Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

Чем отличается внеурочная деятельность от дополнительного образования проект презентации подготовил Заместитель Директора по УВР МБУ ДО «Грачевская ДЮСШ» Матвеев Юрий Алексеевич

Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

  • Понятие «внеурочная деятельность»
  • Какие результаты
  • В какой форме проводят
  • Насколько обязательна
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты по ФГОС
  • Формы занятий отличаются от уроков ( студия, клуб, научное общество, спортивная секция и др.)
  • Каждый ученик обязательно занимается по программам внеурочной деятельности
  • 3

Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

  1. Понятие «дополнительное образование»
  2. Какие результаты
  3. В какой форме проводят
  4. Насколько обязательна
  5. Результаты определяет разработчик программы, потому что нет ФГОС для дополнительного образования
  6. Формы занятий определяет разработчик программы
  7. Добровольный выбор ученика
  8. 4

Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

Содержание внеурочной деятельности

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ

  • Ученики достигают планируемых результатов ООП каждого уровня общего образования по ФГОС
  • Ученики достигают планируемых результатов ООП каждого уровня общего образования по ФГОС

ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

  • Педагоги самостоятельно пишут и реализуют рабочую программу, которая является обязательной частью ООП
  • Педагоги самостоятельно пишут и реализуют рабочую программу, которая является обязательной частью ООП

6

Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

  • Требования ФГОС к рабочей программе внеурочной деятельности
  • Рабочая программа
  • Структура по ФГОС
  • Часть ООП
  • Входит в содержа-тельный раздел ООП
  • Плани-руемые результаты освоения внеурочной деятельности
  • Содержание внеурочной деятельности
  • Разраба-тывается на основе требований ФГОС
  • Темати-ческое планиро-вание
  • 7

Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

  1. КОЛИЧЕСТВО
  2. ЧАСОВ
  3. Часы для внеурочной деятельности
  4. 1350 начальное образование
  5. 1750 основное образование
  6. 700 среднее образование
  7. 8

Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

  • Часы для внеурочной деятельности
  • Конкретный объем часов
  • Указан в образовательной программе
  • С учетом запросов учеников и их родителей, возможностей школы

Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

  1. Проектная деятельность учеников на внеурочных занятиях
  2. Учебный проект
  3. Ученик выполняет проект самостоятельно
  4. Педагог руководит
  5. Выбирает тему
  6. Реализует в рамках одного или нескольких предметов
  7. В рамках одного направления внеурочной деятельности
  8. Помогает ученику провести и завершить работу
  9. Помогает представить продукт проектной деятельности
  • Результаты проекта
  • Результат
  • Компоненты
  • Ученик
  • освоил виды деятельности
  • Проект отражает:
  • 1. Навыки деятельности:
  • коммуникативной;
  • учебно-исследовательской.
  • 2. Способности к деятельности:
  • инновационной;
  • аналитической;
  • творческой;
  • интеллектуальной.
  • 3. Сформированность критического мышления
  1. Результаты проекта
  2. Результат
  3. Компоненты
  4. Ученик освоил проектную деятельность
  5. Ученик способен:
  6. поставить цель;
  7. сформулировать гипотезу исследования;
  8. спланировать работу;
  9. найти и интерпретировать информацию;
  10. собрать данные в ходе исследования;
  11. структурировать аргументы по результатам;
  12. подготовить и провести презентацию результатов исследования;
  13. самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий, чтобы решать поставленные задачи;
  14. использовать знания предметов и предметных областей

Содержание дополнительного образования

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ

  • Ученики развивают свои способности, полезно и интересно организуют свое свободное время
  • Ученики развивают свои способности, полезно и интересно организуют свое свободное время

ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

  • Педагоги самостоятельно пишут и реализуют дополнительные общеобразовательные программы, которые утверждает руководитель ОО
  • Педагоги самостоятельно пишут и реализуют дополнительные общеобразовательные программы, которые утверждает руководитель ОО

13

  • Дополнительное образование развивает школьника
  • Интеллект
  • Нравственность
  • Физическое совершенствование
  • Здоровый и безопасный образ жизни
  • Труд
  • Социальные пробы
  1. Дополнительные программы
  2. Дополнительные общеразвивающие программы
  3. Дополнительные общеобразовательные программы
  4. Дополнительные предпрофессиональные программы
  • Дополнительные предпрофессиональные программы
  • ФГТ к содержанию, структуре, условиям реализации предпрофессиональных программ по физической культуре и спорту учитывают требования федеральных стандартов спортивной подготовки
  • Образовательная организация
  • Разрабатывает и утверждает программы в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ)
  • Важно! Школа такие программы не реализует
  • 16
  1. Образовательная организация
  2. Дополнительные общеразвивающие программы
  3. Разрабатывает и утверждает программы
  4. Определяет самостоятельно содержание программ (закон не устанавливает требования к содержанию)
  5. Указывает сроки обучения по программам
  • Дополнительные общеразвивающие программы
  • Учитывают возрастные и индивидуальные особенности учеников
  • Может освоить любой ученик
  • Программу школьник выбирает, если хочет по ней учиться
  1. Интеграция программ
  2. Дополнительные программы можно интегрировать с основными образовательными программами общего образования
  3. Педагоги реализуют внеурочную программу «Гиревой спорт — доступен

каждому». Ученики успешно готовят и показывают представления за пределами школы. Но есть запрос родителей – больше развивать социальную деятельность старшеклассников. Поэтому педагоги в новом учебном году планируют реализовать программу «Школа вожатых», чтобы больше вовлечь старшеклассников в образовательное волонтерство

ПРИМЕР

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Результаты внеурочной деятельности
  • Администрация школы проводит мониторинг результатов с помощью психолого-педагогических диагностик, портфолио, в том числе электронного
  • Педагог конкретизирует результаты в рабочей программе с учетом требований ФГОС
  • Часть результатов освоения ООП
  • 21

Результаты дополнительного образования

Разработчик программы определяет результаты самостоятельно

  • Результаты не зависят от требований к результатам для других видов образования
  • Результаты не зависят от требований к результатам для других видов образования

Требования к результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ

  • Требования нормативно не закреплены
  • Требования нормативно не закреплены

22

ПЕДАГОГИ

22

  1. Внеурочная деятельность
  2. Заместитель директора школы
  3. Учитель-предметник
  4. Классный руководитель
  5. Педагог дополнительного образования
  6. Воспитатель
  7. Педагог-организатор
  8. Педагог-психолог
  9. Учитель-логопед
  10. Педагог-библиотекарь
  • Дополнительное образование
  • Педагог дополнительного образования
  • Преподаватель
  • Тренер-преподаватель
  • Концертмейстер
  • Педагог-организатор
  • Художник-оформитель
  • Аранжировщик
  • Лаборант

Спасибо за внимание!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/chiem-otlichaietsia-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-ot-dopolnitiel-nogho-obrazovani.html

Внеурочная деятельность. Особенности и отличия от урока

  • Приложение № ____
  • к Педагогическому совету
  • от _________________20____г.
  • № ____

Внеурочная деятельность. Особенности и отличия от урока.

Современная жизнь предъявляет человеку новые, определенные требования. Это должен быть человек, умеющий самостоятельно и критически мыслить, принимать решения и нести за них ответственность. Во многом задача воспитания всех этих качеств у подрастающего поколения ложится на систему образования.

  1. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития общества.
  2. Современные специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями с целью решения важных социально-педагогических задач.
  3. Решение задач воспитания и социализации обучающихся, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях школы-интерната.
  4. Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в общеобразовательной школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями.
  5. Раскроем особенности и возможности урочной и внеурочной деятельности, и более детально остановимся на внеурочной деятельности.
  6. Урочная деятельность.
  7. Основой (единицей) урочной деятельности является урок.
  8. Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
  9. Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим  учебно-воспитательной  работы:  постоянное место  и  продолжительность  занятий,  стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного  возраста, стабильное расписание и имеет свои особенности:
  10. — уроки проводятся по нормативным учебным программам;
  11. — урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы;
  12. — систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся;
  13. — позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал;
  14. — управлять развитием познавательных способностей;
  15. — формировать научное мировоззрение учащихся;
  16. — стимулирует домашнюю деятельность школьников;
  17. — на уроке  ученики овладевают не только системой знаний,  умений и навыков,  но и самими методами познавательной деятельности.
  18. В то же время у урока ограниченные возможности:
  19. — для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника;
  20. — создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся;
  21. — для учета личностных особенностей педагогов и школьников;
  22. — для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи;
  23. — для их эффективной социальной адаптации;
  24. — для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.
  25. Внеурочная деятельность.
  26. Внеурочная (внеучебная) деятельность – это один из видов деятельности организованный педагогом или учащимся самостоятельно, основанный на принципах выбора, самообразования, саморазвития, добровольности и направленный на социализацию обучаемых, развитие их творческих способностей.
  27. Внеурочная деятельность подразумевает любую организованную учителем или учащимся самостоятельно деятельность во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников с целью развития в образовательном, духовно-нравственном, социально-адаптивном уровне.

Внеурочной деятельности не присущи жесткая регламентация содержания деятельности и чисто управленческий подход при составлении программ, алгоритмов, планов. Внеурочная деятельность нацелена на индивидуальный, характер воспитания ребенка, причем воспитание основывается на увлеченности предметом той деятельности, которой учащийся отдает предпочтение.

  • Отличительными особенностями внеурочной деятельности является:
  • — содержание внеурочной деятельности строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп, имеется возможность учитывать потребности и интересы детей и членов их семей;
  • — внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;
  • — психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, которая способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
  • — допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу);
Читайте также:  Что лучше биоревитализация или ботокс — сравниваем и выбираем

— в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся — одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;

— быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа содержания внеурочной деятельности при сохранении традиционных и инновационных видов деятельности;

— практическая значимость полученных знаний и умений;

— широкого использования образовательного пространства (возможность про-водить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);

  1. — нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;
  2. — отсутствие домашнего задания.
  3. Внеурочная деятельность должна основываться на следующих принципах:
  1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей.

Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.

  1. Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я — исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.

  2. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.

  3. Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения.

Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.

  1. Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности.

Необходимо включение в программу внеурочной деятельности ОУ занятий по программе «Воспитание на социокультурном опыте» для учащихся первых классов, занятия по развитию физической культуры и здорового образа жизни.

  1. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.

Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.

  1. Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции, общества и др.

  2. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе кружка, студии.

  3. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

Для организации различных форм занятий внеурочной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:

  1. занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):

  • — тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);
  • — комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);
  • — игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).
  • 2) выездные занятия:
  • — экскурсии, поездки;
  • — походы (в том числе культпоходы);
  • — экспедиции;

— практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях).

  1. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:
  2. — у учреждений дополнительного образования детей них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;
  3. — учреждения дополнительного образования детей подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» — по четырем направлениям, «Дом творчества» — по пяти направлениям, «Дворец творчества» — по десяти направлениям);

— дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направлениям деятельности художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное, научно-техническое и др., а не по направлениям внеурочной деятельности.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

Внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.( и в других формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса).

  • Согласно требованиям ФГОС НООнового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять воспитание и социализацию школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.
  • Внеурочную деятельность могут вести учителя, классные руководители, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, другие педагогические работники, родители обучающихся, имеющие профессиональное образование.
  • План внеурочной деятельности СОГБОУ «Рославльская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II видов»на 2012 — 2013 учебный год:
  • п/п
  • Направления внеурочнрой деятельности
  • Наименование
  • К-во часов в неделю
  • Итого:
  • Класс
  • 1с/с
  • 2с/с
  • 1
  • Спортивно-оздоровительное
  • «Танцевальный»
  • 2
  • 2
  • 4
  • 2
  • Духовно-нравственное
  • «Радуга звуков»
  • 2
  • 2
  • 4
  • 3
  • Социальное
  • «Мир вокруг»
  • 1
  • 1
  • 6
  • «Сувенир»
  • 2
  • 2
  • 4
  • Общеинтеллектуальное
  • «Почемучка»
  • 1
  • 1
  • 2
  • 5
  • Общекультурное
  • «Азбука этикета»
  • 1
  • 1
  • 2
  • «Цветоводство»
  • 1
  • 1
  • 2
  • ИТОГО:
  • 10
  • 10
  • 20
  • Организация внеурочной деятельности школьников будет способствовать:
  • — овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
  • — формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
  • — формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
  • Результаты внеурочной деятельности.
  • Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.

), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде.

Читайте также:  Чем отличается классический бокс от тайского бокса

Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Для выявления и оценки результативности внеурочной деятельности могут использоваться разные технологии, в том числе и технология «Портфолио».

В сложном и многогранном процессе обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит тесному взаимодействию учебной и внеурочной работы. Оно способствует соединению теоретических знаний с жизнью, формирует интересы школьников, обеспечивает развитие их творческих способностей.

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека.

Степаненко А.Е., заместитель директора по УВР.

Источник: https://infourok.ru/vneurochnaya-deyatelnost-osobennosti-i-otlichiya-ot-uroka-2366329.html

Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различие

  • 5 декабря 2017
  • Педагогам
  • В связи с внедрением в образование ФГОС НОО обязательным для учащихся  становится внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности школьника.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы.

При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

В материалах сопровождения ФГОС (в частности в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей связано с тем, что, имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями.

Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются:

  • время реализации — вне или после обязательных учебных занятий и основных учебных программ;
  • формы организации (кружки, секции, клубы) и виды деятельности (художественная, спортивная, досуговая и др.);
  • связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и дополнительное образование являются:

Внеурочная деятельность Дополнительное образование
организационная «единица» – («модуль») внеурочной деятельности – класс или группа одноклассников, ровесников организационная «единица» дополнительного образования детей –  творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов
внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми;
взаимодействие между учителем и учениками взаимодействие между педагогом (мастером, тренером) и ребенком
внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться о тех дел, в которых участвуют его класс дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями)

Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. Более того, необходимо их гармоничное соединение с основным образованием.

Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения.

Долгушина А. И.

Сегодня 1 просмотр этой страницы

Источник: http://xn—-7sbna0an9b.xn--p1ai/pedagogam/vneurochnaya_deyatelnost_i_dopolnitelnoe_obrazovanie_shodstvo_i_razlichie/

Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС | Педагогическая мастерская | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • Иванова Ирина Александровна
  • Организация: МБОУ «Мумринская СОШ»
  • Населенный пункт: Астраханская область, Икрянинский район, село Мумра
  • Приоритетная задача современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.
  • Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.

Внеурочная деятельность- проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива.

Специфику внеурочной деятельности определяет направленность на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов образовательной программы образования. Внеурочная деятельность выступает в качестве одного из основных компонентов социализации школьника.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Согласно Федеральному учебному плану внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения.

В учебном плане выделяются основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное, духовно – нравственное.

Направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Хотелось бы остановиться на внеурочной деятельности, которую практикую я. В 5 классе мы начинаем знакомиться с «Тайнами русского языка». В отличие от уроков русского языка здесь учащиеся получают углубленные знания по всем разделам лингвистики, в т.ч. речевого этикета. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.

Используя информационные компьютерные технологии, обучающиеся учатся находить нужный материал, выбирать главное, рассуждать по заданной теме, аргументируя свои предположения языковедческими примерами.

Также обучающиеся на занятиях учатся составлять проекты, работать в команде, планировать и оценивать свою деятельность, что является необходимым для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Также я практикую внеурочную деятельность «Занимательная грамматика». Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

  • игры на языковом материале;
  • вопросы занимательной грамматики;
  • инсценировки языковых ситуаций;
  • краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
  • практическая работа с различными рода словарями.
  1. Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
  2. — игровая деятельность;
  3. — познавательная деятельность;
  4. — проблемно-ценностное общение;
  5. — досугово-развлекательная деятельность;
  6. — художественное творчество;
  7. — социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  8. — трудовая;
  9. — спортивно-оздоровительная;
  10. туристско-патриотическая деятельность.

Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

  • В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
  • Внеурочная работа связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую де Задачи внеурочной деятельности:
  • — реализация единства образовательного процесса;
  • — развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
  • — формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
  • — формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;
  • — обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
  • — создание благоприятных условий для усвоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
  • — становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • — укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
  • Формы организации внеурочной деятельности:
  • — Беседы, дебаты, тематические диспуты;
  • — Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов;
  • — Круглые столы, конференции;
  • — Кружки, секции;
  • — Экскурсии;
  • — Олимпиады, конкурсы, соревнования;
  • — Школьные научные общества;
  • — Поисковые и научные исследования;
  • — Общественно полезные практики;
  • — Культпоходы в театры, музеи, концерты;
  • — Досугово-развлекательные акции (концерты, инсценировки, спектакли.)
  • — Социальное проектирование и др.
  • Результаты внеурочной деятельности.
  • Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Читайте также:  Дона или терафлекс: сравнение и что лучше выбрать?

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников формируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4, 5 классам реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е.

достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы и 5-го класса должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.

Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченными.

Внеурочная деятельность обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.

Источник: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/19480

Внеурочная деятельность и дополнительное образование: различия и сходства

Скачать книгу «Психолого-педагогическое сопровождение» Скачать бесплатно в .pdf

Основным отличием между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием является то, что последнее не имеет уровней и федерального государственного стандарта, оно реализуется во всём образовательном пространстве, которое находится за его пределами. А внеурочная деятельность является неотъемлемой составной частью образовательного стандарта, которая влияет на результаты его реализации.

Законодательно установлены статус, цель, задачи и форматы дополнительного образования в парадигме непрерывности.

Нормативно-правовое закрепление получила и внеурочная деятельность как обязательная составляющая образовательного процесса в школе, которая позволяет в полной мере реализовать федеральный государственный стандарт.

Таким образом получается, что дополнительное образование — это некая самостоятельная внеурочная деятельность, то есть автономная часть основного образования.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Из-за этого и появилась путаница, связанная с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием.

Привела к ней всего одна фраза в законе, которая устанавливает, что если школа не может самостоятельно реализовать внеурочную деятельность, то она может использовать ресурс дополнительного образования.

Но это как были два совершенно разных понятия, так они ими и остаются, потому что цели, идеология и решаемые задачи у них существенно отличаются.

Нормативные документы, регламентирующие внеурочную деятельность и дополнительное образование

Нормативно-правовая основа в некоторых моментах одна, так как определенные документы общего содержания регламентируют всю образовательную систему, но, несмотря на это, внеурочная деятельность и дополнительное образование совершенно не могут подменять друг друга. К общим документам относятся:

  • федеральный закон;
  • указ президента;
  • федеральная целевая программа развития.

В остальном нормативно-правовые базы совершенно разные. У дополнительного образования, например, основными документами являются: концепция развития и порядок реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Для внеурочной деятельности это все тексты стандартов и приказы, которые вносят в них изменения.

Нормы СанПиН, которые регламентируют условия организации обучения в общеобразовательных организациях и учреждениях, тоже установлены отдельно для внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Отвечает Светлана Сабельникова, заместитель директора по образовательной деятельности АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»»

Важным моментом является то, что лицензируется конкретный вид образования, а не отдельные программы. При этом подаётся пакет документов, в котором содержится весь их перечень, который будет установлен порядком лицензирования.

И в него должны входить дополнительные общеобразовательные программы.

Внеурочная деятельность сама по себе не лицензируется, в отличие от дополнительного образования, потому что она является составной частью основной программы, которая устанавливается для учреждения в целом.

Содержание, целевые ориентиры и направленности внеурочной деятельности и дополнительного образования

Внеурочная деятельность и дополнительное образование – это два разных понятия, самостоятельных и самоценных вида образовательной деятельности.

Их содержание определяют программы, но в случае дополнительного образования они работают на индивидуальный выбор и находятся за пределами федерального государственного стандарта.

А внутри находится как раз внеурочная деятельность, которая является частью основной образовательной программы.

Значительно отличаются и целевые ориентиры.

Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также на организацию свободного времени детей.

То есть оно работает на удовлетворение интересов личности в образовании, поэтому и является дополнительным. А достижения внеурочной деятельности направлена только на получение результатов освоения основной образовательной программы. В этом их главное отличие.

Также внеурочная деятельность и дополнительное образование различаются по направлениям развития личности (направленностям).

Для внеурочной деятельности это: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное (или спортивно-оздоровительное), социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления развития личности.

Для дополнительного образования это: физкультурно-спортивная, художественная, техническая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая и естественно-научная направленности.

Таким образом, внеурочная деятельность и дополнительное образование имеют как общие характеристики, так и отличительные особенности.

На практике они очень схожи, из-за чего у педагогических работников иногда появляются определенные проблемы с идентификацией своего труда.

Также вводит в заблуждение данная фраза из нормативного документа: “если школа не может самостоятельно реализовать внеурочную деятельность, то она может использовать ресурс дополнительного образования”. Но важно понимать, что это не одно и то же.

У них разная нормативно-правовая база, хоть и некоторые моменты регламентируются одними документами. Кроме того, содержание, целевые ориентиры и направленности существенно отличаются, поэтому внеурочная деятельность и дополнительное образование никак не могут подменять друг друга.

Источник: https://www.menobr.ru/article/61932-qqe-16-m9-vneurochnaya-deyatelnost-i-dopolnitelnoe-obrazovanie-razlichiya-i-shodstva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector