Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развития

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развитияЭтапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ.

Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды.

На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развитияНоворожденный малыш — это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развитияРазвитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развитияДети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развитияПодготовка к школе — главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развитияМладший школьный возраст — первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развитияСредний школьный возраст — осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии.

Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается.

Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развитияПодростковый возраст — самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/vozrastnye-etapy-razvitiya.html

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Определение «степени нормальности» человека — сложная и ответственная междисциплинарная проблема.

Личностно ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой системы образования на всех его уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему обеспечить «индивидуальную траекторию развития» не только так называемого среднестатистического ребенка, но ребенка, отличающегося яркой индивидуальностью и неповторимостью.

В связи с этим «норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.

Статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.

Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности.

Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения.

Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д.

Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные

Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развития

Рис. 1. Процентное распределение случаев под кривой нормального распределения Гаусса

варианты нормативного развития или как «отклонения» (так называемая кривая Гаусса). Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как отклонение (рис. 1).

Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патоло-гичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом1 развития каждого человека.

Другими словами, это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений.

В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума — с другой.

  • Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи. Именно данное состояние можно рассматривать в качестве основного показателя
  • 1 Понятие тренд — в научной литературе часто используется как синоним понятий «склонность», «тенденция», «направление», «путь» душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально-психологической адапти-рованности (текст 2).
  • Текст 2

«…Мы считаем ребенка нормальным:

  1. а)  когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;
  2. б)  когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
  3. в)  когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности или анормальности детей и подростков». (Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., 1996.-С. 58-59.)

Идеальная норма — это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с. С. 13-15.

Читайте также:  Какое средство лучше и эффективнее «эскузан» или «детралекс»?

Источник: https://psixologiya.org/razdely/specialnaya/1612-sovremennye

Самостоятельная работа.Специальная психология

  • Негосударственное
    образовательное учреждение
  • высшего
    профессионального образования
  • «Московский
    институт современного академического
    образования»
  • Федеральный
    институт повышения квалификации и
    переподготовки
  1. Факультет
    дополнительного профессионального
    образования
  2. Самостоятельная
    работа
  3. по
    дисциплине: «Специальная
    психология»
  4. Выполнил:
  5. Слушатель
    факультета ДПО

Андреева
А.Ш.

г.
Москва, 2016г.

Список
вопросов:

  1. Дайте определение понятий «норма» и «аномалии» в психологии.

  2. Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развития?

  3. Что входит в понятие «аномальный ребенок»?

  4. Приведите классификацию нарушений в психическом развитии.

  5. В чем причина нарушений в психическом развитии?

  6. Подумайте, как соотносятся понятия «общая психология» и «специальная психология»? Проследите специфику целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания специальной психологии, а также особенности реализации основных дидактических принципов.

  7. Сравните между собой понятия «дефектология», «возрастная психология», «специальная психология». Чем они отличаются друг от друга? Как можно проследить закономерность возникновения специальной психологии как самостоятельной отрасли знания?

  8. Изучите материал, содержащийся в лекции. Из доступных вам источников выпишите определения основных понятий курса, установите их иерархию и взаимосвязь.

  1. Понятие «аномалия»,  в переводе с греческого, означает отклонение от нормы, от общей закономерности, непра­вильность в развитии. В таком значении это понятие су­ществует в педагогической и психологической науках.

Вопрос
об аномалиях в развитии психических
процес­сов, в поведении человека может
рассматриваться только в контексте
знании о нормальных параметрах этих
про­цессов и поведения. Проблема нормы
и ее вариантов — одна из самых сложных
в современной психологической науке.

Она включает в себя такие вопросы, как
норма реакции (моторной, сенсорной),
норма когнитивных фун­кций (восприятия,
памяти, мышления и др.), норма ре­гуляции,
эмоциональная норма, норма личности и
т.д. Сюда же относятся вопросы половых
и возрастных раз­личий. Одно из основных
значений термина «норма» (лат. norma) —
установленная мера, средняя величина
чего-либо.

Понятие нормы относительно
постоянно. Его содержание зависит от
культуры и существенно меняется со
временем.

  1. Фактором, который объединяет эти две нормы, можно считать время. Именно временной промежуток является решающим для возрастных норм. Наличие индивидуальных показателей тоже зависит от жизненного периода человека, возраста (что можно тоже считать параметром прямого влияния времени на организм).

Возрастная
норма является частью индивидуальной
нормы развития. Определенные навыки
лучше всего приобретать в детском и
юношеском возрасте, ведь память в это
время работает лучше. Это говорит о том,
что эти два понятия являются частью
общего процесса развития личности.

Термин
«возрастные особенности» чаще
используется для описания особенностей,
свойственных большинству людей. А
«индивидуально-типологические
особенности» — применяется для описания
особенностей конкретного индивида.

  1. Понятие «аномальный ребенок» предполагает наличие серьезных отклонений в развитии, вызванных болезнетворными влияниями и обусловливающих необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания.

    К «аномальным» относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития.

    Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных условиях.

  1. Классификация нарушений психического развития по характеру нарушения развития (т.е. по типу дизонтогенеза). Выделяют шесть типов дизонтогенеза:

1. Недоразвитие,
под которым понимается общее стойкое
отста­вание в развитии всех
функций вследствие
раннего органического поражения
мозга (прежде
всего — коры больших полушарий).

Пора­жение может иметь наследственную
природу (эндогенную) или быть результатом
внешних (экзогенных) факторов, действующих
во внутриутробный, природовой периоды
или в раннем детстве.

Наи­более
характерным примером недоразвития
является самая распро­страненная
форма умственной отсталости — олигофрения.

2. Задержанное
развитие —
замедление темпа всего психиче­ского
развития, возникающее чаще всего в
результате слабо вы­раженных
органических поражений коры головного
мозга (обыч­но парциального характера) или
длительных и тяжелых сомати­ческих
заболеваний.

3. Поврежденное
психическое развитие,
представленное орга­нической деменцией
— нарушением психического развития в
конце раннего возраста или уже после
трех лет вследствие массивных
травм мозга, нейроинфекций, наследственных
дегенеративных за­болеваний.
Во многих случаях органическая деменция
имеет про­грессирующий характер.

4. Дефицитарное
психическое развитие.
Наиболее ярко его пред­ставляют
нарушения психического развития при
недостаточности анализаторных систем —
зрения, слуха и мышечно-кинестетической
системы (т.е. опорно-двигательного
аппарата).

5. Искаженное
психическое развитие —
разные варианты слож­ных сочетаний
общего недоразвития, задержанного,
ускоренного и поврежденного развития.

Причинами искаженного развития яв­ляются
некоторые процессуальные наследственные
заболевания, например шизофрения,
врожденная недостаточность обменных
процессов.

Ранний детский аутизм — наиболее яркий
пример это­го типа нарушенного
психического развития.

6. Дисгармоническое
психическое развитие,
связанное с наруше­нием формирования
эмоционально-волевой сферы. К нему
отно­сятся психопатии и случаи
патологического развития личности вследствие
крайне неблагоприятных условий
воспитания.

  1. Основными причинами нарушений психического развития являются:


  • наследственные патологии головного
    мозга;

  • хромосомные заболевания;

  • пороки головного мозга;

  • эпилептический синдром;

  • поражения и патологии центральной
    нервной системы;

  • опухоли головного мозга;

  • гидроцефалия;

  • тяжелые заболевания нервной системы и
    нейрокожные синдромы;

  • наследственные эндокринные заболевания;

  • соматические патологии;

  • нарушения и заболевания органов чувств;

  • отсутствие воспитания и педагогическая
    запущенность.
  1. Общая психология имеет несколько ответвлений, одним из которых является специальная психология.

В
специальной психологии отсутствуют
какие-либо особые, спе­циальные методы
исследования.

В ней, как и в общей, детской
и педагогической психологии, применяются
индивидуальный и груп­повой лабораторный
психологический эксперимент, наблюдение,
изучение продуктов деятельности
(например, анализ письменных работ
детей, изучение их рисунков, предметов,
производимых ими в процессе трудового
обучения, и др.), анкетирование, проективные
методики, тесты, обучающий эксперимент
, используются также условно-рефлекторные
методики.

специальные
дидактические принципы:


принцип
коррекционно-компенсирующей направленности
обучения
.

Реализация
данного принципа обеспечивается
современной системой специальных
технических средств обучения и коррекции,
компьютерными технологиями, особой
организацией образовательного процесса.

Это, например, меньшая наполняемость
классов, увеличение сроков обучения,
охранительный лечебно-педагогический
режим, индивидуальные занятия, специальные
предметы (уроки) для коррекционной и
компенсирующей работы, специфические
методы и приемы учебной и обучающей
деятельности и т.п.


  1. принцип
    целостности обучения
  2.  реализуется
    через сознательность и активность
    обучающихся.

  3. Принцип
    деятельностного подхода в обучении.

Реализация
принципа деятельностного подхода
предполагает организацию обучения с
опорой на ведущую деятельность возраста.
Однако нарушенное развитие характеризуется
тем, что ни один из видов деятельности
не формируется своевременно и полноценно,
каждая деятельность в свою очередь
нуждается в коррекционном воздействии.


Принцип
социально-адаптирующей направленности
содержания образования
.

На
первый план выступает развитие социальной
мотивации учения, формирование знаний
и навыков (коммуникативных, трудовых и
др.), необходимых в будущей взрослой
жизни.

В
значительной мере социальная мотивация
учения обеспечивается в условиях
интегрированного обучения, когда
стремление учиться «не хуже обычных
детей» становится для ребенка с ОВЗ
мощным стимулом саморазвития.


Принцип
фасилитации
т.
е. облегчения трудностей и поддержки
педагогом ребенка на начальном этапе
обучения (формирования навыков) и
постепенного и своевременного уменьшения
такой помощи по мере освоения ребенком
этих навыков (моторных, сенсорных,
интеллектуальных).


Принцип
эмоциональной окрашенности

достигается
благодаря взаимосвязи между познавательной
деятельностью и формированием, обогащением
личности учащихся, расширением их
чувственного восприятия. 

  1. Дефектология и специальная психология находятся в тесной связи между собой. Дефектология изучает особенности психофизических отклонений у детей, и методы обучения и воспитания дефективных детей.

    Специальная психология изучает психологические особенности детей с определёнными дефектами: глухих, слепых, умственно отсталых; сурдопсихология, тифлопсихология и олигофренопсихология, соответственно.

    А возрастная психология изучает психологические изменения человека, переходя от одного возраста к другому.

Специальная
психология возникла и развивалась как
пограничная область знаний, имеющая
широкие связи с другими науками, особенно
с общей психологией, медициной,
педагогикой. Она вбирает в себя достижения
гуманитарных и естественных наук
(философии, социологии, юриспруденции;
биологии, генетики, анатомии, физиологии
и др.).

Как
и любая наука, являющаяся самостоятельной
отраслью человеческого знания, специальная
психология имеет свой предмет — это
закономерности атипичного развития,
его причины и механизмы, особенности
освоения социокультурного опыта людьми
с атипиями (отклонениями и нарушениями
психического развития), в частности,
закономерности спонтанного и направленного
познания окружающего мира, приобретения
практического опыта, социализации и
тех изменений в психике, которые
происходят в процессе корректирующего
воздействия специалистов.

  1. Специальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психологического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками.

Выделение
специальной психологии как целостной
области психологической науки связано
с именем выдающегося отечественного
психолога Л.С. Выготского.

Л.С.
Выготский был первым в мировой психологии,
выделившим общие закономерности
психического развития при разных
дефектах: умственной отсталости, глухоте,
недостатках зрения, нарушениях речи.

Благодаря этому стало возможным
объединение отдельных ветвей психологии,
изолированно изучавших детей и взрослых
с такими недостатками, в специальную
психологию. Существенный вклад в ее
развитие внесли такие крупные отечественные
ученые, как Г.Я. Трошин, Л.В. Зан­ков,
И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Г.М.

 Дульнев,
Р.Е. Левина, И.А. Соко­лянский и
другие. Многие из них были соратниками
и учениками Л.С. Выготского.

  • Объект
    изучения специальной психологии
     – дети
    с врожденными или приобретенными
    нарушениями физического и психического
    развития.
  • Предметом
    специальной психологии
     являются
    закономерности развития и проявлений
    психики различных групп детей с
    нарушениями в развитии.
  • Задачиспециальной
    психологии
    :
  • 1)  
    раскрытие закономерностей развития и
    проявлений психики, общих для нормально
    развивающихся детей и детей с нарушениями
    в развитии;
  • 2)  
    исследование закономерностей развития
    и проявлений психики, специфичных для
    детей с нарушениями в развитии;
  • 3)  
    изучение нарушений в развитии и
    формировании конкретных форм психической
    деятельности и психических процессов
    у различных групп аномальных детей;
  • 4)  
    выявление путей, средств и способов
    компенсации нарушений в развитии у
    детей.
  • Основной
    задачей специальной психологии на
    современном этапе является формирование
    адекватной личности в условиях применения
    специальных методов и приемов воспитания
    и обучения, за счет которых происходит
    замещение и перестройка нарушенных
    функций.

Специальная
психология возникла и развивалась как
пограничная область знаний, тесно
связанная с психологией, педагогикой
и медициной. Ее связь с психологией
определяется общностью методологических
позиций, понятийного аппарата, методов
изучения психики.

В
своем развитии специальная психология
опирается на достижения таких медицинских
наук, как физиология, невропатология и
психиатрия. Глубокий учет медицинских
данных позволяет получить представление
о причинах возникновения, структуре и
механизмах того или иного дефекта,
помогает в изучении особенностей психики
аномального ребенка.

По
поводу связи специальной психологии с
патопсихологией в литературе высказывается
точка зрения, что специальная психология
является частью патопсихологии. Однако
с этим нельзя согласиться.

Патопсихология
изучает структуру и закономерности
распада сформировавшейся психической
сферы и личности, особенность же психики
аномального ребенка – развитие в
условиях текущего или закончившегося
патологического процесса.

Кроме того,
патопсихология ориентирована на решение
задач, поставленных клинической
психиатрией, а специальная психология –
на теорию и практику коррекционной
педагогики.

Взаимосвязь
специальной психологии с педагогикой
выражается в том, что вопросы обучения
и воспитания детей с аномалиями в
развитии разрабатываются на основе
общей теории дидактики и частных методик
обучения.

Специальная
психология теснейшим образом связана
с коррекционной педагогикой.

 У
этих отраслей знаний общий предмет
изучения – дети с нарушениями в
развитии, определенная общность задач,
общие методологические основы, методы
изучения, естественнонаучная база, что
позволяет квалифицировать изучаемые
явления в единых понятиях.

Однако
коррекционная педагогика разрабатывает
и научно обосновывает систему обучения
и воспитания, а специальная психология
изучает закономерности развития
аномальных детей.

Читайте также:  Функция и производная: что это и чем они отличаются

Взаимосвязь
и взаимообусловленность этих двух наук
подтверждается словами выдающегося
отечественного психолога С.Л.

 Рубинштей­на:
«При всей взаимосвязанности психического
развития ребенка и педагогического
процесса предметом психологии является
психика ребенка в закономерностях ее
развития, педагогический процесс здесь
выступает как одно из условий этого
развития.

В педагогическом исследовании
взаимоотношения меняются: предметом
педагогики является процесс воспитания
и обучения в его специфических
закономерностях, психические свойства
ребенка выступают как условия, которые
должны быть учтены»

Источник: https://studfile.net/preview/6390763/

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности.

Педагог-психолог Османова Э.Н

            Личностное развитие человека несёт на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов и интересов, а так же социальные проявления.

            Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы.

Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное.

В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперёд, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребёнка без учёта его возрастных возможностей.

  •             В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст или ранняя юность (15-18 лет).
  •             Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых на совершенствовании психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенности поведения.
  • Особенности развития и воспитания младших школьников.

            Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени, в основном, заканчивается окостенение черепа головы, продолжается упрочение скелета в целом.

Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находится в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Вредные влияния могут оказывать физические перенагрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа).

Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

            Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обуславливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе.

В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы, проводить физкультпаузы, в тёплое время заниматься при открытых форточках, а в прохладную погоду чаще проветривать классы.

Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников.

  1.             Психологические особенности младшего школьного возраста:
  2. Ведущая деятельность – учёба.
  3. — Происходит перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической), мышления (переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий.
  4. — развитие саморегуляции поведения, воли;
  5. — усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
  6. — овладение навыками домашнего труда;
  7. — расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношение в учебном коллективе;
  8. — развивающие игры занимают второе место после учёбы;
  9. — формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;
  10. — формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учёбе, критичности учителей и родителей формируется неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».
  11. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.

            Данный возраст обычно называют переходным т.к. в этот период происходит переход от детства к юности.

            По иному протекает физическое развитие средних школьников. Оно характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания.

Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков обуславливается так же гиподинамией т.е. недостаточной подвижностью. Учение.

Требующее усидчивости может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказываться на физическом развитии учащихся.

  • Психологические особенности подросткового возраста:
  • -интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;
  • — неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;
  • — самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми;
  • — ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе;
  • — формирование самооценки, характера;
  • — возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптированных форм поведения;
  • — формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
  • — отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
  • — развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;
  • — самоконтроль и планирование деятельности ещё затруднены;
  • — склонность к риску, агрессивности как приёмам самоутверждения;
  • — появление сексуальных влечений и интересов;
  • — формирование самосознания своего «Я»;
  • — избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.

            Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При её проведении нужно учитывать то, что своё будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях.

Производственные же профессии их привлекают меньше.

Вот почему, поддерживая стремления подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.

Особенности развития и воспитания старших школьников.

            Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости.

            Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции, которые присущи подросткам. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается.

  1.             Основные психологические особенности.
  2. — формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
  3. — происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания;
  4. — возрастает волевая регуляция;
  5. — возрастает концентрация внимания, объём памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление;
  6. появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;
  7. — формируется собственное мировоззрение;
  8. — стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;
  9. — пренебрежение к советам старших;
  10. — критиканство, проявление недоверия;
  11. — отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
  12. — завершено половое созревание. Формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям;
  13. — возникает первое чувство любви, дружбы;
  14. — недостаточное осознание последствий своих поступков.
  15. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учёт в процессе воспитания.

            Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании.

Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга.

Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

            Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?

            При учёте возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщённые данные педагогики и психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

            На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которого во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность.

Нужно знать ранее перенесённые учеником заболевания, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы.

Всё это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе, а так же сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.

            Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти склонности и интересы. С учётом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении.

            Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов со сверстниками. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которая поможет её при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

            Важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям, труду, а так же к учителям и классному коллективу.

            Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а так же динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Источник: http://ukrainka-shkola.ru/roditelyam/stranitsa-psikhologa/248-vozrastnye-i-individualnye-osobennosti-razvitiya-lichnosti

Понятие нормы возрастного развития

Возрастная норма и статистический подход. Он базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта). Значения измеренных по определенной шкале признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств, или признаков, подчиняется нормальному закону.

Нормальным признается такое значение признака, которое оказывается в пределах среднего или оговоренной меры распределения, как правило выраженной в виде стандартного отклонения. Показатели, выходящие за установленные (по статистическим правилам) границы, считаются ненормальными.

Преимущества статистического подхода заключаются в том, что норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя.

Кроме того, как максимальная частота появления определенного показателя, она соответствует общепринятому представлению нормальности.

Однако статистическое толкование нормы встречает ряд серьезных трудностей и расходится с реальными фактами. Недостатки заключаются в следующем:

v редко встречающиеся значения изучаемого признака рассматриваются как аномальные; в частности, при статистическом подходе одаренность следует рассматривать как отклонение от нормы, т. е. как патологию;

  • v статистически определяемая норма имеет ситуативный характер; она дает представление о признаке «здесь и сейчас» и, строго говоря, не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время;
  • v статистически определяемая норма применима, если используется один репрезентативный показатель; наличие двух и большего числа показателей приведет к тому, что кривые распределения для каждого будут давать свой вариант границ нормы, а их объединение сузит диапазон нормы, взятый одновременно по двум и более показателям;
  • v статистическое определение нормы не обеспечивает содержательного толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;
  • v все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в количественном виде, невозможно оценить в категориях статистической нормы.
Читайте также:  Какой теплый пол лучше кабель или маты?

Функционально-системный подход. В теории функциональных систем обосновывается принципиально иной подход к понятию возрастной нормы. В этом случае возрастная норма понимается не как набор стандартных критериев, а как провес, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К. В.

Судаков, психологическая и физиологическая возрастная норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма.

Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды.

Такой подход позволяет по-новому подойти к толкованию такого понятия, как возрастная норма и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания (в отличие от статистической нормы). Однако подобное толкование имеет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. Явно дискуссионными при этом подходе остаются способы описания понятия возрастная норма и установления ее критериев.

Медико-биологический подход. Этот подход основан на эмпирическом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе ЦНС.

Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения.

Безусловно, сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств (социальных условий, развития науки и т.п.).

Иными словами, понятие возрастная норма является динамичной категорией, функционирующей, однако, в определенных пределах, которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики.

В результате многолетних наблюдений, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений, т. е.

статистические нормы.

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения — их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития.

Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем.

Таким образом, возрастная норма рассматривается как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития; последние могут группироваться в типы и образовывать типологические возрастные нормы.

Источник: Марцинковская Т.Д., Психология развития



Источник: https://infopedia.su/19x3fd1.html

Что такое возрастная норма в развитии психики детей? Часть I

«И с этим мы должны поступать в детский сад?!»… Педиатр с видом человека, который явно не первый раз это делает и давно устал объяснять суть проблемы, отмахнулся от тревог женщины: «Да кто сейчас вообще смотрит на эти возрастные нормы!» На такой ноте беседа доктора и пациентки исчерпала себя. Но вопросы-то остались! Осталась в сдержанном негодовании мама мальчика, остались в недоумении невольные свидетели этой сцены (увы, в наших детских поликлиниках они стали происходить всё чаще, что говорит о злободневности проблемы).

Действительно, кто и откуда взял эти нормы, и что можно считать нормой психического развития в дошкольном возрасте? Почему именно в дошкольном? Потому что для раннего возраста эта проблема стоит не так остро: благодаря очень быстрому темпу развития детей от 0 до двух лет. Здесь можно выделить определённые возрастные формы. А вот на третьем году жизни индивидуальные различия уже перекрывают возрастные.

Само понятие нормы в развитии психики (если цитировать разработчиков «тестов развития») предполагает такие параметры психики, которые показывают большинство детей данного возраста. То есть, это статистическая норма.

Но есть и другой взгляд на норму психического развития.

Гуманистическая психология говорит, что это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, при этом дети живут в благоприятных условиях.

Обратите внимание! Благоприятные условия — это когда дети обеспечены всем необходимым для поддержания жизни, окружающая среда стабильна (то есть, безопасна), к тому же, дети ощущают себя любимыми и значимыми для своих близких. В этих условиях возможно максимальное проявление всех способностей детей, возможных в их возрасте.

Иными словами, возрастная норма — это достижения детей в настоящий период жизни. Предполагается наличие определённых требований: что должен делать ребёнок в определённом возрасте. Это своеобразная программа возрастного развития, где существуют три уровня её усвоения: высокий, средний и низкий. Получается, что индивидуальные способности ребёнка сравнивают с заранее заданными требованиями.

Эти требования, в свою очередь, определены на основе анализа и обобщения научных исследований в психологии и педагогике. В таких исследованиях чаще всего участвует немного детей (до нескольких десятков в каждой возрастной группе), и они находятся в особых условиях эксперимента, главное из которых — это индивидуальный контакт с добрым и очень внимательным взрослым.

Выходит, что обнаруженные в таких условиях показатели характеризуют не средние, а максимально возможные достижения для данного возраста. Иногда те же дети, но в других условиях и с другим «экзаменатором» могут не повторить свои собственные результаты.

Интересно и то, что возрастные программы обычно не содержат количественных данных, без которых деление на уровни теряет смысл, потому что из самого сочетания (низкий, средний, высокий) ожидается, что детей среднего уровня большинство, то есть средний уровень — это норма в статистическом смысле, а высокий уровень — норма максимального развития.

Но если нет количественных данных, то, значит, существует проблема достоверности критериев возрастной нормы. И никто не может поручиться, что детей, скажем, со средним уровнем развития на сегодня в нашем обществе большинство. Так почему же мы стремимся подравнивать ребёнка к этому среднему уровню, про который не каждому известно, откуда он взялся и действительно ли он средний?

В таком случае вполне обоснованно в среде педагогов и психологов сейчас говорят о том, что критерии, которые приведены в документах об образовательных стандартах, могут использоваться только как ориентирующие, а не как обязательные.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/2523/

Возрастная норма

Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что понятие возрастная норма определить и операционализировать, т. е. представить в доступной для измерения форме, весьма сложно.

Выделяются следующие подходы к определению данного понятия.

Возрастная норма и статистический подход. Он базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта).

Значения измеренных по определенной шкале признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств, или признаков, подчиняется нормальному закону.

Такое распределение может быть представлено графически в виде кривой Гаусса, или частотной кривой, которая имеет вид колокола и называется иногда колоколообразной кривой.

Нормальным признается такое значение признака, которое оказывается в пределах среднего или оговоренной меры распределения, как правило выраженной в виде стандартного отклонения.

Показатели, выходящие за установленные (по статистическим правилам) границы, считаются ненормальными.

Таким образом, статистические методы позволяют оценить однородность выборки и популяции с точки зрения изменчивости определенного количественного признака индивида.

Преимущества статистического подхода заключаются в том, что норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя.

Кроме того, как максимальная частота появления определенного показателя, она соответствует общепринятому представлению нормальности.

Однако статистическое толкование нормы встречает ряд серьезных трудностей и расходится с реальными фактами. Недостатки заключаются в следующем:

  • редко встречающиеся значения изучаемого признака рассматриваются как аномальные; в частности, при статистическом подходе одаренность следует рассматривать как отклонение от нормы, т. е. как патологию;
  • статистически определяемая норма имеет ситуативный характер; она дает представление о признаке «здесь и сейчас» и, строго говоря, не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время;
  • статистически определяемая норма применима, если используется один репрезентативный показатель; наличие двух и большего числа показателей приведет к тому, что кривые распределения для каждого будут давать свой вариант границ нормы, а их объединение сузит диапазон нормы, взятый одновременно по двум и более показателям;
  • статистическое определение нормы не обеспечивает содержательного толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;
  • все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в количественном виде, невозможно оценить в категориях статистической нормы.

Функционально-системный подход. В теории функциональных систем обосновывается принципиально иной подход к понятию возрастной нормы. В этом случае возрастная норма понимается не как набор стандартных критериев, а как провес, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К. В.

Судаков, психологическая и физиологическая возрастная норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное сопа-сование всех функций организма.

Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды.

Такой подход позволяет по-новому подойти к толкованию такого понятия, как возрастная норма и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания (в отличие от статистической нормы). Однако подобное толкование имеет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. Явно дискуссионными при этом подходе остаются способы описания понятия возрастная норма и установления ее критериев.

Медико-биологический подход. Этот подход основан на эмпирическом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе ЦНС.

Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения.

Безусловно, сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств (социальных условий, развития науки и т.п.).

Иными словами, понятие возрастная норма является динамичной категорией, функционирующей, однако, в определенных пределах, которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики.

В результате многолетних наблюдений, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений, т. е.

статистические нормы.

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения — их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития.

Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем.

Таким образом, возрастная норма рассматриваться как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития; последние могут группироваться в типы и образовывать типологические возрастные нормы.

Источник: https://psyera.ru/5039/vozrastnaya-norma

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector