В чем разница между причинами и предпосылками?

Бывают верные и неверные предпосылки. Что такое предпосылки, мы и будем разбирать. Главное – помнить, что верность или неверность предпосылок остается на совести того, кто оценивает. Но это не единственная премудрость, которой мы овладеем.

Значение

Почему-то, когда речь идет об объекте исследования, всегда вспоминаются споры о существовании или несуществовании Бога. Сколько копий сломано в этих дебатах, и они все еще продолжают ломаться. А главная загвоздка в том, что никто не может ни доказать, ни опровергнуть существование Господа, это еще И. Кант продемонстрировал.

В чем разница между причинами и предпосылками?

Но оставим теологическую тему, ибо она весьма спорна, и покажем относительность предпосылок как явления. Но сначала все же заглянем в толковый словарь, чтобы у разговора появилась какая-то предметность. Итак, значение слова «предпосылка»:

  1. Исходный пункт какого-нибудь рассуждения.
  2. Предварительное условие чего-нибудь.

Теперь, зная смысл слова, можно легко объяснить значение, а также осветить вопрос о правильных и неправильных исходных пунктах. Например, человек не верит в Бога и все объясняет с точки зрения материалистического взгляда на вещи.

Мы знаем, что такое предпосылки, но вопрос об их адекватности остается. К сожалению, на последний нельзя никак ответить. В среде людей-атеистов материалистический взгляд на вещи нормален и правилен, а для верующих в корне порочен.

Кто прав, а кто нет? На этот вопрос нет ответа.

Второй смысл и примеры

Если задать себе вопрос о том, что такое предпосылки, и рассмотреть второе значение слова, то здесь все значительно проще. Если читатель когда-нибудь слышал слово «задатки», то он непременно поймет, что значат предпосылки. Предпосылка касается неявного, неосуществленного, но возможного.

В чем разница между причинами и предпосылками?

Да, это может быть сложно, но только пока нет примеров:

  • У человека абсолютный слух, и это предпосылка для того, чтобы он стал музыкантом.
  • Ребенок быстро считает в уме большие цифры, и это служит предпосылкой возможного математического таланта.
  • Мальчик все время проводит с мячом? Возможно, речь идет о новом Месси или Роналду. По крайней мере, предпосылка имеется.

Внимательный читатель заметит, что во всех примерах есть оттенок возможности. То есть никто еще не реализовал своих задатков. Воплотится ли детский талант во что-то конкретное? Это вопрос открытый. И подобный подход отличает предпосылки и причины. Когда речь идет о последних, то мы точно знаем, что сыграло решающую роль в том или ином событии, а с предпосылками сложнее.

Возможно, не все наши рассуждения ясны читателю, но если он хотя бы частично понял, что такое предпосылки, то и с остальным у него проблем не возникнет.

Синонимы

Последние по списку, но не по значению – замены для объекта исследования. Сам предмет разговора непрост, поэтому не будет лишним упомянуть о тех определениях, которые могут подставить свое плечо в случае необходимости рассматриваемому существительному.

В чем разница между причинами и предпосылками?

Итак, как всегда, список:

  • положение;
  • постулат;
  • допущение;
  • условие.

Из всего вышеперечисленного, пожалуй, только «условием» мы пользуемся постоянно, остальные замены – это часть научной лексики, которая, естественно, в повседневном языке почти никогда не упоминается. Но из песен слов не выкинешь: таковы синонимы к слову «предпосылки». Понятие сложное, и замены ему под стать.

Источник: https://www.syl.ru/article/381827/chto-takoe-predposyilki-znachenie-sinonimyi-i-tolkovanie

Разница между предпосылками и причинами

Происходящие в жизни события можно рассматривать с разных сторон. В частности, особую важность относительно случившегося имеет выявление причин и изучение предпосылок. Что понимается под теми и другими? И чем отличаются предпосылки от причин? Попытаемся это выяснить.

Определение

Одно из значений слова «предпосылка» – условие или обстоятельство, благоприятное для возникновения некоторого явления, развития каких-либо событий (Важнейшая предпосылка для начала становления государства – существование хотя бы минимальной организации общества.).

Причина трактуется как:

  1. то, чем вызываются чьи-либо действия (Работники предприятия совершили коллективную акцию протеста по причине противозаконной задержки заработной платы.), состояние (Причиной ее радости было получение диплома.);
  2. то, что служит основанием для существования какого-либо явления или факта (Причиной неурожая картофеля стало засушливое лето.), возникновения процесса (Незатушенный костер – потенциальная причина лесного пожара.).

Сравнение

Чтобы лучше понять, в чем состоит отличие предпосылок от причин, следует поразмыслить, на какие вопросы отвечает изучение тех и других. К примеру, совершилось определенное событие. Рассмотрев его предпосылки, можно прийти к заключению о том, что предвещало произошедшее, какие предварительные условия имели значение в этом случае, какой в целом была сложившаяся обстановка.

В то же время исследование причин события дает ответ на вопрос, из-за чего все случилось, что лежит в корне произошедшего. Причины – это нечто более глубинное, чем предпосылки.

Они обязательно влекут за собой следствие в виде каких-то действий, явлений, процессов. Впрочем, и сами причины могут представлять собой явления, действия (В класс вошел учитель, и ученики перестали шуметь.).

В некотором смысле причиной иногда называют человека (Ты причина всех моих бед!).

В чем разница между причинами и предпосылками?

Разобраться, в чем разница между предпосылками и причинами, поможет и такой пример. Родители Петра были юристами, и это являлось предпосылкой для того, чтобы сын пошел по их стопам.

Однако Петр увлекался живописью, по причине чего молодой человек выбрал профессию художника. Из этого примера также следует, что предпосылки могут существовать относительно самостоятельно и лишь намекать на возможное развитие событий.

Причины же напрямую связаны с тем, что происходит.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-predposylki-ot-prichin/

Что такое постановлениераспоряжениерешение и в чем отличия

В чем разница между причинами и предпосылками?

Разница между причиной и поводом

О причинах и поводах говорят, когда анализируют произошедшие события или чьи-то действия. Однако понятия нередко путаются, и вещи называются не своими именами.

Чтобы избежать недоразумений, важно знать, чем отличается причина от повода.Причина – то, из-за чего возникают разные явления или совершаются действия.

В роли причины могут выступать другие явления или какие-либо обстоятельства.

Причины могут оказывать и предупреждающее влияние на ход событий, то есть предотвращать возникновение явлений или совершение действий.Повод – предлог, побудительный толчок для начала каких-либо действий. В некоторых случаях повод, как и причина, становится основанием для бездействия.

Из двух понятий «причина» гораздо глубже и обширней. Отличие причины от повода заключается в том, что первая представляет собой нечто основательное, часто не зависящее от самого человека. Причина характеризуется в определенном смысле постоянством.

А повод найдется не один, так другой, чтобы произошло то, что должно произойти. Образно повод можно сравнить с искрой, от которой разгорается пламя.Поводом способно стать неожиданное обстоятельство или даже слово.

Иногда бывает очень сложно докопаться до сути, то есть до причин, вызвавших то или иное событие.

Это требует размышлений, анализа. Настоящие причины поступков нередко скрываются, а в качестве оправдания или отговорки называется повод.Чтобы было понятней, в чем разница между причиной и поводом, приведем несколько примеров.

Итак, человек простудился. Поводом для этого могло стать нахождение под дождем или съеденное мороженое.

Причина – общее ослабление организма, имеющееся в данный момент.Другой пример. Один из супругов не убрал за собой одежду. Разгорелась ссора. Сам факт того, что не совершилось требуемое действие, можно назвать поводом.

Читайте также:  Чем отличается рынок от базара — основные отличия

Разница между целью и задачей.

Отличия и Сравнение

Я хочу узнать больше о китайской истории.

2. Цели являются долгосрочными, а задачи, как правило, осуществляются в краткосрочной или среднесрочной перспективе. 3. Цели туманны и не могут быть окончательно обрисованными, тогда как задачи могут быть легко измерены. 4. Цели их трудно оценить или нарисовать график, но задачи следует заносить в график, чтобы быть более эффективным.

Источник: https://ukpravoedelo.ru/chto-takoe-postanovlenierasporjazheniereshenie-i-v-chem-otlichija-74558/

Причинно-следственные связи (К3) в историческом сочинении. Кто виноват и что делать?

В чем разница между причинами и предпосылками?

Для начала, еще раз прочитаем требования по критерию К3.  По данному критерию необходимо: 

«правильно указать две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий/явлений/процессов, происходивших в данный период». 

Итак, необходимо указать две ПСС, и не какие-нибудь, а именно те, которые характеризуют причины (!) возникновения событий данного периода. 
 

  • Что именно понимается под причинно-следственной связью?

ПСС —  связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием. 
  

Таким образом, эксперты ЕГЭ хотят увидеть в сочинении то, как выпускник умеет показывать СВЯЗЬ между двумя историческими событиями. Связь между событием-причиной и событием-следствием. 

При этом, событие-следствие должно находиться именно в рамках того периода, по которому пишется сочинение. Событие-следствие не должно находиться за верхней границей или нижней границей периода, оно должно относиться именно к данному (!) периоду. 

  

К событию (явлению, процессу), которое произошло в рамках заданного периода, необходимо подобрать те события (явления, процессы) из прошлого, которые послужили его причиной. 

  1. Какие требования к событию-причине?

1) Событие-причина может находиться как в рамках периода, так и за нижней границей. За верхнюю границу периода невозможно выйти: ведь причины могут находиться только в прошлом, но не в будущем. 
  

Пример «в рамках периода» : 

Непродуманная налоговая политика приближенных царя Алексея Михайловича стала одной из причин Соляного бунта. 
  

Пример «за нижней границей»: 

Издание указа Петра I о престолонаследии было одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов. 
  

2) При указании ПСС могут быть названы не только причины, но и предпосылкисобытий, процессов, явлений. 

Предпосылка – это условие, повлиявшее на начало данного события. 
  

Например: 
 Влияние идей эпохи Просвещения не было прямой причиной восстания декабристов на Сенатской площади, но явилось его предпосылкой.
 

  
 

  • Далее – выдержки из сочинений и комментарии по их оцениванию (К3)
  • Период: 945 – 972 гг.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:   
1) Крещение Ольги (это причина) и укрепление связей между Русью и Византией (это следствие). 
2) Приближение России к византийским границам (это причина) и начало русско-византийской войны (это следствие). 

«Будучи мудрой и дальновидной правительницей, Ольга решает принять религию Византийской империи – христианство. В 957 году происходит крещение Ольги в Константинополе. Ее крестным отцом стал византийский император. Такой шаг способствовал укреплению международный связей Руси и Византии: как политических, так и экономических. 

В эти же годы происходит молниеносная война с Болгарией, закончившаяся победой русского князя. В результате войны Русь получила новые земли, однако присутствие воинственного Святослава у границ Византии не устраивало византийского императора. В связи с этим в 970 году начала русско-византийская война». 

Период: сентябрь 1689 г. – декабрь 1725 г.

  
В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:   

1) Северная война  (это причина) и введение рекрутской повинности (это следствие). 

2) Условия работы строителей Санкт-Петербурга  (это причина) и высокая смертность рабочих (это следствие). 
  

«Чтобы укрепиться на завоеванной территории российский правитель в 1703 году основал город, который сейчас называется Санкт-Петербург.

Началось строительство с заложением на Заячьем острове крепости, ну а сам город строился с большой смертностью рабочих.

Это связано с «рабским» отношением к строителям, работавших в сложном климатическом районе с «невыносимыми» для простого человека работами часами. 

Во время войны власть нуждалась в деньгах и служивых людях. Вопрос со служивыми людьми был решен всеобщей рекрутской повинностью, что обеспечило войну войском и увеличило его в несколько раз». 

Период: октябрь 1894 г. – июль 1914 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:   
1) Проникновение Россию в Маньчжурию (это причина) и начало русско-японской войны (это следствие). 
2) Аренда Порт-Артура (это причина) и начало русско-японской войны (это следствие). 
3) Поражение России в русско-японской войне (это причина) и потеря Россией Южной части Сахалина (это следствие). 
  

«В 1904-1905 гг. была русско-японская война. Причинами этой войны послужило то, что железная дорога России шла через Китай, и то, что наша страна арендовала Порт-Артур для создания там флота. Японии это всё не понравилось. Мы проиграли эту войну. Началось строительство железной дороги на нашей территории, мы потеряли южную часть Сахалина». 

Период: октябрь 1964 г. – март 1985 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:   
1) Косыгинская реформа (это причина.) и увеличение  материальной заинтересованности работников  и др. (это следствие). 
2) Внешняя политика, проводимая А.А. Громыко (это причина) и начало курса на мирное сосуществование (это следствие). 
  

«Разработать проект реформы и воплотить его в жизнь было поручено А. Косыгину  Следствием реформы стало увеличение материальной заинтересованности работников, увеличение экономических показателей, строительство новых заводов. Однако затем произошло снижение показателей, и реформа была свернута. 

  

Что касается внешней политики, то данный период характеризуется так называемой «разрядкой» в международных отношениях. Важнейшей фигурой в проведении внешней политики СССР был министр иностранных дел Громыко  Последствием его внешней политики можно назвать начало курса на мирное сосуществование с капиталистическими странами». 

 Период: октябрь 1964 г. – март 1985 г.

  
В отрывке из сочинения есть следующая ПСС:   

1) Ввод советский войск в Афганистан (это причина) и бойкот Олимпийских игр 1980 г. западными странами (это следствие

  

«В 1980 г. в СССР проводились Летние Олимпийские игры. Многие западные страны на Игры не приехали. Они забойкотировали их из-за ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.». 

Читайте также:  Полидекса или синупрет: сравнение, различия, что лучше

  
 

  1. Общий вывод

Чтобы получить два балла по К3, необходимо как минимум два раза указать в тексте, что «определенное событие (явление, процесс) данного периода произошло, потому что … ».    При этом здесь необязательно называть каких-либо исторических деятелей, перечислять их конкретные действия и т.д. 

У вас может быть несколько отдельных связок в сочинении: 

 

  • «Событие №1 + личность + конкретные действия»  — для К-1 и К-2
  • «Событие №2 + личность + конкретные действия»  — для К-1 и К-2
  • «Событие №3 + его причины/предпосылки» — для К-3
  • «Событие №4 + его причины/предпосылки» — для К-3

Обратите внимание, что можно писать не только о событиях, но и об исторических явлениях и процессах. 
  

Например, в примерах выше говорится о таком процессе как «укрепление связей между Русью и Византией» и о таком явлении как «высокая смертность рабочих при строительстве Санкт-Петербурга» . 

  • Скачать методические рекомендации для экспертов — ссылка
  • ___

Источник: http://historystepa.ru/publ/reshebnik_zadanij_egeh/istoricheskoe_sochinenie/prichinno_sledstvennye_svjazi_k3_v_istoricheskom_sochinenii_kto_vinovat_i_chto_delat/23-1-0-46

Ответ: в чем отличие повода причины и предпосылок войне

Этому есть причины. Есть светская, есть легендарная.

Ещё в стародавние времена Римской империи  территория, на которой сейчас находится Израиль, была занята легионами.

После ряда героических, но неудачных восстаний, против евреев были применены жесточайшие репрессии, а их главная святыня — Иерусалимский Храм (у иудеев один единственный Храм, где можно приносить жертвы; синагоги — молитвенные дома) разрушен, от него осталась лишь Стена Плача. В результате евреи оказались рассеяны по всему миру.

Кто жил на территории современного Израиля, когда оттуда начали уезжать евреи? Вначале — разные родственные ближневосточные семитские народы. А вот с началом арабских завоеваний там плотно обосновались арабы, которые и стали основным населением Израиля/Иудеи/Палестины. (Какой-то процент евреев там оставался всегда, но их было немного).

Гипотетически евреи должны были вернуться на эту землю лишь после того, как придёт великий Мессия/Машиах. Иисуса Христа иудеи таковым признать не пожелали. Но вот в XIX веке, устав от погромов и притеснений, наконец появилась чисто светская идея, что можно и так собраться на этой территории, и основать государство  — сионизм.

Потихонечку-понемножечку потянулись в Палестину переселенцы-евреи. Прежде всего, из стран Европы, со своими культурными обычаями, бытом и т.д. Стали обустраиваться на месте, и сразу же оказались в лучшем экономическом положении, чем местные арабы. Уже повод для зависти.

Потом их становилось всё больше, и палестинские арабы почувствовали, что их постепенно вытесняют с территории, где жило множество поколений их народа. Подстраиваться под местные обычаи евреи-пересленцы не желали. Очень скоро начались столкновения. Когда Палестина перешла под английское управление, евреи ощутили ещё большую уверенность в своих силах.

Фишка в том, что арабы, по их мнению, были на земле священного Сиона задержавшимися гостями, и их необходимо вытурить куда подальше. И не важно, что арабы уже успели обзавестись своей иерусалимской святыней — мечетью, где вознёсся на небеса пророк Муххамад. У евреев появились свои организации самообороны.

Медленно, но верно начался процесс выдавливания арабов с палестинских территорий, и установление порядков новых поселенцев. 

После WWII, когда еврейская нация пережила величайшую катастрофу, мировое сообщество решило, что надо-таки выделить им свою отдельную страну, и дать возможность создать государство на территории, где уже обосновалось множество переселенцев. Несмотря на то, что эта территория была значительно скромнее, чем у нынешнего Израиля, местных и неместных арабов не устроило и это.

После провозглашения государства Израиль сразу несколько окрестных арабских государств (тоже кстати, только что избавившихся от колониальной зависимости) впряглось в войнушку, которую они с треском и проиграли. В результате арабы оказались вытеснены с гораздо больших территорий, чем это было предусмотрено ООН. Да, вместе сосуществовать евреи с арабами не собирались.

Скажем прямо, для переселенцев из Европы арабы были людьми второго сорта. Множество палестинских беженцев оказались на территории соседних арабских стран. НО, тут уже со стороны этих стран, желавших, в случае ликвидации Израиля, разжиться территорией, последовала установка на непременное восстановление чисто арабской Палестины.

Поэтому палестинские беженцы жили в этих странах годами, подпитываясь нагнетаемой реваншистской идеологией. 

Потом произошло ещё несколько войн, в результате которых окружающие арабские страны, многократно превосходящие Израиль в территории и по населению, терпели позорные поражения.

А еврейское государство всё прибавляло в размерах, да прибавляло. И арабы с палестинских земель продолжали и продолжают вытесняться. Израиль долго держал в оккупации некоторые территории соседних стран.

А в 1980-е стал себя вести как местный городовой, влезая в конфликт, например, в Ливане. 

На тех территориях, что формально остаются в составе Палестинской автономии, возникают всё новые еврейские поселения, (которые формально не являют собой территорию собственно Израиля, но фактически проводят его линию) а арабы выдавливаются оттуда всеми возможными средствами.

Теперь к религиозной составляющей. Арабы и евреи — очень близкие семитские народы, говорящие на родственных языках (взять хотя бы «Шалом алейхем» — «Ас-саляму алейкум»). И их религии имеют общий корень, восходящий к пророку Абраму/Аврааму/Ибрахиму.

Так вот, тот знаменитый прородитель народов был женат на Саре/Сарре, которая всё никак не могла родить. Первой родила служанка — Агарь/Хаджар. Сарра, взревновав, приказала выгнать её вместе с младенцем Измаилом на мороз (вернее, на жару; холодно в тех местах бывает довольно редко).

Так вот, Измаил, сын Агарь/Хаджар, считается прародителем всех арабов.Тем временем Сара/Сарра всё-таки сумела родить, в 90 лет (так получается по Писанию), сына Исаака/Ицхака. Вот он — предок евреев.

Со стороны арабов, таким образом, имеется предъява, что несправедливо обошлись с несчастной служанкой и её сыном.

Источник: https://sky-travels.ru/drugie-voprosy/v-chem-otlichie-povoda-prichiny-i-predposylok-vojne/

4. Предпосылки происхождения права

Рассматривая
проблему исторических предпосылок
права, следует выделить три основных
подхода к ее разрешению.

В соответствии с
классовым
подходом
(К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И.

 Ленин)
в качестве предпосылок права следует
рассматривать появление института
частной собственности, обусловленное
неравномерностью накопления частной
собственности, экономическое расслоение
общества и как результат формирование
устойчивых социальных групп – классов
(эксплуататоров и эксплуатируемых),
отношения между которыми в сфере
производства и присвоения частной
собственности приобретают антагонистический
(непримиримый) характер. При этом
государство создается как механизм
порабощения эксплуататорами
эксплуатируемых, а право выступает в
качестве системы правил и инструментов,
посредством которых осуществляется
это порабощение.

Второй подход
условно можно назвать диалектико-социологическим.
Он связывает возникновение права с
утверждением обменных отношений и
переходом от локальных сообществ к
обществу в современном смысле слова.

Сущностными принципами обмена, его
атрибутами являются свобода личности
(под принуждением, как известно, обмен
невозможен), формальное равенство с
другим субъектом (выражающееся в том,
что при обмене невозможно навязать свою
волю другому субъекту), частная
собственность (обменивать можно лишь
то, что принадлежит субъекту по праву)
и эквивалентность обмениваемого
(следствие формального равенства).
Только при наличии обозначенных факторов
возможно появление права как относительно
самостоятельного регулятора общественных
отношений. По этому поводу Е. Б. Пашуканис
говорил, что «исторически именно меновая
сделка дала идею субъекта как абстрактного
носителя всех возможных правопритязаний.
Только в условиях товарного хозяйства
рождается абстрактная правовая форма,
т. е. способность иметь право вообще
отделяется от конкретных правопритязаний».14

Читайте также:  Чем отличается внутренняя звуковая карта от внешней

Третий подход –
антропологический.
Крупнейшие представители современной
политической антропологии утверждают,
что политическая организация и право
являются универсальными социальными
явлениями, изначально присущими обществу.
Они появляются вместе с обществом и
исчезнут с ним же. В ходе эволюции
общества изменяется лишь степень
зрелости права, но не его сущность.

В юриспруденции
близкая точка зрения была изложена
шведским историком права Э. Аннерсом.
Древнее право он именует примирительным
правом родового строя, связывая его в
основном с процедурами разрешения
межобщинных конфликтов.15
Сходную идею высказывал и М. А.

 Рейснер,
полагавший, что в доклассовом обществе
«междуродовое» право «покоилось на
начале мести и было направлено к
ограждению целостности живого состава
и неприкосновенности областей владения
со стороны многочисленных родовых
групп».

16
Таким образом, сам факт формирования
человеческого сообщества, в котором
отношения между людьми приобретают
упорядоченный характер, рассматривается
в качестве основной исторической
предпосылки возникновения права.17

В теории государства
и права существует множество подходов
к рассмотрению проблемы происхождения
права. В рамках этих подходов по критерию
волевого участия человека в правогенезе
(т. е. в процессе правообразования) с
определенной долей условности можно
выделить теоретические концепции
естественного происхождения права и
теории позитивного (искусственно
созданного) права.

Теории, не связывающие
происхождение права с человеческим
волеустановлением, рассматривают право
либо в качестве объективного явления,
возникающего в результате естественного
(и именно в силу этого – объективного)
процесса развития человеческого
общества, либо в качестве некоего
божественного установления, опять же
не зависящего от воли человека. В свою
очередь позитивистские теории
рассматривают правогенез с точки зрения
осознанной волевой человеческой
деятельности. При этом в зависимости
от субъекта, осуществляющего
правотворчество, различаются юридический,
социологический, психологический типы
позитивизма.

Рассмотрим
перечисленные теории происхождения
права более подробно.

1.Теории
естественного происхождения права

Теория естественного
права

(Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж.Локк,
Ж.-Ж. Руссо и др.). Право как совокупность
определенных возможностей возникает
у человека с момента рождения и реализуется
им независимо от того, является он
гражданином государства или нет.

В
основу естественного права, таким
образом, положены неотчуждаемые права
человека, выступающие в качестве
ценностных установок, приоритетных по
отношению к государственным интересам.

А само «естественное право… столь
незыблемо, что не может быть изменено
даже самим Богом».18
В этой связи следует согласиться с
замечанием, сделанным А. Б.

 Венгеровым,
что «теория естественного права, таким
образом, снимала, по существу, проблему
происхождения права, делая упор на
изначальном присутствии у человека как
у социального существа определенной
суммы прав».19

Но наряду с
естественным правом, с точки зрения
естественно-правовой доктрины, в обществе
функционирует производное от естественного
позитивное право, установленное
государством и обеспечиваемое возможностью
государственного принуждения. В отличие
от естественного права право в позитивном
смысле возникает в результате человеческого
волеустановления, оно не должно
противоречить требованиям права
естественного.

Историческая
школа права
(Ф. Савиньи,
Г. Пухта)в качестве
основного объекта познания и предмета
научного исследования выделила феномен
правогенеза и историческое развитие
правовых явлений. С точки зрения
представителей этого научного направления
право представляет собой продукт
исторического развития.

Оно возникает,
подобно языку общения, стихийно. Так,
по мнению основоположника исторической
школы Г.

 Гуго, «большая часть правовых
норм, действующих у данного народа,
возникли стихийно, подобно тому, как
возникли язык и нравы этого народа, или,
скорее всего, являясь частью того и
другого, возникли в результате привычки».

20
Сходные мотивы в достаточной степени
четко просматриваются и в теории другого
теоретика исторической школы – Г. Пухты,
по мнению которого, «право, создается
впервые не государством, напротив,
последнее уже предполагает правовое
сознание, право, в охранении которого
состоит главная задача государства».21

2.Теории
происхождения позитивного права

Юридический
позитивизм
(И. Бентам,
Д. Остин, Г. Кельзен, Г. Ф. Шершеневич)
право
является продуктом целенаправленной
государственной деятельности, актом
воли,22
выраженным в виде определенных правил,
приказом суверена. Правила поведения
не получившие формально-юридического
выражения, правовыми не являются.

Правотворческая деятельность государства
может осуществляться как в форме
непосредственного, так и санкционированного
правотворчества.

В рамках непосредственного
правотворчества создаются так называемые
гражданские права и обязанности (правила,
регламентирующие порядок формирования
и функционирования государственной
власти, приобретения и утраты гражданства
и т. п.).

В рамках санкционированного
правотворчества государство признает
юридически значимыми (правомерными,
противоправными) правила поведения,
сложившиеся в ходе естественного
развития общества (обычай наследования
имущества умершего членами его семьи
признается государством правомерным,
а обычай кровной мести – противоправным).

Социологический
позитивизм
(Э. Эрлих,
К. Лавеллин, Д. Фрэнк, С. А. Муромцев)
– право, как
система правил поведения общезначимого
характера, формируется в результате
социального развития.

Государство
юридизирует (наделяет юридической
силой, гарантирует и санкционирует) уже
сложившиеся в процессе общественного
развития правила поведения. Так, например,
право по Е.

 Эрлиху, это, прежде всего,
объективное независимое от прямого
волеустановления явление («живое
право»), которое постепенно преобразуется
в систему правил («право второго
порядка»), «по которым суды и другие
учреждения оценивают поступки людей…».

23
При этом к праву второго порядка ученый
относил правовые положения, установленные
судебными решениями и законодательством,
которые предназначены охранять «живое
право», опережающее по своей динамике
отражения сущего исходящие от государства
правовые установления.

Психологический
позитивизм
(Л. Петражицкий,
Г. Тард и др.),
особенностью которого является
интерпретация права как продукта
человеческой психики. Так, например,
наиболее яркий и авторитетный представитель
психологической теории права
Л. И.

 Петражицкий характеризовал
право как «этические переживания, эмоции
которых имеют атрибутивный характер».24
Ученый проводил деление права на
позитивное и интуитивное.

При этом
возникновение позитивного права
связывалось с некими внешними основаниями
– «нормативными фактами», на которые
право опирается (обычаи, законы, кодексы
и пр.). Интуитивное же право – это
продукт внутреннего определения
субъекта.25

Контрольные
вопросы по теме:

  1. При помощи каких средств и в каких формах осуществлялось социальное управление в догосударственный (архаический) период?

  2. Что такое мононорма и в чем отличие мононорм от современных норм права?

  3. В чем особенность социальной власти в условиях догосударственного общества?

  4. Какие социально-исторические предпосылки предшестовавали возникновению государства?

  5. Перечислите и охарактеризуйте основные теории происхождения государства

  6. Какие социально-исторические предпосылки предшествовали появлению права?

  7. Перечислите и охарактеризуйте основные теории происхождения права

  8. Какие из теорий происхождения государства и права, на Ваш взгляд наиболее подходят для объяснения процессов становления российского государства и российского права?

Источник: https://studfile.net/preview/6208612/page:11/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector