрядные механизмы. Конструктивные особенности узла:

  • бывает полностью открытым или защищенным металлической шайбой, контактным уплотнителем;
  • при наличии четырех контактов внутренние и внешние кольца являются разъемными;
  • сепараторы бывают латунными, стальными, полиамидными.

Упорные шарикоподшипники

Используются для восприятия односторонних осевых и перпендикулярных усилий. Их осевая грузоподъемность возрастает с увеличением контактного угла. Он образуется между линиями, соединяющими точки взаимодействия шарика с дорожками качения.

По ним комбинированные усилия передаются с одной дорожки на другую. При изготовлении сепараторов для упорных шарикоподшипников часто используют стеклонаполненный полиамид.

На внутреннем или наружном кольце обязательно присутствует скос со стороны шариков.

Упорные роликоподшипники

В качестве тел качения в этих механизмах применяются конические ролики, за счет размещениях которых под определенным углом изделие сможет воспринимать серьезные комбинированные усилия.

Единственный минус конических роликов — мало количество допустимых оборотов. Степень восприятия аксиальной нагрузки зависит от угла конусности.

Чем он больше, тем больше изделие воспринимает осевые усилия.

Очень важно при установке соблюдать соосность. Перекосов для нормальной работы роликоподшипников быть не должно. В промышленности часто используют следующие типы изделий:

  • Серия 7000. Способна воспринимать всю перпендикулярную и одностороннюю осевую нагрузку. Периодически во время эксплуатации нужно регулировать осевые зазоры.
  • Серия 27000. Характеризуется большим углом контакта (не менее 200). Роликоподшипники этой серии тоже требуют периодической регулировки осевых зазоров.
  • Серия 97000. Двухрядные роликоподшипники способны воспринимать сразу двухстороннюю осевую нагрузку. Осевой зазор регулируется с помощью шлифовки дистанционного кольца. Двухрядные роликоподшипники воспринимают на 70% больше усилий, чем однорядные.
  • Серия 77000. Четырехрядные роликоподшипники разработаны для восприятия больших перпендикулярных и незначительных осевых нагрузок.

При выборе изделия обращайте внимание на диаметр, количество часов эксплуатации в определенных условиях, число оборотов и воспринимаемых усилий. В сложных условиях лучше использовать продукцию брендов FAG, INA, т. к. они зарекомендовали себя как производители надежных подшипниковых изделий.

Источник: http://FiF-group.ru/article/vidy-radialnyh-podshipnikov/

Чем отличается подшипник качения от подшипника скольжения

Для чего необходимы подшипники, наверное, знают все, так же как и то, что они бывают двух типов — подшипники качения и подшипники скольжения. А вот в чем их конструктивное отличие и особенности применения знают не многие.

Именно этот вопрос будет рассмотрен в статье. Современные подшипники FAG от 2rs производства Германии — это надежность и качество по доступной цене.

Задачи подшипников

Подшипник предназначен для обеспечения направления двух движущихся деталей и их надежной опоры в механизме. Чем меньше энергии будет тратиться на преодоление трения в этом устройстве — тем лучше. Преимущество в этом отношении имеют подшипники качения, так как трение качения, меньше трения скольжения.

Читайте также:  12 и 16 калибр — в чем разница и что лучше?

Подшипники скольжения

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Начать лучше именно с этого типа, он проще. Преимущества подшипников скольжения:

  • Практически бесшумная работа
  • Небольшие размеры
  • Возможность выдерживать большие нагрузки

Такой тип подшипников нашел применение в машинах и механизмах работающих в экстремальных условиях и резких перепадах температур, например на железнодорожном транспорте (тележки вагонов) и горнопроходческой технике.

Подшипники качения

В этом типе подвижные элементы (шарики, цилиндрические или конусные детали) находятся между двух колец, где перемещаются по дорожкам.

Благодаря сепаратору эти подвижные элементы не соприкасаются и дают устойчивость и жесткость всей конструкции. Разновидностей подшипников качения много, вот наиболее распространенные:

  • Конические
  • Радиальные
  • Сферические двухрядные
  • Радиально-упорные

Подшипник качения и скольжения: особенности и в чем разница

Подшипник качения, сложное и недешевое устройство. Каждый, кто сталкивался с ремонтом автомобиля, знает, что стоимость некоторых марок подшипников может быть очень высокой.

Основным недостатком такого типа, кроме стоимости, является шум и вибрация в узле при работе. Как правило, срок службы при интенсивных нагрузках подшипников качения ограничен.

Если в технической документации к механизму указан определенный тип подшипника, то лучше не экспериментировать и не пытаться менять его. Каждое изделие рассчитано на определенные нагрузки, скорость вращения, максимальную и минимальную температуру.

Такие ответственные детали выпускаются по ГОСТУ, стандарты которого обязаны соблюдать при изготовлении предприятия. К сожалению, эти не писанные правила не распространяются на изделия Китайских компаний, которые наводнили наш рынок дешевой продукцией низкого качества.

Источник: http://auto-zapchasti.com.ua/2019/06/chem-otlichaetsya-podshipnik-kacheniya-ot-podshipnika-skolzheniya/

Подшипники качения и скольжения

Подшипники используются с древних времён. В зависимости от условий эксплуатации механизмов и машин (скорость движения, нагрузки, температура окружающей среды, фин. затраты) выбираются при помощи расчета определённые типы п/ш которые изготавливаются из различных материалов. подшипник качение скольжение муфта

Назначение подшипника — уменьшение трения между движущейся и неподвижной частями механизма, т.к. с трением связаны износ, нагрев и потеря энергии.

ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ: — опора вращающейся (движущейся) части механизма работающая в условиях преобладающего ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ. Обычно состоит из наружного кольца, тел качения (шарик, ролик), сепаратора, внутреннего кольца

Тела качения контактируют с наружным и внутренним кольцом, что при вращении приводит к трению проскальзывания. Потери энергии связаны с трением скольжения тел качения о сепаратор, внутренним трением в материале контактирующих тел (упругие деформации), сопротивлением смазки.

  • Классифицируются: — по телам качения: шариковые, роликовые (цилиндрические, конические, игольчатые, витые, бочкообразные, бочкообразные конические).
  • по типу нагрузки: радиальные (нагрузка перпендикулярно оси вращения);
  • радиально-упорные (нагрузка перпендикулярно и вдоль оси вала);
  • упорные (нагрузка вдоль оси вала);
  • линейные (обеспечивают движение вдоль оси, вращение вокруг оси не нормируется или не возможно);
  • шариковые винтовые передачи (сопряжение винт-гайка через тела качения).
  • по числу тел качения (одно-, двух-, и многорядные).
  • по способности компенсировать несоосность вала и п/ш (обычные и самоустанавливающиеся).

В шарикоподшипниках ТОЧКА КОНТАКТА (меньше коэффициент трения). В роликоподшипнике ЛИНИЯ КОНТАКТА (больше коэффициент трения).

Поэтому при одинаковых габаритах шарико-п/ш допускают большую скорость вращения, но воспринимают меньшую нагрузку чем ролико-п/ш.

Достоинства п/ш качения:

  • -высокая скорость вращения;
  • -выдерживают большие нагрузки;
  • -небольшая ширина (осевой размер);
  • -умеренные требования по смазке;
  • -большой диапазон рабочих температур (спец п/ш до 1000ос).

Недостатки п/ш качения:

  • -высокая стоимость;
  • -сложность в изготовлении;
  • -большие радиальные размеры.

Применяемые материалы:

В основном п/ш изготавливают из высокоуглеродистой низколегированной стали (наружные и внутренние кольца, тела качения подвергаются закалке), низкоуглеродистой стали, латунь (сепаратор, защитные шайбы).

Для работы при динамической нагрузке кольца и ролики изготавливают из низкоуглеродистой низко/средне легированной стали, подвергаемой поверхностному насыщению углеродом, т.е.

цементацией (структура цементит): поверхностный слой после закалки и отпуска твёрдый, износостойкий, а сердцевина вязкая, упругая (такие п/ш используются в прокатных станах, буксовых узлах ж.д. вагонах, шасси самолётов).

В последнее время применяются и другие материалы: керамика, фторопласт, текстолит…

Производство подшипников качения:

Промышленное производство п/ш качения впервые было организовано в Германии в 1883г, в Советском Союзе в 1932г (в 1961г. 1-е выпуски 1-го подшипника завода ГПЗ-15 в г. Волжском).

Порядок изготовления п/ш: разработка конструкции и технологическая подготовка; заготовительно -токарный процесс(получение конфигурации деталей с определёнными «черновыми» размерами); термическая обработка деталей (получение деталей с определённой твёрдостью); шлифовально-сборочные операции (получение деталей «чистовых» окончательных размеров и сборка деталей -получения готового изделия).

Высокие нагрузки, неправильная установка и плохая герметизация приводит к дефектам (выкрашивание, износ колец и тел качения; разрушение сепаратора) и выходу подшипника из строя.

Расчет проводится для подбора п/ш по статической, динамической нагрузки при определённой скорости вращения, и др. характеристик.

Технические параметры (размеры, качество поверхности, твёрдость и материалы деталей п/ш,…) и эксплуатационные характеристики (скорость об/мин, нагрузка, температурный режим,…) определяются различными ГОСТ. В обозначении указывается диаметр отверстия, тип и конструктивные особенности, материал .

Пример расшифровки обозначения п/ш 2-7504Х 1Л: тип -роликовый конический(7), серия наружного диаметра 5(5), диаметр отверстия 20мм(04*5=20), детали или часть деталей из цементованной стали(Х1 — наружное кольцо), с сепаратором из латуни(Л), класс точности 2 (2-прецизионный , подвергается искусственному «старению» — стабилизации размеров).

Степень точности п/ш: 0, 6, 5, 4, 2, Т (слева на право -увеличение точности).

Тип подшипника Обозначение
Шариковый радиальный 0
Шариковый радиальный сферический 1
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами 2
Роликовый радиальный сферический 3
Роликовый игольчатый или с длинными цилиндрическими роликами 4
Радиальный роликовый с витыми роликами 5
Радиально-упорный шариковый 6
Роликовый конический 7
Упорный или упорно-радиальный шариковый 8
Упорный или упорно-радиальный роликовый 9

Источник: https://studwood.ru/1898508/matematika_himiya_fizika/podshipniki_kacheniya_i_skolzheniya

Подшипники качения и скольжения

Подшипником принято называть часть
опоры, непосредственно взаимодействующей
с цапфой вала или оси.

Без подшипников невозможно существование
ни стационарных, ни, тем более, подвижных
машин (транспортных и боевого применения).
Качество конструкции подшипников,
условия их смазки, защищённость от
воздействия неблагоприятных факторов
внешней среды в значительной мере
определяют работоспособность,
долговечность и энергетическую
эффективность машин.

Классификация подшипников:

  1. По направлению силовой нагрузки, воспринимаемой подшипником —

    1. радиальные подшипникивоспринимают нагрузку, направленную перпендикулярно (по радиусу) к оси вращения;

    2. упорные подшипникивоспринимают нагрузку, направленную вдоль оси вращения (упорные подшипники иногда называютподпятниками);

    3. радиально-упорные подшипникивоспринимают одновременно и радиальную, и осевую нагрузки, при этом величина радиальной нагрузки обычно существенно больше осевой;

    4. упорно-радиальные подшипникитак же, как и предыдущие, воспринимают и радиальную, и осевую нагрузки, но в этом случае величина радиальной нагрузки значительно меньше осевой.

  2. Взависимости от вида трения-

  • Подшипники скольжения по конструктивным
    признакам делятся на неразъёмные
    (глухие)
    иразъёмные.
  • Неразъёмные подшипники скольжения находят широкое применение там, где
    нагрузки и скорости скольжения невелики
    (vск£3 м/с) – в приборах и механизмах управления.
  • Разъёмные подшипники основное применение
    находят там, где невозможна или
    нежелательна осевая сборка (шатунные
    шейки коленчатых валов двигателей
    внутреннего сгорания), а также в тяжёлом
    машиностроении для крепления тяжело
    нагруженных валов.
  • При большой длине цапф и в некоторых
    других случаях используют
    самоустанавливающиеся подшипники,
    которые способны менять в небольших
    пределах угловое положение продольной
    оси по отношению к поверхности основания,
    то есть отслеживать угловое положение
    поперечного сечения цапфы вала.
  • Подшипники скольжения обычно имеют
    прочный корпус, иногда совмещаемый с
    корпусом механизма или другой детали,
    и вкладыш, выполненный в виде втулки
    или отдельных цилиндрических сегментов
    и покрытый по поверхности, контактирующей
    с цапфой вала, антифрикционным материалом,
    обладающим малым коэффициентом трения
    в паре с материалом цапфы вала и достаточно
    высокой износоустойчивостью.

Наряду с подшипниками скольжения в
технических устройствах находят широкое
применение подшипники, работающие по
принципу трения качения
подшипники
качения
. Рассмотрению конструкции,
основных свойств, и основ конструирования
узлов с такими подшипниками и посвящена
настоящая лекция.

Подшипник качения имеет, как правило,
более сложную конструкцию в сравнении
с подшипником скольжения и, в подавляющем
большинстве случаев, является готовым
(то есть изготовленным на специализированном
предприятии) изделием, устанавливаемым
в механизм или машину без какой-либо
дополнительной доработки.

Конструктивно подшипник качения как
правило, включает 4 основных элемента:
1) наружное кольцо, обычно устанавливаемое
в корпусе, и потому неподвижное; 2)
внутреннее кольцо, обычно насаживаемое
на цапфу вала, и вращающееся вместе с
ней; 3) тела качения (шарики, ролики или
другие), обкатывающиеся при работе
подшипника по беговым дорожкам наружного
и внутреннего колец, и 4) сепаратор,
предотвращающий в процессе работы
подшипника набегание тел качения друг
на друга. В отдельных случаях применяются
подшипники, как более простой (например,
без одного из колец), так и более сложной
(например, с составными кольцами)
конструкции.

Подшипники качения широко применяются
в стационарных и подвижных машинах
многих отраслей машиностроения, в том
числе и в МГКМ (многоцелевых гусеничных
и колёсных машинах). В силу этого они
стандартизованы, выпускаются в массовом
количестве на специализированных
предприятиях с высокой степенью
автоматизации производства, что
гарантирует их относительно невысокую
стоимость.

Источник: https://studfile.net/preview/2277768/page:27/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector